Автор: Скрипкина Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д/сад № 21"
Населённый пункт: г. Ачинск Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ФЭМП Части суток
Раздел: дошкольное образование
«Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».
Программное содержание:
Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают
дети утром, днем, вечером, ночью;
Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;
Учить имитировать действия;
Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;
Продолжать учить различать цвета;
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве,
различать лево, право, низ, верх;
Продолжать учить отгадывать загадки;
Закреплять умение наклеивать;
Воспитывать аккуратность;
Продолжать следить за осанкой детей.
Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.
Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание
загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части
суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С
добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит
рыбка».
Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что
где?».
Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи,
загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги
для детей, подбор музыки.
Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка –
петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного,
серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки
меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные,
кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульях полукругом.
- Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг
другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?
(Ответы детей)
- Почему вам здесь нравится?
(Ответы детей)
- А кто вас будит по утрам?
(Ответы детей)
- А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?
(Ответы детей)
Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.
- Как вы думаете, почему часам дали такое название?
(Ответы детей)
- Кто еще будит людей по утрам?
(Ответы детей)
- Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
- А есть ли у кого дома петушок? (нет!)
- Где живут петухи? (В деревне)
Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить,
как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.
- Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.
Дети читают загадки:
1.
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
(Утро)
1.
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем!
(День)
1.
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора!
(Вечер)
1.
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит.
(Ночь)
- Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром.
Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.
Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а
воспитатель угадывает.
- После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.
- Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)
- Какое время года сейчас? (Весна)
- Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.
- Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)
- Как называется еда по утрам? (Завтрак)
ак называется еда по утрам? (Завтрак)
- Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло.
Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с
прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за
столы.
- А как называется еда днем? (Обед)
- После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись,
пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.
- Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за
дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей
садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).
Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна.
День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.
Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)
Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого
ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого
размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.
- Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)
- Раннее утро? (Серым)
- Середину дня? (Синим)
- Вечер? (Фиолетовым)
Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.
- Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет
отмечать части суток.
- Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.
- Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.
- Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.
- Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.
Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время
наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с
клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.
- Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал,
давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.
Тик-так, тик-так,
А потом вот так,
А потом вот так,
Тик-так, тик-так.
- Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток –
утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали
потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их
разными цветами, сделали волшебный будильник.