Развитие чувства ритмики детям дошкольного возраста
Автор: Мурадян Парандзем Арташесовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ГБПОУ ОК "Юго-запад" Д/О №1 Населённый пункт: Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Развитие чувства ритмики детям дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМИКИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГБПОУ ОК «Юго-запад»
Дошкольное отделение №1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВО
РИТМИКИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Разработал музыкальный руководитель Мурадян Паранедзем Арташесовна
Москва 2016год
Содержание
Введение
1. Краткая характеристика возрастных особенностей детей (6 лет)
2.Значение игры в работе с дошкольниками
3. Основные принципы занятий
4.Структура урока
5.Значение музыки
6.Методические рекомендации по проведению уроков ритмики
7.Литература
Введение
Обучение хореографии детей шестилетнего возраста начинается с предмета
ритмики. Ритмика - специальный предмет, музыкально-педагогическая
дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей
через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь
выявить их музыкальные и творческие способности. Движение как реакция на
прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно
детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче
характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Зная, что эмоции,
вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог
может направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и
разнообразный музыкально-ритмический репертуар. Двигаться, как подсказывает
музыка, - строгий закон, который следует неукоснительно соблюдать на всем
протяжении занятий ритмикой. Содержание и методика проведения этих занятий
должны учитывать возрастные особенности и возможности детей.
Дети дошкольного возраста испытывают потребности в движении, им
свойственна двигательная активность. Но, придя в школу, дети имеют разную
двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других недостаточная
координация движений, далеко не все умеют согласовывать движения с музыкой,
а также ориентироваться в коллективе и пространстве. Необходимо выправить все
эти недостатки и обогатить двигательный запас у детей. В процессе ритмических
занятий все эти движения постепенно совершенствуются, становятся более
свободными, ритмичными, координированными, выразительными, пластичными.
Участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах
способствует правильному физическому развитию детей. Выбор гимнастических
упражнений и регулирование физической нагрузки зависит от возрастных
особенностей детей.
1. Краткая характеристика возрастных особенностей детей (6 лет)
В этом возрасте продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном крепок,
можно давать больше упражнений для упругости, силы. Усиленный рост ног.
Владеют мелкими движениями рук, каждым пальцем. Руки и ноги сильные,
подвижные.
Движения достаточно координированы, точны.
Хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия уже
подконтрольны сознанию. Могут регулировать силу упражнений, подчинять их
своей воле.
Дети интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу
упражнений, связь между способом выполнения упражнений и конечным
результатом. Настойчивы в преодолении трудностей, многократно повторяют
упражнения.
Любят работать дружно, хорошо понимают команду, сохраняют исходное
положение, выделяют главное в осанке и позах.
Хорошо сохраняют пространственную ориентацию, организованны и
дисциплинированны.
Умеют анализировать свои успехи и успехи других, даже стремятся помогать
друг другу.
Многие выполняют упражнения и по своей инициативе (дома).
Уже привлекает результат упражнений. Случается, что не любят делать
упражнения, которые не получаются.
Нельзя допускать перегрузки, надо учить разумно распределять свои силы,
акцентируя внимание на главном.
Можно добиваться пластики движений, красоты, четкости.
Словесные указания не менее важны показа упражнений.
В основном хорошо чувствуют музыкальный ритм, подчиняются ему и вне
словесной команды.
Встречается и импульсивный характер движений, стремление обратить на себя
внимание.
2. Значение игры при работе с дошкольниками
Основная деятельность детей дошкольного возраста - игра. В процессе игры дети
знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления
о мире. Игра - это творческая деятельность детей.
Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем
окружающая действительность. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления
и развития ребенка и является целью занятий хореографией.
Наиболее интересными видами музыкально-ритмической деятельности для детей
дошкольного возраста являются музыкальные игры и образные упражнения. Они
создают широкую возможность для развития художественно-творческих
способностей у детей: проявления фантазии, выдумки, активности, инициативы.
Обучение двигательным навыкам проводится в увлекательной форме. Дети
изображают отдельных персонажей - сказочных или реальных, отражают в
соответствующих движениях повадки животных, птиц, а также трудовые
действия людей, изображают образы природы (например, ветер качает деревья,
падают снежинки и т.п.). Элемент драматизации заставляет детей
перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В некоторых
играх присутствует элемент соревнования (например, кто скорее, лучше, более
четко выполнит то или иное задание, кто явится более ловким, смелым). Элемент
соревнования можно также использовать и для организационных моментов урока
(например, какая линия быстрее приготовится к выполнению упражнения, какой
ряд тише себя ведет). В образных упражнениях и играх сохраняется основной
принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой,
то есть соответствовать ее характеру и средствам музыкальной выразительности.
З.Основные принципы занятий
1 . Наглядность. Показ физических и танцевальных движений, подражание,
имитация известных детям движений.
2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного
к неизвестному, учитывая уровень развития детей.
3. Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение
количества упражнений, усложнение техники их выполнения.
4. Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений. Умение
выполнять их самостоятельно, вне занятий.
1.
Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста, особенностей
каждого ребенка. Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка.
2.
Сознательность . Понимание пользы упражнений, потребность их
выполнения в домашних условиях.
Все упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий.
Нагрузка регулируется количеством повторений упражнений, амплитудой
движения.
Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребенка в
конце года, его адаптацией к нагрузке, координацией движений, тонусом
мышечной системы.
Преподавание ритмики требует от педагога разносторонней подготовки - помимо
музыкального и хореографического образования, специальных знаний в области
педагогики, психологии, физического воспитания.
Каждый урок ритмики, как и любой другой образовательный предмет, строится
по учебному плану, в котором учебный материал разбит на темы. Но, так как в
ритмике принят концентрический метод работы и педагог постоянно
возвращается к отдельным темам, используя все более сложные упражнения и
задания, то не следует понимать, как обязательное требование последовательно
изучать одну названную тему за другой. Уроки ритмики строятся комплексно,
материал берется из разных тем. Одна тема может явиться основным стержнем
работы, другая будет затрагиваться попутно. Работа над каждой темой создает
предпосылку и основу для последующей и в свою очередь опирается на
предыдущую. Распределение материала по темам носит, таким образом,
условный характер.
4. Структура урока
Занятия состоят из трех частей. Структура занятий разрабатывается в
соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и
обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма
ребенка при физических нагрузках. Части занятия переходят одна в другую.
В первой части ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению
наиболее сложных и интенсивных упражнений в последующей части занятий.
В содержание первой части входят упражнения игровой ритмики, танцевальные
упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.
Во второй части занятия дети обучаются новым упражнениям, закрепляют
старые.
В этой части используются упражнения партерной гимнастики, оказывающие
физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитываются физические
качества детей.
На каждом занятии дети делают 9-10 упражнений на различные группы мышц:
мышц живота, спины и тазового пояса, упражнения для укрепления
позвоночника, для развития стоп, плечевого пояса, на равновесие. Упражнения
повторяются по 6-8 раз.
В третьей части занятия выполняются простые танцевальные движения,
которые способствуют расширению двигательных навыков детей, приучают
координировать свои движения согласно музыке, создают дополнительный
положительный фон и настрой. Одновременное выполнение движений
вырабатывают чувство ансамбля.
Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они
прощаются с преподавателем (под музыку) и организованно выходят из зала.
5. Значение музыки
Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из
центральных мест. Задача педагога - научить детей красиво двигаться, для этого
надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших
образцах композиторского творчества.
Здесь педагогу необходимы особое чутье и соответствующая подготовка. Во
время приема детей надо, прежде всего, обращать пристальное внимание на
музыкальность ребенка. Это качество можно развивать в ребенке помимо его
общения с музыкой. Потолок восприятия музыки и способность пластически
отражать особенности музыки: ритмические, темповые, эмоциональные - у
каждого ребенка свои. Есть дети, у которых заметна «заторможенность» реакции
на музыку; на этом недочете надо сразу сосредоточить преподавательские усилия.
Обычно это качество мешает ребенку вовремя вступать на нужной доле такта.
Во время ходьбы под музыку марша педагог может наглядно убедиться,
воспринимает ли ребенок счет на
4
/
4
. Затем нужно проверить насколько органично
осваивают учащиеся счет на
3
/
4
, придающий совсем иной характер движению. И
одновременно нужно выяснить, как чутко ребенок улавливает разницу между
форте и пиано (громким и тихим звучанием музыки), между аллегро и адажио
(быстрым и медленным темпом), между диминуэндо и крещендо (понижением и
нарастанием силы звука). Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального
развития ребенок должен осваивать, начиная с самых первых уроков. Также
важно проверить, насколько глубоко воспринимает каждый из воспитанников
музыку, не только как импульс к «моторному» движению, но и как источник той
или иной эмоциональной окраски движения, того или иного настроения.
Именно музыка, хорошо подобранная, позволит с первого урока избегнуть
формального подхода к самым простым упражнениям.
Музыкальное содержание урока - дело первостепенной важности. Именно в
течение последовательного ряда уроков ребенок приучается к своеобразному
мелодическому мышлению.
Преподаватель должен с особой ответственностью подходить к отбору
музыкальных произведений. Не всякая пьеса может быть использована в работе
по движению, а лишь та, которая представляет собой художественную ценность,
имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия.
Квалифицированное, выразительное исполнение музыкальных произведений
концертмейстером - залог успеха ритмических занятий. Преподавателю ритмики
следует заблаговременно сообщить концертмейстеру план урока, раскрыть цель
того или иного упражнения, прослушать произведения, которые подобрал
концертмейстер для урока.
Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке,
ее можно подвергнуть определенной аранжировке, несколько упростив. Музыка
должна подбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в
подлинном виде, так и в обработанном.
Диапазон музыкальных возможностей очень широк - это фрагменты балетных
спектаклей, камерные миниатюры, инструментальная музыка, сочинения,
написанные специально для детей и т.д.
Подбирая материал, надо помнить об огромном балетном музыкальном
материале, созданном композиторами прошлого и настоящего. Здесь немало
фрагментов, живо воспринимаемых ребенком. Прежде всего, это те музыкальные
композиции, которые сами предполагают участие детей. И такими «детскими
ансамблями» возможности подбора музыкального материала не исчерпываются.
Так как дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необыкновенным, то и
музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, играми всегда
окажется близкой и понятной ребенку.
6. Методические рекомендации по проведению уроков ритмики
Перед началом урока детей нужно построить друг за другом в коридоре, «собрать
их внимание» и затем они должны стройно войти в класс, используя различные
виды ходьбы: танцевальный шаг (с оттягиванием носка), на носочках, на пятках, с
высоким коленом.
Первостепенная задача педагога - преподавать ребенку элементы музыкального
ритмического воспитания. Прежде всего, выучить красиво и осознанно двигаться
под музыку. Для этого в качестве аккомпанемента больше всего подходит марш.
Именно марш наиболее удобен для детского восприятия, так как это музыкальная
форма с относительно несложным для начинающего счетом на четыре четверти.
Дети проходят по кругу и выстраиваются в линии. На первых уроках педагог сам
расставляет детей на места, позже дети рассчитываются на «первый, второй,
третий» и выстраиваются сами. Когда они усвоят такой порядок, то отдельно
рассчитываться уже не нужно - по ходу движения дети сами выстраиваются на
свои места.
Выстроив детей в линии, педагог должен объяснить, что такое «линия» и «ряд»,
обратить внимание на интервалы между линиями и рядами.
Выстраивая детей в линии, педагог доводит до их сознания, что такое линия в
ганце, как она важна, правильные интервалы между танцующими создают
ощущение гармонии танца, его чистоты и ясности.
Затем дети под музыку здороваются с педагогом и концертмейстером.
Внимание всех детей должно быть сосредоточено на педагоге, который должен
сначала сам показать движение. Детям надо объяснять даже самые элементарные
подробности.
Поначалу долго задерживать внимание детей на одном упражнении не надо. Урок
не должен проходить однообразно, монотонно, в нем должно быть развитие,
кульминация. Он должен вызвать интерес у ребят. Из каждого раздела,
интересного ребенку именно новизной, надо извлечь хотя бы малую пользу.
Преподаватель сам должен решить, каковы пропорции каждого движения в
течение 60 минут урока. С первого урока музыкально-ритмические задания надо
разнообразить, чтобы они оставались занимательными для учеников.
В предельно доступной форме вначале обучения на первых уроках педагог
должен объяснить детям, иллюстрируя игрой на музыкальном инструменте, что
музыкальная фраза состоит из четырех тактов, а такты имеют свой счет:
4
/
4
,
3
/
4
,
2
/
4
и
т.д.
Основы музыкальной грамоты очень важны на первой стадии обучения детей.
Двигаясь, они должны ощущать построение музыкальной фразы, схватывать
характер счета. В дальнейшем это будет необходимо для исполнения
танцевальных номеров.
После того как дети зашли в класс, можно задать различные упражнения,
связанные с отсчетом ритма. Например, педагог дает такт, состоящий из четырех
четвертей, дети должны каждые три четверти отбивать в ладоши, а четвертую
четверть ждут, чтобы получилась пауза. Потом можно изменить ритмический
акцент.
Усвоение счета должно стать для ребенка естественным, чтобы, участвуя в танце,
он безошибочно мог вступить на указанную долю музыкального такта. Позже
счет усложняется, используется канон, когда каждый вступает на две четверти
позже предыдущего. Так можно добиться от ребенка собранности и, главное,
умения концентрировать внимание.
Следующее упражнение первых уроков - прыжки. Все дети мечтают высоко и
красиво прыгать, но прежде чем подойти к освоению сложнейших прыжков из
классической вариации, нужно проделать много черновой работы. Прыжки
требуют особой подготовки, не случайно их изучение приходится на конец
занятия. Тогда-то и видно, насколько отработаны все движения. Дети любят
прыгать и много прыгают в жизни, в своих играх. Но в хореографии надо прыгать
особо - высоко и красиво. Это очень трудно. Чтобы сделать прыжки, надо
соблюдать строгие правила. Начинается прыжок всегда с приседания и
заканчивается также эластичным приседанием. Нелегко отработать его, нелегко
добиться в воздухе положения хорошо подтянутого корпуса, до конца вытянутых
ног, красивой позы. Сначала изучается подготовка к прыжкам – plie по VI
позиции ног. Затем дети выполняют по одному прыжку на такт. Прыгать надо из
затакта: на «и» присесть, на «раз» прыгнуть, на «два-три-четыре» делается plie.
Затем выполняется по четыре прыжка на один такт, на второй такт - plie.
Сначала надо задавать прыжки на месте, затем с продвижением вперед, назад,
потом в сторону и вокруг собственной оси.
Из таких простейших разновидностей прыжков складываются уже комбинации.
После их изучения можно выполнять прыжки каноном.
Прыгать надо не на ступню, а на носок, легко, в сопровождении музыки среднего
темпа, наиболее удобного для прыжков.
Когда дети освоят счет на
4
/
4
и на
2
/
4
, можно переходить к движениям на
счет
3
/
4
,
очень распространенному в танцах и потому особо важному вальс о
образному счету.
Очень важно научить детей перед исполнением любого заданного движения
подумать, как оно должно быть правильно исполнено, а потом проанализировать
свои ошибки. Проще добиться этого в отдельных элементах, сложнее - в
танцевальных комбинациях.
Правильность, четкость, точность выполнения танцевальных элементов и
элементов ритмики должны войти в подсознание ребенка, зафиксироваться в его
мускульной памяти, стать рефлексом. Только тогда будут созданы нужные
предпосылки к успешной работе над различными танцевальными номерами.
Обязательно нужно включать в уроки упражнения на координацию движений.
Например, упражнение «Лесенка», когда поочередно руки кладутся на пояс,
плечи вверх и спускаются вниз. Постепенно упражнения усложняются,
увеличивается темп.
Сначала педагог показывает комбинацию, затем дети делают вместе с ним. А
потом он должен добиваться от детей самостоятельного выполнения комбинации
в нужном порядке и на соответствующую долю такта. Таким образом, любая
комбинация способствует развитию внимания и двигательной памяти.
Занятия хореографией носят не только обучающий и развивающий характер, но и
воспитывают детей. Поэтому каждый ребенок должен знать, что каждое занятие
обязательно, что пропускать урок можно только из-за болезни или очень важных
семейных обстоятельств. Таким образом, занятия хореографией дисциплинируют
ребенка, приучают его к методичной, упорядоченной, регулярной работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. С. Константиновский. Учить прекрасному. - М.: «Молодая гвардия», 1973
- 176 с.
1.
Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Рольф, 1999 - 272 с.
1.
Константинова А. И. Игровой стретчинг: Методика работы
с детьми
дошкольного возраста. СПб., 1993 – 76 с.
2.
Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие - М.: Высшая
школа
изящных искусств Лтд., 1993 — 48 с.
3.
Жданов Л. Вступление в балет. - М.: Планета, 1986
Мурадян Парандзем Арташесовна
Первая квалификационная категория
«развитие чувства ритмики
детям дошкольного возраста»