Составление программ циклической структуры с использованием цикла с параметром
Автор: Туркина Надежда Михайловна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБОУ СПО ИО "АПЭТ" Населённый пункт: Иркутская обл, г. Ангарск Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Составление программ циклической структуры с использованием цикла с параметром Раздел: среднее профессиональное
Дисциплина:
Основы
программирования
Группа
ИС4-2
Дата
Преподаватель:
Туркина Н.М.
Тема:
Составление программ циклической структуры с использованием цикла с
параметром.
Цель урока:
1. обобщить и систематизировать знания обучающихся. Закрепить понятия
“алгоритм”, “ цикл с параметром”.
2.Развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение
анализировать, обобщать, сравнивать, познавательный интерес.
3. Воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний
из различных областей жизни, коммуникативные качества, трудолюбие
Тип урока:
урок закрепления знаний
Вид урока
лабораторная работа.
Основные термины и
понятия:
Программа, цикл, алгоритм, цикл с параметром
Межпредметные
связи:
Информатика, Объектно-ориентированное программирование
Цель для студентов
научиться решать задачи с использованием циклов с параметром
Продолжительность
занятия:
90 мин
Ход урока:
№
п/п
Этапы
Время, мин. Формы и методы
1.
Организационный момент
5 мин
2.
Проверка
знаний
и
закрепление
умений предыдущего урока.
10 мин
использование СДО Moodle
3.
П р о в е д е н и е
и н с т р у к т а ж а
выполнения лабораторной работы
5 мин
беседа
4.
В ы п о л н е н и я
у п р а ж н е н и й .
Актуализация знаний
20 мин
Работа с конспектом
5.
Решение разноуровневых задач
40 мин
индивидуальная работа
6.
Рефлексия
5 мин
саморефлек
сия
7.
Подведение
итогов
урока
и
домашнее задание
5 мин
I. Организационная часть . Контроль присутствия обучающихся, проверка готовности к уроку.
Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова Аристотеля "Ум заключается не только в
знании, но и в умении прилагать знание на деле".
Сегодня на занятии мы еще раз должны подтвердить эти слова. Но прежде чем мы приступим к
основной
цели
нашего
урока
–
построение
алгоритмов
решения
задач
с
несколькими
логическими условиями, проверим, как вы готовы к усвоению новых знаний.
II. Проверка знаний и закрепление умений предыдущего урока. Актуализация знаний.
Вам предлагается пройти тест в системе Moodle, а после проанализируем вместе ваши
результаты.
III Проведение инструктажа выполнения лабораторной работы.
Ход выполнения лабораторной работы
1.
Выполнить упражнения;
2.
Проработать пример;
3.
Решить задачи.
IV Выполнения упражнений. Актуализация знаний. Проработка примера
Упражнение № 1
Определить чему равно число итераций в следующем операторе:
For a:=-4 to 10 do
Упражнение № 2
Определить
чему
равна
переменная s
в
результате
5
итерации
в
следующем
фрагменте
программы:
S:=0;
For i:=-3 to 5 do
S:=s+I;
Writeln(‘s=’,s);
Упражнение № 3
Определить какие операторы неверны и почему?
a)
For s:=0.6 to 4 do
b)
For s:=1 to 5 do
c)
For a:=1+1 downto -7 do
d)
For w:=1 to 4 do w:=w+1
;
Пример № 1
1. Постановка задачи:
Составить программу вычислений значений функции y, заданной формулой
отрезке [-10, 10] с шагом
h=1.
2. Блок
-
схема
5
,
5
2
,
2
2
,
4
4
2
x
x
x
x
x
x
y
3. Программный код:
Program fynkcia;
Uses crt;
Var
X:integer;
Y:real;
Begin
Writeln(‘задача’:28);
Writeln(‘Построить таблицу табулирования функции на промежутке [-
10,10] c шагом h=1’);
For x:=-10 to 10 do
Begin
If x<2 then
Y:=sqr(x)-4
Else
If (x>2) and(x<=5) then
Y:=sqrt(x-2)
Else
Y:=sqr(sqr(x));
Writeln(‘x=’,x,’y=’:6,y:4:2);
End;
End.
Начало
X=-10,10,1
X<2
Y=x
2
-4
+
-
X>=2
и х<5
Y=
+
-
Y=x
4
Вывод
X,y
Конец
4. Протокол выполнения:
задача
построить таблицу табулирование функции на промежутке [-10,10] c шагом h=1
x=-10 y=96.00
x=-9 y=77.00
x=-8 y=60.00
x=-7 y=45.00
x=-6 y=32.00
x=-5 y=21.00
x=-4 y=12.00
x=-3 y=5.00
x=-2 y=0.00
x=-1 y=-3.00
x=0 y=-4.00
x=1 y=-3.00
x=2 y=16.00
x=3 y=1.00
x=4 y=1.41
x=5 y=1.73
x=6 y=1296.00
x=7 y=2401.00
x=8 y=4096.00
x=9 y=6561.00
x=10 y=10000.00
Задачи для самостоятельного решения
V Решение разноуровневых задач.
Задачи для индивидуального решения
на оценку « удовлетворительно»: Решить одну задачу на выбор;
на оценку « хорошо »: Решить 2-3 задачи на выбор;
на оценку « отлично »: Решить 4 задачи.
1.
Вычислить
выражение:
t
t
t
t
t
t
у
sin
*
3
3
*
3
4
2
2
2
,
5 раз, задавая значение t с
клавиатуры.
Учесть
допустимые
значения t.
В
случае
ошибки
сообщить
об
этом
пользователю с пояснением ошибочной ситуации.
2.
Найти сумму положительных четных чисел , меньших 100,
3.
Найти сумму целых положительных чисел, кратных 4 и меньших 100.
4.
С клавиатуры вводятся М чисел. Подсчитать, сколько из них четных и найти сумму
отрицательных чисел. Все введенные числа вывести на экран.
VI Подведение итогов урока домашнее задание
Повторить все типы циклов. Решить задачи:
1.
С клавиатуры вводятся К чисел. Определить сумму и количество чисел, лежащих в
диапазоне от –7 до 7 включительно. Сколько из этих К чисел делятся на 5 без остатка?
Если таковых нет, то сообщить об этом пользователю.
2.
Найти сумму целых положительных чисел, меньших 200.
VII Рефлексия
После выполненной работы, необходимо в тетради оценить свою работу на уроке:
Своей работой на уроке:
1.
доволен, так как…
2.
я не совсем довольна, мне еще нужно…
3.
не довольна, потому что…