Напоминание

"Крупяные культуры и их технологическая оценка. Основные процессы и операции подготовки зерна к переработке"


Автор: Андреева Галина Николаевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ ВО Бутурлиновский механико-технологический колледж
Населённый пункт: город Бутурлиновка, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Крупяные культуры и их технологическая оценка. Основные процессы и операции подготовки зерна к переработке"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «БУТУРЛИНОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ
«КРУПЯНЫЕ КУЛЬТУРЫ И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

ОЦЕНКА. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ОПЕРАЦИИ ПОДГОТОВКИ

ЗЕРНА К ПЕРЕРАБОТКЕ»
Разработал: Андреева Г.Н., преподаватель спецдисциплин 1 КК г. Бутурлиновка, 2015 г. 1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3 1. План урока 5 2. Конспект урока 8 3. Дидактический материал к уроку (материалы мультимедиа презентаций на электронном носителе, раздаточный материал) 26 4. Список использованных источников 29 5. Самоанализ урока 30 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая цель открытого урока
: показать коллегам методику лекции-беседы с использованием технических средств обучения (ТСО).
Лекция-беседа
подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения студентов к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель преподавателя на данной лекции. Применение иллюстративного материала (мультимедийные слады), ТСО (ноутбук, демонстрационный мультимедийный комплекс) для того, чтобы дать студенту опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов. Процессу диалога предшествует рассказ преподавателя, затем задаются вопросы, записывается краткий конспект со слов преподавателя или самостоятельно студентами. Для отбора содержания определяющими являются требования учебной программы к уровню подготовки студентов, согласно Государственному образовательному стандарту профессионального образования, Примерной программы для средних специальных учебных заведений. После изучения дисциплины “Технология и организация производства” техник должен: Студент должен знать: - классификацию и характеристику выпускаемой продукции; - технологию хранения и переработки зерна; производство мукомольно-крупяной промышленности; - причины возникновения браков вырабатываемой продукции, мероприятия по их устранению. Студент должен уметь: - подбирать по справочным материалам необходимое сырье, параметры для заданного технологического процесса; - рассчитывать выход готовой продукции; - проектировать технологические процессы хранения и переработки зерна; 3
- осуществлять контроль технологических процессов по всем этапам производства; - использовать результаты контроля технологического процесса для регулирования и оптимизации производства. Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, логикой её построения, использования наглядных и технических средств обучения. Определение объёма оптимально–необходимого материала, с соблюдением баланса “необходимо и достаточно” исходя из реалий отведённого на лекцию времени, с учётом резерва на использование наглядности, ТСО, а также заполнение таблицы “Ассортимент продукции выпускаемой крупозаводами”.
Методикой

обучения
на данном уроке является развивающее обучение. Студенты учатся выделять главные этапы в подготовительном отделении крупозаводов.
Методами

обучения
на данном уроке являются словесные (слово преподавателя), наглядные (просмотр мультимедийных слайдов); практические (вычерчивание схемы фракционирования зерна), проблемно- поисковые (выделить основную последовательность операций с зерном в подготовительном отделении крупозавода); проверочная работа (1. Карточка с технологической схемой выделения примесей в камнеотделительной машине – студентам необходимо указать полученные фракции после очистки. 2. По технологической схеме подготовительного отделения крупозавода -студентам необходимо выделить этап фракционирования зерна (разделение на крупную и мелкую фракции). По
типу
данный урок является усвоения и систематизации новых знаний, т.к. четко выделяются следующие части: организация начала урока, постановка цели урока, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов, задание на дом. 4

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:
«КРУПЯНЫЕ

КУЛЬТУРЫ

И

ИХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

ОЦЕНКА. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ОПЕРАЦИИ ПОДГОТОВКИ

ЗЕРНА К ПЕРЕРАБОТКЕ»

Учебно-воспитательные задачи (цели)
1. Дидактические (обучающая) Обеспечить условия для усвоения знаний по изучению ассортимента крупяных культур, их технологической оценки, основных процессов и операций подготовки зерна к переработке 2. Развивающая Продолжить развитие учебных навыков: - составлять конспект по материалам урока; - развивать навыки самостоятельности работы с текстом, с учебником, с технологической схемой; - развивать профессиональное и абстрактное мышление. 3. Воспитательная Стремиться воспитать устойчивый интерес к изучаемой дисциплине, понимания ценности изучаемой темы для овладения будущей профессией, д л я воспитания профессионально грамотного квалифицированного конкурентоспособного, адаптированного к современным условиям специалиста.
Тип учебного занятия – урок усвоения и систематизации новых

знаний
Учебно-методическое обеспечение (УМО): 1. Мультимедийные слайды: производство и потребление круп в России, виды сырья и готовой продукции, показатели качества определяющие технологические свойства крупяных культур, принципы и способы очистки зерна от примесей на крупозаводах, последовательность операций в подготовительном отделении крупозаводов, технологическая схема крупяных рассевов и крупосортировок; раздаточный материал; учебник - Мельников Е.М.Технология крупяного производства, Чеботарев О.Н. Технология муки, крупы и комбикормов; оборудование – ноутбук, демонстрационный мультимедийный комплекс.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный; информационный. Структура (ход) учебного занятия. 5

Организационный момент. Доведение задач и структуры урока.

Мотивация учебной деятельности

– 5 мин.
Согласно требованиям стандарта, вы, как будущие техники производства должны знать ассортимент вырабатываемой продукции крупозаводов, технологию крупяного производства. От уровня этих знаний будет зависеть в дальнейшем ваше трудоустройство, но в первую очередь эти знания вам понадобятся при выполнении практических заданий, по данной теме, при сдаче теста, при выполнении курсового проекта и при сдаче экзамена по дисциплине «Технология и организация производства». Об этом мы с вами говорили и на прошлых занятиях, изучая подготовительное и размольное отделения мукомольных заводов. На сегодняшнем занятии мы приступаем к изучению раздела
Технология и

организация производства крупы,
тема урока:
«Крупяные культуры и их

технологическая

оценка.

Основные

процессы

и

операции

подготовки

зерна к переработке»

Изучение нового учебного материала – 65 мин

ПЛАН
1 Сырье для производства крупы и хлопьев. Ассортимент продукции крупозаводов. 2. Показатели, определяющие технологические свойства зерна. 3. Принципы и способы очистки зерна от примесей на крупозаводах. 4. Последовательность операций в подготовительном отделении крупозаводов. 5. Технологическая схема крупяных рассевов и крупосортировок.

Приемы работы преподавателя Приемы работы студентов 1 Изложение материала с использованием мультимедийных слайдов № 3-14 Со слов преподавателя записать подразделения крупы на виды, в зависимости от способа её производства; По учебнику студентам необходимо составить таблицу содержащую, перечень крупяных культур и ассортимент круп получаемых из них Чеботарев О.Н. - стр. 442 2 Изложение материала с использованием мультимедийных слайдов № 15 Составить конспект по слайду: записать технологические свойства зерна, влияющие на выход и качество крупы 3 Изложение материала с использованием мультимедийных Записать конспект со слов преподавателя, указав основные 6
слайдов № 16-22 принципы и способы очистки зерна от примесей 4 Изложение материала с использованием мультимедийных слайдов № 23 Составить примерную технологическую схему последовательности операций с зерном в подготовительном отделении крупозавода 5 Изложение материала с использованием мультимедийных слайдов № 24-25 Домашнее задание – вычертить технологические схемы крупосортировок, указать целесообразность применения; вычертить технологическую схему рассева А1-БРР, описать принцип очистки зерна риса в рассеве (Мельников стр. 20-23).
Закрепление нового учебного материала – 15 мин.
Из предложенного раздаточного материала: 1. Карточка с технологической схемой выделения примесей в камнеотделительной машине – студентам необходимо указать полученные фракции после очистки. 2. По технологической схеме подготовительного отделения крупозавода -студентам необходимо выделить этап фракционирования зерна (разделение на крупную и мелкую фракции).
Выдача домашнего задания - 2 мин

Мельников Е.М.
Технология крупяного производства, стр. 5-40, по 5 вопросу стр. 20-23 Подготовиться к тестированию.
Подведение итогов урока – 3 мин
Преподаватель Г.Н. Андреева 7

УРОК № 38

ТЕМА: «КРУПЯНЫЕ КУЛЬТУРЫ И ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ОПЕРАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЗЕРНА К

ШЕЛУШЕНИЮ»

ПЛАН
1. Сырье для производства крупы и хлопьев. Ассортимент продукции крупозаводов. 2. Показатели, определяющие технологические свойства зерна. 3. Принципы и способы очистки зерна от примесей на крупозаводах. 4. Последовательность операций в подготовительном отделении крупозаводов. 5. Технологическая схема крупяных рассевов и крупосортировок.
КОНСПЕКТ
1. Известно, что с ростом доходов населения увеличивается потребление мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов. Однако крупы продолжают занимать устойчивую позицию в потребительской корзине россиян. Их производство в последние годы растет. Снижение в 2011 г. – последствие неурожая зерновых предшествующего года. По итогам 2012 г. выработка круп стала самой высокой за последние 17 лет. Рисунок 1 - Производство круп в России, тыс. т Основная доля в потреблении круп традиционно приходится на рис. Второе место с большим отрывом занимает гречка, третье - геркулес, четвертое и пятое - пшено и манка. По оценкам ИКАР в 2012 г. совокупная доля этих круп в потреблении составила 82 %. Остальные 18 % пришлись на прочие крупы - перловую, горох, ячневую, пшеничную, овсяную и кукурузную крупы. 8
Рисунок 2 - Предложение риса на российском рынке (без экспорта), тыс. т Рисунок 3 – Потребление круп Крупу, вырабатываемую из большинства культур, в зависимости от качества подразделяют на номера и сорта. Основные виды, сорта и номера крупы регламентированы «Правилами организации и ведения технологического процесса на крупяных предприятиях». В зависимости от способа производства крупы ее подразделяют на следующие виды: • недробленая (из целого ядра); • дробленая; дробленая шлифованная; • крупа повышенной пищевой ценности, полученная из нескольких различных видов крупы и обогащенная сухим обезжиренным молоком; • крупа, не требующая варки, полученная в результате тепловой обработки обычной крупы. Все культуры, применяемые для производства крупы, называют крупяным зерном. Качество крупяного зерна оказывает большое влияние на выходное качество вырабатываемой из него крупы. Для оценки качества крупяного зерна и возможности получения из него крупы определяют его технологические свойства, которые представляют собой совокупность признаков и показателей, влияющих на поведение зерна в процессах его переработки в крупу и выход крупы.
Рис
9
Это наиболее распространенная и ценная среди крупяного зерна культура. Рисовая крупа хорошо усваивается организмом человека и служит диетическим продуктом.
Гречиха
Зерно гречихи используют для производства гречневой крупы: ядрицы и продела, а также специальной муки. Особенность строения гречихи — расположение зародыша. Меньшая его часть находится непосредственно под алейроновым слоем, а большая — в центре ядра в виде изогнутой пластины. При дроблении зерна зародыш легко отделяется от хрупкого ядра. Крупяную гречиху делят на три класса по содержанию чистого ядра (без пленок). Эндосперм гречихи мучнистый, хрупкий, легко разрушается при обработке.
Просо
Служит сырьем для производства пшена, которое относится к ценным пищевым продуктам, Хотя и уступает в этом отношении гречневой и рисовой крупе. Из большого числа различных видов проса наиболее распространен и имеет производственное значение для крупяной промышленности вид обыкновенного проса. Эндосперм проса имеет стекловидную, полустекловидную и мучнистую консистенцию. Из стекловидного зерна получают больший выход пшена лучшего качества.
Овес
Используют его для производства крупы овсяной недробленой, плющеной, хлопьев и толокна. Среди многих видов овса наиболее распространен посевной пленчатых форм. В зависимости от формы зерновки него окраски овес делят на два типа. Для производства крупы используют в основном зерно I типа, имеющее два подтипа: 1-й подтип — овес белый с крупным, хорошо выполненным зерном, цилиндрической, грушевидной или удлиненно-узкой формы; 2-й подтип — овес желтый с длинным и узким зерном игольчатой формы. Наиболее ценным для крупяной промышленности является овес с высоким содержанием эндосперма, хорошо выполненным ядром и минимальным содержанием пленок (до 24 %).
Ячмень
Служит сырьем для производства ячневой и перловой крупы. Среди многих видов ячменя в России распространен один вид — ячмень посевной, который подразделяют на три подвида: многорядный, двурядный и промежуточный. Промышленное значение имеют первые два подвида. Различают пленчатый и голозерный ячмень. У пленчатого ячменя цветковая пленка плотно срослась с ядром, у голозерного цветковые пленки не срастаются с ядром, поэтому они легко отделяются при шелушении зерна. Для производства крупы используют ячмень со светло-желтой окраской семенных оболочек. Зерно ячменя с сине-зеленой окраской семенных оболочек можно применять для выработки крупы только при усиленном шлифовании ядра, что требует значительных энергозатрат и снижает выход крупы в результате увеличения выхода мучки. Цветковые пленки состоят из крупных одревесневших клеток, по цвету они бывают желтыми, серо- зелеными, оранжевыми, их содержание в крупяном зерне ячменя колеблется в пределах 10...12 %. По пленчатости ячмень разделяют на три группы: низкопленчатый до 10 % пленок, среднепленчатый 10...12 % пленок, высокопленчатый свыше 12 % пленок. При переработке в крупу лучшим считают низкопленчатый ячмень. Зародыша в ячмене 2,5...3,0 %.
Пшеница крупяная
Служит сырьем для выработки крупы Полтавской и Артек. Особенность такой пшеницы заключается в повышенной прочности эндосперма. Поэтому лучшим сырьем для получения пшеничной крупы является твердая пшеница II типа, а также мягкая высокостекловидная пшеница. Выработка пшеничной крупы из мягких полустекловидных и мучнистых пшениц малоэффективна, так как при этом снижается выход крупы и ухудшается ее качество. При выработке крупы из пшеницы недопустимо направлять в 10
переработку смесь разных ее типов, а также смеси зерна одного и того же типа, но с различной стекловидностью. Наиболее высокие результаты при выработке крупы могут быть получены при переработке однородной партии зерна с высокой прочностью эндосперма.
Кукуруза
Из кукурузы на крупяных заводах вырабатывают крупу шлифованную, крупную крупу для получения кукурузных хлопьев и мелкую — для производства кукурузных палочек. Зерно кукурузы различают по форме, цвету, консистенции эндосперма и крупности. По форме и консистенции эндосперма кукуруза бывает кремнистой и зубовидной. В различных частях початка кукурузы зерно неодинаково по крупности, химическому составу, а следовательно, и по своей ценности и пригодности для выработки крупы. Наиболее ценными для крупяной промышленности считают крупные фракции зерна кукурузы. У зерна кукурузы сильно развит зародыш, который соединен со стержнем початка кукурузы при помощи чехлика. Расположен зародыш во внутренней части эндосперма и поэтому его отделение связано со значительными трудностями.
Горох
Его относят к бобовым культурам и используют для производства гороховой крупы: горох лущеный цельный и горох лущеный колотый. Наиболее распространен посевной вид гороха, Он имеет в основном шаровидную форму с гладкой поверхностью. Наиболее высокими технологическими достоинствами обладает горох с однотонным оттенком цвета без примеси гороха других оттенков. Таблица 1 – Ассортимент круп Культура Ассортимент крупы вырабатываемо й из д а н н о й культуры Внешний вид крупы Рис - целый шлифованный; - дробленый шлифованный; 11
- рисовые хлопья; - рис пропаренный; - диетическая рисовая мука Гречиха - целая крупа – ядрица; - дробленая крупа – продел; - гречневые хлопья; - диетическая гречневая мука Просо -пшено шлифованное; - пшено в/с; - пшено 1 с; - пшено 2 с; - пшено 3 с; 12
- пшено дранец (ядро освобожденное т о л ь к о о т цветковых пленок) Овес - ц е л а я шлифованная крупа; - пропаренная крупа; - о в с я н ы е хлопья « Э к с т р а » и «Геркулес»; - о в с я н о е толокно; - о б о й н а я овсяная мука Ячмень - пятиномерная перловая крупа; - трехномерная ячневая крупа; - я ч м е н н ы е хлопья; 13
- я ч м е н н а я мука Пшеница крупяная - 4 н о м е р а крупы «Полтавская»; - 5 н о м е р о в крупы «Артек»; - п ш е н и ч н а я крупа; - пшеничные хлопья; - манная крупа 14
Кукуруза - 5-ти номерная кукурузная шлифованная крупа; - к р у п н а я к р у п к а и мелкая крупка, для получения кукурузных х л о п ь е в и кукурузных палочек; - к у к у р у з н а я манка; - к у к у р у з н а я мука Горох - г о р о х колотый; - горох целый полированный; - г о р о х о в а я мука; 15
- г о р о х о в а я м у к а ( т и п а манной)
2.

Показатели, характеризующие технологические свойства зерна
Значительная часть показателей, влияющих на технологические свойства зерна, должна соответствовать стандартам. Некоторые показатели нельзя оценить объективно, но они влияют на технологические свойства зерна. К числу основных показателей относят свежесть зерна, его засоренность, пленчатость, содержание ядра, крупность, выравненность, влажность и некоторые другие.
К

показателя

характеризующим

технологические

свойства

крупяных

культур относят:

Пленчатость.
К таким культурам относят овес, рис, просо, гречиху и ячмень. Пленчатость даже в пределах одной культуры — не постоянная величина, зависящая от сорта зерна, района его произрастания, года урожая, крупности и т. д. Для разных культур колебания пленчатости и ее среднее значение составляют (%): овес 20...40 (в среднем 26), для остальных культур пленчатость колеблется в районе 18-24 %. Пленчатость риса, овса, проса и гречихи определяют в лабораториях крупяных заводов снятием оболочек вручную или с помощью специальных лабораторных установок. Пленчатость ячменя определить гораздо труднее, так как цветковые оболочки зерна плотно срослись с ядром, поэтому для ячменя этот показатель не определяют. Чем выше пленчатость, тем ниже содержание ядра и ниже выход крупы.
Содержание ядра.
Один из важнейших показателей качества проса, риса, гречихи и овса — содержание ядра, представляющее собой его массовую долю по отношению к зерну, взятому вместе с примесями. Чем выше содержание ядра в зерне, тем больше может быть и выход крупы. Для зерна овса, гречихи и проса, поступающего на крупяной завод, содержание ядра не должно быть ниже установленных ГОСТом норм.
Крупность

зерна.
Крупность зерна можно характеризовать массой 1000 зерен и размерами, определяемыми просеиванием зерна на наборе сит. У крупного зерна более высокое содержание ядра в результате меньшей пленчатости. Крупное зерно обычно легче шелушится, при его переработке получают меньше дробленого ядра. Наихудшими свойствами обладает мелкое зерно, в том числе относимое к сорной примеси, получаемое проходом через сита, определенные стандартом, поэтому в процессе переработки такое зерно должно быть выделено как можно полнее.
Выравненность.
Выравненной считают партию зерна, в которой зерна имеют близкие размеры. При переработке такого зерна легче устанавливать рациональные режимы зерноочистительных, шелушильных и других машин, в результате чего могут быть более полно выделены примеси, улучшены условия шелушения и т. д. Крупность и выравненность зерна в пределах одной культуры подвержены большим изменениям, что часто требует замены сит в зерноочистительных машинах, перенастройки рабочих органов машин и т. д.
Влажность.
Показатель, определяющий стойкость зерна и полученной из него крупы при хранении, а также на режимы ГТО, процесс шелушения. Сухое зерно легче шелушится, но с повышением хрупкости ядра уве личивается выход дробленой крупы. Низкая влажность особенно сказывается в том случае, если зерно 16
подвергалось сушке, особенно просо, поэтому в отдельных случаях стандартом ограничивается нижнее значение влажности зерна, например, у проса. На предприятиях, использующих гидротермическую обработку, добиваются технологической влажности, позволяющей перерабатывать зерно с наибольшим эффектом, в этом случае получают крупу стандартной влажности.
Стекловидность.
Зерно со стекловидным ядром обладает большей прочностью, меньше разрушается при шелушении и особенно при шлифовании, образует при перера- ботке меньше дробленых частиц и мучки.
Окраска

плодовых

или

семенных

оболочек.
Чем интенсивнее окраска, тем больше усилий требуется для обработки ядра, что вызывает повышенное его дробление (например, у зерен риса, с красной плодовой оболочкой).
3.

Принципы выделения примесей из зерна основан на различии свойств

примесей и зерна:
На крупозаводах применяют 7 способов очистки зерна от примесей: 1)
Очистка от примесей, отличающиеся от зерна размерами
— крупные и мелкие, выделяют с помощью сит. Для отделения примесей обычно применяют металлические сита, чаще штампованные, которые изготавливают из листовом стали толщиной 0,5...1,5 мм. Отверстия в этих ситах круглой, продолговатой или треугольной формы (слайд ). Иногда применяют сита со специальной формой отверстий. Рисунок 4 - Штампованные сита с круглыми (д), продолговатыми (б) и треугольными (в), взаимно перпендикулярными продолговатыми отверстиями (г) 2 )
Очистка от

примесей, отличающихся от зерна длиной –
среди примесей, находящихся в зерне, встречаются такие, у которых ширина и толщина одинаковы с размерами зерен основной культуры, но различна – длина. Для выделения таких примесей применяют триера. 17
Рисунок 5 - Схема ячеек триера: а – ячеистая поверхность триера, б – профиль ячеек триера 3 )
Очистка

от

примесей,

отличающихся

от

зерна

аэродинамическими

свойствами
– легкие примеси, которые выделяют в воздушных сепараторах, аспираторах, дуоаспираторах, аспирационных колонках; к ним относятся частицы колосков, стеблей, пленка, лузга, щуплые и недозрелые зерна. Рисунок 6 – Очистка по аэродинамическим свойствам
4) Очистка от примесей, отличающихся от зерна плотностью –
минеральная примесь, шлак, песок, частицы руды; выделяют в камнеотделительных машинах, которые подразделяются на три группы: - вибрационные; - вибропневматические; - гидродинамические. 18
Рисунок 7 - Схема вибропневматической камнеотделительной машины (Р3-БКТ): 1 – относ воздуха, 2 – корпус, 3 – воздухопроницаемая сетка 5)
Очистка от примесей отличающихся металломагнитными свойствами
– это металломагнитные примеси, которые могут находится как в поступившем на переработку зерне, так и попасть в зерно и продукты его переработки в ходе технологического процесса; осуществляется выделение в магнитных колонках и магнитных сепараторах. Рисунок 8 - Схема магнитных сепараторов У1-БМЗ (а) и У1-БМЗ-01 (б): 1 - корпус; 2 - направляющие; 3 - блок магнитов; 4 - кронштейн; 5 - заслонка
6)

Очистка

от

примесей

отличающихся

от

зерна

формой

и

состоянием

поверхности
– некоторые примеси помимо формы и состояния поверхности, от зерна также отличаются коэффициентом трения о поверхность. Для этого применяют фрикционные сепараторы – горохоотборочная ленточная машина. В этой машине полноценные добротные семена гороха могут быть отделены от различных примесей — недозрелого и поврежденного гороха, изъеденного гороховой зерновкой или плодожоркой. Семена добротного гороха имеют правильную шаровидную форму, поэтому они легко скатываются по наклонной плоскости. 19
Рисунок 9 - Схема работы ленточной горохоотборочной машины
7)

Очистка от примесей, отличающихся от зерна цветом
– некоторые примеси отличаются от основного зерна только цветом, это например испорченные зерна в крупе, поврежденные зерна. Для этой выделения этих примесей применяют фотоэлектронные сепараторы. 20
Рисунок 10 – Фотосепараторы, для очистки зерна по цвету
4 . Технологическая

схема

подготовки

зерна

к

переработке
не может быть универсальной, гак как зерно имеет различные размеры, форму, примеси, в том числе трудноотделимые. При подготовке зерна применяют разные способы гидротермической обработки или избегают ее применения. Последовательность операций при подготовке зерна к перера ботке общая для всех крупяных культур, хотя количество этих опера ций может быть различным, т. е. могут отсутствовать те или иные операции (рис. 21). Подготовка зерна к переработке начинается с бункеров для неочищенного зерна, вместимость которых должна обеспечивать устойчивую работу крупяного завода в течение 28...30 ч, т. е. более 1 сут. Зерно, подаваемое на переработку, взвешивают на автоматических весах для определения его количества. Во всех случаях очистка зерна от примесей начинается с его сепарирования в воздушно-ситовых сепараторах, причем применяют две-три последовательно установленные системы. В этих сепараторах выделяют основную массу крупных, мелких и легких примесей. Размеры и форму отверстий сит применяют в зависимости от вида сепарируемой культуры, а также от места установки сепаратора. 21
Конкретные размеры и форма отверстий сит в сепараторах указаны в схемах технологического процесса переработки каждой крупяной культуры. Однако общий принцип подбора формы и размеров отверстий сит сводится к тому, что приемные сита сепараторов должны полностью выделять грубые примеси, а также равномерно распределять зерно при его поступлении на сортировочные сита. На сортировочных ситах выделяют крупные примеси. Сортировочные сита могут быть с одинаковыми размерами отверстий по всей длине и с отверстиями, размер которых на первой и второй половинах сита различен. Это связано с тем, что на первую половину сита зерно поступает толстым слоем, в результате само сортирования крупные примеси оказываются в верхних слоях, и вероятность их соприкосновения с ситом невелика. Для лучшего просеивания зерна можно несколько увеличить размер отверстий сита. На второй половине сита, где зерно и примеси движутся тонким слоем, чтобы не просеялись крупные примеси, размер отверстий может быть несколько меньше. Наиболее трудно отделять мелкие примеси, поэтому в ряде случаев применяют схему, которая позволяет отделить их более полно. Сущность этой схемы заключается в разделении зерна на первой или второй сепараторных системах на две фракции, причем все оставшиеся мелкие примеси находятся в мелкой фракции, поэтому на одну из по- 22
следующих сепараторных систем направляют только мелкую фракцию зерна. Это значительно снижает нагрузку на просеивающую поверхность подсевных сит и обеспечивает более полное высеивание мелких примесей и мелкого зерна. Кроме того, возможен и другой прием, заключающийся в том, что мелкие примеси выделяют в сепараторах (например, второй и третьей систем) на ситах с несколько большим размером отверстий, при этом вместе с мелкими примесями и мелким зерном уходит и некоторое количество нормального зерна. Затем весь проход через подсевные сита направляют на контрольные просеивающие машины, где уже уста-; давлены сита, соответствующие крупности мелких примесей и мелкого зерна, сходом которых выделяют нормальное зерно, присоединив его к основному потоку зерна. Однако не всегда на сепараторах удается в полной мере выделить^ мелкое зерно, для дополнительного выделения которого применяют просеивающие машины — крупосортировки и рассевы. Кроме того, в этих машинах возможно, если необходимо, разделение зерна на две- три фракции с последующей их раздельной обработкой. Далее зерно общим потоком или по фракциям направляют для отделения минеральных примесей в камнео г делительные машины. Для ряда крупяных культур (кроме гороха и кукурузы) устанавливают либо овсюгоотборочные, либо куколеотборочные машины, либо и те и другие. Дополнительное выделение легких примесей может быть произведено в воздушных сепараторах, дуоаспираторах, аспира- ционных колонках, пневмоканалах. Гидротермическая обработка зерна, осуществляемая по первому способу, включающая пропаривание — сушку — охлаждение, обычно завершает процесс подготовки зерна. Если интервал между завершением гидротермической обработки и началом шелушения зерна велик, то происходит перераспределение влаги, оболочки становятся более влажными, ядро теряет часть влаги, хрупкость оболочек снижается, а ядра - повышается. Следовательно, зерно необходимо шелушить после завершения гидротермической обработки как можно быстрее. Если гидротермическую обработку проводят по второму способу — увлажнение — отволаживание, то такого требования к интервалу между завершением обработки и шелушением обычно не предъявляют. Схема подготовки может включать и предварительное шелушение зерна в обоечных машинах - для пшеницы и ячменя.
5 . К р у п о с о р т и р о в к а

А1-БКГ
, Просеивающая машина с возвратно- поступательным движением ситового корпуса. Расположение двух ситовых корпусов позволяет осуществить две разные технологические схемы (рис. 12). Первая схема аналогична схемам ситовых корпусов воздушно-ситовых сепараторов, вторая предусматривает отбор на первом сите самой мелкой фракции проходом, а сход направляют на второе сито, где может быть отобрана крупная фракция. Такая схема наиболее целесообразна тогда, когда в смеси содержится много мелких частиц. 23
Рисунок 12 - Технологические схемы крупосортировочной машины А1-БКГ: а – сортирование сходами; б – сортирование проходами С е п а р а т о р А 1 - Б Р Р. Его основа — ситовой корпус. Во избежание забивания сит и каналов в сепараторе крупными и мелкими примесями перед ним устанавливают две зерноочистительные машины — скальператор и дуоаспиратор (рис. 13). В скальператоре выделяют самые грубые примеси, в дуоаспираторе — легкие. Корпус ситового сепаратора имеет 14 выдвижных ситовых рамок и 3 сборные рамы. Согласно технологической схеме ситового сепаратора зерно равномерно распределяется на четыре приемные рамы 1, 3, 5 и 7, сита которых имеют круглые отверстия диаметром 8 мм. Сход этих сит представляет собой промежуточную фракцию, содержащую крупные примеси, которые выводятся из машины. Проход через сито направляют на приемно-подсевные сита с отверстиями диаметром 4,0 мм (сита № 2, 4, 6 и 8). Сход этих сит — очищенное от мелких примесей зерно риса, которое выводится из шкафа и дополнительно очищается от легких примесей в приставных пневмоканалах. Проход приемно-подсевных сит № 2, 4, 6 и 8 объединяется в два потока и просеивается на ситах № 9 и 10 с отверстиями диаметром 4,5 мм. Сход этих сит присоединяется к сходу сит № 2 , 4 , 6 и 8. Проход через сита № 9 и 10 направляют двумя потоками на сита № 11 и 12, сход которых, в свою очередь, — на последние сита № 13 и 14. Сита № 11...14 с отверстиями диаметром 3,5 мм. Сход сит № 13 и 14 представляет собой мелкую фракцию зерна, содержащего также шелушеные зерна. Проход сит № 11,..14 — мелкие примеси. 24
Рисунок 13 - Технологическая схема ситового корпуса сепаратора для очистки зерна риса от примесей А1-БРР: I – промежуточная фракция (мелкая); II – подсев; III – очищенное зерно; IV – промежуточная фракция (крупная) 25

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
26
Ассортимент продукции получаемой на крупозаводах
Зерно

Наименование и ассортимент

Сорт, номер
Рис Рис шлифованный Высший, первый, второй, третий сорта Рис дробленый шлифованный На сорта не делится Рис шлифованный для производства детского питания Высший и первый сорта Гречиха Ядрица Первый, второй, третий сорта Продел На сорта не делится Ядрица быстроразваривающаяся Первый, второй, третий сорта Продел быстроразваривающийся На сорта не делится Ядрица быстроразваривающаяся для производства детского питания Первый сорт Крупа гречневая, не требующая варки На сорта не делится Овес Крупа овсяная недробленая Высший, первый, второй сорта Крупа овсяная плющеная Высший, первый, второй сорта Крупа овсяная для производства детского питания Высший сорт Овсяные хлопья Геркулес На сорта не делится Овсяные хлопья Экстра № 1, 2, 3 Толокно На сорта не делится Толокно для детского питания На сорта не делится Просо Пшено шлифованное Высший, первый, второй, третий сорта Пшено шлифованное быстроразваривающееся Высший, первый, второй сорта Ячмень Крупа перловая № 1, 2, 3, 4, 5 Крупа ячневая № 1, 2, 3 Крупа ячневая быстроразваривающаяся № 1, 2, 3 Крупа перловая с сокращенным временем варки №1,2, 3, 4,5 Крупа ячневая, не требующая варки На сорта не делится Горох Горох шелушеный целый Первый, второй сорта Горох шелушеный колотый Первый, второй сорта Крупа гороховая быстроразваривающаяся На сорта и номера не делится Кукуруза Крупа кукурузная шлифованная № 1, 2, 3, 4, 5 Крупа кукурузная крупная для хлопьев На сорта и номера не делится Крупа кукурузная мелкая для палочек На сорта и номера не делится Мука кукурузная На сорта и номера не делится Пшеница Крупа пшеничная Полтавская № 1, 2, 3, 4 Крупа пшеничная Артек № 5 Крупа пшеничная быстроразваривающаяся № 1, 2, 3 27
Ф.И. _______________________ 1 . Укажите получаемые фракции продуктов в канеотделительной машине Р3-БКТ 2. По технологической схеме подготовительного отделения крупозавода - Вам необходимо выделить этап фракционирования зерна (разделение на крупную и мелкую фракции).
Список использованных источников
28
1. Мельников Е. М. Технология крупяного производства – М.: ВО «Агропромиздат»,1991 2. Правила организации и ведения технологического процесса на крупяных предприятиях. Часть 1-2, - М.: 1991 – 30с. 3. Чеботарев О.Н., Шаззо А.Ю., Мартыненко Я.Ф. Технология муки, крупы и комбикормов. – Москва: ИЦК «МарТ», Ростов – н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 – 465с. 29

САМОАНАЛИЗ УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОИЗВОДСТВА»
Я, АНДРЕЕВА Галина Николаевна, преподаватель спецдисциплин 1 КК ГОБУ СПО ВО БМТК, провела урок по дисциплине Технология и организация производства в ТЗ-31 группе. Группа к уроку была готова, так как студенты быстро включились в учебный процесс. Студенты были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. Взаимоотношения между студентами ровные, спокойные, дружеские. Ребята данной группы владеют диалогической формой общения, умеют слушать и слышать другого. Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока: «Крупяные культуры и их технологическая оценка. Основные процессы и операции подготовки зерна к шелушению».
ЦЕЛИ:
Обеспечить условия для усвоения знаний по изучению ассортимента крупяных культур, их технологической оценки, основных процессов и операций подготовки зерна к переработке.
ЗАДАЧИ:
Развивающие Продолжить развитие учебных навыков: - составлять конспект по материалам урока; - развивать навыки самостоятельности работы с текстом, с учебником, с технологической схемой; - развивать профессиональное и абстрактное мышление. Воспитательные Стремиться воспитать устойчивый интерес к изучаемой дисциплине, понимания ценности изучаемой темы для овладения будущей профессией, д л я воспитания профессионально грамотного квалифицированного конкурентоспособного, адаптированного к современным условиям специалиста. По дидактической цели это урок обобщения и систематизации новых знаний. 30

МЕТОДЫ

РАБОТЫ
: - деятельный (процесс познания идет от учеников); - проблемный (создание проблемной ситуации, которые помогли студентам в изучении новой темы); - наглядно – демонстративный; - частично – поисковый (учим студентов наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством преподавателя); - практический
Ф О Р М Ы

Р А Б О Т Ы
: Объяснительно-иллюстративный; информационный.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийные слайды: производство и потребление круп в России, виды сырья и готовой продукции, показатели качества определяющие технологические свойства крупяных культур, принципы и способы очистки зерна от примесей на крупозаводах, последовательность операций в подготовительном отделении крупозаводов, технологическая схема крупяных рассевов и крупосортировок; раздаточный материал; учебник - Мельников Е.М. Технология крупяного производства, Чеботарев О.Н. Технология муки, крупы и комбикормов; оборудование – ноутбук, демонстрационный мультимедийный комплекс.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- компьютерного обучения; - развивающего обучения; - деятельностного подхода в обучении (познание идет от студента); - словесно–продуктивной (на этапе рефлексия); - проблемного обучения.
На первом этапе

« Психологический настрой»
перед студентами была сформулирована собственная цель деятельности на уроке. Организационный момент включал в себя предварительную организацию группы, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности студентов, создание психологической комфортности и подготовку студентов к 31
активному и сознательному усвоению нового материала. Подготовка группы была проверена мною визуально.
С л ед у ю щ и й

э т ап



м о т и в а ц и о н н о - о р и е н т и р ов оч н ы й .
Дидактической задачей этого урока являлось обеспечить условия для усвоения знаний по изучению ассортимента крупяных культур, их технологической оценки, основных процессов и операций подготовки зерна к переработке.
В открытии новых знаний
было принято воспроизведение опорных знаний предыдущих уроков, а также изученного материала при изучении других дисциплин, установлено осознанность их понимания, полноты и правильности их применения (через устный опрос). На этом этапе мне удалось вовлечь студентов в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала. На этапе «открытия новых знаний» использовался частично– поисковый, практические методы обучения. В ходе коллективной деятельности студенты учились анализировать, сравнивать, обобщать и выделять главное.
На этапе «Первичное закрепление
» студенты работали по карточке, имея возможность самостоятельно выполнять задание.
Самостоятельная

работа
выполнялась каждым с туд е н том индивидуально. В ходе выполнения самостоятельной работы ребята получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов. После проверки заданий, удалось определить уровень усвоения материала и приступить к устранении типичных ошибок у студентов и доведению знаний до обязательного уровня - создание условий, обеспечивающих процесс самостоятельного применения знаний и способов действий.
Следующий этап – подведение итогов.
Дидактическая цель – анализ, самоанализ и оценка успешности достижения планируемых результатов. Эти цели я достигла с помощью работы студентов по карточкам, работая с учебником, и выполняя задания при работе с технологической схемой. Со 32
стороны студентов я почувствовала проявление заинтересованности в работе, стимулирование к личным достижениям. Этот этап послужил адекватности самооценки студентов оценке учителя, получение ими информации о реальных результатах своей деятельности. Очередной этап – задание на дом. Домашнее задание было в некотором роде творческим, студентам необходимо вычертить технологические схемы крупосортировок, указать целесообразность применения; вычертить технологическую схему рассева А1-БРР, описать принцип очистки зерна риса в рассеве. Завершающий этап – рефлексия. - определить удачный момент - неудачный момент, причина - импровизация, почему, где.
На этом этапе
, студенты применяли полученные знания на уроке. Профессиональная речь, логическое мышление, умение работать самостоятельно не у всех студентов одинаковы, но ведь это только третий курс, студенты еще не освоили профессиональные термины в полной мере. Большая часть умеют мыслить и самостоятельно работать. 33


В раздел образования