Автор: Малышенко Эльвира Александровна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ Сладковского района Менжинская СОШ Населённый пункт: с. Менжинское Наименование материала: Методическая разработка Тема: Мастер-класс "Уроки жизни" Раздел: среднее образование
Уроки жизни на примере фрагмента урока по рассказу В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует
чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского:
"Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот
единственный курс учительской жизни".
Перед
семьей,
общеобразовательной
школой
стоит
задача
воспитания
ответственного
гражданина,
способного
самостоятельно
оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей.
Решение
этой
задачи
связано
с
формированием
устойчивых
духовно-
нравственных свойств и качеств личности школьника.
В этом смысле неоценимую помощь, на мой взгляд, оказывают уроки
литературы,
так
как
именно
здесь
трудится
душа,
происходит
открытие
нравственных истин.
Представляю
вашему
вниманию
мастер-класс:
«Духовно-нравственное
воспитание обучающихся на уроках литературы на примере фрагмента урока
по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» «Жизненные уроки
героя».
События, описанные в рассказе, происходят в сибирской деревне в конце
20-х – начале 30-х годов 20 века, когда только начали создаваться колхозы,
многие жили еще единолично, как бабушка и дедушка героя, с которыми он
воспитывался, потому что рано потерял мать.
Рассказ Виктора Петровича Астафьева автобиографичен, в герое можно
узнать автора, родившегося в Сибири. Детские воспоминания и впечатления
лежат
в
основе
его
рассказа
«Конь
с
розовой
гривой».
Главный
герой
рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и
хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы
не
мучили
угрызения
совести.
Детство
–
удивительная
страна.
Ее
впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в
детстве. Сегодня мы должны выяснить, какие жизненные уроки лежат в
основе становления личности героя.
Прежде
всего,
прошу
аудиторию
ответить
на
вопрос,
что
в
вашем
понимании ДЕТСТВО? Подберите слова-ассоциации с данным словом. А
группу я попрошу сравнить ассоциации аудитории с детством главного героя.
(аудитория называет ассоциации)
Наши с вами представления о детстве практически совпали: игра, смех,
счастье,
проказы,
беззаботность,
веселье,
радость,
дружба,
каникулы,
мультфильмы, прогулки, отдых, конфеты, мороженое.
Итак, вопрос группе: как вы думаете, всё ли это было у главного героя
рассказа? Почему?
Ответ: Не все перечисленное было у Вити. Время было очень тяжелое.
Первые годы после гражданской войны. Страна разорена. Люди живут очень
скудно.
Да. В рассказе показано время не из легких. Все тяготы повседневных
забот
легли
именно
на
плечи
бабушки
Катерины
Петровны.
Обратите
внимание на доску. Записаны высказывания о бабушке:
1. «Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтобы в своих бабушках и дедушках в
близких и любимых людях отыскали они ее, и была бы жизнь моей бабушки
беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта».
2. «Боже упаси…перечить бабушке, сделать чего не по ее усмотрению».
Кому принадлежат эти слова?
Ответ: это слова ребенка, Вити и взрослого человека, писателя В.П.
Астафьева.
Что же главное было в характере бабушки: строгость или доброта? А
может, то и другое? Ответить на этот вопрос нам поможет текст. В рассказе
автор не дает подробного описания портрета бабушки, какими способами мы
можем представить ее образ?
Ответ: образ можно представить, вообразить, исходя из поступков, речи
героини.
Какие языковые особенности отличают бабушку?
Ответ: просторечие, диалекты.
Найдите их в тексте, пожалуйста.
Пока группа работает, я поясню, что такой прием помогает не только
развивать
умение
работы
с
текстом,
но
и
помогает
учащимся
понять
индивидуальность героя, которую подчеркивает автор при помощи речи.
Итак, назовите, пожалуйста, просторечные и диалектные слова, которые вы
нашли.
Ответ:
мошенничат,
че
потом
из
него
будет,
малой,
утворил,
омманешь
баушку, восподь тебе пособил.
Чтобы в полной мере вжиться в образ героев, предлагаю учащимся при
помощи инсценировок почувствовать себя на их месте.
Познакомимся с
главными героями рассказа.
Инсценировка: бабушка и внук.
Бабушка: Набершь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и
куплю тебе пряник.
Внук: Конем, баба?
Бабушка: Конем, конем.
Внук: Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-
белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые,
копыта
тоже
розовые.
Пряник
можно
засунуть
под
рубашку,
бегаешь
и
слышишь, как конь лягает копытами, в голый живот. Холодея от ужаса –
потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-
огонь! С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские
к тебе и так и эдак ластятся и в чижа первому бить дают, и из рогатки
стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть
его.
Почему пряник конем был желанным подарком для рассказчика?
Ответ: пряник – редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое
главное – почет, внимание.
Вот
и
отправляется
наш
герой
с
ребятами
дяди
Левонтия
в
лес
за
земляникой, чтобы трудом своим заработать пряник, он знает, что даром в
жизни ничего не дается. Однако обстоятельства складываются совсем не так,
как хотел герой. Что же произошло? Через что пришлось пройти герою?
Чтобы ответить на данные вопросы, предлагаю записать такую цепочку:
искушение
–
преступление
-
муки
совести
–
наказание
-
прощение.
Разобьемся
по
звеньям
цепочки.
Задача
каждого
–
найти
в
тексте
соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.
Пока группа работает, я хотела бы спросить у аудитории, какие умения
формируются при выполнении такого задания?
Ответы аудитории: умение выделять главное, поиск информации, работа с
информацией, анализ информации, построение связной речи.
Итак, группа готова, заслушаем по порядку. А уважаемую аудиторию
попрошу проследить, какие жизненные уроки получил герой, прожив этот
случай.
1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и
злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели
все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть
мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою
землянику.
2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в
туес
травы
натолкай,
сверху
ягод
—
и
готово
дело!”
Мальчик
так
и
поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из
к л а д о в о й
у к р а с т ь
к а л а ч .
3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с
тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить.
Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать
л о ж и т с я
в
к л а д о в к е .
4-я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь,
поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на
какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся
шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не
просто
раскаиваясь,
а
испугавшись,
что
пропал,
что
ни
прощенья,
ни
в о з в р а т у
н е т у . . . ”
5-я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз
открыл.
По
скоблёному
кухонному
столу,
будто
по
огромной
земле,
с
пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с
розовой гривой”.
Почему
бабушка,
несмотря
на
обман
внука,
купила
ему
пряник?
Какие
качества ее проявились в этом эпизоде?
Ответ: бабушка сумела понять и простить внука.
Что значит понять?
Ответ: понять – значит услышать переживания, мысли другого, разделить его
чувства.
Вернемся к вопросу, что же главное было в характере бабушки: строгость или
доброта?
Ответ: доброта.
Спасибо. Скажите, пожалуйста, уважаемая аудитория, какие жизненные
уроки получил герой?
(после ответов на слайде):
1. Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.
2. Очень трудно признаться в содеянном.
3. Душевное раскаяние очень мучительно.
4. Раскаяние приносит облегчение.
5. Бабушка его любит, была доброй и учила нравственной мудрости.
Доброта и милосердие сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое
наказание. Поэтому: Сколько лет прошло! Сколько
событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника
–
того дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Случайна ли форма пряника – «конем?»
Ответ: выбор пряника не случаен. Конь – символ сельской, крестьянской
жизни.
Конь
для
крестьянина
в
то
время
был
кормильцем:
это
и
средство
передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских
праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком,
общается, как с другом.
А что вносит в название эпитет «розовый?»
Ответ: цвет детства, чистоты, невинности.
Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что
детство
очень
важно
в
становлении
характера.
Уроки
литературы
дают
возможность
оценить
поступки
людей
через
художественные
образы
и
понять, что хорошо, а что плохо.