Автор: Ганиева Ольга Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ ДС №24 Населённый пункт: Копейск Наименование материала: Конспект Тема: Деловая игра Раздел: дошкольное образование
Ход проведения мероприятия
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с
семьями воспитанников.
План:
1.
Трудности организации совместной работы педагога с родителями воспитанников.
2.
Деловая игра.
I.
«Организация совместной работы педагога с родителями
воспитанников»
Анкета
1 слайд . На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы
приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день
дети
проводят
в
детском
саду:
играют,
гуляют,
занимаются...
А
вечером
приходят
родители
и,
сказав:
«До
свидания!»,
уводят
ребятишек
домой.
Но
у
педагогов
и
родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными,
здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми
личностями.
Современные
дошкольные
учреждения
много
делают
для
того,
чтобы
общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги
сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять
новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача
которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность
родителей
и
педагогов.
Например,
коллективное
обсуждение
проблемы
позволяет
родителям
почувствовать,
что
другие
мамы
и
папы
тоже
столкнулись
с
похожими
проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности
разрешимы.
3 слайд. Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание
родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие
единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми
родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы
личного
характера.
Они
зачастую
относятся
к
педагогам
снисходительно
и
пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать
партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с
педагогами
«на
равных»,
как
с
коллегами,
прийти
к
доверительному,
«душевному»
общению.
П р а к т и ч е с к а я часть:
Все родители разные, это взрослые люди, и к каждом нужно найти определенный подход.
Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема
самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном
устройстве детского сада множество причин порождаю сложные отношения.
Я предлагаю вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами
межличностного взаимодействия,
Упражнение "Сфера ответственности"
(В пространстве комнаты размешаются листы с надписями:'Родитель", "Воспитатель",
"Администрация"..)
Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени
несет ответственность за эффективное общение : родители, воспитатели или
администрация. Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от
каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении
ответственности за эффективное общение.
Вывод: Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю.
Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в
проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.
Педагог
должен
дать
родителям
почувствовать
свою
компетентность
и
заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в
них партнеров, единомышленников.
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд,
необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника
нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные - это
•
Улыбка,
•
имя собеседника
•
комплимент.
-
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать
свою
готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима
искренняя ,доброжелательная улыбка!
-
Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом ,
языке.
Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или
сказать:
«Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
В общении наиболее применим косвенный комплимент.мы хвалим не самого
человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родителю его ребенка
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего
и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом.
Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о
проблемных сторонах ребенка.
4 слайд Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия
воспитателя и общении с родителями. Произнести фразы:
Мне не безразличны успехи Вашего ребенка
с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности
(интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают,
какая интонация наиболее приемлема в общении с роди гелями.
Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителелями
Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с гак называемыми «трудными»
родителями.
- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники
высказываются).
«Трудные» родители
•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится
оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего
ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы
же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются
педагогу, просято помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите
нам!».
Что делать?
Первая фаза общения с такими родителями:
необходимо сохранить эмоциональную
отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не
позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает
опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме
монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В
случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться
спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с
«жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем
нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, роди гель
начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он
успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному
разговору с нами.
5 слайд Упражнения на развитие коммуникативности педагога.
Упражнение 1 «Кто эта маска?»
Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.
Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно
недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два
образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы
изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.
Вопросы к упражнению:
1.
Что было проще создать образ или угадать его?
2.
Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным
образом?
3.
Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по
общению?
Игра: Напоминаю правила: я задаю по очереди двум игрокам каждой команды
слова. За 30 секунд члены команды, пытаются объяснить друг другу заданное слово,
не произнося его (допускается использовать жесты). Тот, кто уже поучаствовал,
садится на место. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам,
текстом внутрь).
Слова для первой команды – физкультура, прогулка, музыкальное занятие.
Слова для второй команды – тихий час, план, экскурсия.
6Слайд:
Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам
конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.
- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;
-
родители
приводят
явно
недолеченного
ребёнка
в
детский
сад
без
медицинской
справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам
необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого
ребёнка;
- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;
- мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как
помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
Упражнение "Встреча на узком мостике".
Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии
лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра.
Инструкция: "Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому
через пропасть. Мостик - это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами - тот упадет.
Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью
слов."
Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может
одновременно функционировать 2-3 "мостика".
Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить
упражнение? Чем упавшие "в воду" пары отличались от успешно преодолевших трудную
ситуацию?
Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не
те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру.
Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон.
II.
Подведение итогов
Цель: Формирование позитивного самовосприятия, стремления к
самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.
Сегодня мы заканчиваем тренинговое занятие. Что- то за это занятие вы узнали
нового.что-то еще предстоит узнать и научиться. Представьтесебе, что вы уезжаете в
дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это
будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут
данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над
которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и
продуктивной, (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общение и
те, которые могут помешать в общении) Раздача памяток: средства общения, правила
активного слушания.