Автор: Балашова Оксана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кингисеппская СОШ № 5"
Населённый пункт: г.Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Три встречи - три испытания" (по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка").
Раздел: среднее образование
Конспект
урока литературы,
проведённого
учителем русского языка и литературы
Балашовой Оксаной Николаевной.
Тема урока:
«Три встречи – три испытания» (по сказу П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»).
Организационная информация
Тема урока
«Три встречи - три испытания» (по сказу П.П.Бажова «Медной
горы Хозяйка»).
Предмет
Литература
Класс
5 класс
Автор
у р о ка
(ФИО,
должность)
Балашова
Оксана
Николаевна,
учитель
русского
языка
и
литературы.
Образовательн
ое учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кингисеппская СОШ №5»
Методическая информация
Тип урока
Урок-исследование
Форма урока – исследование.
Цели урока
формирование умений и навыков пересказа и анализа
художественного текста, развитие памяти, воображения,
культуры речи;
совершенствование навыков устной речи и развитие
первоначального навыка исследовательской работы;
создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в
деятельность всех учащихся.
Задачи урока
Развивающая:
Развивать монологическую речь учащихся, развивать умение
пересказа эпизода,
умение цитировать при ответе, умение
выразительного чтения, размышлять по заданной теме.
Образовательная:
Совершенствовать умение раскрывать авторский замысел
Воспитательная:
Побудить учащихся задуматься о духовных ценностях.
Знания, умения,
н а в ы к и
и
качества,
которые
актуализируют,
приобретут,
Развитие
коммуникативных
умений
и
навыков,
умения
анализировать, сравнивать, обобщать.
закрепят
ученики в ходе
урока
Необходимое
оборудование и
материалы
Компьютер;
учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 под ред.
В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2009;
выставка книг П.П.Бажова;
коллекция изделий уральских мастеров;
коллекция уральских камней;
запись фрагмента из сказа «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова;
технологическая карта для каждого ученика.
Мотивация
учащихся
Познавательная: опора на жизненный опыт, создание ситуации
занимательности и проблемной ситуации; нетрадиционная форма
урока – исследование; выполнение творческих заданий;
применение мультимедиа.
Волевая: предъявление учебных требований, самооценка
деятельности.
Эмоциональная: создание ярких наглядно-образных
представлений с помощью оформления класса и презентации;
создание ситуации успеха,
устное одобрение.
Социальная: создание на уроке положительного микроклимата в
классе, положительного отношения педагога к своему предмету, к
учащимся.
Ход и содержание урока
1.Организацион
-ный момент
- Здравствуйте, уважаемые читатели сказов Павла Петровича
Бажова! Сегодня мы уже 3 раз на уроках встречаемся со
сказами Бажова, а число 3 волшебное в русских народных
сказках. Вашими стараниями мы кабинет преобразили в
читальню. Есть здесь предметы, которые будто бы взяты со
страниц сказов Бажова: малахитовая шкатулка, камни-
самоцветы и выставка рисунков и книг.
А теперь сядьте удобнее и посмотрите презентацию, которую
подготовил ваш одноклассник. А я на доске написала
незаконченную фразу (… встречи – … испытания), в
которую нужно вставить два слова, числительные.
Смотрите и впишите в вашу технологическую карту, сколько
2. Сообщение
темы и цели
урока.
3. Проблема
4.Работа в
группах, парах.
раз встречался Степан с Хозяйкой Медной горы.
(Презентация)
Итак, сколько же было встреч?
( 1-знакомство,2- в гостях у Хозяйки, 3-смерть Степана)
- Ребята, вы молодцы, вы определили тему нашего урока, в
которой не хватало волшебной цифры 3.
Три встречи – три испытания
Теперь мы знаем, о чем сегодня пойдет речь, и вслед за
Степаном отправимся в гости к Хозяйке Медной горы.
Богаты владенья Хозяйки, есть у нее и малахит, и змеевик, и
слюда, и много других камней самоцветов. (На доске
нарисована гора, на которую «прикрепляются» камни-
самоцветы).
А теперь представьте, что вы осматриваете владения Хозяйки.
Что бы вы вынесли из ее владений? ( Драгоценные камни).
-Да, вижу, что все вы хотите богатства, как и многие из нас. А
Бажов
говорил
совсем
о
других
«драгоценных
камнях»,
рассказывая о жизни уральских рудокопов на самом известном
Гумёшенском руднике.
-Ребята, попробуем определить основную задачу нашего урока-
исследования. (О каких «драгоценных камнях»
рассказывает
Бажов?).
О каких «драгоценных камнях»
рассказывает Бажов. На этот
вопрос мы и будем искать ответ. А чтобы ответить на этот вопрос,
нам
нужно
хорошо
представить
портреты
героев,
понять
их
характеры.
Каждая группа получает для исследования свое задание, а потом
мы вместе обобщим ваши наблюдения.
Помните, что от работы каждого в паре
будет зависеть результат всей
группы.
-Алгоритм работы:
1. Прочитайте указанный фрагмент сказа П.П.Бажова «Медной
горы Хозяйка».
2. Найдите в нём детали портрета героя и черты характера,
выпишите необходимую информацию в технологическую карту
рядом с указанными цифрами.
-Прислушивайтесь к мнению друг друга, работу выполните в
течение 15 минут
1-ая группа: портрет Хозяйки Медной горы.
2-ая группа: характер Хозяйки Медной горы.
3-ая группа: характер Степана.
- Ребята! Время для работы истекло. Проверим, какие слова и
словосочетания,
найденные
в
результате
вашего
исследования,
5.Защита
исследования.
помогут охарактеризовать героев.
1-ая группа,
1 -пара в первой группе.
Мы исследовали портрет Хозяйки Медной горы при 1
встрече и выяснили, что она «небольшого росту, из себя
ладная, платье из шелкового малахиту».
1.Коса сиза-черная
2.Ленты не то красные, не то зеленые
3.Небольшого росту, из себя ладная
4.Из шелкового малахиту платье
5.Как ящерка
-Внимание! Верный ответ появляется на экране, учащиеся
вычеркивают лишнее и добавляют новое.
2 пара во второй группе. Мы исследовали портрет Хозяйки
Медной горы при 2 встрече.
Платье меняется:
1.блестит, будто стекло
2.Полиняет
3.Алмазной осыпью засверкает
4.Скрасна-медным станет
5.Шелком зеленым отливает
3 пара во второй группе. Мы исследовали портрет Хозяйки
Медной горы при 3 встрече.
1. Большая ящерка
Слово для защиты исследования 2-ой группе.
1 пара второй группы
Мы исследовали характер Хозяйки Медной горы при 1
встрече и выяснили, что она любит «над человеком
мудровать, говорит шуткой, весело ей», и выписали такие
слова и словосочетания:
1.Любит над человеком мудровать
2.Весело ей
3.Говорит шуткой
4.Посмеивается
5.Смеется
6.Хохочет- заливается
-Внимание! Верный ответ появляется на экране, учащиеся
вычеркивают лишнее и добавляют новое.
2 пара второй группы.
Мы исследовали характер Хозяйки Медной горы при 2
встрече.
1.От своего слова не отпорна
2.Сама принахмурилась
3.Берешь меня замуж али нет
4.Вроде обрадовалась
5.А теперь поешь маленько
6.А у самой слезы
7.Рука горячая, живая
8.Сама Хозяйка ему пособляла
9.Огневалась за столбы-то, что их в церкву поставили
3 пара первой группы. Мы исследовали характер Хозяйки
Медной горы при 3 встрече.
1. Слезы у ней так и каплют
2. Камни рассыпались в пыль
3. Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости
мало
Слово для защиты исследования 3-ой группе.
1 пара в третьей группе.
Мы исследовали характер Степана при 1 встрече и
выяснили, что он испугался, когда увидел Хозяйку, но виду не
показал.
1.Испужался, а виду не оказывает
2.Стыдно перед девкой обробеть
3.Парню забедно стало, осердился, закричал
4.Никого не боится
5.Стыдно хвастуном себя показать
6.И сделал, как она велела
2 пара в третьей группе. Мы исследовали характер Степана
при 2 встрече.
1.Чести приписать
2.Не испужался душного козла
3.Не могу, потому другой обещался
4.Не обзарился на богатства
5.Не променял Настеньку
6.Невеселый стал
3 пара в третьей группе. Мы исследовали характер Степана
при 3 встрече.
1.Никогда про камешки не говаривал
2. Не продал «слезы Хозяйки (медный изумруд), тайно от
своих сохранял, с ними и смерть принял
- Молодцы! Вы справились со своей задачей. Спасибо! А теперь
давайте отдохнем.
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к
щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь (поворачиваются вокруг себя)
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на
пустое место).
– Сядьте за рабочие места, продолжим работу.
-Мы выписали все слова и словосочетания, характеризующие
героев, проверили и оценили свою работу на этом этапе.
-Читателю всегда интересно отгадать авторский замысел.
Попробуем сделать это и мы. Теперь слова и словосочетания,
которые вы нашли, нужно вставить в текст и подготовить
выразительное чтение. (Тексты с пропусками заранее
подготовлены учителем). Время на работу 3 минуты.
1 группа -3 человека (внешность Хозяйки Медной Горы)
читают получившиеся тексты.
1. В глубокой древности сложилось у людей представление о
том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В
сказе Бажова это Хозяйка. Писатель наделяет её
необыкновенной внешностью: коса у неё ______, а в косе
ленты ____________. Она девка __________, из себя _______.
Платье из _____________. Многое роднит эту героиню с
прекрасными царевнами.
Правильный ответ.
В глубокой древности сложилось у людей представление о том,
что подземные богатства охраняют чудесные существа. В сказе
Бажова это Хозяйка. Писатель наделяет её необыкновенной
внешностью: коса у неё сиза-черная,а в косе ленты не то
красные, не то зеленые. Она девка небольшого росту, из себя
ладная. Платье из шелкового малахиту. Многое роднит эту
героиню с прекрасными царевнами.
2. Самое замечательное во внешности Хозяйки было то, что
она не была постоянной: платье________, блестит,
будто_______, а то вдруг______,_______осыпью засверкает,
скрасна________станет или шелком________отливает. Хочет
Хозяйка. Чтоб женился на ней Степан, а у него хорошая
девушка есть, сиротка. Только против Малахитницы где же ей
6.Физминутка.
7.Обобщение
исследования.
Создание
текста
равняться!
Правильный ответ.
Самое замечательное во внешности Хозяйки было то, что она
не была постоянной: платье меняется, блестит, будто стекло, а
то вдруг полиняет, алмазной осыпью засверкает, скрасна-
медным станет или шелком зеленым отливает. Хочет Хозяйка.
Чтоб женился на ней Степан, а у него хорошая девушка есть,
сиротка. Только против Малахитницы где же ей равняться!
3. В конце сказа о внешности Хозяйки только сказано, что
видели ______, да такую _______, каких и вовсе в этих местах
не видали.
Умер Степан, и не перед кем свои наряды-богатства
показывать.
Правильный ответ.
В конце сказа о внешности Хозяйки только сказано, что видели
зеленую, да такую большую ящерку, каких и вовсе в этих
местах не видали.
Умер Степан, и не перед кем свои наряды-богатства
показывать.
2 группа – 3 человека (Характер Хозяйки Медной Горы)
1. Не только необыкновенной красотой привлекает к себе
Хозяйка, но и необыкновенным характером. Любит она над
человеком ________. Ей всегда _____. Со Степаном говорит
_____. Видит парня насквозь, да над ним ________. Степан
боится на ящерок наступить, а девка ______. Хохочет-
заливается Малахитница, потому что нравится ей Степанушко,
своих чувств она не скрывает.
Правильный ответ
Не только необыкновенной красотой привлекает к себе
Хозяйка, но и необыкновенным характером. Любит она над
человеком мудровать. Ей всегда весело. Со Степаном говорит
шуткою. Видит парня насквозь, да над ним посмеивается.
Степан боится на ящерок наступить, а девка смеется. Хохочет-
заливается Малахитница, потому что нравится ей Степанушко,
своих чувств она не скрывает.
2. Медной горы Хозяйка строгая, от слова не ______. Услышала
отказ Степана, сама ________ и даже вроде _________,
похвалила Степана. Подарочек Настеньке – малахитовую
шкатулку подала. Как гостеприимная Хозяйка накормила его.
Самый дорогой подарок, _____, Степану дала, камешки
________. Нелегко ей далось прощание со Степаном.
Медной горы Хозяйка строгая, от слова не неотпорна .
Услышала отказ Степана, сама принахмурилась и даже
вроде обрадовалась , похвалила Степана. Подарочек
Настеньке – малахитовую шкатулку подала. Как
гостеприимная Хозяйка накормила его. Самый дорогой
подарок, слезы, Степану дала, камешки медный изумруд.
Нелегко ей далось прощание со Степаном.
3. Хозяйка Медной Горы хоть и каменная, да чувства у нее
живые, ______ у ней так и каплют. От людей она скрылась,
камешки-слезы рассыпались в _____. Такая она, Медной Горы
Хозяйка. Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости
мало.
Хозяйка Медной Горы хоть и каменная, да чувства у нее живые,
слезы у ней так и каплют. От людей она скрылась, камешки-
слезы рассыпались в пыль. Такая она, Медной Горы Хозяйка.
Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.
3 группа – 3 человека. (Характер Степана)
1. Герои сказов Бажова – мастера горного дела. Не каждому
рудокопу Хозяйка показывает свои богатства, ее боялись. Вот и
Степан Сначала ______, а виду не подал, стыдно перед девкой
_______. А она над ним еще посмеивается, парню ________
стало, осердился, закричал. Хозяйка же знает, что он ничего
_______. Поэтому обращается к нему с просьбой: сказать
приказчику, чтоб с рудника убирался. Степан не мог себя
________показать, и сделал так, как она велела.
Герои сказов Бажова – мастера горного дела. Не каждому
рудокопу Хозяйка показывает свои богатства, ее боялись. Вот и
Степан сначала испугался, а виду не подал, стыдно перед
девкой обробеть. А она над ним еще посмеивается, парню
забедно стало, осердился, закричал. Хозяйка же знает, что он
ничего не боится. Поэтому обращается к нему с просьбой:
сказать приказчику, чтоб с рудника убирался. Степан не мог
себя хвастуном показать, и сделал так, как она велела.
2. Хозяйка Медной горы – покровительница смелых и
мужественных людей, не ________Степан душного козла. И на
предложение Хозяйки жениться на ней сначался помялся –
помялся, но сказал: не могу. Потому что ________. Вот за это,
что не _______ на богатства, не _______ Настеньку на
каменную бабу, похвалила его вдвое. А Степан стал невеселый.
По народным приметам, а Бажов знал их, нельзя парню с
Хозяйкой встречаться – быть беде.
Хозяйка Медной горы – покровительница смелых и
мужественных людей, не испужался Степан душного козла. И
на предложение Хозяйки жениться на ней сначался помялся –
помялся, но сказал: не могу. Потому что другой обещался. Вот
за это, что не обзарился на богатства, не променял Настеньку
на каменную бабу, похвалила его вдвое. А Степан стал
невеселый. По народным приметам, а Бажов знал их, нельзя
парню с Хозяйкой встречаться – быть беде.
3. Степан обрел покровительство Хозяйки – значит, жениться
ему было нельзя. О камешках он никогда не _______. «Слезы
Хозяйки» не ______. Тайно от своих _______. Характер
Степана – это напоминание о тяжелом труде и упорстве
уральских рудокопов, о честных и мужественных людях,
которых не сломило вековое рабство.
Степан обрел покровительство Хозяйки – значит, жениться на
ней ему было нельзя. О камешках он никогда не говорил.
«Слезы Хозяйки» не продал. Тайно от своих сохранял.
Характер Степана – это напоминание о тяжелом труде и
упорстве уральских рудокопов, о честных и мужественных
людях, которых не сломило вековое рабство.
Посмотрим фрагмент из мультфильма по сценарию
А.Тимофеевского и послушаем песню на слова А.Добровича
неизвестного исполнителя.
1 группа послушает внимательно и расскажет, как музыка
передает настроение Данилы мастера после возвращения от
Хозяйки Медной горы. (Музыка вызывает чувство грусти,
тоски, печали. Данила грустит, кручинится, тоскует, не
находит себе места, потерял покой и счастья.)
На Урале есть примета: кто с Хозяйкой встретится, худого она
не сделает, но и добра от нее не жди.
2 группа – совпало ли ваше представление о Даниле после
прочтения сказа с образом, созданным художником
А.Голощуком? (Красивый, трудолюбивый, имеет семью, и
перестал быть внимательным к Настеньке. Художник создал
образ в соответствии с текстом).
(Вставить фрагмент мультфильма)
Презентация работы: чтение текстов. На экране
высвечиваются правильные ответы, учитель оценивает
точность вставленных слов и выразительность чтения.
-Итак, теперь мы хорошо представляем главных героев сказа
и можем ответить на проблемный вопрос: О каких
драгоценных камнях говорил П.П.Бажов в сказе «Медной
горы Хозяйка». (Учащиеся рассказывают о камнях-
самоцветах, презентация. На последнем слайде гора
самоцветов. Камень и поделка).
В волшебный мир уральских сказов Бажов погружал живых
русских людей, к которым относится Степан. Запишите 3
черты характера, за которые уважают Степана Хозяйка и
автор. (Учащиеся записывают 3 черты характера, а затем по
очереди озвучивают их).
Учитель внимательно выслушивает.
Ваше мнение интересно. Хозяйка и автор уважали Степана
за смелость, щедрость, верность, красоту, трудолюбие,
мастерство, благородство, мужество. (Образуется гора с
обозначением достоинств человека.)
Так о каких богатствах говорил Бажов? (о духовном
богатстве человека, о его самых лучших качествах.)
Когда-то один писатель сказал: «Если ты прочитаешь
хорошую книгу, она навсегда станет твоим лучшим другом».
Мне очень хочется, чтобы сказы П.П.Бажова сделали бы вас
душою лучше, чище и добрее.
Какие чувства испытывали вы, став на время учениками-
исследователями? Какие «драгоценные камни» унесете вы с
этого урока?
Подготовиться к внеклассному чтению, представить «Сказы
Бажова как отзыв о книге.
Решение
проблемы
Рефлексия
Домашнее
задание
1 встреча
с. 54-56
Портрет Хозяйки Медной горы
1.
2.
3.
4.
5.
В глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют
чудесные существа. В сказе Бажова это Хозяйка. Писатель наделяет её необыкновенной внешностью: коса у
неё--------------------, а в косе ленты не то ---------------------, не то-----------------------. Она девка
-----------------------, из себя---------------------------. Платье из -------------------------.Многое роднит эту героиню с
прекрасными царевнами.
2 встреча с.59-61
1.
2.
3.
4.
5.
2. Самое замечательное во внешности Хозяйки было то , что она не была постоянной: платье
--------------------------,блестит, будто--------------------, а то вдруг ---------------------------,
------------------------осыпью засверкает, скрасна- ------------------ станет или шёлком
-----------------------отливает. Хочет Хозяйка, чтоб женился на ней Степан, а у него хорошая девушка есть,
сиротка. Только против Малахитницы где же ей красотой равняться!
3 встреча
с.64
1.
3.В конце сказа о внешности Хозяйки только сказано, что видели -----------------, да такую -----------------------,
каких и вовсе в этих местах не видали.
Умер Степан, и не перед кем свои наряды - богатство показывать.
1 встреча с. 54-56
Характер Хозяйки Медной горы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Не только необыкновенной красотой привлекает к себе Хозяйка Медной Горы, но и
необыкновенным характером. Любит она над человеком --------------------. Ей всегда ------------------.
Со Степаном говорит ----------------------------------. Видит парня насквозь, да над ним
---------------------------------. Степан боится на ящерок наступить, а девка-------------------Хохочет-
заливается Малахитница, потому что нравится ей Степанушко, своих чувств она не скрывает.
2 встреча с.59-61, 63
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Медной Горы Хозяйка строгая, от своего слова не --------------------------. Услышала отказ Степана,
сама --------------------------------- и даже вроде ---------------------------------, похвалила Степана, подарочек
Настеньке - малахитовую шкатулку – подала. Как гостеприимная хозяйка накормила его. Самый
дорогой подарок , -----------------, Степану дала, камешки --------------------------. Нелегко ей далось
прощание со Степаном.
3 встреча с.64
1.
2.
3.
Хозяйка Медной Горы хоть и каменная, да чувства у неё живые, ---------------------у ней так и каплют.
От людей она скылась, камешки-слёзы рассыпались в --------------------. Такая она, Медной Горы
Хозяйка. Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.
1 встреча с.54-56
Характер Степана
1.
2.
3.
4.
5.
6.