Автор: Князева Евгения Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2 "Малышка"
Населённый пункт: город Мантурово
Наименование материала: Дидактическая игра
Тема: "Создание РППС в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Д/и «Создание РППС в ДОУ»
Цели:
Определить понятие «РППС», элементы, принципы построения, особенности;
Активизировать действия воспитателей по проектированию РППС ДОУ для обеспечения
разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и
физического развития.
Вступление.
На развитие ребёнка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и
воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности
индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие
ребёнка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды,
когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребёнка. Всё это необходимо учитывать при
создании обстановки в детском дошкольном учреждении. Учёт способностей, интересов, темпа
продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной
подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной
деятельности.
РППС – что это? (ответы педагогов)
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная
специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами,
оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и
коррекции недостатков их развития»
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Содержательно-насыщенной
Трансформируемой
Полифункциональной
Вариативной
Доступной
Безопасной
Задание: Разделитесь на равные шесть подгрупп и охарактеризуйте данные требования. Что
они предполагают? Приведите примеры, как достичь данные требования на практике.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-
пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с
учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС
должна быть:
содержательно-насыщенной– включать средства обучения (в том числе технические), материалы
(в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые
позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность,
в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей;
трансформируемой– обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональной– обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих
РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов)
в разных видах детской активности;
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности;
безопасной– все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению
надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы и правила пожарной безопасности.
Распределить критерии на две группы:
(работа у мольберта с раздаточным материалом, один человек выкладывает первую группы,
второй – вторую)
1.
Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически
у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое
здоровье ребѐнка.
2.
В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение
гармоничного развития ребенка.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут
выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые);
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к проблемам, выходящим за рамки его возрастной
компетенции;
провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям
и физическим недостаткам других людей.
В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного
развития ребенка:
полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребѐнку гибко использовать
элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том,
что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием
взрослого), а также при инициировании совместных действий;
дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые сред-ства РППС могут
использоваться как средство обучения ребенка;
эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут
являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Что вы понимаете под понятием «гибкое зонирование»?
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков,
секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.
Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и
индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует
учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где
осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени
пребывания детей в ДОО.
Практический игротренинг
«Модель РППС в ДОУ»
На одном прекрасном острове, где всегда хорошие климатические условия, наше Правительство
запланировало построить детский сад, который бы отвечал всем требованиям современной науки:
психологии и педагогике. Создали комиссию по отбору специалистов, которые способны
спроектировать модель РППС. Вы попали в число претендентов проектировщиков.
Создайте модель среды на соответствующую возрастную группу (младший дошкольный возраст и
старший дошкольный возраст) и презентуйте её. Для этого выберите центры, которые будут
выделены в вашей группе или выберите свои и разместите их так, чтобы детям было удобно их
расположение. На каждый центр обозначьте виды детской деятельности, которые обозначены
условными значками. Можете придумать, какие пособия и материалы будут в этих центрах для
решения коррекционных задач. Продумайте цветовую гамму вашей группы.
Помните у вас хороший спонсор, который может позволить всё что угодно.