Автор: Измайлова Тамара Владимировна Должность: преподаватель биологии Учебное заведение: ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России Населённый пункт: Владивосток Наименование материала: методическая разработка Тема: "Человек будущего, кто он?" Раздел: полное образование
2 0 1 6
«Человек будущего, кто он?»
Интегрированный
урок относится к
группе
образовательных
технологий
«воспитания в
процессе жизни».
Это особый тип
урока, который
объединяет в себе
обучение
одновременно по
нескольким
дисциплинам при
изучении одного
понятия, темы или
явления.
В интеллектуальном пространстве живет человеческий
Дух, человеческая Мысль, в нем формируются и живут идеи,
представления, образы, рождается Истина и возникают
заблуждения.
Всякая работа, выполняемая в интеллектуальном
пространстве, особенно если она направлена на решение
проблем большого масштаба и сложности, есть работа
коллективная.
Коллективное окружение одного интеллекта, выполняющего
продуктивную работу по генерации мыслей, есть необходимая
питательная среда для него.
Цели урока:
на основе литературных произведений и
последних научных достижений в области
биологии смоделировать человека будущего;
раскрыть особенность интегрированных
уроков;
раскрыть межпредметные и причинно-
следственные связи;
выявить влияние интегрированных уроков на
формирование качеств врача.
Ход урока:
Организационный момент.
Демонстрация фрагментов видеофильмов с
комментариями литературоведов и замечаниями учёных.
Сообщение. Биологов.
Сообщение. Литературоведов.
Учёные медики моделируют человека. Их комментарии.
Журналисты.
Заседание круглого стола. Выводы литературоведов и
учёных – нужно ли моделировать человека? Каким
путём?
При подготовке интегрированного урока были
созданы ученические предметные рабочие
группы «Биологи», «Литераторы», «Медики»,
«Журналисты», «Ученые», в которых
разрабатывались основные положения.
Руководители этих групп потом привлекали ряд
учащихся к подготовке урока. Активно
использовались материалы Интернета,
разработки учащихся и учителей, фильмы и
презентации, что позволило сделать урок ярким
и запоминающимся.
Из
анкетирования
учащихся
« Люди будущего
будут здоровые,
невосприимчивые к
разным недугам. Они
найдут вакцины от
всех смертельных
болезней и будут
долго жить»
«Общество будет
идеальным, все будут
равны, все будут
соблюдать законы.
Улучшится
государственная
система»
«Люди будущего будут
далеки от литературы,
у них будет
преобладать
математический склад
ума. Общаться смогут
мысленно»
«Человек будущего
кардинально
изменится: он не
будет выглядеть
человеком, а будет
походить на
мистическое существо.
Скорее всего, это
клоны друг друга, без
чувств, эмоций и
страхов»
Человек будущего в
художественных произведениях
Дениел Киз
Цветы для Элджерона
Это единственная история в жанре научной фантастики, автор
которой был дважды награжден сначала за рассказ, а потом за роман
с одним и тем же названием, героем, сюжетом.
Тридцатитрехлетний Чарли Гордон - умственно отсталый. При этом у
него есть работа, друзья и непреодолимое желание учиться. Он
соглашается принять участие в опасном научном эксперименте в надежде
стать умным...
Эта фантастическая история обладает поразительной психологической
силой и заставляет задуматься над общечеловеческими вопросами
нравственности: имеем ли мы право ставить друг над другом
эксперименты, к каким результатам это может привести и какую цену мы
готовы заплатить за то, чтобы стать "самым умным"? А одиноким?
На вопросы, которые поднимали еще М.Булгаков в "Собачьем сердце" и
Дж.Лондон в "Мартине Идене", Дэниел Киз дает свой однозначный ответ.
Михаил Булгаков
В эту книгу вошли три повести Михаила Афанасьевича Булгакова,
которые можно назвать ненаписанным романом. "Дьволиада", "Роковые
яйца" и "Собачье сердце" кажутся единым текстом, живописующим
советскую Москву 1920-х. Название первой из них почти сразу же
превратилось в нарицательное, а "Роковые яйца" поразили читателей и
критиков увлекательной фабулой и острой сатирой. Вершиной этой
трилогии является, безусловно, "Собачье сердце" - повесть, в которой
фантастика соседствует с бытовым гротеском, создавая уникальный
портрет современного общества. Профессор Преображенский и доктор
Борменталь, совсем как Шерлок Холмс и Ватсон, пускаются в настоящее
приключение. Подобно Фаусту Гёте, они создают своего "гомункулуса",
не представляя, чем обернется научный и человеческий эксперимент...
По мотивам этого непревзойденного сочинения Булгакова в 1988 году
Владимир Бортко снял одноименный фильм, где блестяще сыграл одну
из своих последних ролей Евгений Евстигнеев.
Рэй Брэдбери
451° по Фаренгейту - температура, при которой
воспламеняется и горит бумага. Философская антиутопия
Брэдбери рисует беспросветную картину развития
постиндустриального общества: это мир будущего, в
котором все письменные издания безжалостно
уничтожаются специальным отрядом пожарных, а
хранение книг преследуется по закону, интерактивное
телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию,
карательная психиатрия решительно разбирается с
редкими инакомыслящими, а на охоту за неисправимыми
диссидентами выходит электрический пес...
Александр Беляев
Важнейшим открытиям в области медицины
и техники посвящены включенные в настоящий
сборник повесть "Голова профессора Доуэля",
фантастическая новелла "Светопреставление" и
серия рассказов об изобретениях профессора
Вагнера ("Хойти-Тойти", "Над бездной"); тема
покорения морских глубин раскрыта в романе
"Подводные земледельцы".
Эти и другие книги, от которых не могли и не могут
оторваться подростки «всех времен и народов» написаны
мастерами. Мастера лучших фантастических, приключенческих
и детективных романов мировой литературы. Великие мастера
фантастики братья Стругацкие и Станислав Лем, Рэй Брэдбери и
Кир Булычев... Великие мастера приключенческой прозы — Луи
Буссенар, Жюль Берн, Рафаэль Сабатини и Майн Рид... Великие
знаменитейшие мастера детектива — от Агаты Кристи до Жоржа
Сименона...
Каждый читатель — ученик. Ученик мастеров, чьи
произведения проверены временем. Ученик мастеров, чьи книги
неподвластны старению.
Открытия человечества в области биологии
1939 г. —Построен первый в СССР микроскоп.
1962 г. — Профессор зоологии Оксфордского университета Джон Гордон
клонирует шпорцевых лягушек (более доказательные опыты — в 1970 г.).
1978 г. — Рождение в Англии Луизы Браун, первого ребёнка «из пробирки».
1983 г. — из клеток эмбриона клонирована мышь.
1987 г. — В СССР в лаборатории Бориса Николаевича Вепринцева (Л. М.
Чайлахян и др.) из клетки эмбриона клонирована мышь с использованием
метода электростимулируемого слияния клеток.
1985 г. — 4 января — в одной из клиник северного Лондона родилась
девочка у миссис Коттон — первой в мире суррогатной матери (зачата не из
яйцеклетки миссис Коттон).
1987 г. — Специалисты Университета имени Дж. Вашингтона,
использовавшие специальный фермент, сумели разделить клетки
человеческого зародыша и клонировать их до стадии тридцати двух клеток
(бластомеров).
Клонирование
Еще в 70-х годах ученые доказали, что
клонировать взрослую лягушку вполне
реально. В эксперименте использовали клетку
взрослой лягушки, чтобы создать головастика,
и этот головастик по генетическому коду
полностью соответствовал взрослой особи.
Таким образом, было доказано, что клетки на
протяжении всей жизни содержат полную
информацию, которая необходима для
создания нового существа.
1997 г. — родилась овца по кличке Долли —
первое млекопитающее, полученное из ядра
взрослой соматической клетки.
Открытия человечества в области биологии
Ученые скрестили человека с коровой
— Британцам удалось создать эмбрионы, сочетающие человеческий и
животный материал, самый большой из них дорос до 32 клеток.
Ученым удалось создать смешанные эмбрионы животного и человека
(гибриды), которые в будущем должны помочь в изучении серьезных
болезней и оптимизации их лечения. Исследования поддерживаются
медиками и пациентами, но вызывают гнев религиозных организаций.
— Российские ученые выступают за продвижение науки, но
предупреждают, что эксперименты над гибридами могут привести к
незапланированным результатам.
«Это лабораторный процесс, и эмбрионы никогда не будут никому
имплантированы. Имеются предварительные данные, которые
выглядят многообещающими, но в будущем предстоит много работы»
Задачи стоящие
перед
клонированием:
Клонирование
органов и тканей.
Возможность
бездетным людям
иметь детей.
Помощь людям
страдающим тяжёлыми
генетическими
заболеваниями.
Клонирование
человеческих генов,
терапевтических белков
для лечения больных
сельскохозяйственных
животных.
Выводы о клонировании
1. Клонирование сократило бы генетическое
разнообразие, делая нас более уязвимыми.
2. Это может привести к созданию монстров или уродов.
3. Диктаторы могут употребить клонирование во зло.
4. Технология не совершенна, она может привести к
смерти плода.
5. Миллионеры будут клонировать себя только для того,
чтобы получить органы для трансплантации.
6. Клонирование умерших.
Достижения и развитие медицины
Бурно развивается новая отрасль медицины — генотерапия. В её
основе лежат принципы создания ГМО, но в качестве объекта
модификации выступает геном соматических клеток человека. В
настоящее время генотерапия — один из главных методов лечения
некоторых заболеваний. Так, уже в 1999 году каждый четвёртый
ребёнок, страдающий SCID (severe combined immune deficiency), лечился
с помощью генной терапии.[14] Генотерапию, кроме использования в
лечении, предлагают также использовать для замедления процессов
старения
Эпигенетика («эпи» - в переводе с греческого «над») - это раздел
современной биологии, предметом которого является изучение
наследования в ряду клеточных поколений функциональной
активности генов, не связанное с изменением первичной структуры
входящей в их состав ДНК.
Достижения и развитие медицины
Впервые термин эпигенетика предложил выдающийся английский
генетик Конрад Халл Уоддингтон (Conrad Hall Waddington) еще в 1947 году.
В 1957 году он в качестве поясняющей метафоры сформулировал концепцию
«эпигенетического ландшафта».
Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на
угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые
бурным прогрессом биомедицинской науки и практики.
Биоэтику можно рассматривать в различных аспектах: во-первых, - это
мультидисциплинарная область исследования условий и последствий
научно-технического прогресса в биомедицине; во-вторых, - это сфера
академической, образовательной деятельности. С 2000 года биоэтика
введена как предмет обязательного преподавания в
медицинских вузах России;
Достижения и развитие медицины
К основным проблемам биоэтики относят, в том
числе, и проблему эвтаназии (пассивной или активной,
добровольной или насильственной).
В частности, в одном из штатов Австралии —
Северной Территории — Закон от 25 мая 1995 г.
разрешил активную эвтаназию под тщательным
контролем и при соблюдении ряда необходимых
предварительных условий. Однако 25 марта 1997 г.
вышеназванный закон был отменен (38 голосами против
33). Такая позиция законодателей противоречила
общественному мнению (за возможность эвтаназии
высказался 81% взрослого населения Австралии).
Подведение итогов
При подведении итогов урока
основной акцент был сделан на то,
что, безусловно, наука шагает
вперёд, может существенно помочь
человеку, но важное для врача – это
следование правилу: «Не навреди!»