Автор: Кушнарева Людмила Францевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: "Лаборатория профессора Чудакова. Исследователи воды"
Тема: Внедрение технологии "Клубный час" для формирование детских компетенций"
Раздел: дошкольное образование
«Исследователи воды»
Уточнить представления детей о воде, ее свойствах. Познакомить с принципом
пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые
растворимы в воде.
Познакомить детей со способами очистки воды (фильтрование). Закрепить правила
поведения при работе с различными веществами.
Развивать познавательный интерес.
Материал: набор картинок: лед, снег, дождь, облако, озеро, роса, иней, туман, морозные
узоры
-
для
игры
«Вода
в
окружающей
среде»;
для
проведения
опытов:
клеенка,
прозрачные пластмассовые стаканы, трубочки, молоко, вода, мука, акварельные краски,
растительное масло, соль, сахар, электрочайник, фильтры (бумажный фильтр), воронки,
колбы, зеркале; картинки на которых нарисованы свойства воды (капает, прозрачная,
растворяет вещества, при нагревании превращается в водный пар и т.д.)
Вводное слово. Загадка
П.: Ребята, я вам прочту стихотворение, которое вам поможет вспомнить, о чем мы
говорили на прошлом занятии.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Так без чего нам не прожить?
Д.: Без воды
П.: Давайте поиграем в игру «Вода в окружающей среде» (предлагается набор карточек, из
которых они должны выбрать то, что является водой: лед, снег, дождь, облако, озеро, море,
морозные узоры, иней, туман). Давайте разделимся на две команды (мальчики и девочки)
Кто
быстрее
и
правильнее
выберет
нужные
картинки,
а
потом
посмотрим,
как
вы
справились. Мы с вами будем настоящими фокусниками.
П.: Садитесь за столы (перед детьми стаканчики с водой и палочка) Первый фокус.
Опыт 1. Преломление предмета в воде. Палочка сломалась?
Опустим в стакан с водой палочку и посмотрим, что с ней случилось. Она сломалась? Нет,
это и есть "преломление". Лучи света от той части соломинки, которая находится над
водой формируют изображение соломинки в глазу немного дальше, чем те, которые идут
от подводной части. Вот и получается, что эти две части перестали совпадать.
Опыт 2 Распространение звука в воде. Звуки в вод. Фокус второй
Материалы и оборудование: Большая емкость с водой, камешки.
Как вы думаете, передаются ли звуки по воде, Давайте проверим, бросим камешек и
слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень;
если звук передается по воде, то его можно услышать. Делают вывод: во втором варианте
звук был громче; значит через воду звук проходит лучше, чем через воздух.
О п ы т
3 . Иногда
фокусники
делают
что-нибудь
на
первый
взгляд
совершенно
невозможное. Но сможет ли фокусник заставить плавать металлический предмет? Ты
сможешь, если проделаешь этот эксперимент.
Реквизит: Стакан, Водопроводная вода, 2 канцелярские скрепки, Бумажное полотенце
Подготовка. Налей в стакан воды. Сделай из одной скрепки крючок с плоской загнутой
частью. Начинаем научное волшебство!
«Всем известно, что металлические скрепки тонут в воде». Чтобы доказать это, брось
скрепку в стакан с водой, сейчас мы сделаем так, чтобы скрепка плавала.
Положи скрепку на плоский участок крючка, сделанного из другой скрепки. Держи его
горизонтально как можно ближе к поверхности воды, но не касаясь её.
Медленно опусти скрепку в воду.
Опыт 4. «Растворение»
В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются. Еще одно свойство
воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на
столе в разных сосудах находятся разные вещества. Постарайтесь определить, что это за
вещества. (Растительное масло, сахар, соль, песок, мука)
Воспитатель напоминает детям как это делать: нельзя все вещества пробовать на вкус
(можно отравиться )
Дети
и
воспитатель
растворяет
вещества
в
воде.
Растворяя
вещества,
приходят
к
следующим выводам: - соль и сахар растворяются быстро в воде, но вода при этом
остается прозрачной. (Смогли бы вы пить несладкий чай?)
- мука тоже растворяется в воде, но вода становиться мутно; немного погодя мука оседает
на дно, но раствор мутный.
- масло не растворяется в воде, плавает в виде желтых капелек
- песок не растворяется в воде.
Опыт 5. «Очистка воды» А теперь попробуем нашу воду очистить.
Как вы думаете какую воду можно будет очистить? (от песка, от муки)
Для этого нам нужны фильтры.
Что можно использовать в роли фильтров? (вату, ткань, марлю, салфетку,
фильтр, бумагу). Я вам предлагаю для этого использовать фильтр-пакеты их использует
профессор Чудаков когда варит кофе.
Воспитатель устанавливает фильтры стакан и понемногу вливая раствор в воронку с
фильтром, фильтрует воду.
Выводы:
- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, т.к. не растворилось в воде, на фильтре
хорошо видны следы масла
- большая часть муки осталась на самом фильтре
В.: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
Ой, а вот чайник закипел. Я люблю чай с травами…… (заглядывает в чайник) а где же
вода?
Опыт 6. «Пар тоже вода» (стекло)
(Перед опытом так поставить детей, чтобы всем было хорошо видно и предупредить их,
что нельзя толкаться и покидать свое место во время опыта. В электрочайнике кипятится
вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струей).
В.: Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала
только воду.
Д.: При нагревании вода превратилась в пар. Затем к струе пара воспитатель подносит
холодное
стекло.
И
делается
вывод:
когда
пар
попал
на
холодное
стекло,
он
опять
превратился в воду.
В.: Вот так происходит и в природе, каждый день. Солнце нагревает воду
в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превратилась в пар.
В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности
Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится
воздух.
Пар
снова
превращается
в
воду.
Образуются
облака.
Когда
капелек
воды
становиться много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают в виде
дождя на землю. Дождь стекается в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и
океаны. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом
воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота
воды).
В.: Ребята, я предлагаю поиграть в интересную и волшебную игру. Поливка цветов
Пустые банки (3-4 штуки, лучше всего литровые) устанавливаются по линии движения
команд. Команды выстраиваются на старте, рядом с каждой — ведро воды. Первый игрок
каждой команды по сигналу ведущего набирает воду в стакан и бежит «поливать цветы».
Он должен постараться распределить воду по банкам равномерно. Когда все «цветы»
политы,
игрок
добегает
до
поворотной
отметки,
возвращается
и
передает
стакан
следующему. Оценивается не только то, какая команда быстрее «польет цветы», но и
равномерность наполнения банок.
А теперь мы с вами будем мелиораторами. Как выдумаете что это за профессия? Прежде
чем построить пришлось тоже осушать болота и только потом построили город.
Одна из задач этой профессии — осушение болот. Команды стоят у линии старта. У
поворотной отметки — тарелки с водой. Это и есть «болото», которое предстоит осушить.
По сигналу первый игрок каждой команды бежит к тарелке и изо всех сил дует на воду,
стараясь, чтобы она выплеснулась, возвращается и передает эстафету следующему.
Молодцы! А сейчас мы свами немного отдохнем
и станем художниками. Скажите,
художники в своей работе используют воду?
Игра «Художники»
Перед вами мальберты с картинами но они не раскрашены. Ваша задача дорисовать
картины. У каждой команды своя картина. А чем рисуют художники? У вас вместо
кисточки пальчик, поэтому вам нужно выбрать только одну краску которой вы будите
рисовать.