Автор: Багатова Тамила Исмаиловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 Населённый пункт: ХМАО-Югра, Тюменская обл, г. Пыть-Ях Наименование материала: Презентация Тема: Простые и сложные предложения Раздел: среднее образование
РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1
Простые и сложные предложения.
Урок № 59
.
Составитель Багатова Тамила Исмаиловна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №6 г. Пыть- Ях.
Самоопределение к деятельности
Сравните два предложения. Что в
них общего и чем они различаются
по строению
Бриз усилился и ходко гнал судно вдоль
берега.
Небо посветлело, и на нем темным
силуэтом вырисовывались паруса
судна .
Общее в предложениях
Общее в предложениях – их тема;
В каждом предложении есть союз и.
Разница:
.
В первом предложении одна грамматическая основа. Союз и
связывает однородные члены – сказуемые (усилился и гнал)
.
Во втором предложении две грамматические основы, союз и
связывает части сложного предложения.
Небо посветлело, и вырисовывались
паруса
Давайте найдем грамматические основы и
объясним значение некоторых слов.
Назовите тему урока. Проверьте свои
предположения.
Простые и сложные предложения.
Поработайте в парах. Сформулируйте
вопросы по этой теме.
Проверьте себя.
Различие между простыми и сложными
предложениями?
Способы связи между простыми
предложениями в составе сложного?
Знаки препинания в сложных предложениях.?
Работаем по теме урока.
Понаблюдайте за своей речью.
Небо посветлело, и на нем темным силуэтом
вырисовывались паруса судна.
- Произносится ли первое предложение в составе
сложного с интонацией?
- Как связаны простые предложения в составе
сложного?
Простые предложения в составе
сложных, которые соединяются с
помощью союза, называются
союзными.
Побробуем убрать союз из второго предложения.
Запятая, как мы видим, при этом
сохраняется .
Небо посветлело, на нем темным силуэтом вырисовывались
паруса судна.
Подумайте, как называются сложные
предложения соединенные без союзов .
Бессоюзные сложные предложения.
Закрепление изученного
материала.
Упражнение 232 (устно).
Упражнение 235 (письменно).
Рефлексия
Выпишите вначале бессоюзные сложные предложения,
а затем союзные. Расставьте недостающие знаки
препинания.
1. Бриз усилился и судно побежало быстрее.
2. Теперь рулевой напрягся и чутко
прислушался.
3. Все совершилось мгновенно сонные люди
попадали с коек.
4. Резкий порыв ветра налетел на судно и оно
повалилось на левый борт.
5. Вскоре ветер успокоился матросы привели
все в порядок.
Проверьте себя.
1. Бриз усилился, и судно побежало быстрее.
2. Резкий порыв ветра налетел на судно, и оно
повалилось на левый борт.
Бессоюзные:
3. Все совершилось мгновенно, сонные люди
попадали с коек.
4. Вскоре ветер успокоился, матросы привели все в
порядок.
Подведение итогов
-Что общего между простым и сложным
предложением?
-Чем различаются простые и сложные
предложения?
-Что такое союзные и бессоюзные предложения?
- Надо ли ставить запятую , если простые
предложения в составе сложного соединяются
союзом и ?
Домашнее задание
1.Упр.233 (устно)
2.Упр.237.
Почему одно предложение вы не выписали ?
Теперь рулевой напрягся и чутко прислушался.
1.Русский язык. 5класс. Учебник . Для
общеобразовательных организаций. В 2 ч.
(Т.А. Ладыженская М.Т. Баранов и др.)
Просвещение, 2014.
2.Поурочные разработки по русскому языку.
Н.В.Егорова. Москва. «Вако» 2015.
Исползьованы материалы: