Напоминание

Способы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении МДК.04.01 Технология производства сыра и продуктов из молочной сыворотки


Автор: Мельникова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель спецдисциплин технологического цикла
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Чеховский техникум"
Населённый пункт: с.Новый Быт Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Способы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении МДК.04.01 Технология производства сыра и продуктов из молочной сыворотки
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Способы активизации познавательной деятельности учащихся

(обоснование собственного опыта)

Ключевые слова:
активизация познавательной деятельности, профессио- нальная деятельность, поддержание интереса к изучению курса учебной дис- циплины
Key words:
activation of cognitive activity, professional activity, the maintenance of interest in learning academic course
Резюме:
В статье обобщается личный опыт преподавателя в целях активиза- ции познавательной деятельности обучающихся, любви к своей профессии и чувства патриотизма. В качестве методических основ рассмотрены приемы и методы познавательной деятельности на уроках по технологии сыра при изу- чении нового материала и при закреплении и обобщении знаний
Abstract:
The article summarizes the personal experience of the teacher to en- hance the cognitive activity of students, love for their profession and a sense of pa- triotism. As methodological principles discussed techniques and methods of cogni- tive activity in technology of cheese when learning new material and in consolida- tion and generalization of knowledge
[Melnikova O.V
. The ways of activization of cognitive activity of students (basis of own experience)
]
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” со- держание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоо- пределения личности, создания условий для её самореализации. Образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффектив- ным. Активизация познавательной деятельности студентов в современном процессе образования имеет огромное значение, так как способствует воспи- танию коммуникабельного, квалифицированного специалиста. Характеристика уровней готовности студентов к профессиональной де- ятельности специалиста перерабатывающей промышленности показывает, что наиболее предпочитаемым является не только практическая подготовка, но и творческий уровень. Для того чтобы готовность основного массива сту- дентов приблизилась к нему, необходима система формирования с учетом
определенных компонентов и критериев. Эта система рассматривается нами в качестве модели формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин. Модель фор- мирования готовности к профессиональной деятельности в содержательном компоненте отражает центральную роль специальных дисциплин. Это связа- но с тем, что специальные дисциплины с функциональной точки зрения включают в себя все компоненты готовности к профессиональной деятельно- сти. В содержании специальных дисциплин включены вопросы профессио- нальной деятельности специалиста перерабатывающей отрасли, в том числе выполнение конкретных функций в профессиональной деятельности. Сово- купный перечень специальных дисциплин представляет собой обобщенную научную информацию о структуре деятельности: целях, предмете, средствах труда и основных способах его будущей профессиональной деятельности. Вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях относятся к числу наиболее актуальных проблем современной пе- дагогической науки и практики. Знания, полученные в готовом виде, как пра- вило, вызывают затруднения у обучающихся в их применении и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся является неумение применить полученные знания на практике. При обучении и воспитании обучающихся в ГБПОУ МО «Чеховский техникум» учитываются те требования, которые предъявляются к молодому специалисту на современном производстве. Важно готовить конкуренто- способного выпускника. Выпускник техникума должен обладать множеством качеств, которые отвечают требованиям рынка: высокий уровень общего образования; умение работать с другими людьми; умение быстро адаптироваться в новых услови- ях; высокий уровень общей и профессиональной культуры; желание приобре- тать новые знания; умение самостоятельно принимать решения. Общая культура молодого специалиста основывается на жизненных ценностях и ориентациях личности. Безусловно, наше учебное заведение не 2
является определяющим в формировании культуры, но оно занимает ведущее место в пространстве культуры наших обучающихся в период их обучения. Активность обучающихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. Преподавателю необходимо преобразовывать учебный процесс – из скучного, однообразного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий. Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся, и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство вос- питывающего обучения, повышения его качества. По-моему мнению, что снижение уровня знаний обучающихся в большей степени объясняется качеством занятий: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» урока, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказы- ваться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания подростков. Но придать занятию нестандартные, оригинальные приемы необ- ходимо для активизации познавательной деятельности обучающихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких занятиях обучающиеся увлечены, их работо- способность повышается, результативность занятия возрастает. В выборе нестандартных занятий нужна мера. Обучающиеся привы- кают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно 3
понижается. Место нетрадиционных занятий в общей системе должно, опре- делятся самим преподавателем в зависимости от конкретной ситуации, усло- вий содержания материала и индивидуальных особенностей самого педагога. Значимость нетрадиционных учебных занятий определяется тем, что создаются предпосылки для формирования личностно-профессиональных ка- честв, определяющих облик квалифицированного рабочего, имеющего способность к самореализации, самодостаточного, творческого, инициатив- ного, способного смело проявлять свои профессиональные качества. Сущность моей педагогической деятельности – умение учить всех хо- рошо, в самом обычном техникуме, в самой простой обычной группе. Надо уметь находить хорошее, в любом из них, даже самом «безнадёжном». Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Личное убеждение, что если обучющийся на занятиях будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. А будить мысль студента, по- буждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера. Для обучающегося необходимо создать на занятии условия, максималь- но раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень про- движения, рост уровня их развития и мышления обучающихся. Считаю, что преподаватель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному студенту. Поэтому в своей работе следую заповеди: «оценивай не личность, а деятель- ность обучающегося». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для студента и родителей, так и для преподавателя. Очень важно преподавателю убедить обучающихся, что не ошибается тот, кто ни чему не учится. И самому преподавателю помнить об этом и с по- ниманием относиться к ошибкам своих студентов. Помочь в этом должно знание принципа Питера: «Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта. Чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». Поэтому в своей работе уде- 4
ляю большое внимание ошибкам обучающихся. Веду их учёт, а затем плани- рую и провожу целенаправленную работу над ошибками обучающихся. Ста- раюсь спокойно указать студенту на его ошибку и помочь ему исправить её. Хорошо, если обучающиеся сами заметят свою ошибку или ошибку товари- щей, исправят ее и больше не повторят её. Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эф- фективность определяют следующие факторы: - организация учебной деятельности обучающихся чаще всего построена на групповых или коллективных способах обучения; - изменяется характер домашних заданий, которые направлены на самостоя- тельную, творческую деятельность и способствуют выработке умений пере- носа и применения полученных знаний на практике; -усиливается роль сопутствующего закрепления, когда новый материал усва- ивается на уроке с помощью методов, выводящих обучающихся на эмоцио- нальный путь усвоения знаний; - гибкая структура учебного занятия позволяет преподавателю варьировать содержание, методы, средства и формы работы с обучающимися в зависимо- сти от творческого замысла учебного занятия. Когда говорят о воспитании, то имеют в виду процесс целенаправлен- ного формирования личности в целях подготовки её к активной обществен- ной, производственной деятельности и культурной жизни. Для будущих работников перерабатывающей отрасли вопросы этики поведения играют особую роль и служат частью их профессиональной под- готовки. От техников-технологов молочной промышленности во многом зависит доведение до потребителя качественного готового продукта. Важнейшей воспитательной задачей курса технологии является показ на конкретных примерах того, как от хорошей и правильной организации производства зависит здоровье, трудоспособность и жизнь людей. 5
С первых уроков стремлюсь заинтересовать обучающихся, развивая познавательную активность для изучения технологии сыра. Первый урок-лек- ция посвящён истории развития сыроделия. («Сыроделие возникло, как толь- ко человек научился доить домашних животных. Трудно сказать, где и когда появился в мире первый сыр. О его происхождении существует много легенд. Согласно одной из них, это случилось около 5000 лет назад»). На уроках теоретического обучения нужно обязательно учитывать один из важнейших принципов о том, что всё познаётся в сравнении, поэтому обя- зательно показываю развитие сыроделия, совершенствование технологии приготовления сыров, путь от кустарного сыроварения в царской России до современных гигантов. При изучении отдельных видов сыра исторический подход позволяет лучше понять общие закономерности технологии производства. Обучающиеся должны усвоить, что технологические операции и приё- мы обработки молока не случайны, не произвольны, а сложились в результате многовековой эволюции, в них аккумулирован тысячелетний коллективный опыт человечеств (от «творожного сыра до современных шедевров сырова- ренного мастерства»). Особенно важно подчеркнуть, что технология сыра любого народа со- ответствует климату, образу жизни, национальным вкусам. Поэтому, изучая все темы курса, на уроках я знакомлю обучающихся с сырами России, Кавка- за, Голландии, Швейцарии, Англии, Италии, Франции и других стран. История сыроварения даёт богатейший материал для воспитания у обу- чающихся любви к своей профессии и чувства патриотизма. Технология производства сыра – прикладная дисциплина, связанная с рядом других областей наших знаний. Очень важно, чтобы соответственные межпредметные связи нашли отражение в изучении курса. Технология тесно связана с общеобразовательными дисциплинами и спецпредметами учебного плана профессионального цикла: 6
- русский язык – недопустимо нарушение правил произношения отдельных слов; - химия – изучение химического состава сырья и готового продукта, реакции, происходящие в сырь и сыре в процессе созревания. А также физика, мате- матика, история, география и т.д. При изучении отдельных разделов курса обязательно нужно оценивать экономическую эффективность различных приёмов обработки. Большую роль в преподавании играет возбуждение и поддержание вни- мания и интереса на уроке. Одно из средств оживления рассказа на занятиях по технологии сыра – привлечение примеров из произведений художественной литературы, исто- рии, повседневной жизни. Например, на занятии по теме «Технология произ- водства сыра русский камамбер» уместна такая история «Говорят, началом знаменитой картины Сальвадора Дали «Текучие часы» послужил мягкий сыр Камамбер. Как-то раз, испробовав за ужином этот сыр, художник присел у не- законченного полотна, погасил свет и стал думать о бесподобном вкусе этого продукта. После чего ему и явилось видение «растекшегося времени» и ил- люстрация полотна. Или – как о давно знакомом продукте упоминает о сыре Гомер. Одис- сей со своими спутниками оказался в пещере самого свирепого циклопа По- лифема. В пещере циклопа в корзинах лежало множество сыров, в ведрах и чашах стояла простокваша. Здесь же рассказано о том, как Полифем готовил сыр: «Коз и овец подоил, как у всех это принято, Белого взял молока половину, мгновенно заквасил, Тут же отжал и сложил в сплетенные прочно корзины...» Строки из «Евгения Онегина»: «Перед ним roast beaf окровавленный, И трюфлы, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, 7
И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым». Поддерживает внимание и облегчает обучение демонстрация рисунков, схем, муляжей, а особенно натуральных образцов. Возбуждает интерес, пробуждает внимание эффект удивления, разбор производственных ситуаций. При любой форме урока необходимо стремиться повышать степень ак- тивности обучающихся, учить их думать, а не пассивно воспринимать мате- риал. Обязательно нужно ставить посильные задания, потому что, если обу- чающиеся не могут решить поставленную задачу, у них пропадает к ней ин- терес. Самое действенное средство возбуждения и поддержания интереса и внимания на уроке – создание проблемных ситуаций. Особенно ценно, когда инициатива исходит от самих обучающихся, а преподавателю остаётся лишь превратить возникший вопрос в проблемную ситуацию. Например, на во- прос, почему не образуется замкнутый слой у сыра после прессования, мож- но дать прямой ответ: сырное зерно пересушено. Но лучше предложить отве- тить на этот вопрос самим обучающимся. Для качественной самостоятельной работы обучающихся, применяю метод проектов или исследований, например, «Учёные, внесшие вклад в раз- витии сыродельной отрасли», «Сырная тарелка» и др. Достоинство такого приёма заключается в том, что обучающиеся не только приобретают знания, но и приучаются творчески подходить к своей специальности, механическое запоминание заменяется сознательным изуче- нием материала. Для того, чтобы проблемное обучение было эффективным, необходимо соблюдать ряд правил: задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям обучающихся, не следует ставить задачи, которые по плечу только особенно способным обучающимся; для решения проблемы у обучаю- 8
щихся должен быть необходимый запас знаний; необходимо подвести их к постановке и решению задачи либо путём предшествующего объяснения, либо выполнением самостоятельного задания. Любая работа обучающегося должна учитываться и оцениваться. Пла- нируя опрос обучающихся нужно продумать, что проверять и как проверять. На уроках теоретического обучения использую: устный опрос; проверку зна- ний с помощью контролирующих программ, карточек-заданий; систему зачётов; экзамен. Опрос можно проводить различными способами: индивидуальный (без дополнения другими обучающимися, с дополнением другими обучающими- ся; с рецензированием; с комментированием); комбинированный; фронталь- ный; сообщения; доклады обучающихся. Можно использовать опросы в иг- ровой форме. Например, опрос по теме «Общая технология сыра» можно реа- лизовать в форме игры «Слабое звено». Проведение опроса в такой форме даёт возможность обучающимся, даже вышедшим из игры, мысленно про себя или с разрешения преподавателя вслух, давать ответы на поставленные вопросы. Для внеклассных мероприятий можно использовать блиц-викторины, которые вызывают живой интерес. Чтобы получить достаточно полную и объективную характеристику знаний и умений, перед обучающимися нужно ставить вопросы-задачи, во- просы-проблемы, чтобы они могли доказать, обосновать свою точку зрения. В процессе ответа могут быть поставлены вопросы уточняющего и углубляю- щего характера. Это также имеет развивающий и воспитательный смысл. Не желательно ставить вопросы, требующие односложных ответов. Нужно поставить общий вопрос, а мелкие, односложные задавать в случае надобности, по ходу изложения. Чтобы вовлечь в работу всех обучающихся, заинтересовать их, заста- вить следить за ответами товарищей, проверить знания большего количества обучающихся, повысить накопляемость оценок, после ответа каждого обуча- 9
ющегося на заданный вопрос вызываю учащегося для рецензирования отве- тов товарищей. Рецензирование провожу по такому плану: - правилен ли ответ по содержанию? - что пропущено? - что надо дополнить? - логично ли была изложена тема или бессистемно? - что положительно и что отрицательно в ответах? Повышают интерес к теме дополнительные вопросы, особенно, если их задают сами обучающиеся. Использую также уплотнённый опрос: двое обучающихся отвечают у доски, несколько человек получают карточки-задания, можно для эффектив- ности назначить рецензентов. Хорошей проверкой знаний служит письмен- ный опрос, контрольные работы. Хороший эффект дают диктанты, тестирова- ние. Читаем ли мы книгу или смотрим фильм, слушаем лекцию - всегда больше запоминается то, что воспринимается с интересом. Всю свою педаго- гическую деятельность ищу способ сделать учение интересным, чтобы на уроках не оставалось равнодушных. Поэтому использую разные формы обу- чения: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-игра, урок-выставка, уроки с ис- пользованием компьютерных технологий. Благодаря использованию инфор- мационных технологий на уроке, я смогла показать фрагменты видеофиль- мов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку. В начале изучения модуля обязательно провожу урок-экскурсию, где обучающиеся знакомятся с типами предприятий молочной промышленности, ассортиментом, формами работы и сбыта продукции. В своей практике я использую и внеурочное обучение и воспитание обучающихся - это кружок “Молочные реки”, участие в неделе технолога и ярмарке молочных продуктов. 10
В качестве домашнего задания практикую задания по составлению кроссвордов, изготовлению буклетов, схем, стенгазет, написание синквейна Сыр. Голубой, вкусный. Сквашивают, режут, формуют, солят. Зреет в гротах деревни Рокфор! При изучении курса одной из основных форм является урок произ- водственного обучения. Урок производственного обучения отличается от уро- ка теоретического обучения продолжительностью и структурой. Основным структурным элементом урока производственного обучения является теку- щий инструктаж, который предполагает самостоятельную работу обучаю- щихся, что само по себе является активизацией деятельности обучающихся. Таким образом, наиболее востребовано применение способов активизации познавательной деятельности на таких структурных элементах урока как вводный и заключительный инструктаж. Мотивационным состоянием обучающихся на уроке производственного обучения отмечаю следующее: добросовестное, активное выполнение рабо- ты; увлеченность (обучающиеся порой «не слышат» звонка), эмоциональный подъем при выполнении работы, повторении, закреплении материала. Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся яв- ляется актуальной для современной теории и практики профессионального образования. Этой проблеме посвящено много научной, методической и пе- риодической литературы. В практике накапливаются различные способы ак- тивизации познавательной деятельности. На сегодняшний день в педагогической науке и образовательной прак- тике не сложилось единого подхода к пониманию сущности активизации по- знавательной деятельности и путей активизации познавательной деятельно- сти. 11
В определенном смысле способы активизации - это совокупное творче- ство педагогов, так как многие сами конструируют различные игры и приемы активизации или адаптируют уже предложенные. Таким образом, способов активизации познавательной деятельности может быть столько, сколько педа- гогов занимаются этой проблемой. Использование приемов и методов активизации обеспечивают не толь- ко субъективную позицию обучающихся, но и существенно повышают каче- ство образования, интерес, мотивацию. Таким образом: повышается эффективность процесса обучения, каче- ство усвоения материала, о чем свидетельствует повышение качественной успеваемости обучающихся; интенсифицируется процесс обучения; процесс обучения становиться творческим, увлекательным; обучающиеся получают эмоциональное удовлетворение от процесса познания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолаева М.Г. 2008.Игра в образовательном процессе: методическое пособие. СПБ.: КАРО.128 с. 2. Игровые технологии в профессиональном образовании: методические рекомендации / авт.-сост. Л. Н. Вавилова, В.М. Кузина; под общей ред. Т. С. Паниной. 2007. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО». 94 с. 3. Коротаева, Е. В. 2003.Обучающие технологии в познавательной дея- тельности школьников. Библиотека журнала «Директор школы», М.: «Сентябрь». 176 с. 4. Кругликов Г.И. 2007. Методика профессионального обучения с практи- кумом: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Академия». 288 с. 5. Левина М.М. 2001.Технологии профессионального педагогического об- разования: учеб. пособие. М.: «Академия». 272 с. 12


В раздел образования