Напоминание

Простые и сложные предложения


Автор: Багатова Тамила Исмаиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Тюменская обл, г. Пыть-Ях
Наименование материала: Презентация
Тема: Простые и сложные предложения
Раздел: среднее образование





Назад




РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1
Простые и сложные предложения.
Урок № 59 . Составитель Багатова Тамила Исмаиловна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г. Пыть- Ях.
Самоопределение к деятельности Сравните два предложения. Что в них общего и чем они различаются по строению
Бриз усилился и ходко гнал судно вдоль

берега.

Небо посветлело, и на нем темным

силуэтом вырисовывались паруса

судна
. 
Общее в предложениях
 Общее в предложениях – их тема;  В каждом предложении есть союз и.
Разница:
. В первом предложении одна грамматическая основа. Союз
и
связывает однородные члены – сказуемые (усилился и гнал) . Во втором предложении две грамматические основы, союз
и
связывает части сложного предложения.
Небо посветлело, и вырисовывались паруса
Давайте найдем грамматические основы и

объясним значение некоторых слов.

Назовите тему урока. Проверьте свои предположения. Простые и сложные предложения. Поработайте в парах. Сформулируйте вопросы по этой теме. Проверьте себя. Различие между простыми и сложными предложениями? Способы связи между простыми предложениями в составе сложного? Знаки препинания в сложных предложениях.?
Работаем по теме урока. Понаблюдайте за своей речью. Небо посветлело, и на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна. - Произносится ли первое предложение в составе сложного с интонацией? - Как связаны простые предложения в составе сложного?
Простые предложения в составе сложных, которые соединяются с помощью союза, называются союзными. Побробуем убрать союз из второго предложения. Запятая, как мы видим, при этом сохраняется . Небо посветлело, на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна. Подумайте, как называются сложные предложения соединенные без союзов . Бессоюзные сложные предложения.

Закрепление изученного

материала.
Упражнение 232 (устно). Упражнение 235 (письменно).
Рефлексия Выпишите вначале бессоюзные сложные предложения, а затем союзные. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Бриз усилился и судно побежало быстрее. 2. Теперь рулевой напрягся и чутко прислушался. 3. Все совершилось мгновенно сонные люди попадали с коек. 4. Резкий порыв ветра налетел на судно и оно повалилось на левый борт. 5. Вскоре ветер успокоился матросы привели все в порядок. Проверьте себя. 1. Бриз усилился, и судно побежало быстрее. 2. Резкий порыв ветра налетел на судно, и оно повалилось на левый борт. Бессоюзные: 3. Все совершилось мгновенно, сонные люди попадали с коек. 4. Вскоре ветер успокоился, матросы привели все в порядок.

Подведение итогов
-Что общего между простым и сложным предложением? -Чем различаются простые и сложные предложения? -Что такое союзные и бессоюзные предложения? - Надо ли ставить запятую , если простые предложения в составе сложного соединяются союзом
и ?

Домашнее задание

1.Упр.233 (устно)

2.Упр.237.
Почему одно предложение вы не выписали ? Теперь рулевой напрягся и чутко прислушался.
1.Русский язык. 5класс. Учебник . Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. (Т.А. Ладыженская М.Т. Баранов и др.) Просвещение, 2014. 2.Поурочные разработки по русскому языку. Н.В.Егорова. Москва. «Вако» 2015. Исползьованы материалы:


В раздел образования