Автор: Горбатенко Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №25 "Семицветик"
Населённый пункт: г.Нижневартовск Тюменская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание верности духовным традициям России"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Нижневартовска – детский сад №25 «Семицветик»
«
Воспитание верности духовным традициям России»
Воспитатель: Горбатенко С.И.
Перед современным воспитателем, возникает ряд проблем, как только он
предлагает
родителям,
совместно
поработать
над
духовно
–
нравственным
воспитанием детей. Родители, мягко говоря, воспринимают предложение «в штыки».
Чаще всего, это связанно с тем, что люди, напрямую ассоциируют духовность с
религией. И воспитателю, очень важно, донести до них, что же подразумевает под
собой духовность. Давайте обратимся к словарям.
Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и
человеке.
В
социологии,
культурологии
и
публицистике
«духовностью»
часто
называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей
и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а
также
в
художественных
образах
искусства.
В
рамках
такого
подхода,
проекция
духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается,
что
укрепление
духовности
осуществляется
в
процессе
проповеди
(увещания),
просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений
сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание
нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение
некоторых
из
них
(Рождество
Пресвятой
Богородицы,
Рождественские
Святки,
Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
- тематические выставки детского творчества.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним
устройством, иконографией;
- экскурсии на природу
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с
использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении
старших).
Таким образом, можно отметить что, в детском саду нужно создать все необходимые
условия
для
осуществления
работы
в
данном
направлении,
повысить
духовно-
нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах
православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни
ребенка,
включать
родителей
в
деятельность
детского
сада,
направленную
на
духовно-нравственное развитие детей.
Интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого
сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для
педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных
задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя
жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с
ней
складываются
доверительные
отношения,
обсуждаются
тревоги,
вопросы,
потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец
общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем
раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские
чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы,
игры
с
детьми,
дети
лучше
развиваются.
Однако
доказано,
что
дети,
лишенные
возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной
чувствительностью,
испытывают
трудности
в
налаживании
контактов
со
сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие
эмоций,
ласки,
теплоты
при
пусть
даже
и
полноценном
удовлетворении
его
физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком
способствует
установлению
глубоких
эмоциональных
связей,
рождает
обоюдную
радость.
Любовь
между
детьми
и
родителями
дана
самой
природой,
любовь
и
взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет
двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.
Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои,
негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и
среднего
поколений
невнимательны,
недоброжелательны
друг
к
другу,
ребенок
испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с
другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с
желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость,
рождается настоящая семейная сплоченность.
Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся
донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и
ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого
необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все
члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует
больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство
родительской ответственности.
Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного
домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно
играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут
выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из
ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет
путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости,
уступчивости, прилежания, скромности, честности) .
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали,
что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и
должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное
образовательное
учреждение
на
сегодняшний
день
является
единственным
обще ственным
институтом,
регулярно
и
не форма льно
взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать
определенное
влияние
на
семью.
Как
показывает
практика,
и
подтверждают
педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения
в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в
педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание
будущего
гражданина.
Первичность
контакта
родителей
с
ребенком,
его
продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота.
Именно
в
семье
возникает
интерес
к
культуре,
языку,
истории
своего
народа,
государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.