Автор: Семенова Алена Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №33"
Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическая игра по русскому языку для учащихся 5 класса. "Фонетический штурм"
Раздел: среднее образование
Дидактическая игра по русскому языку для учащихся 5 класса.
«Фонетический штурм»
Мероприятие проведено после изучения раздела «Фонетика»
Форма мероприятия: Брейн-ринг
1
(дидактическая игра).
Цели:
1.
Проверка
качества
знаний,
умений
и
навыков,
полученных
при
изучении
раздела
«Фонетика».
2.
Закрепление полученных на уроках знаний о звуках речи;
3.
Углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета
4.
Развитие
и
совершенствование
психологических
качеств
учеников:
любознательности,
инициативности,
трудолюбия,
воли,
настойчивости;
самостоятельности
в
получении
знаний.
5.
Расширение запаса знаний школьников в области лексики и фонетики.
6.
Развитие творческих индивидуальных способностей учеников.
7.
Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживания за успех
совместного мероприятия.
Оборудование: сигнальные карточки, конверты с заданиями, распечатки текста стихотворения,
турнирная таблица, грамоты для награждения.
Плакаты (подготовленные учителем):
«Гласные – это река, а согласные – ее берега» (К. С. Станиславский).
«Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова» (М. Горький.)
План мероприятия:
I.
Организационный момент.
II.
Разминка.
III.
I тур.
IV.
II тур.
V.
III тур.
VI.
IV тур.
VII.
V тур.
VIII.
VI тур.
IX.
VII тур.
X.
Подведение итогов.
Ход внеклассного мероприятия:
I.
Организационный момент (≈ 3-5 минут).
Дети делятся на две команды (красные, зеленые), выбирается капитан каждой команды, выдаются
сигнальные карточки, соответствующих цветов. Учитель объясняет правила «соревнования».
1
Брейн - ринг - это интеллектуальная командная игра.
1
Класс делится на 2 разноуровневые группы(6 - 7 человек в каждой группе, одинаковое количество
сильных и слабых учащихся). В каждой группе выбирают ”капитана”, остальные - «участники
команды” (задействованы все ученики пятого класса).
В
ходе
урока
выполнение
заданий
оценивается
баллами,
которые
сообщаются
командам
и
записываются
на
доске.
После
окончания
урока
подводят
итоги,
называют
победителей,
выставляют оценки.
Цель игры состоит в том, чтобы дать правильный ответ на вопрос строго в отведённое время.
Команды могут давать ответы по очереди, но не одновременно. В течение вопросного раунда
команда может дать не более одного ответа.
Вопросы задаются ведущим (учителем русского языка). Он же оценивает правильность ответов
команд. За каждый правильный ответ – одно очко (ведется турнирная таблица).
Учитель: Итак, команда красных – справа, команда зеленых – слева. Сегодня мы проводим урок-
игру, вам предстоит нелегкий бой.
Вы должны показать, проявить все знания, полученные вами
в разделе «Фонетика». Что вы
умеете?
Какие
вы
внимательные?
Как
умеете
логически
мыслить?
Вас
ожидает
немало
интересного,
но
вы
должны
соблюдать девиз
сегодняшней
игры:
«Быстро,
внимательно,
правильно».
II.
Разминка (≈ 5 минут).
Сейчас мы проведем разминку, по окончанию которой узнаем, какая из команд получит право
первого хода.
Ведущий (учитель) задает вопросы; параллельно они дублируются; у каждого из участников обеих
команд есть сигнальные карточки соответствующих цветов.
Знающий ответ поднимает как можно скорее свою сигнальную карточку и ждет разрешения
ведущего на ответ. Если участник той или иной команды отвечает неправильно, право ответа
переходит команде – противнику.
1.
В каком слове звуков больше, чем букв?
1) братья;
2) приезд;
3) коньки;
4) есть.
(Ответ: приезд)
2.
В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) лишь;
2) плющ;
3) лечу;
4) цель.
(Ответ: лечу)
2
3.
В каком слове все согласные звуки твердые?
1) живет;
2) жила;
3) щука;
4) час.
(Ответ: жила)
4.
В каком слове есть согласный звук [т]?
1) бедность;
2) отгремел;
3) учится;
4) завод.
(Ответ: завод)
5.
В каком слове есть гласный звук [о]?
1) родные;
2) радость;
3) отказ;
4) шелковый.
(Ответ: шелковый)
Команда, которая набрала больше очков, получает право первого хода.
I
тур
Первая команда получает первое задание I тура.
После зачитывания вопроса ведущим командам дается время на размышление (≈ 2 минуты).
Право первого ответа дается той команде, которая набрала наибольшее количество очков на этапе
«Разминка».
Сколько звуков [ш] в стихотворении В. Приходько?
Текст стихотворения выдан обеим командам на карточках.
3
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
То рощица, то поле, то с горки, то на горку
Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку.
И что не говорите, дорогу знают кошки,
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
Если кошке по пути – отчего не подвести?
(Ответ: 31)
Внимание! Вопрос, дающий одно дополнительное очко в общую копилку команды.
Как называются такой прием, при котором часто повторяется один и тот же звук?
(Ответ: этот прием называется звукопись).
Команда, ответившая правильно получает право ответить первой на следующий вопрос.
Второе задание I тура «Магические цифры».
Какие сведения из раздела “Фонетика” скрываются за этими цифрами?
После зачитывания вопроса ведущим командам дается время на размышление (≈ 4 минуты).
Командам раздаются распечатки с цифрами и местом для записи ответов.
Команда с правом ответа отвечает первой. Если эта команда называет не все цифры, то вторая
команда дополняет ответ, при этом, оценивается, какая из команд отгадала больше цифр.
33 – буквы алфавита (назовите)
10 – гласные буквы (назовите)
6 – гласные звуки (назовите)
3 – всегда твердые звуки (какие?)
3 – всегда мягкие звуки (примеры)
5 – сонорные (всегда звонкие) (назовите)
4 – буквы Е, Ё, Ю, Я (двойная роль)
2 – Ь и Ъ (звуков не дают)
Команда, которая отгадала больше цифр получает право ответить первой на следующий вопрос.
4
Третье задание I тура. «Расшифровщик».
К «звуковому костюмчику» подберите «буквенное платье».
Запишите слово.
После зачитывания вопроса ведущим командам дается время на размышление (≈ 2 минуты).
Командам раздаются распечатки с транскрипциями и местом для записи ответов.
Команда с правом ответа отвечает первой. Если эта команда называет не все слова, то вторая
команда дополняет ответ, при этом, оценивается, какая из команд расшифровала больше слов.
[моjˈут] [маjˈак]
[jˈем] [мˈэл]
[лˈjˈу] [пˈjˈу]
(Ответ: моют, ем, лью, маяк, мел, пью).
Команда, которая расшифровала больше слов получает право ответить первой на следующий
вопрос.
II тур (≈ 4-5 минут).
Особенность II тура в том, что команда, которая получила право первого хода по результатам I
тура задает вопрос для команды – противника (вопросы внутри конвертов). Команда может
ответить или не ответить (то есть получить или не получить по одному очку за каждое задание II
тура). Затем, независимо от того, ответила или не ответила команда – противник на заданный
вопрос,
она
в
свою
очередь
задает
свой
вопрос
команде
–
противнику.
Вопросы
заранее
подготовлены учителем; капитанам выдаются конверты с вопросами.
1.Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в
дом? В названии танца количество звуков совпадает с количеством букв).
(Ответ: твист).
2. Илья Муромец или Алёша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а
учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени
богатыря гласных звуков больше, чем согласных).
(Ответ: Алёша Попович).
3. Кролик или Пятачок? (Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует»? (В
имени-отгадке все согласные звуки глухие).
(Ответ: Пятачок).
4. Волк или заяц? ( Кто был самым музыкальным героем? В отгадке – герое глухих звуков больше,
чем звонких).
(Ответ: заяц).
5
III тур.
Конкурс капитанов.
Задание: решить пропорцию:
Тот из капитанов, который быстрее справится с заданием, дает своей команде право первого хода
во втором задании III тура.
На выполнение задания дается 1 минута.
(Ответ ˈО).
Во время
конкурса капитанов команды должны справиться с выданными им распечатками -
заданиями. На выполнение задания дается 1-2 минуты.
Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и
справа – налево. Он выполнил задание так:
1) тот;
2) дед;
3) шалаш.
Правильно ли выполнено задание?
Команды дают ответ только после того, как капитаны ответят на заданный им вопрос, то есть
дадут/не дадут своим командам право первого хода.
(Ответ: нет, так как слово ДЕД читается как [д’эт]).
За конкурс капитанов не дается ни одного очка. За задание данное командам дается одно очко.
IV тур.
«Фонетический поединок».
Задание командам у доски. От каждой команды должны выступить два человека. Участники,
представленные от каждой команды должны взять с собой сигнальные карточки для того, чтобы
сообщить о том, что та или иная команда быстрее выполнила задание.
Используя звуки, написанные на доске, составьте пять слов.
1 команда: [А], [О], [Б], [В], [Г], [Л].
2 команда: [А], [О], [Д], [Л], [З], [С].
На выполнение задания дается 2 минуты.
6
Во время этого задания остальные участники команд на своих местах выполняют свои задания,
выданные им на карточках.
Та команда, которая быстрее найдет все пять слов приносит своей команде дополнительно очко.
Задание для команд:
Метаграммы:
Нужно заменить в слове одну букву другой - и тогда вы получите новое слово.
1.
С ч летаю над волною, 2. С г романсы запоёте,
С л не дам волкам покою, С в косички заплетете.
(чайка-лайка) (голос-волос)
Команды в любом порядке называют отгаданные ими слова. Если каждой из команд отгаданы все
слова, она получает одно очко. Если какого – либо слова не хватает, то одно очко отнимается от
общей накопленной суммы баллов к данному туру.
V тур ( ≈ 3 минуты).
Задание: Найдите третье лишнее:
Ведущий (учитель) задает вопросы; параллельно они дублируются; у каждого из участников обеих
команд есть сигнальные карточки соответствующих цветов.
Знающий ответ поднимает как можно скорее свою сигнальную карточку и ждет разрешения
ведущего на ответ. Если участник той или иной команды отвечает неправильно, право ответа
переходит команде – противнику.
1.
конечно, нарочно, игрушечный;
(Ответ: игрушечный)
2.
что, чтобы, нечто;
(Ответ: нечто)
3.
праздник, опасность, футбол;
(Ответ: футбол)
4.
ширь, машина, чин;
(Ответ: чудо)
Желательно, чтобы ученики указывали основание для исключения того или иного слова.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
VI тур ( ≈ 1 - 2 минуты).
«Странное письмо»
7
Командам выдаются конверты с зашифрованным письмом, которое нужно расшифровать, заменив
где нужно звуки на парные им по глухости/звонкости. Та команда, которая сделает это быстрее
получает
право
вскрыть
последний
конверт
и
правильно
выполнив
задание,
данное
в
нем,
получить два дополнительных очка (за сложность).
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате.
Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока.
Сахар.
VII тур (≈ 4 - 5 минут).
Задание в конверте для команды, быстрее выполнившей задание VI тура:
Прочитайте звуки, из которых состоят слова лён, краб, низ, сад, дуб, в обратном порядке.
Сколько новых слов получится? Назовите их.
(А) 5;
(Б) 4;
(В) 3;
(Г) 2;
(Д) 1.
(Ответ: (Б) 4).
(Ноль, парк, синь, пуд; слова «тас» нет в русском языке).
Если команда, получившая право вскрыть последний конверт с заданием отвечает неправильно,
право ответа переходит к команде – противнику.
XI.
Подведение итогов.
Ребята, а теперь подсчитаем очки.
Сколько очков у красных?
Сколько очков у зеленых?
Кто победил?
Победители получают поощрительные призы; участники обеих команд получают грамоты за
участие в игре.
Использованная литература:
8
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. Под ред.
Крысина Л.П. М., 1995.
2.Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика. М.: Просвещение, 1967.
3.Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика: Сборник материалов для внеклассной
работы по русскому языку. Ужгород, 1957.
4.Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома [серия книг]. М., 1997.
5.Ульченко З. Ф. Дидактические игры в кружке занимательной грамматики//Кружковая работа по
русскому языку. М., 1978. С. 132-146.
6.Федин С.Н. Лучшие игры со словами. М., 1999.
9