Напоминание

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ


Авторы: Максимова Екатерина Николаевна, Сергеева Ольга Васильевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Калужский техникум электронных приборов"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД

ИХ АДАПТАЦИИ

Максимова Екатерина Николаевна, Сергеева Ольга Васильевна

преподаватели

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Калужской области «Калужский техникум электронных

приборов»

г. Калуга

Индивидуальный

подход

к

личности

в

системе

образования

сегодня

диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к

изменяющимся условиям социальной действительности.

Актуа льно сть

проблемы

адапт ации

студентов

к

у ч е б н о -

профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в

техникуме

закладываются

основы

профессионализма,

формируется

потребность

и

готовность

к

непрерывному

самообразованию

в

изменяющихся условиях.

П о д адаптационной

способностью

понимают

процесс

привыкания,

приспособление

личности

к

новым

условиям

среды.

Успешную

адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

- в новую социальную среду;

- в учебно-познавательный процесс;

- в новую систему отношений.

По

результатам

диагностических

исследований,

проведенных

в

учреждениях профессионального образования, студенты на базе основной

школы выбирают обучение в техникуме по следующим причинам:

стремятся к самостоятельности;

были не успешны в школе;

боязнь ЕГЭ;

приобретение профессиональных навыков.

Адаптация

студентов

к

обучению

в

среднем

профессиональном

учреждении

имеет

свои

особенности.

Этот

процесс

может

проходить

достаточно длительное время, что вызывает у человека перенапряжение,

как на психологическом, так и на физиологическом уровнях. Вследствие

чего

у студента снижается активность,

и он не может

не только

выработать новые нормы поведения, но и выполнить привычные для него

виды деятельности.

Ежегодно в Калужском техникуме электронных приборов проводится

диагностика социально-психологической

адаптации студентов

первого

курса.

Диагностический инструментарий:

1.

Экспресс

методика

по

изучению социально-психологического

климата в студенческой группе.

Цель:

Выявить

особенности

существующего

в

группе

СПК

на

когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровне.

2.

Анкета «Классный руководитель (куратор группы) - студент».

Цель: Выявить особенности взаимоотношений, сложившихся

между

куратором

группы

и

студентами,

т.е.

насколько

куратор

эмоционально

включен в групповые процессы, как он ведет себя с группой, старается ли

понять

и

познать

особенности

членов

группы,

имеет

ли

свой

индивидуальный стиль управления группой.

3.

Ме тод и ка

и зу ч е н и я социально-психологического

к л и м а т а

в

коллективе.

Цель:

Определить,

как

оценивают

СПК

в

группе

сами

студенты

неблагоприятный, неустойчиво благоприятный, благоприятный.

4.

Методика социометрии.

Цель:

Определение

статусных

позиций

членов

студенческой

группы

(лидер, аутсайдер, предпочитаемые, пренебрегаемые).

Таким

образом,

анализ

полученных

данных

позволяет

воссоздать

целостную картину состояния в группах нового набора.

Очевидным

становится,

что

ускорение

процессов

адаптации

первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, выявление

условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными

задачами для преподавателя.

Каждый

преподаватель,

работающий

с

первокурсниками,

применяет

целый

комплекс

мероприятий

для

сокращения

процесса

адаптации

и

недопущения дезадаптации студентов. Адаптация охватывает практически

все сферы деятельности студентов и поэтому является разноплановой, что

необходимо учитывать не только на каждом уроке, но и

во внеурочное

время.

С

первых

дней

обучения

студентов,

очень

важно

четко

выстроить

линейку

требований

преподавателей,

что

может

являться

залогом

успешного

обучения.

Немаловажную

роль

играет

общественная

адаптация - процесс внутренней интеграции групп студентов и интеграция

этих же групп со студенческим окружением в целом.

Н ов ые

формы

и

ме тод ы

уч е б но-во с пит ат е льной

р а б о т ы

образовательного

учреждения

вызывают

трудности,

связанные

с

неумением

студентов

оптимально

подойти

к

организации

учебного

процесса. Преподавателю необходимо прививать навыки самостоятельной

работы,

чтобы

не

допустить

снижения

уровня

усвоения

материала,

предусмотренного

учебной

программой.

Главная

задача

состоит

в

приобретении

студентом

умений

творческой,

учебной

и

научной

деятельности через привлечение к поисково-исследовательской работе.

Организация научно-исследовательской работы студентов стимулирует к

активной

деятельности

и

участию

во

внутренних,

региональных

и

всероссийских

научно-практических

конференциях,

что

развивает

коммуникативные способности.

Все

используемые

формы

и

методы

работы

в

период

адаптации

составляют

части

единого

процесса,

направленного

на

формирование

ценностно-ориентированной личности, обладающей профессиональными

навыками.

Однако именно этот период времени связан с наибольшим количеством

трудностей, возникающих у студентов:

отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников

из

школьного

коллектива

с

его

взаимной

помощью

и

моральной

поддержкой;

неопределённость

мотивации

выбора

профессии,

недостаточная

психологическая подготовка к ней;

неумение

осуществлять

психологическое

саморегулирование

поведения

и

деятельности,

усугубляемое

отсутствием

привычки

к

повседневному контролю педагогов;

поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

отсутствие

навыков

самостоятельной

работы,

неумение

конспектировать,

работать

с

первоисточниками,

словарями,

справочниками и др.

Преодоление всех трудностей часто сказывается на качестве обучения

учащихся,

поэтому

перед

преподавателем

ставятся

задачи

не

только

обеспечить

качественный

процесс

обучения,

а

также

способствовать

осуществлению психологической подготовки к положительной мотивации

выбора профессии, оптимизировать режим труда и отдыха, контролировать

поведение и обеспечить позитивный внутренний климат в коллективе.

Только

сочетание

наиболее

эффективных

и

разнообразных

форм

и

методов работы позволяет студентам преодолеть основные трудности в

адаптационный

период, а преподавателю добиться высоких результатов

обучения.

Начало обучения в СПО, принятие учеником школы новой социальной

роли

роли

студента

наиболее

значимый

период,

существенно

влияющий на возможности личной самореализации, профессионального

самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит

первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в

образовательном

учреждении,

из

которой

ему

предстоит

в

различных

формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.

Комплексная

работа

в

течение

первого

года

обучения

помогает

большему количеству студентов адаптироваться к новой образовательной

среде. Не адаптируются только те студенты, которые имеют серьёзные

лич но с т ны е

пр о бле мы ,

им

т р е буе т с я

с п е ц и а л и з и р о в а н н а я

психотерапевтическая помощь.

Список используемых источников:

1.

Колобков

В.Ф.

Моделирование

системы

профессиональной

адаптации студентов средних специальных учебных заведений. М.:

ИПР СПО, 2012.

2.

Профессиональная

педагогика / под

ред. С.Я. Батышева и А.М.

Новикова. М.: Ассоц. «Проф. образование», 2010.

3.

Реан

А.А.,

Кудашев

А.Р.,

Баранов

А.А.Психология

адаптации

личности. Анализ. Теория. Практика. М.: Прайм-Еврознак, 2013.

4.

Третьяков

П.

И.,

Митин

С.

Н.,

Бояринцева

Н.

Н.

Адаптивное

управление педагогическими системами. М.: Академия, 2013. 368 с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники