Авторы: Максимова Екатерина Николаевна, Сергеева Ольга Васильевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Калужский техникум электронных приборов"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ
Раздел: среднее профессиональное
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД
ИХ АДАПТАЦИИ
Максимова Екатерина Николаевна, Сергеева Ольга Васильевна
преподаватели
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Калужской области «Калужский техникум электронных
приборов»
г. Калуга
Индивидуальный
подход
к
личности
в
системе
образования
сегодня
диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к
изменяющимся условиям социальной действительности.
Актуа льно сть
проблемы
адапт ации
студентов
к
у ч е б н о -
профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в
техникуме
закладываются
основы
профессионализма,
формируется
потребность
и
готовность
к
непрерывному
самообразованию
в
изменяющихся условиях.
П о д адаптационной
способностью
понимают
процесс
привыкания,
приспособление
личности
к
новым
условиям
среды.
Успешную
адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
- в новую социальную среду;
- в учебно-познавательный процесс;
- в новую систему отношений.
По
результатам
диагностических
исследований,
проведенных
в
учреждениях профессионального образования, студенты на базе основной
школы выбирают обучение в техникуме по следующим причинам:
стремятся к самостоятельности;
были не успешны в школе;
боязнь ЕГЭ;
приобретение профессиональных навыков.
Адаптация
студентов
к
обучению
в
среднем
профессиональном
учреждении
имеет
свои
особенности.
Этот
процесс
может
проходить
достаточно длительное время, что вызывает у человека перенапряжение,
как на психологическом, так и на физиологическом уровнях. Вследствие
чего
у студента снижается активность,
и он не может
не только
выработать новые нормы поведения, но и выполнить привычные для него
виды деятельности.
Ежегодно в Калужском техникуме электронных приборов проводится
диагностика социально-психологической
адаптации студентов
первого
курса.
Диагностический инструментарий:
1.
Экспресс
–
методика
по
изучению социально-психологического
климата в студенческой группе.
Цель:
Выявить
особенности
существующего
в
группе
СПК
на
когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровне.
2.
Анкета «Классный руководитель (куратор группы) - студент».
Цель: Выявить особенности взаимоотношений, сложившихся
между
куратором
группы
и
студентами,
т.е.
насколько
куратор
эмоционально
включен в групповые процессы, как он ведет себя с группой, старается ли
понять
и
познать
особенности
членов
группы,
имеет
ли
свой
индивидуальный стиль управления группой.
3.
Ме тод и ка
и зу ч е н и я социально-психологического
к л и м а т а
в
коллективе.
Цель:
Определить,
как
оценивают
СПК
в
группе
сами
студенты
–
неблагоприятный, неустойчиво благоприятный, благоприятный.
4.
Методика социометрии.
Цель:
Определение
статусных
позиций
членов
студенческой
группы
(лидер, аутсайдер, предпочитаемые, пренебрегаемые).
Таким
образом,
анализ
полученных
данных
позволяет
воссоздать
целостную картину состояния в группах нового набора.
Очевидным
становится,
что
ускорение
процессов
адаптации
первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, выявление
условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными
задачами для преподавателя.
Каждый
преподаватель,
работающий
с
первокурсниками,
применяет
целый
комплекс
мероприятий
для
сокращения
процесса
адаптации
и
недопущения дезадаптации студентов. Адаптация охватывает практически
все сферы деятельности студентов и поэтому является разноплановой, что
необходимо учитывать не только на каждом уроке, но и
во внеурочное
время.
С
первых
дней
обучения
студентов,
очень
важно
четко
выстроить
линейку
требований
преподавателей,
что
может
являться
залогом
успешного
обучения.
Немаловажную
роль
играет
общественная
адаптация - процесс внутренней интеграции групп студентов и интеграция
этих же групп со студенческим окружением в целом.
Н ов ые
формы
и
ме тод ы
уч е б но-во с пит ат е льной
р а б о т ы
образовательного
учреждения
вызывают
трудности,
связанные
с
неумением
студентов
оптимально
подойти
к
организации
учебного
процесса. Преподавателю необходимо прививать навыки самостоятельной
работы,
чтобы
не
допустить
снижения
уровня
усвоения
материала,
предусмотренного
учебной
программой.
Главная
задача
состоит
в
приобретении
студентом
умений
творческой,
учебной
и
научной
деятельности через привлечение к поисково-исследовательской работе.
Организация научно-исследовательской работы студентов стимулирует к
активной
деятельности
и
участию
во
внутренних,
региональных
и
всероссийских
научно-практических
конференциях,
что
развивает
коммуникативные способности.
Все
используемые
формы
и
методы
работы
в
период
адаптации
составляют
части
единого
процесса,
направленного
на
формирование
ценностно-ориентированной личности, обладающей профессиональными
навыками.
Однако именно этот период времени связан с наибольшим количеством
трудностей, возникающих у студентов:
отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников
из
школьного
коллектива
с
его
взаимной
помощью
и
моральной
поддержкой;
неопределённость
мотивации
выбора
профессии,
недостаточная
психологическая подготовка к ней;
неумение
осуществлять
психологическое
саморегулирование
поведения
и
деятельности,
усугубляемое
отсутствием
привычки
к
повседневному контролю педагогов;
поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
отсутствие
навыков
самостоятельной
работы,
неумение
конспектировать,
работать
с
первоисточниками,
словарями,
справочниками и др.
Преодоление всех трудностей часто сказывается на качестве обучения
учащихся,
поэтому
перед
преподавателем
ставятся
задачи
не
только
обеспечить
качественный
процесс
обучения,
а
также
способствовать
осуществлению психологической подготовки к положительной мотивации
выбора профессии, оптимизировать режим труда и отдыха, контролировать
поведение и обеспечить позитивный внутренний климат в коллективе.
Только
сочетание
наиболее
эффективных
и
разнообразных
форм
и
методов работы позволяет студентам преодолеть основные трудности в
адаптационный
период, а преподавателю добиться высоких результатов
обучения.
Начало обучения в СПО, принятие учеником школы новой социальной
роли
–
роли
студента
–
наиболее
значимый
период,
существенно
влияющий на возможности личной самореализации, профессионального
самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит
первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в
образовательном
учреждении,
из
которой
ему
предстоит
в
различных
формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.
Комплексная
работа
в
течение
первого
года
обучения
помогает
большему количеству студентов адаптироваться к новой образовательной
среде. Не адаптируются только те студенты, которые имеют серьёзные
лич но с т ны е
пр о бле мы ,
им
т р е буе т с я
с п е ц и а л и з и р о в а н н а я
психотерапевтическая помощь.
Список используемых источников:
1.
Колобков
В.Ф.
Моделирование
системы
профессиональной
адаптации студентов средних специальных учебных заведений. М.:
ИПР СПО, 2012.
2.
Профессиональная
педагогика / под
ред. С.Я. Батышева и А.М.
Новикова. М.: Ассоц. «Проф. образование», 2010.
3.
Реан
А.А.,
Кудашев
А.Р.,
Баранов
А.А.Психология
адаптации
личности. Анализ. Теория. Практика. М.: Прайм-Еврознак, 2013.
4.
Третьяков
П.
И.,
Митин
С.
Н.,
Бояринцева
Н.
Н.
Адаптивное
управление педагогическими системами. М.: Академия, 2013. 368 с.