Способы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении МДК.04.01 Технология производства сыра и продуктов из молочной сыворотки
Автор: Мельникова Ольга Владимировна Должность: преподаватель спецдисциплин технологического цикла Учебное заведение: ГБПОУ МО "Чеховский техникум" Населённый пункт: с.Новый Быт Московская область Наименование материала: статья Тема: Способы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении МДК.04.01 Технология производства сыра и продуктов из молочной сыворотки Раздел: среднее профессиональное
Способы активизации познавательной деятельности учащихся
(обоснование собственного опыта)
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, профессио-
нальная деятельность, поддержание интереса к изучению
курса учебной дис-
циплины
Key words: activation of cognitive activity, professional activity, the maintenance
of interest in learning academic course
Резюме: В статье обобщается личный опыт преподавателя в целях активиза-
ции познавательной деятельности обучающихся, любви к своей профессии и
чувства патриотизма. В качестве методических основ рассмотрены приемы и
методы познавательной деятельности на уроках по технологии сыра при изу-
чении нового материала и при закреплении и обобщении знаний
Abstract: The article summarizes the personal experience of the teacher to en-
hance the cognitive activity of students, love for their profession and a sense of pa-
triotism. As methodological principles discussed techniques and methods of cogni-
tive activity in technology of cheese when learning new material and in consolida-
tion and generalization of knowledge
[Melnikova O.V . The ways of activization of cognitive activity of students (basis
of own experience) ]
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” со-
держание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоо-
пределения личности, создания условий для её самореализации. Образование
должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффектив-
ным.
Активизация познавательной деятельности студентов в современном
процессе образования имеет огромное значение, так как способствует воспи-
танию коммуникабельного, квалифицированного специалиста.
Характеристика уровней готовности студентов к профессиональной де-
ятельности
специалиста
перерабатывающей
промышленности
показывает,
что наиболее предпочитаемым является не только практическая подготовка,
но и творческий уровень. Для того чтобы готовность основного массива сту-
дентов приблизилась к нему, необходима система формирования с учетом
определенных компонентов и критериев. Эта система рассматривается нами в
качестве модели формирования готовности студентов к профессиональной
деятельности в процессе изучения специальных дисциплин. Модель фор-
мирования готовности к профессиональной деятельности в содержательном
компоненте отражает центральную роль специальных дисциплин. Это связа-
но с тем, что специальные дисциплины с функциональной точки зрения
включают в себя все компоненты готовности к профессиональной деятельно-
сти. В содержании специальных дисциплин включены вопросы профессио-
нальной деятельности специалиста перерабатывающей отрасли, в том числе
выполнение конкретных функций в профессиональной деятельности. Сово-
купный перечень специальных дисциплин представляет собой обобщенную
научную информацию о структуре деятельности: целях, предмете, средствах
труда и основных способах его будущей профессиональной деятельности.
Вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся на
занятиях относятся к числу наиболее актуальных проблем современной пе-
дагогической науки и практики. Знания, полученные в готовом виде, как пра-
вило, вызывают затруднения у обучающихся в их применении и решению
конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся
является неумение применить полученные знания на практике.
При обучении и воспитании обучающихся в ГБПОУ МО «Чеховский
техникум» учитываются те требования, которые предъявляются к молодому
специалисту
на
современном
производстве.
Важно
готовить
конкуренто-
способного выпускника.
Выпускник техникума должен обладать множеством качеств, которые
отвечают требованиям рынка: высокий уровень общего образования; умение
работать с другими людьми; умение быстро адаптироваться в новых услови-
ях; высокий уровень общей и профессиональной культуры; желание приобре-
тать новые знания; умение самостоятельно принимать решения.
Общая культура молодого специалиста основывается на жизненных
ценностях и ориентациях личности. Безусловно, наше учебное заведение не
2
является определяющим в формировании культуры, но оно занимает ведущее
место в пространстве культуры наших обучающихся в период их обучения.
Активность обучающихся сама по себе возникает нечасто, она является
следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий,
т.е. применяемой педагогической технологии.
Преподавателю необходимо преобразовывать учебный процесс – из
скучного, однообразного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей
достижения этого является разнообразие педагогических технологий.
Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех
учителя - быть скучным».
Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития
его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна.
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать,
развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся, и как важный
мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство вос-
питывающего обучения, повышения его качества.
По-моему
мнению,
что
снижение
уровня
знаний
обучающихся
в
большей степени объясняется качеством занятий: шаблоном, однообразием,
формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления»
урока, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм
объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказы-
ваться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания
подростков. Но придать занятию нестандартные, оригинальные приемы необ-
ходимо для активизации познавательной деятельности обучающихся. Это не
замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления,
разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию
учебного процесса. На таких занятиях обучающиеся увлечены, их работо-
способность повышается, результативность занятия возрастает.
В выборе нестандартных занятий нужна мера. Обучающиеся привы-
кают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно
3
понижается. Место нетрадиционных занятий в общей системе должно, опре-
делятся самим преподавателем в зависимости от конкретной ситуации, усло-
вий содержания материала и индивидуальных особенностей самого педагога.
Значимость нетрадиционных учебных занятий определяется тем, что
создаются предпосылки для формирования личностно-профессиональных ка-
честв,
определяющих
облик
квалифицированного
рабочего,
имеющего
способность к самореализации, самодостаточного, творческого, инициатив-
ного, способного смело проявлять свои профессиональные качества.
Сущность моей педагогической деятельности – умение учить всех хо-
рошо, в самом обычном техникуме, в самой простой обычной группе. Надо
уметь находить хорошее, в любом из них, даже самом «безнадёжном».
Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Личное
убеждение, что если обучющийся на занятиях будет мыслить плодотворно и
творчески, то у него обязательно будут знания. А будить мысль студента, по-
буждать
к
действию
помогают
индивидуальные
разноуровневые
задания,
практические работы, задания занимательного и творческого характера.
Для обучающегося необходимо создать на занятии условия, максималь-
но раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень про-
движения, рост уровня их развития и мышления обучающихся. Считаю, что
преподаватель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у
него складывается определённое отношение к тому или иному студенту.
Поэтому в своей работе следую заповеди: «оценивай не личность, а деятель-
ность обучающегося». И делать это нужно объективно. Ведь объективная
оценка знаний, умений и навыков очень важна как для студента и родителей,
так и для преподавателя.
Очень важно преподавателю убедить обучающихся, что не ошибается
тот, кто ни чему не учится. И самому преподавателю помнить об этом и с по-
ниманием относиться к ошибкам своих студентов. Помочь в этом должно
знание принципа Питера: «Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта.
Чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». Поэтому в своей работе уде-
4
ляю большое внимание ошибкам обучающихся. Веду их учёт, а затем плани-
рую и провожу целенаправленную работу над ошибками обучающихся. Ста-
раюсь спокойно указать студенту на его ошибку и помочь ему исправить её.
Хорошо, если обучающиеся сами заметят свою ошибку или ошибку товари-
щей, исправят ее и больше не повторят её.
Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эф-
фективность определяют следующие факторы:
- организация учебной деятельности обучающихся чаще всего построена на
групповых или коллективных способах обучения;
- изменяется характер домашних заданий, которые направлены на самостоя-
тельную, творческую деятельность и способствуют выработке умений пере-
носа и применения полученных знаний на практике;
-усиливается роль сопутствующего закрепления, когда новый материал усва-
ивается на уроке с помощью методов, выводящих обучающихся на эмоцио-
нальный путь усвоения знаний;
- гибкая структура учебного занятия позволяет преподавателю варьировать
содержание, методы, средства и формы работы с обучающимися в зависимо-
сти от творческого замысла учебного занятия.
Когда говорят о воспитании, то имеют в виду процесс целенаправлен-
ного формирования личности в целях подготовки её к активной обществен-
ной, производственной деятельности и культурной жизни.
Для будущих работников перерабатывающей отрасли вопросы этики
поведения играют особую роль и служат частью их профессиональной под-
готовки.
От техников-технологов молочной промышленности во многом зависит
доведение до потребителя качественного готового продукта.
Важнейшей воспитательной задачей курса технологии является показ
на конкретных примерах того, как от хорошей и правильной организации
производства зависит здоровье, трудоспособность и жизнь людей.
5
С первых уроков
стремлюсь заинтересовать обучающихся, развивая
познавательную активность для изучения технологии сыра. Первый урок-лек-
ция посвящён истории развития сыроделия. («Сыроделие возникло, как толь-
ко человек научился доить домашних животных. Трудно сказать, где и когда
появился в мире первый сыр. О его происхождении существует много легенд.
Согласно одной из них, это случилось около 5000 лет назад»).
На уроках теоретического обучения нужно обязательно учитывать один
из важнейших принципов о том, что всё познаётся в сравнении, поэтому обя-
зательно
показываю
развитие
сыроделия,
совершенствование
технологии
приготовления сыров, путь от кустарного сыроварения в царской России до
современных гигантов.
При изучении отдельных видов сыра исторический подход позволяет
лучше понять общие закономерности технологии производства.
Обучающиеся должны усвоить, что технологические операции и приё-
мы обработки молока не случайны, не произвольны, а сложились в результате
многовековой эволюции, в них аккумулирован тысячелетний коллективный
опыт человечеств (от «творожного сыра до современных шедевров сырова-
ренного мастерства»).
Особенно важно подчеркнуть, что технология сыра любого народа со-
ответствует климату, образу жизни, национальным вкусам. Поэтому, изучая
все темы курса, на уроках я знакомлю обучающихся с сырами России, Кавка-
за, Голландии, Швейцарии, Англии, Италии, Франции и других стран.
История сыроварения даёт богатейший материал для воспитания у обу-
чающихся любви к своей профессии и чувства патриотизма.
Технология производства сыра – прикладная дисциплина, связанная с
рядом других областей наших знаний. Очень важно, чтобы соответственные
межпредметные связи нашли отражение в изучении курса. Технология тесно
связана с общеобразовательными дисциплинами и спецпредметами учебного
плана профессионального цикла:
6
- русский язык – недопустимо нарушение правил произношения отдельных
слов;
- химия – изучение химического состава сырья и готового продукта, реакции,
происходящие в сырь и сыре в процессе созревания. А также физика, мате-
матика, история, география и т.д.
При изучении отдельных разделов курса обязательно нужно оценивать
экономическую эффективность различных приёмов обработки.
Большую роль в преподавании играет возбуждение и поддержание вни-
мания и интереса на уроке.
Одно из средств оживления рассказа на занятиях по технологии сыра –
привлечение примеров из произведений художественной литературы, исто-
рии, повседневной жизни. Например, на занятии по теме «Технология произ-
водства сыра русский камамбер» уместна такая история «Говорят, началом
знаменитой картины Сальвадора Дали «Текучие часы» послужил мягкий сыр
Камамбер. Как-то раз, испробовав за ужином этот сыр, художник присел у не-
законченного полотна, погасил свет и стал думать о бесподобном вкусе этого
продукта. После чего ему и явилось видение «растекшегося времени» и ил-
люстрация полотна.
Или – как о давно знакомом продукте упоминает о сыре Гомер. Одис-
сей со своими спутниками оказался в пещере самого свирепого циклопа По-
лифема. В пещере циклопа в корзинах лежало множество сыров, в ведрах и
чашах стояла простокваша. Здесь же рассказано о том, как Полифем готовил
сыр:
«Коз и овец подоил, как у всех это принято,
Белого взял молока половину, мгновенно заквасил,
Тут же отжал и сложил в сплетенные прочно корзины...»
Строки из «Евгения Онегина»:
«Перед ним roast beaf окровавленный,
И трюфлы, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
7
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым».
Поддерживает внимание и облегчает обучение демонстрация рисунков,
схем, муляжей, а особенно натуральных образцов.
Возбуждает интерес, пробуждает внимание эффект удивления, разбор
производственных ситуаций.
При любой форме урока необходимо стремиться повышать степень ак-
тивности обучающихся, учить их думать, а не пассивно воспринимать мате-
риал. Обязательно нужно ставить посильные задания, потому что, если обу-
чающиеся не могут решить поставленную задачу, у них пропадает к ней ин-
терес.
Самое действенное средство возбуждения и поддержания интереса и
внимания на уроке – создание проблемных ситуаций. Особенно ценно, когда
инициатива исходит от самих обучающихся, а преподавателю остаётся лишь
превратить возникший вопрос в проблемную ситуацию. Например, на во-
прос, почему не образуется замкнутый слой у сыра после прессования, мож-
но дать прямой ответ: сырное зерно пересушено. Но лучше предложить отве-
тить на этот вопрос самим обучающимся.
Для качественной самостоятельной работы обучающихся, применяю
метод проектов или исследований, например, «Учёные, внесшие вклад в раз-
витии сыродельной отрасли», «Сырная тарелка» и др.
Достоинство такого приёма заключается в том, что обучающиеся не
только приобретают знания, но и приучаются творчески подходить к своей
специальности, механическое запоминание заменяется сознательным изуче-
нием материала.
Для того, чтобы проблемное обучение было эффективным, необходимо
соблюдать ряд правил: задание должно соответствовать интеллектуальным
возможностям обучающихся, не следует ставить задачи, которые по плечу
только особенно способным обучающимся; для решения проблемы у обучаю-
8
щихся должен быть необходимый запас знаний; необходимо подвести их к
постановке и решению задачи либо путём предшествующего объяснения,
либо выполнением самостоятельного задания.
Любая работа обучающегося должна учитываться и оцениваться. Пла-
нируя опрос обучающихся нужно продумать, что проверять и как проверять.
На уроках теоретического обучения использую: устный опрос; проверку зна-
ний
с
помощью
контролирующих
программ,
карточек-заданий;
систему
зачётов; экзамен.
Опрос можно проводить различными способами: индивидуальный (без
дополнения другими обучающимися, с дополнением другими обучающими-
ся; с рецензированием; с комментированием); комбинированный; фронталь-
ный; сообщения; доклады обучающихся. Можно использовать опросы в иг-
ровой форме. Например, опрос по теме «Общая технология сыра» можно реа-
лизовать в форме игры «Слабое звено». Проведение опроса в такой форме
даёт возможность обучающимся, даже вышедшим из игры, мысленно про
себя или с разрешения преподавателя вслух, давать ответы на поставленные
вопросы.
Для внеклассных мероприятий можно использовать блиц-викторины,
которые вызывают живой интерес.
Чтобы получить достаточно полную и объективную характеристику
знаний и умений, перед обучающимися нужно ставить вопросы-задачи, во-
просы-проблемы, чтобы они могли доказать, обосновать свою точку зрения.
В процессе ответа могут быть поставлены вопросы уточняющего и углубляю-
щего характера. Это также имеет развивающий и воспитательный смысл.
Не
желательно
ставить
вопросы,
требующие
односложных
ответов.
Нужно поставить общий вопрос, а мелкие, односложные задавать в случае
надобности, по ходу изложения.
Чтобы вовлечь в работу всех обучающихся, заинтересовать их, заста-
вить следить за ответами товарищей, проверить знания большего количества
обучающихся, повысить накопляемость оценок, после ответа каждого обуча-
9
ющегося на заданный вопрос вызываю учащегося для рецензирования отве-
тов товарищей. Рецензирование провожу по такому плану:
- правилен ли ответ по содержанию?
- что пропущено?
- что надо дополнить?
- логично ли была изложена тема или бессистемно?
- что положительно и что отрицательно в ответах?
Повышают интерес к теме дополнительные вопросы, особенно, если их
задают сами обучающиеся.
Использую также уплотнённый опрос: двое обучающихся отвечают у
доски, несколько человек получают карточки-задания, можно для эффектив-
ности назначить рецензентов. Хорошей проверкой знаний служит письмен-
ный опрос, контрольные работы. Хороший эффект дают диктанты, тестирова-
ние.
Читаем ли мы книгу или смотрим фильм, слушаем лекцию - всегда
больше запоминается то, что воспринимается с интересом. Всю свою педаго-
гическую деятельность ищу способ сделать учение интересным, чтобы на
уроках не оставалось равнодушных. Поэтому использую разные формы обу-
чения: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-игра, урок-выставка, уроки с ис-
пользованием компьютерных технологий. Благодаря использованию инфор-
мационных технологий на уроке, я смогла показать фрагменты видеофиль-
мов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов
и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок,
послушать музыку.
В начале изучения модуля обязательно провожу урок-экскурсию, где
обучающиеся знакомятся с типами предприятий молочной промышленности,
ассортиментом, формами работы и сбыта продукции.
В своей практике я использую и внеурочное обучение и воспитание
обучающихся - это кружок “Молочные реки”, участие в неделе технолога и
ярмарке молочных продуктов.
10
В качестве домашнего задания практикую задания по составлению
кроссвордов, изготовлению буклетов, схем, стенгазет, написание синквейна
Сыр.
Голубой, вкусный.
Сквашивают, режут, формуют, солят.
Зреет в гротах деревни
Рокфор!
При изучении курса одной из основных форм является урок произ-
водственного обучения. Урок производственного обучения отличается от уро-
ка теоретического обучения продолжительностью и структурой. Основным
структурным элементом урока производственного обучения является теку-
щий инструктаж, который предполагает самостоятельную работу обучаю-
щихся, что само по себе является активизацией деятельности обучающихся.
Таким образом, наиболее востребовано применение способов активизации
познавательной деятельности на таких структурных элементах урока как
вводный и заключительный инструктаж.
Мотивационным состоянием обучающихся на уроке производственного
обучения отмечаю следующее: добросовестное, активное выполнение рабо-
ты; увлеченность (обучающиеся порой «не слышат» звонка), эмоциональный
подъем при выполнении работы, повторении, закреплении материала.
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся яв-
ляется актуальной для современной теории и практики профессионального
образования. Этой проблеме посвящено много научной, методической и пе-
риодической литературы. В практике накапливаются различные способы ак-
тивизации познавательной деятельности.
На сегодняшний день в педагогической науке и образовательной прак-
тике не сложилось единого подхода к пониманию сущности активизации по-
знавательной деятельности и путей активизации познавательной деятельно-
сти.
11
В определенном смысле способы активизации - это совокупное творче-
ство педагогов, так как многие сами конструируют различные игры и приемы
активизации или адаптируют уже предложенные. Таким образом, способов
активизации познавательной деятельности может быть столько, сколько педа-
гогов занимаются этой проблемой.
Использование приемов и методов активизации обеспечивают не толь-
ко субъективную позицию обучающихся, но и существенно повышают каче-
ство образования, интерес, мотивацию.
Таким образом: повышается эффективность процесса обучения, каче-
ство усвоения материала, о чем свидетельствует повышение качественной
успеваемости обучающихся; интенсифицируется процесс обучения; процесс
обучения становиться творческим, увлекательным; обучающиеся получают
эмоциональное удовлетворение от процесса познания.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Ермолаева М.Г. 2008.Игра в образовательном процессе: методическое
пособие. СПБ.: КАРО.128 с.
2.
Игровые технологии в профессиональном образовании: методические
рекомендации / авт.-сост. Л. Н. Вавилова, В.М. Кузина; под общей ред.
Т. С. Паниной. 2007. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО». 94 с.
3.
Коротаева, Е. В. 2003.Обучающие технологии в познавательной дея-
тельности школьников. Библиотека журнала «Директор школы», М.:
«Сентябрь». 176 с.
4.
Кругликов Г.И. 2007. Методика профессионального обучения с практи-
кумом: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.:
«Академия». 288 с.
5.
Левина М.М. 2001.Технологии профессионального педагогического об-
разования: учеб. пособие. М.: «Академия». 272 с.
12