Напоминание

"Создание РППС в ДОУ"


Автор: Князева Евгения Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2 "Малышка"
Населённый пункт: город Мантурово
Наименование материала: Дидактическая игра
Тема: "Создание РППС в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Д/и «Создание РППС в ДОУ»

Цели:

Определить понятие «РППС», элементы, принципы построения, особенности;

Активизировать действия воспитателей по проектированию РППС ДОУ для обеспечения

разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и

физического развития.

Вступление.

На развитие ребёнка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и

воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности

индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие

ребёнка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды,

когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребёнка. Всё это необходимо учитывать при

создании обстановки в детском дошкольном учреждении. Учёт способностей, интересов, темпа

продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной

подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной

деятельности.

РППС – что это? (ответы педагогов)

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная

специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами,

оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с

особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и

коррекции недостатков их развития»

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Содержательно-насыщенной

Трансформируемой

Полифункциональной

Вариативной

Доступной

Безопасной

Задание: Разделитесь на равные шесть подгрупп и охарактеризуйте данные требования. Что

они предполагают? Приведите примеры, как достичь данные требования на практике.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-

пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с

учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС

должна быть:

содержательно-насыщенной– включать средства обучения (в том числе технические), материалы

(в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые

позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех

категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность,

в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей;

трансформируемой– обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от

образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональной– обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих

РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов)

в разных видах детской активности;

доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными

возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные

виды детской активности;

безопасной– все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению

надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и

нормативы и правила пожарной безопасности.

Распределить критерии на две группы:

(работа у мольберта с раздаточным материалом, один человек выкладывает первую группы,

второй – вторую)

1.

Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически

у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое

здоровье ребѐнка.

2.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение

гармоничного развития ребенка.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут

выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые);

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к проблемам, выходящим за рамки его возрастной

компетенции;

провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям

и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного

развития ребенка:

полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребѐнку гибко использовать

элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;

применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том,

что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием

взрослого), а также при инициировании совместных действий;

дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые сред-ства РППС могут

использоваться как средство обучения ребенка;

эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут

являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Что вы понимаете под понятием «гибкое зонирование»?

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков,

секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.

Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и

индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует

учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где

осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и

детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени

пребывания детей в ДОО.

Практический игротренинг

«Модель РППС в ДОУ»

На одном прекрасном острове, где всегда хорошие климатические условия, наше Правительство

запланировало построить детский сад, который бы отвечал всем требованиям современной науки:

психологии и педагогике. Создали комиссию по отбору специалистов, которые способны

спроектировать модель РППС. Вы попали в число претендентов проектировщиков.

Создайте модель среды на соответствующую возрастную группу (младший дошкольный возраст и

старший дошкольный возраст) и презентуйте её. Для этого выберите центры, которые будут

выделены в вашей группе или выберите свои и разместите их так, чтобы детям было удобно их

расположение. На каждый центр обозначьте виды детской деятельности, которые обозначены

условными значками. Можете придумать, какие пособия и материалы будут в этих центрах для

решения коррекционных задач. Продумайте цветовую гамму вашей группы.

Помните у вас хороший спонсор, который может позволить всё что угодно.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники