Авторы: Скакодубова Ирина Анатольевна, Власова Ольга Петровна
Должность: воспитатели детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО- Югра
Наименование материала: Информационно - творческий проект
Тема: "Игры и игрушки народа ханты и манси"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
группы общеразвивающей направленности
для детей дошкольного возраста
Информационно – творческий проект
«Игры и игрушки народа ханты и манси»
Авторы: Власова Ольга Петровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Скакодубова Ирина Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Югорск - 2016
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1.
Наименование учреждения
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 5», дошкольные группы
2.
Название проекта
«Игры и игрушки народа ханты и
манси»
3.
Автор проекта
Воспитатели, дети старшей группы,
родители.
4.
Тип проекта
информационно – творческий
5.
Продолжительность проекта
долгосрочный (ноябрь – март)
6.
Участники проекта
Дети старших групп, родители
воспитанников, воспитатели групп
7.
Проблема
Недостаточность представлений
детей о культуре народов ханты и
манси
8.
Гипотеза
Через игры народы ханты и манси
приобщают детей к окружающей
действительности, овладению
необходимыми умениями и
навыками для жизни в суровых
условиях севера.
9.
Цель проекта
Приобщение детей к уникальной
культуре народов ханты и манси,
населяющих территорию ХМАО,
через национальные игры и
игрушки.
10.
Задачи
дать первичные представления
о быте, жизни народов ханты и
манси, их традициях и обычаях.
познакомить с национальными
игрушками народов ханты и манси,
с материалами, из которых они
изготавливаются.
Развивать интерес к народной
игре, желание использовать ее в
самостоятельной деятельности.
Помочь детям через игру
понять особенности национальной
культуры людей.
Воспитывать эмоционально-
положительное отношение детей к
представителям коренных народов.
11.
Объект исследования
культура народов ханты и манси
12.
Предмет исследования
игры и игрушки народов ханты и
манси
13.
Предполагаемый результат
обогащение и систематизация
знаний детей старшего
дошкольного возраста о своем крае,
представлений о народах ханты и
манси;
научатся играть в национальные
игры;
развитие любознательности по
отношению к родному краю, его
истории;
воспитание любви к своему краю,
чувства гордости за свою малую
родину, ее достижения и культуру,
формирование бережного
отношение к родному краю,
его природным богатствам.
14.
Продукт проектной деятельности
Сборник игр народов ханты и
манси, мини-музей игрушек, уголок
«Мой край Югра»
Актуальность
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
Сергей Михалков
Любой уголок нашей страны неповторим. Большая сила заключена в
том, что нас окружает с детства. Даже, когда, уехав из родных мест на долгие
годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о
красоте и богатстве родного края.
Свою
любовь
к
родным
местам,
представления
о
том,
чем
они
знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди-все это взрослые
передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и
патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать
педагоги и родители.
Мы живем в Ханты-Мансийском Автономном округе, коренные жители
которого
ханты
и
манси.
В
условиях
Крайнего
Севера
с
его
суровой
природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных
народов роль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения
особенно велика.
Игры народа ханты были основным средством приобщения детей к
трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству,
ведению
домашнего
хозяйства)
Игры
для
детей
от
1,5
до
6
лет
способствовали физическому и умственному развитию хантыйских детей,
обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам,
психически
закаливали.
Большинство
игр
детей
этого
возраста
носит
подражательный характер и не имеет правил. В этом возрастном периоде
игры
способствовали
развитию
навыков
лазанья,
ходьбы,
бега,
а
также
других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не
только
развивались
физически,
но
и
познавали
семейный
быт.
Детей
постарше (от 3 до 6 лет), следуя опыту народной педагогики, ханты готовили
к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки
уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с
традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола. В
этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду
женщины - хозяйки, будущей матери. Это куклы (акань) из дерева, ланк
акань - из беличьих хвостов, ваз акань - из утиного клюва, маленькие люльки,
маленькие чумы (ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки,
игольницы,
коробочки
со
швейными
принадлежностями.
Среди
девочек
сургутских хантов были широко распространены игры, направленные на
овладение навыками ведения домашнего хозяйства: "Очаг (Рат хар)", "Игра в
куклы (Пакилэли Анки-Ати)" и др. Мальчики играли луком и стрелами,
маленькими
лодками,
нартами,
моделями
капканов,
ловушек,
частями
рыболовецких сетей, упряжью для оленей и собак из кожи, сукна, тряпочек.
В процессе игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки
рыбы,
пойманной
взрослыми,
заменяя
рыбу
древесными
гнилушками,
"ловили" ее, связывали в связки, развешивали для сушки.
Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают
тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей.
Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой жизни. Мы
живем в Западной Сибири, на земле народов ханты и манси. Мы должны
знать и уважать традиции и обычаи коренных жителей. Многие из них живут
на своих родовых угодьях, живут так, как жили их предки и берегут свои
традиции.
У
них
имеется
много
своеобразных,
занимательных
игрушек,
которые передаются из поколения в поколение. Сегодня важно не утратить
это богатство народов Севера, не упустить крупицы народной мудрости,
народных традиций и обычаев - ведь это часть культурного наследия нашего
государства.
Поэтому, мы считаем, что выбранная тема очень актуальна.
Цель: приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси,
населяющих территорию ХМАО, через национальные игры и игрушки.
Задачи для педагогов:
дать первичные представления о быте, жизни народов ханты и манси,
их традициях и обычаях.
познакомить с национальными игрушками народов ханты и манси,
с материалами, из которых они изготавливаются.
Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в
самостоятельной деятельности.
Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры
людей.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к
представителям коренных народов.
Задачи для детей:
познакомиться с культурой, традициями и обычаями, укладом жизни
народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО;
научиться играть в национальные игры народов Югры и научить
других детей;
научиться делать игрушки народов ханты и манси (кукла «Акань»).
Предварительная работа:
1. Изучение литературы. Подбор иллюстраций, книг по теме.
2. Чтение произведений, сказок о быте и жизни народов Севера.
3.Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов
Севера».
4. Экскурсия в библиотеку (тема «Сказки и игры народов Севера»).
5. Экскурсия в музей истории и этнографии
6. Ознакомление с экспонатами музея «Суеват – Пауль»
7. Мастер – класс по изготовлению куклы «Акань».
8. Взаимодействие с родителями (пополнение уголка «Мой край –
Югра», помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм).
Предполагаемый результат:
Дети:
обогащение и систематизация знаний детей старшего дошкольного
возраста о своем крае, представлений о народах ханты и манси;
научатся играть в национальные игры;
развитие любознательности по отношению к родному краю, его
истории;
воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую
родину, ее достижения и культуру, формирование бережного
отношение к родному краю, его природным богатствам.
Родители:
привлечение внимания родителей к сохранению культуры коренных
народов;
участие родителей в образовательном и воспитательном процессе своего
ребенка.
Этапы реализации проекта
подготовительный
(образовательный)
основной
(творческий)
заключительный
сбор литературы;
экскурсии в
библиотеку, городской
музей;
составление
конспектов, альбомов,
пособий;
просмотр презентаций;
проведение мастер –
класса
участие в городском
фестивале «В формате
85 лет»;
участие в региональном
конкурсе «Улыбки
Севера»;
участие в городском
конкурсе («Мы –
будущее России»);
проведение мероприятия
«День национальных игр
ханты и манси»
Сборник игр
народов
ханты и
манси, мини-
музей
игрушек,
уголок «Мой
край Югра»
Реализация проекта
1 этап: образовательный
В процессе работы над проектом дети познакомились с культурой, бытом,
историей
родного края,
населяющих его народов,
имели
возможность
прикоснуться
к
национальным
истокам,
попробовать
свои
силы
в
изготовлении
предметов
традиционных
народных
промыслов,
расширить
свои познания о жизни народов ханты и манси.
Мы
посетили
библиотеку,
где
мы
приняли
участие
в
познавательно
–
игровой программе «Сказания севера»,
превратились
в
зрителей
кукольного
спектакля. Яркие образы самобытных
героев сказок народов ханты и манси,
были
представлены
в
кукольном
спектакле
«Сказки
народов
севера».
Ребята отгадывали загадки, пробовали
говорить на языке ханты и с большим
интересом рассматривали сказочные книги народов севера, познакомились с
национальными играми.
Дети были на экскурсии в городском музее
истории и этнографии, где познакомились с жизнью
и бытом народов ханты и манси. Через игру «Ловля
оленей» побуждали детей творчески воспроизводить
в игре уклад жизни хантов и манси, закрепили
представления о природе тайги, еѐ обитателях.
Познакомились с игрушками и играми
народов ханты и манси. Дети узнали много
нового и интересного о национальных куклах
(кукла «Акань», куклы – люди, куклы – деревья,
куклы – растения, куклы – шишки, куклы –
страшилки).
Наши дети играли в игры – головоломки («Щел», «Волчок», «Тосьчервой»).
Все дети любят играть в куклы. В семьях народов ханты девочки
играли
тряпичными
куклами,
которые
им
шили
бабушка
или
мама,
в
дальнейшем
девочка
сама
училась
изготавливать
себе
куклу.
Родители
провели мастер – класс, на котором ребята с интересом участвовали в
изготовлении любимой игрушки хантыйских детей - куклы «Акань» (мастер
– класс, проведенный родителями).
Мастер-класс «Глухарка сна», познакомил с национальным орнаментом,
который охраняет сон и здоровье детей.
2 этап: основной (творческий).
Север – удивительный край с удивительными народами, чей образ
жизни
близок
к
природе.
Общаясь
с
ней,
они
научились
ее
понимать,
приспособились
к
жизни
в
ней.
В
суровой
борьбе
за
существование,
продолжение своего рода, они выработали свои законы жизни в гармонии с
природой,
обычаи
и
праздники,
бережно
хранимые
и
передаваемые
из
поколения в поколение. Самое главное – не смотря на суровые условия
существования, смогли сохранить неповторимый уклад жизни и культуру.
Воспитание
любви
к
своему
Отечеству
должно
сочетаться
с
формированием отношения к культуре других народов. И от нас будет
зависеть,
будут
ли
наши
дети
понимать
ее,
поддерживать,
уважать
и
развивать традиции живущих на этой земле народностей.
Перед педагогами стоит задача развития и воспитания гармоничной
личности, уважающей и понимающей самобытность не только своего народа,
но и культурные ценности других этнических групп.
Основным средством такого воспитания стали народные игры, которые
учат будущей взрослой жизни.
Поэтому мы с ребятами обратили внимание на игры народов ханты и
манси и разучили их.
Участвуя в проекте «От малой родины к большой стране», наши дети
предлагали
поиграть
в
национальные
игры
участникам
фестивального
движения.
На
площадке
детям
предлагались
игры
на
воспитание
чувства
коллективизма,
двигательной
активности,
силовых
качеств:
«Ручейки
и
озѐра», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей», «Важенка и оленята»,
«Оленьи бега», «Охота на куропаток» и другие.
Принимали
участие
в
региональном
конкурсе
«Улыбки
Севера»,
Марченко Валерия является победителем конкурса.
Принимали участие в городском конкурсе («Мы – будущее России») в
направлении «Праздник детства», с результатом первого призового места.
в направлении «Изодеятельность»: в номинации «Чудесный мир природы
Югры»
в направлении «Декоративно – прикладное искусство»:
В детском саду провели «День национальных игр», где наши ребята
обучали
детей
других
групп
играм
народов
ханты
и
манси:
«Хейро»,
«Рыбаки и рыбки», «Чум».
А также обучали ребят спортивным играм, развивающим силу, ловкость,
расчетливость,
волю
к
победе:
«куобах»
(прыжки
на
двух
ногах),
«кылыы»
(прыжки
с
разбега
на
одной
ноге),
«Ловкий
оленевод»,
«Каюр
и
собаки»,
«Перетягивание каната», бег на разные дистанции.
Над проектом дети работали все вместе. Они дружно играли, с интересом
обучали других детей национальным играм ханты и манси.
Таким образом, игры народов ханты и манси действительно являются
основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте,
рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства),
способствовали физическому и умственному развитию детей.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
продолжать знакомство с
культурой и традициями народов ханты и манси (экскурсия с детьми и
родителями в «Суеват – Пауль», участие детей в празднике «Вороний день»).
\
Список литературы
Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. /
М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004.
Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как
научить детей любить Родину – М.: АРКТИ, 2005.
Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях:
Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986.
Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское
книжное издательство, 2008.
Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО
«ИПП «Уральский рабочий», 2008.
Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман,
Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
Интернет источники
Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и
самобытные физические упражнения народов Севера. Учебно-
методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт
повышения квалификации и развития регионального образования»,
2003. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова,
Просвещение, 1991.
Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008