Напоминание

Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы


Автор: Кузик Ирина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДГБОУ с. Елховка им. М. Н. Заводского
Населённый пункт: Самарская обл., Елховский район, с. Елховка
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы по развитию речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы
Актуальность избранной мной темы на современном этапе:
- За последние несколько прошедших лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. Сегодня все традиционные ценности поколеблены, нравственные идеалы преданы забвению, школа стоит на пороге так называемой сексуальной революции, грозящей ей уничтожением. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными. - Мне бы хотелось видеть своих воспитанников истинными россиянами, впитавшими с детства красоту и богатство русской культуры во всем ее многообразии. А решить эти проблемы без приобщения детей к миру художественной литературы является невозможным. Лишь только мудрость книг сохранила те вековые традиции, те нравственные ценности, которых так не хватает нашим воспитанникам. Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Актуальным признаком художественной литературы является комплексность воздействия х уд о ж е с т в е н н о г о п р о и з в е д е н и я н а п с и х о л о г и ч е с к у ю , интеллектуальную и эмоционально – чувственную сферу личности. - Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи. Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу. - Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. - Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт. - Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Мир чтения помогает взрослому насытить и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение
действительности. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. В своей деятельности я опиралась на труды Гурович Л. М., Береговой Л. Б., Логиновой В. И., Пирадовой В. И. («Ребенок и книга», Фесюковой Л. Б. («От трех до семи», Гриценко З. А. («Пришли мне чтения доброго», Евстегнеевой Т. Д. («Тренинг по сказкотерапии»). Основной идеей моей работы является формирование у детей любви к художественной литературе, развитию речевого творчества.
Мною были определены основные принципы, работы:
1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда цели общества или социальный зак аз преобразуются в педагогические к атегории. В с е организационные, методические и содержательные основы исследовательской деятельности строятся на платформе государственной политики в области дошкольного образования. 2. Принцип систематичности и последовательности. Я имею в виду строгое логичное приобщение дошкольников к миру художественной литературы, последовательное овладение ими знаниями, умениями, навыками, применение их на практике. Данный принцип предполагает развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности, фантазии, активизации речи. 3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт. 4. Принцип наглядности обучения. Я тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности: - методику показа; - количество наглядности и последовательность демонстрации; - сочетание определенных видов наглядности; - включение детей в анализ художественных произведений. 5. Принцип интегрированного подхода. Я использую различные формы и методы на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром, изобразительной деятельности, развитию речи. 6. Принцип нравственного воспитания. Я стараюсь правильно сформировать у детей правильное отношение к поступкам героев художественных произведений, обращая внимание на воспитание ч у в с т в п ат р и от и з м а , г р а ж д а н с т в е н н о с т и , г у м а н н о с т и , интеллигентности:
формирую навыки культурного поведения, дисциплинированности; развиваю познавательные и творческие способности. 7. Принцип прочности. Я стремлюсь эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и четко повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки и применять их на практике, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого занятия и во всех видах деятельности. Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической деятельности. Особое внимание в своей деятельности уделяю развитию творческих способностей у детей. Для решения таких проблем я широко использую в своей работе дидактические игры по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Детям очень нравятся такие игры: «Доскажи словечко», «Придумай рифму», «Сочини сказку», «Сказка наоборот», «Допиши сказку». В процессе этих игр у детей активно используется литературный опыт в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок и загадок. Чтобы создать более теплую атмосферу в группе и задать доброе настроение на целый день я начинаю утро со стихов «Минуты вхождения в день». Говорю детям: «Дети, подойдите ко мне, пожалуйста, я хочу вас всех видеть. Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие и сильные, а у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки за то, что они - помощники, умеют рисовать, чертить, писать и т. д., они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол».
Читаю стихотворение:
Вот ладошка правая, Вот ладошка левая. И скажу Вам, не тая, Руки всем нужны, друзья. Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лепить, Чуткие руки умеют дружить.

Далее говорю:
«Возьмите за руки друг друга, того, кто стоит рядом с вами, и ощутите тепло рук своих друзей. Желаю Вам удачи в сегодняшнем дне». Таким образом, я поднимаю настроение у моих воспитанников, ведь именно оно активизирует мыслительные процессы, мобилизует силы организма для восприятия любой информации. Я заметила, что, начиная день со стихов, дети стали добрее не только друг к другу, но и ко всему, что их окружает, к птицам, животным, насекомым.
Развивая речевое творчество через приобщение дошкольников к

миру художественной литературы, я использовала следующие

формы работы:
- «Минуты вхождения в день». - Слушание сказок по грамзаписи и на дисках. - Литературные викторины. - Путешествие в «Сообразилию». - Игры с текстом. - Подвижные игры с текстом, хороводные игры с текстом. - Работа в уголке книги (выставки книг) . - Сочинение стихов и придумывание загадок. - Сочинение сказок: коллективных. - Обыгрывание потешек. - Чтение литературных произведений. - Драматизация литературных произведений. - Дидактические игры по материалам художественных произведений. - Занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
При чтении художественных произведений детям я использую

следующие методические приемы:
- Выразительное чтение. - Выборочное чтение. - Повторное чтение. - Показ иллюстраций. - Драматизация отрывков. - Рассказывание по ролям.
С в о и

з а н я т и я

я

р а з д е л и л а

н а

ч е т ы р е

о с н о в н ы х

вида:
тематические, теоретические, аналитические и творческие.

В

каждом

занятии

по

ознакомлению

с

художественной

литературой выделила три части:
- Вводная часть; - Ознакомление с текстом (выразительное чтение) ; - Беседа о прочитанном (словарная работа, показ иллюстраций) . Читаю детям ежедневно, использую чтение с «продолжением», т. е. произведения большие по содержанию. Ребятам старшего дошкольного возраста - не менее 30 минут в день, а ребятам младшего дошкольного возраста - не менее 15 минут в день. Выбор литературных произведений для чтения вне занятий приходится определять самой. С одной стороны такой подход проще, а с другой - гораздо сложнее и ответственнее. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибет». Читать плохую литературу еще хуже, чем не читать вовсе. Прежде всего, я подобрала литературу для каждой возрастной группы. Особое внимание уделяю работе с родителями.
Я использую такие формы, как:
беседы, выставка домашних книг из семейной библиотеки, консультации. Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе способствовало формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества. Детские книги – необходимые «советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания и обучения дошкольников. Книга не только развивает, учит и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл. Очень радует, что многие родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса по приобщению ребенка к книге, развитию речевого творчества. Мои воспитанники учатся составлять простые, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически строить фразы, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе. Важно, чтобы и в дальнейшем у моих воспитанников не потерялись в будущей взрослой жизни детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека, таким, каков он есть, чтобы детство было ярким началом жизненного пути.


В раздел образования