Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы
Автор: Кузик Ирина Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДГБОУ с. Елховка им. М. Н. Заводского Населённый пункт: Самарская обл., Елховский район, с. Елховка Наименование материала: Статья Тема: Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение
дошкольника к миру художественной литературы
Актуальность избранной мной темы на современном этапе:
- За последние несколько прошедших лет в нашей стране произошли
большие
перемены:
изменился
общественный
строй,
подверглись
резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. Сегодня
все
традиционные
ценности
поколеблены,
нравственные
идеалы
преданы
забвению,
школа
стоит
на
пороге
так
называемой
сексуальной революции, грозящей ей уничтожением. Но как бы не
изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной
стране,
развитие
добрых
чувств
по
отношению
к
своим
близким
должны оставаться неизменными.
-
Мне
бы
хотелось
видеть
своих
воспитанников
истинными
россиянами,
впитавшими
с
детства
красоту
и
богатство
русской
культуры
во
всем
ее
многообразии.
А
решить
эти
проблемы
без
приобщения
детей
к
миру
художественной
литературы
является
невозможным.
Лишь
только
мудрость
книг
сохранила
те
вековые
традиции, те нравственные ценности, которых так не хватает нашим
воспитанникам. Ведь до сих пор самым действенным компонентом в
воспитании является художественное слово. Актуальным признаком
художественной
литературы
является
комплексность
воздействия
х уд о ж е с т в е н н о г о
п р о и з в е д е н и я
н а
п с и х о л о г и ч е с к у ю ,
интеллектуальную и эмоционально – чувственную сферу личности.
- Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо
с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок
теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой
и чудом человеческой речи. Если ребенок дошкольного возраста не
поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно,
то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не
полюбит художественную литературу.
- Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень
интеллектуальных возможностей.
-
Нарушается
процесс
социализации,
вхождение
в
общество,
знакомство
с
его
моральными
и
духовными
ценностями,
что
порождает конфликт.
- Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно
ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений
в семье.
Мир
чтения
помогает
взрослому
насытить
и
направить
детское
воображение.
Книга
подает
ребенку
пример
творчества,
пример
творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной
странице,
малыши
встречают
впервые
гармоническое
отражение
действительности.
Книга
рассказывает
о
самом
главном,
самом
красивом, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады
встречи с ней.
В своей деятельности я опиралась на труды Гурович Л. М., Береговой
Л. Б., Логиновой В. И., Пирадовой В. И. («Ребенок и книга», Фесюковой
Л.
Б.
(«От
трех
до
семи»,
Гриценко
З.
А.
(«Пришли
мне
чтения
доброго», Евстегнеевой Т. Д. («Тренинг по сказкотерапии»).
Основной идеей моей работы является формирование у детей любви
к художественной литературе, развитию речевого творчества.
Мною были определены основные принципы, работы:
1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи могут
быть достигнуты только тогда, когда цели общества или социальный
зак аз
преобразуются
в
педагогические
к атегории.
В с е
организационные,
методические
и
содержательные
основы
исследовательской
деятельности
строятся
на
платформе
государственной политики в области дошкольного образования.
2. Принцип систематичности и последовательности. Я имею в виду
строгое логичное приобщение дошкольников к миру художественной
литературы, последовательное овладение ими знаниями, умениями,
навыками, применение их на практике. Данный принцип предполагает
развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности, фантазии,
активизации речи.
3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные
особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей,
их небольшой жизненный опыт.
4.
Принцип
наглядности
обучения.
Я
тщательно
продумываю
дидактические цели использования наглядности:
- методику показа;
- количество наглядности и последовательность демонстрации;
- сочетание определенных видов наглядности;
- включение детей в анализ художественных произведений.
5. Принцип интегрированного подхода. Я использую различные формы
и методы на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром,
изобразительной деятельности, развитию речи.
6.
Принцип
нравственного
воспитания.
Я
стараюсь
правильно
сформировать у детей правильное отношение к поступкам героев
художественных
произведений,
обращая
внимание
на
воспитание
ч у в с т в
п ат р и от и з м а ,
г р а ж д а н с т в е н н о с т и ,
г у м а н н о с т и ,
интеллигентности:
формирую
навыки
культурного
поведения,
дисциплинированности;
развиваю познавательные и творческие способности.
7.
Принцип
прочности.
Я
стремлюсь
эффективно
реализовать
требования
вышеперечисленных
принципов,
педагогически
целесообразно и четко повторять и закреплять полученные знания,
формировать
умения
и
навыки
и
применять
их
на
практике,
осуществлять
индивидуально-дифференцированный
подход
в
процессе каждого занятия и во всех видах деятельности.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и
воспитания
являются
стержневой
основой
моей
педагогической
деятельности.
Особое внимание в своей деятельности уделяю развитию творческих
способностей у детей.
Для решения таких проблем я широко использую в своей работе
дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной
литературой. Детям очень нравятся такие игры: «Доскажи словечко»,
«Придумай рифму», «Сочини сказку», «Сказка наоборот», «Допиши
сказку».
В процессе этих игр у детей активно используется литературный опыт
в их творческой речевой деятельности, при создании собственных
рассказов, сказок и загадок.
Чтобы создать более теплую атмосферу в группе и задать доброе
настроение на целый день я начинаю
утро со стихов «Минуты
вхождения
в
день».
Говорю
детям:
«Дети,
подойдите
ко
мне,
пожалуйста, я хочу вас всех видеть. Посмотрите на свои руки. У
мальчиков они большие и сильные, а у девочек - нежные и ласковые.
Мы любим свои руки за то, что они - помощники, умеют рисовать,
чертить, писать и т. д., они могут все: и обнять друг друга, и поднять
упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть
на стол».
Читаю стихотворение:
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу Вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
Далее говорю: «Возьмите за руки друг друга, того, кто стоит рядом с
вами,
и
ощутите
тепло
рук
своих
друзей.
Желаю
Вам
удачи
в
сегодняшнем дне». Таким образом, я поднимаю настроение у моих
воспитанников,
ведь
именно
оно
активизирует
мыслительные
процессы,
мобилизует
силы
организма
для
восприятия
любой
информации. Я заметила, что, начиная день со стихов, дети стали
добрее не только друг к другу, но и ко всему, что их окружает, к птицам,
животным, насекомым.
Развивая речевое творчество через приобщение дошкольников к
миру художественной литературы, я использовала следующие
формы работы:
- «Минуты вхождения в день».
- Слушание сказок по грамзаписи и на дисках.
- Литературные викторины.
- Путешествие в «Сообразилию».
- Игры с текстом.
- Подвижные игры с текстом, хороводные игры с текстом.
- Работа в уголке книги (выставки книг) .
- Сочинение стихов и придумывание загадок.
- Сочинение сказок: коллективных.
- Обыгрывание потешек.
- Чтение литературных произведений.
- Драматизация литературных произведений.
- Дидактические игры по материалам художественных произведений.
-
Занятия
по
ознакомлению
дошкольников
с
художественной
литературой.
При чтении художественных произведений детям я использую
следующие методические приемы:
- Выразительное чтение.
- Выборочное чтение.
- Повторное чтение.
- Показ иллюстраций.
- Драматизация отрывков.
- Рассказывание по ролям.
С в о и
з а н я т и я
я
р а з д е л и л а
н а
ч е т ы р е
о с н о в н ы х
вида: тематические, теоретические, аналитические и творческие.
В
каждом
занятии
по
ознакомлению
с
художественной
литературой выделила три части:
- Вводная часть;
- Ознакомление с текстом (выразительное чтение) ;
- Беседа о прочитанном (словарная работа, показ иллюстраций) .
Читаю детям ежедневно, использую чтение с «продолжением», т. е.
произведения
большие
по
содержанию.
Ребятам
старшего
дошкольного
возраста
-
не
менее
30
минут
в
день,
а
ребятам
младшего дошкольного возраста - не менее 15 минут в день. Выбор
литературных
произведений
для
чтения
вне
занятий
приходится
определять самой. С одной стороны такой подход проще, а с другой -
гораздо сложнее и ответственнее. Известная пословица гласит: «Иная
книга ума прибавит, а иная и последний отшибет». Читать плохую
литературу еще хуже, чем не читать вовсе. Прежде всего, я подобрала
литературу для каждой возрастной группы.
Особое внимание уделяю работе с родителями.
Я использую такие формы, как: беседы, выставка домашних книг из
семейной библиотеки, консультации.
Систематическое и целенаправленное обращение к художественной
литературе способствовало формированию книжной культуры у детей,
развитию
речевого
творчества.
Детские
книги
–
необходимые
«советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания и
обучения
дошкольников.
Книга
не
только
развивает,
учит
и
воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые
разнообразные,
творческие
начала,
она
помогает
естественной
детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл.
Очень
радует,
что
многие
родители
стали
не
сторонними
наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса
по приобщению ребенка к книге, развитию речевого творчества.
Мои
воспитанники
учатся
составлять
простые,
но
интересные
по
смысловой
нагрузке
и
содержанию
рассказы,
грамматически
и
фонетически строить фразы, что имеет приоритетное значение для
полноценной подготовки ребенка к школе.
Важно, чтобы и в дальнейшем у моих воспитанников не потерялись в
будущей
взрослой
жизни
детская
доброта,
уважение,
щедрость
сердца, понимание и принятие другого человека, таким, каков он есть,
чтобы детство было ярким началом жизненного пути.