Напоминание

"Природные зоны Земли"


Авторы: Февралёва Елена Александровна, Семенова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1415
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Природные зоны Земли"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цель:

1.

Формировать у детей представление о климатических зонах земли;

2.

Перечислить приспособительские особенности растений и

животных в природной зоне;

3.

Уточнить и расширить представления детей об образе жизни

животных в этих зонах;

4.

Вызвать и поддерживать исследовательское поведение детей на

занятии;

5.

Развивать интерес к природе разных климатических зон.

6.

Старшая группа

Воспитатели:

Семенова И.А.

Февралева Е.А.

2014-2015 у.г.

1.

(Северный и Южный полюс)

Дети сидят за столами. Вдруг у воспитателя зазвонил телефон.

Воспитатель «разговаривает» по телефону, затем сообщает детям,

что только что позвонили из журнала «Вокруг света». Дело в том,

что выпуск нового номера задерживается. В редакции журнала

узнали, что в нашей группе живут наблюдательные,

любознательные и очень ответственные ребята, поэтому главный

редактор предлагает нам с вами отправиться в экспедицию для

сбора информации о разных климатических зонах.

-Ну, что, дети, принимаем предложение?

- Да!

-Тогда захватим с собой блокнот для записей, авторучку, папку

для сбора материала, фотоаппараты. Нам только надо решить: на

чем лучше всего отправится на это задание. (рассуждения детей).

-Договорились лететь на «самолете», т.к. быстрее и удобнее.

- Итак, заводим «мотор» и в путь.

Мы облетим весь земной шар. Сегодня мы побываем с вами на двух

противоположных полюсах земного шара – это Северный полюс

или Арктика и Южный полюс – Антарктида.

( показать глобус)

№1 картинка «Заснеженная Арктика»

-Посмотрите как тут холодно и одновременно красиво!

Как еще можно назвать эту природную зону?

(царство льда и снега)

-Почему так может называться?

(сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние)

№2 картинка «Айсберг»

№3картинка «Полярное сияние»

(игра солнечных лучей)

- Несмотря на такой суровый климат в Арктике живут

животные: северные олени, белые медведи, полярные волки, песцы,

зайцы, полярные совы и др.

2.

№4 картинка «Северные олени»;

№5 картинка «Белые медведи»;

№6 картинка «Полярный волк»;

№7 картинка «Песцы»;

№8 картинка «Зайцы»;

№9 картинка «Полярная сова».

-В полярном море живут: тюлени, моржи и др.

№10 картинка «Тюлени»;

№11 картинка «Моржи».

-А как же они могли приспособиться к такому суровому

климату?

( густой мех, толстый слой жира)

№12 картинка «Эскимосы»

-Население Арктики состоит из коренных жителей эскимосов,

которые передвигаются по Арктической пустыне на собачьих

упряжках.

№13, 14, 15 картинки «Эскимосы - охотники, рыболовы,

оленеводы»

-Живут и занимаются народы севера рыболовством, охотой,

оленеводством.

-Многие животные Арктики находятся под охраной

государства: моржи, белые медведи, тюлени, чайки. Так как у этих

животных красивый прочный мех, люди убивают их в большом

количестве и они стали редкими. И чтобы они не исчезли их стали

охранять

№16, 17 картинки «Антарктиды»

-Теперь мы отправляемся на Южный полюс земли в

Антарктиду. Хоть он и называется Южный, на самом деле – это

самый холодный, самый ветряный, самый сухой континент на

планете. А еще там много месяцев царит кромешная мгла.

Наземных жителей, кроме пингвинов, здесь нет совсем!

№19, 20 картинка «Пингвины»

- Часть жизни пингвины проводят в воде, они отлично

плавают, их крылья похожи на ласты, а перья на длинные чешуйки.

На снегу птицы ложатся на брюхо и скользят, отталкиваясь

крыльями и лапами.

№21, 22, 23, 24 картинки «Тюлень на охоте», «Кит», «Белый

медведь»

3.

В океане, окружающим Антарктиду можно встретить тюленей,

китов, морских птиц.

№25 картинка «Ученые в Антарктиде»

-В Антарктиде нет людей, которые постоянно там живут. Здесь

временно проживают ученые, которые изучают климат

Антарктиды.

-Арктика и Антарктида – загадочные земли. Укутанные

ледниками, морями, покрытые льдами или плавающими

айсбергами. С давних пор эти континенты привлекали

путешественников, как и нас с вами сегодня.

А теперь мы должны сделать для журнала отчет, о чем сегодня

узнали, что увидели, т.к. через неделю мы отправимся с вами в

следующее путешествие…

\Иллюстративный материал к занятию

«Арктика и Антарктида»

Картинка №1 «Заснеженная Арктика»

-1-

Картинка №2 «Айсберг»

-2-

Картинка №3 «Полярное сияние»

-3-

Картинка №4 «Северные олени»

-4-

Картинка №5 «Белые медведи»

-5-

Картинка №6 «Полярный волк»

-6-

Картинка №7 «Песец»

-7-

Картинка №8 «Зайцы»

-8-

Картинка №9 «Полярная сова»

-9-

Картинка № 10 «Тюлень»

-10-

Картинка№11 «Морж»

-11-

Картинка №12 «Эскимосы»

-12-

Картинка №13 «Эскимосы-охотники»

-13-

Картинка №14 «Эскимосы-рыболовы»

-14-

Картинка №15 «Эскимосы-оленеводы»

-15-

Картинки №16, 17 «Антарктида»

-16-

Картинки №19, 20 «Пингвины»

-17-

Картинки №21, 22 «Тюлень на охоте», «Кит»

-18-

Картинки №23, 24 «Белый медведь», «Морские птицы»

-19-

Картинка №25 «Ученые в Антарктиде»

-20-

1.

Прошла неделя, и сегодня мы отправляемся в следующую

природную зону - в тундру. Пристегнули ремни, полетели!

Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов морей

протянулась зона тундры.

№1 картинка «Тундра»

На тысячи километров с запада на восток – холодная,

безлесная равнина, где растут преимущественно травы.

№2 картинка «Тундра болотистая. каменистая, торфянистая»

По характеру поверхности тундры бывают: болотистые,

торфянистые, каменистые.

Тундра отличается очень суровым климатом, живут здесь

только те растения и животные, которые выносят холод, сильные

ветры, вечную мерзлоту в почве и ее не плодородие. Зима

продолжительная (8-9 месяцев) и холодная (до -50гр.С) В середине

зимы, примерно два месяца длится полярная ночь.

№3 картинка «Долгая ночь. Тундра»

№4 картинка «Северное сияние»

Весной быстро, словно по взмаху волшебной палочки все

оживает, многие растения торопятся зацвести. Лето бывает два

месяца, но за этот период растения получают много света (солнце

не заходит в течение нескольких месяцев); они быстро распускают

листья, цветут и дают семена. Дождей мало, гроз и сильных ливней,

как правило, не бывает, но все равно очень сыро из-за частой

мороси, низких облаков и тумана с промозглым ветром. Ведь через

три месяца снег снова укроет землю.

Лесов в тундре нет. Его росту мешают три основные причины

– холодное и непродолжительное лето, сильные ветра и высокая

влажность воздуха. К тому же в тундре много болот. С высоких

мест снег сдувается, и почва промерзает настолько, что летом не

успевает оттаять. Поэтому в тундре распространена многолетняя

мерзлота.

2.

№5, 6 картинки «Цветущая тундра летом»

№7 картинка «Карликовая береза»

Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья

небольших размеров, маленькие корни.

№8 картинка «Мох ягель»

Ягель растет на поверхности почвы, похож на маленькие

деревца или кустики и является основной пищей для северных

оленей.

№9 картинка «Голубика»

Голубика - не высокий тундровый кустарник. Кустарник

листопадный, плоды голубики – синеватые, округлые ягоды с сизым

налетом.

№10 картинка «Морошка»

Морошка – ближайшая родственница малины.

№11 картинка «Брусника»

Брусника – вечнозеленый кустарник с зимующими листьями.

Листья её сохраняются на побегах 2-3 года, несколько раз

перезимовывают под снегом. Ягоды красного цвета, округлой

формы, зимующие. Ими любят лакомиться птицы и звери перед

зимовкой или перелетом на юг. Живет долго (до 300 лет).

№12 картинка «Клюква»

Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни,

разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья

остаются на зиму.

Большинство тундровых растений – вечнозеленые

многолетники. Все растение низкорослые, стараются прижаться к

земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от

морозов.

№13 картинка «Насекомые тундры (комары, мошки, оводы,

слепни, мухи – долгоножки, бабочки)»

Летом в тундре много комаров и мошек. Их личинки

развиваются в водоемах тундры, где для них достаточно пищи

(крошечные водоросли и остатки растений). Их полчища облепляют

лицо, руки, лезут под одежду. В воздухе целыми роями кружатся

мухи – долгоножки, оводы и слепни. Эти насекомые бич северного

оленеводства. Изредка можно встретить в тундре и бабочек. К

концу полярного лета насекомые исчезают.

3.

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова,

лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом

прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики.

№14. 15 картинки «Белая куропатка» и «Белая сова»

Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в

зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых

когтей, защищаясь от холода.

Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо

защищает от холода, потому, что очень плотное. Питается

леммингами, куропатками. Совы видят днем, иначе им не пережить

многосуточный свет.

№16 картинка «Песец»

Песец – хищник, имеет густой серый мех, зимой у него

появляется еще подшерсток. Его лапы короткие широкие, питается

леммингами и куропатками.

№17 картинка «Волк»

Волк – хищник, самый страшный враг северного оленя. Он

постоянно держится около оленьих стад.

№18 картинка «Лемминг»

Лемминг – мышка, с очень коротким хвостиком и

спрятанными в мех ушами. Еще его называют «пеструшка».

№19 картинки «Заяц – беляк», «Лиса», «Сурок», «Суслик

длиннохвостый», «Бурый медведь»

В тундре так же обитают: заяц-беляк, реже встречается

лисица, а в сибирской тундре живут сурок и длиннохвостый суслик.

Летом в поисках пищи из тайги заходит в тундру и бурый медведь.

№ 20 картинка «Дикий северный олень»

Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное –

питается ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой

мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта

раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-

под снега.

Олень дает людям, живущим в тундре все: мясо, молоко,

шкуры из которых шьют теплую одежду и обувь, стоят жилище.

4.

№21 картинка «Оленья упряжка»

Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нардами, в которые

их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному

бездорожью.

У всех обитателей тундры к зиме накапливается значительный

слой подкожного жира, образуется густой мех у зверей, теплый пух

у птиц. Своеобразно утепляются конечности на зиму.

№22 картинка «Население тундры»

В тундре живут разные народности: эскимосы, якуты, чукчи и

другие. Коренные жители занимаются: оленеводством,

рыболовством, охотой. Оленеводы разводят домашних северных

оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах.

Бригады оленеводов со стадами все время перемещаются по

тундре. Ездят люди на оленьих упряжках.

№»23 картинка «Экологические проблемы»

В тундре также добывают полезные ископаемые – нефть и

газ. В связи с этим появились и экологические проблемы:

-нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и

вездеходов, поэтому гибнут растения;

-местность загрязняется нефтью во время ее добычи (ее утечка

наносит большой вред тундре);

-незаконная охота – браконьерство;

-оленьи пастбища вытаптываются, т.к. оленей не всегда

вовремя перегоняют на другие места (на восстановление пастбища

нужно 15 лет!)

Природные богатства тундры взяты под охрану государства,

созданы заповедники.

Иллюстративный материал к занятию

«Тундра»

Картинка №1 «Тундра»

-1-

Картинка №2 «Тундра болотистая, каменистая, торфянистая»

-2-

Картинка №3, 4 «Долгая ночь. Северное сияние»

-3-

Картинка №5,6 «Цветущая тундра летом»

-4-

Картинка №7 «Карликовая береза»

-5-

Картинка №8 «Мох Ягель»

-6-

Картинки № 9, 10, 11, 12 «Ягоды тундры – голубика, морошка. Брусника,

клюква»

-7-

Картинка №13 «Насекомые тундры»

-8-

Картинка № 14, 15 «Белая куропатка», «Белая сова»

-9-

Картинка №16 «Песец»

-10-

Картинка № 17 «Волк»

-11-

Картинка №18 «Лемминг»

-12-

Картинка № 19 « Заяц-беляк», «Лиса», « Сурок», « Суслик длиннохвостый», «

Бурый медведь»

-13-

Картинка №20 «Дикий северный олень»

-14-

Картинка №21 «Оленья упряжка»

-15-

Картинка №22 «Население тундры»

-16-

Картинка №23 «Экологические проблемы»

-17-

1.

У нас еще много интересных мест, поэтому мы, сегодня

отправляемся в экспедицию в следующую природную зону.

«Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?»

- Может, кто догадался, о чем эти строки и где мы находимся

теперь? (в зоне лесов)

№1 картинка «Дремучий лес»

Наша страна очень богата, но одно из самых замечательных

богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.

-Как вы думаете, так ли важен лес для нас с вами?

-Какое значение он имеет для животных?

(ответы детей)

Давайте поговорим с вами о лесе.

-Скажите, три близко растущих друг с другом дерева – это лес?

Это, конечно, не лес. А если 4-5 деревьев растут довольно далеко

друг от друга на равнине, представляют ли они собой лес? Эти

отдельно стоящие деревья тоже не лес.

Что же такое лес? Лес – это множество деревьев,

расположенных близко друг к другу и растущих на большом

участке земли. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно

смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его

разветвленная часть. Лес – это дом для мхов и трав, грибов,

кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Ученые

называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса

2.

дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи

в большом многоэтажном доме.

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она

обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном

поясе, поэтому ярко выражены четыре времени года, холодная зима

и теплое лето.

№2 картинки «Тайга», «Смешанный лес»,

«Широколиственный лес»

Лес - природная зона, занимающая большую площадь. Самая

большая - тайга, на карте она закрашена темно-зеленым цветом,

есть еще смешанные леса – обозначены тоже зеленым цветом, но

светлее, третья часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще

светлее.

№3 картинки «Хвойные деревья», «Кедр»,

Для тайги характерны хвойные деревья, которые являются

основными представителями растительности (ель, пихта, сосна,

кедр)– это темнохвойный лес. На ветках этих деревьев растут не

листья, как у лиственных деревьев, а зеленые иглы – короткие,

длинные, собранные в пучки по несколько штук вместе, растущие

попарно или поодиночке. В светлохвойной тайге растут: ель,

лиственница, низкорослые деревья (ольха, полярная ива, полярная

береза). Самыми ценными хвойными лесами планеты считается

кедровые, существующие практически только в России.

Климат тайги отличается очень холодной зимой и достаточно

прохладным летом. В этой природной зоне выпадает большое

количество осадков. Эти условия благоприятствуют произрастанию

хвойных деревьев.

№4 картинки «Ягодные кустарники»

Травянистый покров здесь нельзя назвать богатым: в основном

представлены ягодные кустарники – голубика, брусника, черника.

Климатические условия тайги для животных достаточно

благоприятны по сравнению с тундрой.

Здесь обитает самое большое количество пушных зверей в мире.

№5 картинки «Животные тайги»

Животный мир тайги разнообразен. В ней можно встретить:

рысь, росомаху, соболя, зайца. Так же обитают и некоторые

3.

представители копытных животных: лоси, благородные и северные

олени, косули. Из грызунов в тайге живут мыши, полевки,

различные виды белок. Разнообразен и таежный мир пернатых:

глухарь, кедровка, клест, рябчик.

В холодное время года снижается активность животных,

потому что многие из них впадают в спячку.

Тайга России считается зелеными «легкими» планеты,

поэтому здесь создают национальные парки и заповедники. Тайга

является источником древесины, кроме того в ней сосредоточены

многочисленные месторождения полезных ископаемых,

необходимых человеку – угля, газа, нефти.

Жители таежной местности занимаются : охотой, сбором ягод,

орехов, скотоводством, а так же заготавливают лекарственные

травы. Многие из них заняты в лесопромысловом хозяйстве.

Наша экспедиция вышла из хвойного леса тайги и попала в

лес, где растут наряду с хвойными деревьями лиственные деревья.

Такой лес называется смешанный.

№6 картинка «Смешанный лес»

В смешанном лесу из хвойных деревьев растут ель и сосна, а

из лиственных чаще встречаются березы, осины.

-Какое дерево является символом России? (береза)

-Встаньте и представьте себя березкой.

-Как расположены ветви у березки? (дети поднимают руки)

Хорошо в лесу зеленом!

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Украшают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам,

Пахнет травами и хвоей,

Блики бродят по стволам.

Мы зайдем в смолистый ельник-

Там и в жаркий полдень-тень,

Там заметим муравейник

И большой замшелый пень.

Огонечки земляники

4.

Зажигаются в траве,

Золотой волною блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танец пчел.

Наша

экспедиция

переместилась

в

подмосковный

лес,

в

котором мы с вами гуляем, когда выезжаем за город на дачу.

-Ребята, какие деревья можно встретить в подмосковном лесу?

№7 картинки «Дуб, береза, ива, осина, клен, орешник, рябина,

ель, сосна»

Наш лес называется лиственный, потому что в нем, в

основном,

растут

деревья

с

широкими

листьями

(клен,

дуб,

орешник), а ель и сосна редко встречаются.

-Давайте припомним, какие звери живут в лесу?

№8 картинки «Обитатели леса»

Это медведь и волк, лиса, заяц, белка, еж, кабан, лось. А еще

лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница…

Некоторые

обитаю

в

норах,

другие

облюбовали

дупла,

третьи,

прячутся под кустами, многие звери находят укромные уголки в

самой глухой чаще, устраивая там логово.

-Какие птицы живут в лесах?

№9 картинки «Птицы леса»

Верно!

Синица

и

дятел,

клест

и

снегирь,

сорока

и

сова,

кукушка

и

поползень,

зяблик

и

зорянка.

Птицы

вьют

в

гуще

зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов. Находят здесь и

корм:

жуков,

личинок,

гусениц,

семена

трав,

плоды

и

ягоды

кустарников и деревьев.

Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый

стол, но и пичуги долгу не остаются: они уничтожают вредителей

леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят:

«Лес без птиц и птицы без леса не живут»

5.

№10 картинки «Насекомые леса»

Живет

в

лесу

множество

насекомых.

Среди

них

есть

и

полезные и вредные. На опушках и полянах хлопотливые пчелки

перелетают с цветка на цветок, собирают сладкий цветочный

нектар и пыльцу, а заодно и опыляют растения леса. Им помогают и

крупные

полосатые

шмели,

деловито

гудящие

над

цветами,

и

пестрокрылые

красавицы-бабочки,

веселые

мотыльки.

Пчелы,

шмели, бабочки приносят лесным растениям пользу. Красные жуки

с черными точечками на спине – божьи коровки – тоже друзья леса.

Ведь они поедают тлей, которые портят листья. Возле мшистых

пней,

под

высокими

соснами,

трудолюбивые,

неутомимые

строители-муравьи возводят свои высокие терема – муравейники.

Крошки-муравьи

замечательные

помощники

леса!

Они

истребляют множество вредных насекомых. Кроме того, муравьи

переносят семена лесных растений.

Лес дает приют птицам, зверям, а также насекомым.

Смешанные и широколистные леса – это самые лучшие места

для отдыха. Люди собирают в лесу грибы, ягоды, лекарственные

растения, охотятся.

А теперь поговорим о том, от чего лес страдает, а порой

и гибнет.

№11 картинки «Насекомые-вредители»

Это насекомые, поедающие стебли и листья, грызущие корни и

древесину деревьев. Особенный вред приносят личинки майских

жуков – белые жирные, изогнутые крючком с крепкими челюстями.

Они живут в почве, питаются корнями растений. Там, где в земле

много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают. Борются с

этими вредными насекомыми рыжие лисички-сестрички, медведи и

колючие ежи: они с удовольствием поедают жирных личинок и

крупных майских жуков. «Малый червяк большой дуб точит» - так

говорят в народе.

-А как вы думаете, человек может навредить лесу?

(ответы детей)

6.

№12

картинки

«Пожары,

вырубка

лесов,

истребление

животных и растений»

-Когда

мы

оказываемся

в

лесу,

какие

правила

поведения

должен соблюдать человек?

(ответы детей)

Леса

красивы

в

любое

время

года:

весной,

когда

деревья

окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и

летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и

осенью,

когда

румяный

лес

наряжается

в

золотистые

шелка,

и

зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.

Отгадайте загадку

Зимой – в белом кафтане,

Весной – в зеленом сарафане,

Летом - в платье цветном,

Осенью – в плаще золотом.

-Правильно! Это лес в разное время года!

Иллюстративный материал к занятию

«Тайга, лес»

Картинка №1 «Дремучий лес»

-1-

Картинки №2 «Тайга», «Смешанный лес», «Широколиственный лес»

-2-

Картинки №3 «Хвойные деревья», «Кедр»

-3-

Картинки №4 «Ягодные кустарники»

-4-

Картинки №5 «Животные тайги»

-5-

Картинка №6 «Смешанный лес»

-6-

Картинки №7 «Дуб, береза, ива, осина, клен, орешник, рябина, ель, сосна»

-7-

Картинка №8 «Обитатели леса»

-8-

Картинки №9 «Птицы леса»

-9-

Картинки №10 «Насекомые леса»

-10-

Картинки №11 «Насекомые – вредители»

-11-

Картинки №12 «Пожары, вырубка лесов, истребление животных и растений»

-12-

-13-

1.

Наше

путешествие

подходит

к

концу.

Нам

осталось

побывать в четвертой климатической зоне – в пустыне.

№1 картинка «Пустыня»

Пустыни

это

безводные,

сухие

районы

планеты,

где

выпадает мало осадков. Важнейшим фактором их формирования

является

ветер.

Под

действием

ветров

пески

в

пустынях

перемещаются с места на место, постепенно засыпая поля, дороги,

каналы,

проникают

на

территорию

поселений

людей.

Климат

пустынь

довольно

разнообразный.

В

некоторых

местах

дневная

температура

очень

высокая

(жарко).

Это

связано

с

отсутствием

облаков на небе, поэтому ничего не спасает землю от прямых

солнечных лучей. Ночью температура сильно снижается, что опять

же объясняется отсутствием облаков, которые способны задержать

тепло, поднимающееся с поверхности.

№2 картинка «Пустыня зимой»

Зима

по

сравнению

с

летом

довольно

суровая.

Холода

наступают в октябре, дуют холодные ветры, снеговой покров не

велик. После зимней стужи наступает короткая весна.

№3 картинки «Пустыня весной»

В это время повышается уровень воды в реках за счет осадков

и таяния снега и льдов в горах. Вся территория покрывается ярким

ковром цветущих растений (злаки, осоки, тюльпаны, ирисы, маки).

№4 картинки «Сухолюбы»

К

середине

весны

эта

растительность

выгорает

и

заменяется

пустынными сухолюбами (полынь, солянка, растения с колючками).

В

качестве

приспособлений

от

жары

,

у

некоторых

растений

образуются вместо листьев колючки.

Пышное

развитие

весной

растений

объясняется

высокой

температурой воздуха при значительном количестве осадков.

2.

В жарких пустынях дожди – явление редкое, однако иногда здесь

случаются сильные ливни.

№5 картинка «Типы пустынь»

Существует несколько типов пустынь: песчаные, глинистые,

каменистые.

№6, 7 картинки «Барханы», «Пыльные бури»

Песчаные

пустыни

покрыты

рыхлым,

легко

развиваемым

ветрами

песком.

Образуются

подвижные

скопления

песка

-

барханы. Когда дует ветер, возникают пыльные бури.

Глинистая

пустыня покрыта твердым грунтом

- глиной,

которая

на

солнце

растрескивается,

появляются

небольшие

многоугольники.

Каменистая

пустыня

покрыта

мелкими

и

большими

камнями.

Несмотря на суровый и жесткий климат, пустыни стали

родным домом для многих растений и животных.

№8 картинки «Растения пустыни»

Одно

из

самых

оригинальных

растений

пустыни

является

саксаул. Он растет всегда рядом с другими растениями, образуя

заросли.

Саксаул

хорошо

переносит

засуху,

т.к.

лишен

листьев.

Высота стволов саксаула может достигать 7-8 метров. Совместно с

саксаулами на песках растет песчаная акация, колючие кустарники.

№9 картинки «Животный мир пустыни»

Животные

пустынь

за

много

лет

существования

в

такой

местности

сумели

приспособиться

к

суровым

климатическим

условиям. От жары и холода они прячутся в подземных норах и

питаются в основном,

подземными частями растений. Климат

пустынь

поспособствовал

тому,

что

у

многих

зверей

отлично

развилась система защиты от жары и холода. В пустынях живут:

лисица-фенек, камышовые коты, пумы, койоты, зайцы ежи, сайгак,

верблюды, даже тигры и др.

В пустыне можно встретить особенно много ящериц, довольно

распространены различные ядовитые змеи и пауки.

Жизнь в условиях открытой местности требует от обитателей

пустынь

большой

осторожности.

В

этом

им

помогают

хорошо

развитые органы зрения, слуха и обоняния, а также пустынная

3.

окраска, которая имеет маскировочное значение (светлые, песчано-

желтые тона в цвете шерсти, перьев, чешуи).

Летом

многие

животные

ведут

ночной

образ

жизни:

они

активизируются, когда спадает жара. Зимой наоборот животные

активными становятся днем, когда становится теплее, чем ночью.

Спасаясь от зимних холодов и летней бескормицы в период засухи,

многие пустынные животные впадают в спячку.

Вот и закончилась наша экспедиция. Мы облетели весь

земной

шар

и

узнали,

что

на

земле

существуют

разные

климатические

зоны.

Побывали

в

Арктике

и

Антарктиде,

тундре, тайге, в лесной зоне и в пустыне. Узнали, какая погода

бывает в разных уголках земного шара, какие растения

и

животные обитают.

Теперь

нам

предстоит

выполнить

задание

редакции

сделать отчет о проделанной работе: выделить природные зоны

на земном шаре и расселить животных.

Иллюстративный материал для занятия

«Пустыня»

Картинка №1 «Пустыня»

-1-

Картинка №2 «Пустыня зимой»

-2-

Картинка №3 «Пустыня весной»

-3-

Картинки №4 «Сухолюбы»

-4-

Картинка №5 «Типы пустынь»

-5-

Картинки №6. 7 «»Барханы», «Пыльные бури»

-6-

Картинки №8 «Растения пустыни»

-7-

Картинки №9 «Животный мир пустыни»

-8-



В раздел образования