Автор: Терёхина Ирина Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ детский сад "Светлячок" Населённый пункт: село Новый Сарбай Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие с семьями воспитанников Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие с семьями воспитанников
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и
психического
здоровья
воспитанников,
их
творческое
и
интеллектуальное
развитие,
обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и
ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные
воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. В соответствии с
Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного
учреждения в работе с семьей. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
лежит
сотрудничество,
т.е.
совместное
определение
целей
деятельности,
совместное
распределение
сил,
средств,
предмета
деятельности
во
времени
в
соответствии
с
возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а
затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Актуальность данной темы в
том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы
кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия
родителей между собой отражаются на воспитании детей. В связи с таким положением
появился
термин
“семьи
группы
риска”,
которые
нуждаются
в
особой
поддержке.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает
обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической
культуры
родителей.
Повышение
педагогической
культуры
разрешает
сложившееся
противоречие
между
воспитательным
потенциалом
семьи
и
его
использованием.
Составная
часть
взаимодействия
–
общение
педагога
с
родителями.
Родители
часто
допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности.
Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со
стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.
Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются с детским садом,
изучаются дошкольной педагогикой, в остальных аспектах – социальной. Определяющая
роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной
жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой
обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни
ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Содержание работы
педагога с родителями в ДОУ Организацию работы по взаимодействию с родителями
необходимо начинать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от
пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему
поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать
интересные формы взаимодействия с семьей.
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы
воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для
обсуждения
с
родителями
не
существует
второстепенных
тем,
поскольку
родителям
необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах,
организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они
хотят получить ответ на вопрос: “Как поступить в том или ином случае?”.
Всем
родителям
необходимы
педагогические
знания,
с
рождением
ребенка
они
вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы,
они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи,
запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Современные родители
достаточно
грамотны,
имеют
доступ
к
педагогической
информации.
Есть
родители,
приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания,
некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто
они
пользуются
случайной
литературой,
бессистемно.
Иногда
воспитывают
детей
интуитивно, “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям
ребенка.
Важно
активизировать
и
обогащать
воспитательные
умения
родителей,
поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических
возможностях,
распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов,
следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о
педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.
В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным
формам работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые
эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют
положительного эффекта.
От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями:
поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на
появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным
опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. При этом
необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не
являлись только пассивными слушателями. Можно провести анкетирование: “Чего вы
ждете от детского сада в этом году?”, “Об организации дополнительных платных услуг”,
“По результатам года”.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку
они
профессионально
подготовлены
к
образовательной
работе,
а
следовательно,
понимают,
что
ее
успешность
зависит
от
согласованности
и
преемственности
в
воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в
этом необходимо убедить родителей.
Инициатива
в
установлении
взаимодействия
с
семьей
и
квалифицированная
реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль ДОУ в семейном
воспитании.
Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья
для
ребёнка
–
это
источник
общественного
опыта. Здесь
он
находит
примеры
для
подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить
нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский
сад, семья, общественность.
Старший
воспитатель
СП
ГБОУ
СОШ
с.
Новый
Сарбай
детского
сада
«Светлячок»
Терёхина Ирина Александровна