Напоминание

"Игры и игрушки народа ханты и манси"


Авторы: Скакодубова Ирина Анатольевна, Власова Ольга Петровна
Должность: воспитатели детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО- Югра
Наименование материала: Информационно - творческий проект
Тема: "Игры и игрушки народа ханты и манси"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

группы общеразвивающей направленности

для детей дошкольного возраста

Информационно – творческий проект

«Игры и игрушки народа ханты и манси»

Авторы: Власова Ольга Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Скакодубова Ирина Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Югорск - 2016

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа № 5», дошкольные группы

2.

Название проекта

«Игры и игрушки народа ханты и

манси»

3.

Автор проекта

Воспитатели, дети старшей группы,

родители.

4.

Тип проекта

информационно – творческий

5.

Продолжительность проекта

долгосрочный (ноябрь – март)

6.

Участники проекта

Дети старших групп, родители

воспитанников, воспитатели групп

7.

Проблема

Недостаточность представлений

детей о культуре народов ханты и

манси

8.

Гипотеза

Через игры народы ханты и манси

приобщают детей к окружающей

действительности, овладению

необходимыми умениями и

навыками для жизни в суровых

условиях севера.

9.

Цель проекта

Приобщение детей к уникальной

культуре народов ханты и манси,

населяющих территорию ХМАО,

через национальные игры и

игрушки.

10.

Задачи

дать первичные представления

о быте, жизни народов ханты и

манси, их традициях и обычаях.

познакомить с национальными

игрушками народов ханты и манси,

с материалами, из которых они

изготавливаются.

Развивать интерес к народной

игре, желание использовать ее в

самостоятельной деятельности.

Помочь детям через игру

понять особенности национальной

культуры людей.

Воспитывать эмоционально-

положительное отношение детей к

представителям коренных народов.

11.

Объект исследования

культура народов ханты и манси

12.

Предмет исследования

игры и игрушки народов ханты и

манси

13.

Предполагаемый результат

обогащение и систематизация

знаний детей старшего

дошкольного возраста о своем крае,

представлений о народах ханты и

манси;

научатся играть в национальные

игры;

развитие любознательности по

отношению к родному краю, его

истории;

воспитание любви к своему краю,

чувства гордости за свою малую

родину, ее достижения и культуру,

формирование бережного

отношение к родному краю,

его природным богатствам.

14.

Продукт проектной деятельности

Сборник игр народов ханты и

манси, мини-музей игрушек, уголок

«Мой край Югра»

Актуальность

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.

Сергей Михалков

Любой уголок нашей страны неповторим. Большая сила заключена в

том, что нас окружает с детства. Даже, когда, уехав из родных мест на долгие

годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о

красоте и богатстве родного края.

Свою

любовь

к

родным

местам,

представления

о

том,

чем

они

знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди-все это взрослые

передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и

патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать

педагоги и родители.

Мы живем в Ханты-Мансийском Автономном округе, коренные жители

которого

ханты

и

манси.

В

условиях

Крайнего

Севера

с

его

суровой

природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных

народов роль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения

особенно велика.

Игры народа ханты были основным средством приобщения детей к

трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству,

ведению

домашнего

хозяйства)

Игры

для

детей

от

1,5

до

6

лет

способствовали физическому и умственному развитию хантыйских детей,

обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам,

психически

закаливали.

Большинство

игр

детей

этого

возраста

носит

подражательный характер и не имеет правил. В этом возрастном периоде

игры

способствовали

развитию

навыков

лазанья,

ходьбы,

бега,

а

также

других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не

только

развивались

физически,

но

и

познавали

семейный

быт.

Детей

постарше (от 3 до 6 лет), следуя опыту народной педагогики, ханты готовили

к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки

уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с

традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола. В

этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду

женщины - хозяйки, будущей матери. Это куклы (акань) из дерева, ланк

акань - из беличьих хвостов, ваз акань - из утиного клюва, маленькие люльки,

маленькие чумы (ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки,

игольницы,

коробочки

со

швейными

принадлежностями.

Среди

девочек

сургутских хантов были широко распространены игры, направленные на

овладение навыками ведения домашнего хозяйства: "Очаг (Рат хар)", "Игра в

куклы (Пакилэли Анки-Ати)" и др. Мальчики играли луком и стрелами,

маленькими

лодками,

нартами,

моделями

капканов,

ловушек,

частями

рыболовецких сетей, упряжью для оленей и собак из кожи, сукна, тряпочек.

В процессе игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки

рыбы,

пойманной

взрослыми,

заменяя

рыбу

древесными

гнилушками,

"ловили" ее, связывали в связки, развешивали для сушки.

Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают

тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей.

Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой жизни. Мы

живем в Западной Сибири, на земле народов ханты и манси. Мы должны

знать и уважать традиции и обычаи коренных жителей. Многие из них живут

на своих родовых угодьях, живут так, как жили их предки и берегут свои

традиции.

У

них

имеется

много

своеобразных,

занимательных

игрушек,

которые передаются из поколения в поколение. Сегодня важно не утратить

это богатство народов Севера, не упустить крупицы народной мудрости,

народных традиций и обычаев - ведь это часть культурного наследия нашего

государства.

Поэтому, мы считаем, что выбранная тема очень актуальна.

Цель: приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси,

населяющих территорию ХМАО, через национальные игры и игрушки.

Задачи для педагогов:

дать первичные представления о быте, жизни народов ханты и манси,

их традициях и обычаях.

познакомить с национальными игрушками народов ханты и манси,

с материалами, из которых они изготавливаются.

Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в

самостоятельной деятельности.

Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры

людей.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к

представителям коренных народов.

Задачи для детей:

познакомиться с культурой, традициями и обычаями, укладом жизни

народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО;

научиться играть в национальные игры народов Югры и научить

других детей;

научиться делать игрушки народов ханты и манси (кукла «Акань»).

Предварительная работа:

1. Изучение литературы. Подбор иллюстраций, книг по теме.

2. Чтение произведений, сказок о быте и жизни народов Севера.

3.Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов

Севера».

4. Экскурсия в библиотеку (тема «Сказки и игры народов Севера»).

5. Экскурсия в музей истории и этнографии

6. Ознакомление с экспонатами музея «Суеват – Пауль»

7. Мастер – класс по изготовлению куклы «Акань».

8. Взаимодействие с родителями (пополнение уголка «Мой край –

Югра», помощь в изготовлении атрибутов к подвижным играм).

Предполагаемый результат:

Дети:

обогащение и систематизация знаний детей старшего дошкольного

возраста о своем крае, представлений о народах ханты и манси;

научатся играть в национальные игры;

развитие любознательности по отношению к родному краю, его

истории;

воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую

родину, ее достижения и культуру, формирование бережного

отношение к родному краю, его природным богатствам.

Родители:

привлечение внимания родителей к сохранению культуры коренных

народов;

участие родителей в образовательном и воспитательном процессе своего

ребенка.

Этапы реализации проекта

подготовительный

(образовательный)

основной

(творческий)

заключительный

сбор литературы;

экскурсии в

библиотеку, городской

музей;

составление

конспектов, альбомов,

пособий;

просмотр презентаций;

проведение мастер –

класса

участие в городском

фестивале «В формате

85 лет»;

участие в региональном

конкурсе «Улыбки

Севера»;

участие в городском

конкурсе («Мы –

будущее России»);

проведение мероприятия

«День национальных игр

ханты и манси»

Сборник игр

народов

ханты и

манси, мини-

музей

игрушек,

уголок «Мой

край Югра»

Реализация проекта

1 этап: образовательный

В процессе работы над проектом дети познакомились с культурой, бытом,

историей

родного края,

населяющих его народов,

имели

возможность

прикоснуться

к

национальным

истокам,

попробовать

свои

силы

в

изготовлении

предметов

традиционных

народных

промыслов,

расширить

свои познания о жизни народов ханты и манси.

Мы

посетили

библиотеку,

где

мы

приняли

участие

в

познавательно

игровой программе «Сказания севера»,

превратились

в

зрителей

кукольного

спектакля. Яркие образы самобытных

героев сказок народов ханты и манси,

были

представлены

в

кукольном

спектакле

«Сказки

народов

севера».

Ребята отгадывали загадки, пробовали

говорить на языке ханты и с большим

интересом рассматривали сказочные книги народов севера, познакомились с

национальными играми.

Дети были на экскурсии в городском музее

истории и этнографии, где познакомились с жизнью

и бытом народов ханты и манси. Через игру «Ловля

оленей» побуждали детей творчески воспроизводить

в игре уклад жизни хантов и манси, закрепили

представления о природе тайги, еѐ обитателях.

Познакомились с игрушками и играми

народов ханты и манси. Дети узнали много

нового и интересного о национальных куклах

(кукла «Акань», куклы – люди, куклы – деревья,

куклы – растения, куклы – шишки, куклы –

страшилки).

Наши дети играли в игры – головоломки («Щел», «Волчок», «Тосьчервой»).

Все дети любят играть в куклы. В семьях народов ханты девочки

играли

тряпичными

куклами,

которые

им

шили

бабушка

или

мама,

в

дальнейшем

девочка

сама

училась

изготавливать

себе

куклу.

Родители

провели мастер – класс, на котором ребята с интересом участвовали в

изготовлении любимой игрушки хантыйских детей - куклы «Акань» (мастер

– класс, проведенный родителями).

Мастер-класс «Глухарка сна», познакомил с национальным орнаментом,

который охраняет сон и здоровье детей.

2 этап: основной (творческий).

Север – удивительный край с удивительными народами, чей образ

жизни

близок

к

природе.

Общаясь

с

ней,

они

научились

ее

понимать,

приспособились

к

жизни

в

ней.

В

суровой

борьбе

за

существование,

продолжение своего рода, они выработали свои законы жизни в гармонии с

природой,

обычаи

и

праздники,

бережно

хранимые

и

передаваемые

из

поколения в поколение. Самое главное – не смотря на суровые условия

существования, смогли сохранить неповторимый уклад жизни и культуру.

Воспитание

любви

к

своему

Отечеству

должно

сочетаться

с

формированием отношения к культуре других народов. И от нас будет

зависеть,

будут

ли

наши

дети

понимать

ее,

поддерживать,

уважать

и

развивать традиции живущих на этой земле народностей.

Перед педагогами стоит задача развития и воспитания гармоничной

личности, уважающей и понимающей самобытность не только своего народа,

но и культурные ценности других этнических групп.

Основным средством такого воспитания стали народные игры, которые

учат будущей взрослой жизни.

Поэтому мы с ребятами обратили внимание на игры народов ханты и

манси и разучили их.

Участвуя в проекте «От малой родины к большой стране», наши дети

предлагали

поиграть

в

национальные

игры

участникам

фестивального

движения.

На

площадке

детям

предлагались

игры

на

воспитание

чувства

коллективизма,

двигательной

активности,

силовых

качеств:

«Ручейки

и

озѐра», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей», «Важенка и оленята»,

«Оленьи бега», «Охота на куропаток» и другие.

Принимали

участие

в

региональном

конкурсе

«Улыбки

Севера»,

Марченко Валерия является победителем конкурса.

Принимали участие в городском конкурсе («Мы – будущее России») в

направлении «Праздник детства», с результатом первого призового места.

в направлении «Изодеятельность»: в номинации «Чудесный мир природы

Югры»

в направлении «Декоративно – прикладное искусство»:

В детском саду провели «День национальных игр», где наши ребята

обучали

детей

других

групп

играм

народов

ханты

и

манси:

«Хейро»,

«Рыбаки и рыбки», «Чум».

А также обучали ребят спортивным играм, развивающим силу, ловкость,

расчетливость,

волю

к

победе:

«куобах»

(прыжки

на

двух

ногах),

«кылыы»

(прыжки

с

разбега

на

одной

ноге),

«Ловкий

оленевод»,

«Каюр

и

собаки»,

«Перетягивание каната», бег на разные дистанции.

Над проектом дети работали все вместе. Они дружно играли, с интересом

обучали других детей национальным играм ханты и манси.

Таким образом, игры народов ханты и манси действительно являются

основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте,

рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства),

способствовали физическому и умственному развитию детей.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

продолжать знакомство с

культурой и традициями народов ханты и манси (экскурсия с детьми и

родителями в «Суеват – Пауль», участие детей в празднике «Вороний день»).

\

Список литературы

Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и

социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. /

М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004.

Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как

научить детей любить Родину – М.: АРКТИ, 2005.

Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях:

Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986.

Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское

книжное издательство, 2008.

Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО

«ИПП «Уральский рабочий», 2008.

Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман,

Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

Интернет источники

Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и

самобытные физические упражнения народов Севера. Учебно-

методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт

повышения квалификации и развития регионального образования»,

2003. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова,

Просвещение, 1991.

Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008



В раздел образования