Автор: Васильева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 224"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: Конспект ООД по разитию речи в подготовительной группе
Тема: "Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"
Раздел: дошкольное образование
Задачи:
1.
Образовательные задачи:
- продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина;
- обучать детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопросы;
-учить устанавливать связи, делать обобщения и выводы;
-расширить знания детей о сказках А.С. Пушкина;
2.
Развивающие задачи:
-развивать интерес к художественной литературе;
-активизировать память, внимание, мышление;
-развивать познавательный интерес.
- развивать речь и творческие способности;
-развивать коммуникативные качества.
3.
Воспитательные задачи:
-прививать чувство любви к поэзии А. С. Пушкина, вызвать интерес к его
творчеству;
- воспитывать нравственность, доброту, дружеские взаимоотношения.
Оборудование: эмблемы команд, кроссворд, мольберты, карточки с
изображениями различных предметов, разрезные картинки, зашифрованные
слова, карточки с названиями сказок.
Методы и приёмы:
Игровые приёмы, словесные пояснения, рассматривание и обсуждение
рисунков.
Предварительная работа:
-Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина;
-Чтение сказок и стихотворений А.С.Пушкина;
-Беседы
с
детьми
о
творчестве
А.С.Пушкина,
объяснение
этимологии
устаревших слов, встречающихся в стихах и сказках А.С.Пушкина;
-Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина;
-Проведение выставки книг со сказками А.С.Пушкина;
-Рисование иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина;
Ход занятия: Дети заходят в зал, здороваются с гостями, присаживаются на
места.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведём необычное состязание. Для этого
нам нужно поделиться на две команды: «Золотые рыбки» и «Золотые
петушки», каждый возьмёт жетон, на котором нарисована эмблема команды.
(Дети берут жетон и садятся на стулья.) Так же как в настоящих состязаниях
у нас будет жюри, которое в конце подведёт итог и объявит результаты.
(Представить членов жюри.)
Воспитатель: Итак! Начинаем сказочные состязания!
Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании,
Благополучного конца.
(В. Берестов)
Воспитатель: - Ну что ж дети, а вы сказки любите? И как начинаются сказки,
подскажите?
Ответ детей:
Жили – были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т. д.….
А вот автора наших сказок, в каких мы сегодня побываем, вы узнаете, если
разгадаете этот кроссворд.
1.
Кроссворд.
1. Вы ж голубушки-сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая (ПОВАРИХА)
2. Ты волна моя, волна
Ты бурлива и вольна…
Пожалей ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!
Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей
и царевичем? (БУЯН)
Чтобы отгадать следующую букву в фамилии писателя, нужно отгадать такое
слово:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (ПЕТУШКА)
Правду молвит молодица,
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Ей в приданное дано
Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно
А теперь попробуйте отгадать слово, которое спрятано в этих строках…
5. Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
И среди своей столицы
С разрешения царицы,
В тот же день стал править он
И назвался – князь (ГВИДОН)
Негде, в тридевятом царстве
В тридевятом государстве
Жил был славный царь (ДАДОН)
Дети читают ключевое слово ПУШКИН
Воспитатель: вот вы и отгадали фамилию писателя этих сказок.
2.Разминка.
(Команды
отвечают
по
очереди,
жюри
отмечают
результаты)
Воспитатель: Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне…»?
Дети: Семь.
Воспитатель: Какой выкуп попросил старик у золотой рыбки в первый раз?
Дети: Корыто.
Воспитатель: Как звали работника, который служил у попа?
Дети: Балда.
Воспитатель: Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
Дети: Звездочёт.
Воспитатель: Кем назначил царь Салтан вторую сестрицу?
Дети: Ткачихой.
Воспитатель: Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
Дети: 30 лет и 3 года
3. Игра «Сказочные последовательности»
1. На мольберте выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о
царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной»
последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в
комара и, наконец, в шмеля.
2. На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра.
Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич
Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей
невесте.
3. На мольберте выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети
должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и
работнике его Балде» обхитрить чертят.
4. «Доскажи словечко»
1.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -…..
Дети:
То на весь
крещеный мир
Приготовила б я пир
2."Кабы я была
царица, - Говорит ее
сестрица, -…..
Дети: То на весь бы
мир одна Наткала я
полотна
3."Кабы я была царица, -
Третья молвила
сестрица…..
Дети: Я б для батюшки
царя родила богатыря
4. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лег и три года.
Старик…..
Дети: ловил неводом рыбу,
Старуха …..
Дети: пряла свою пряжу.
5.
"Свет мой, зеркальце скажи! …
Дети: Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее.
Всех румяней и белее?"
6.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?"
Поп ему в ответ: ...
Дети: Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?
5.Игра «Собери картинку»
Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с
иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). Побеждает та
команда, которая сделает это быстрее и назовет ее название.
6.Подберите рифму:
Ветер весело шумит,
Судно весело ......( бежит)
Мимо острова Буяна
В царство славного ..... (Салтана).
И желанная страна
Вот уж издали ......... (видна)
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный ......( рожок)!
Ты встаешь во тьме глубокой
Светлолицый ....... (светлоокой).
И обычай твой любя
Звезды смотрят ........ (на тебя).
И молва трезвонить стала:
Дочка царская............. (пропала).
Час обеда приближался
Топот по двору ......... (раздался)
Входят семь богатырей
Семь румяных .........( усачей)
Царь с царицею простился
В путь-дорогу .......( снарядился)
И царица у окна
Села ждать его.......( одна)
7. «Угадай из какой сказки предмет»
На мольберте карточки с предметами (комар, зеркало, корыто, зайчонок,
лебедь, золотой петушок) и карточки с названиями сказок, дети должны
соотнести предмет со сказкой, в которой он упоминается.
1.
Комар ( «Сказка о царе Салтане»
2.
Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)
3.
Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4.
Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде») ЧЕРТЁНОК
5.
Лебедь («Сказка о царе Салтане»)
6.
Золотой Петушок («Сказка о золотом петушке»)
8. «Расшифруй слово»
ВИГОНД (Гвидон)
ТАСНАЛ (Салтан)
РКОЗЕАЛ (Зеркало)
КЫРОТО (Корыто)
( В конце игры итоги надо подвести так, чтобы баллы у всех команд
были одинаковые) .
- Посмотрите на доску и прочитайте зашифрованное слово (Дружба).
Сегодня у нас нет победителей в игре – победила дружба.
А.С.Пушкин учит нас глубоко уважать людей, внимательно и дружелюбно
относится к ним. Давайте помогать друг другу в трудную минуту. Все вы,
ребята, должны оставаться друзьями.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
МБ ДОУ Центр развития ребёнка Детский сад № 224
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности по
речевому развитию в подготовительной группе
проведенной воспитателем Васильевой О.А.