Напоминание

"Картотека игр по социально – коммуникативному развитию"


Авторы: Малышева Ирина Сергеевна, Дедюхина Людмила Афанасьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 157"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека игр по социально – коммуникативному развитию"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека игр

по социально – коммуникативному развитию

п.п

Название игры:

Цель игры:

1.

«Яблочко настроения»

Формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов;

воспитание эмоциональной отзывчивости

2.

«Серебряный колокольчик»

Развитие позитивного взаимодействия в детском коллективе; освоение детьми

передачи эмоций радости, удивления.

3.

«Мяч по кругу»

Развитие коммуникативных способностей. Развитие внимания и общей кординации.

4.

«Весёлый паровозик»

Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.

Активизация словарного запаса (называние определений).

5.

«Пожалей котёнка»

Развитие коммуникативного общения; воспитание эмоциональной отзывчивости.

6.

« Да-да и нет-нет».

Определение своего места в окружающем мире. Развитие согласованности детей в

группе. Развитие речевой интонации.

7.

« Котята»

Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания. Стимулирование речевой

активности. Активизация моторной и мышечной деятельности

8.

«Доброе животное»

Объединение детей в группу. Развитие слухового внимания.

9.

« Подари улыбку другу»

Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти. Развитие положительного

отношения друг к другу.

10.

«Веселый клоун»

Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.

11.

«Зеркала»

развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

12.

СЛУШАЙ КОМАНДУ

Развивать внимание, произвольность поведения.

13.

«Ау!»

развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

14.

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

Снять излишнюю двигательную активность.

15.

«КОГО УКУСИЛ КОМАРИК»

способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

16.

«ДВЕ ИГРУШКИ —

ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ»

развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.

17.

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ

развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

18.

«Кто к нам в гости пришел?»

учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и

действовать в соответствии с ней.

19.

«Чей предмет?»

научить детей проявлять внимание к другим людям.

20.

«Мы на карусели сели».

развитие координации речи и движения, слухового внимания, партнёрских

отношений.

21.

«Назови себя»

учить представлять себя коллективу сверстников.

22.

«Птичка».

активизация словарного запаса по теме: «Птицы», развитие творческого воображения,

выразительности движений.

23.

« Узнай по голосу»

Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.

24.

«Встань на кого посмотрю»

воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .

25.

«Найди пару».

развитие внимания, проявление инициативы, преодоление застенчивости, развитие

лексического словаря по теме: «Животные и их детеныши».

26.

«Позови ласково»

воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

27.

«Ромашки на лугу».

развитие слухового внимания, воображения, активизация словарного запаса по теме

«Цветы»,выполнение согласованных движений.

28.

«Клубок».

развитие коммуникативных навыков, координации речи и движения.

29.

«Угадай, чей голосок».

развитие слухового и зрительного внимания, тактильной памяти.

30.

«Иголка и нитка».

развитие координации речи и движения, активизация глагольной лексики

1.

«Яблочко настроения»

Цели: Формирование умения выражать свои эмоции с

помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной

отзывчивости.

Ход: Детям предлагается рассмотреть «яблочки настроения»,

после этого каждый ребёнок выбирает понравившееся ему

«яблочко» и передаёт жестами и мимикой те эмоции,

которые изображены на нём.

Другие дети отгадывают.

2.

«Серебряный колокольчик»

Цель: Развитие позитивного взаимодействия в детском

коллективе; освоение детьми передачи эмоций радости,

удивления.

Ход: Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, зима пришла?

Мороз звенит в серебряный колокольчик и весело говорит:

«Зима пришла!» мороз подарил мне этот колокольчик, чтобы

я и вам сообщила эту радостную весть, а вы передали бы

друг другу. Но обязательно позвоните в колокольчик с

улыбкой и радостно скажите своему соседу: «Зима

пришла!». Так, передавайте друг другу колокольчик, пока он

не вернётся к ведущему.

3.

«Мяч по кругу»

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Развитие внимания и общей координации.

Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу,

глядя в глаза улыбнуться друг другу.

4.

«Весёлый паровозик»

Цели: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща

преодолевать препятствия. Активизация словарного запаса

(называние определений).

Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен

составить поезд из детей. Ребятам отводится роль

«вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к

каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При

назывании имени можно попросить ребят придумать для

себя одно хорошее слово, например:

— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе.

— Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор,

пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают

друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком

положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не

попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны

отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к

финишу в полном составе, награждается («Паровозик и

вагончики были очень внимательными, заботились друг о

друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

5.

«Пожалей котёнка»

Цели: Развитие коммуникативного общения; воспитание

эмоциональной отзывчивости.

Ход: Появление игрового персонажа Котёнка, который

плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила

хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку,

как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы

высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть

его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.

6.

« Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Развитие согласованности детей в группе.

Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает

вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть

громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

А теперь погромче вы котята?

А теперь еще громче Вы котята

А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.

Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?

7.

« Котята»

Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и

внимания.

Стимулирование речевой активности.

Активизация моторной и мышечной деятельности.

Описание игры:

Ведущий произносит слова, а дети - «котята» повторяют

движения за словами:

«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и

улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.

Нет у кошки-мамы рыбки для котят.

Загрустили котята. Обнялись котята.

Вдруг веселый мячик, прыг - скок, прыг-скок.

Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.

А потом устали, на пол упали и уснули.

А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».

8.

«Доброе животное»

Цели: Объединение детей в группу.

Развитие слухового внимания.

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.

Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе

животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все

прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать

вместе. А теперь послушаем, как

Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят:

«Тук-тук».

9.

« Подари улыбку другу»

Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной

памяти. Развитие положительного отношения друг к другу.

Описание игры:

1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару,

покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга

по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую

пару.

2.Детям предлагается повторять движения за словами:

«Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики

солнца, посмотрели друг на друга , улыбнулись. Правую

руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и

собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто

его зове т.

10.«Веселый клоун»

Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой

интонации.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

Описание игры:

В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.

Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.

Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.

Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит

живот, потерял игрушку, ест мороженное.

Имитация движений животных : заяц, медведь, слон , белка ,

петух.

11.

«Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных

навыков.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в

центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может

показывать любые движения, играющие должны повторить

их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший

ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они —

«зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той

же рукой (ногой), что и он.

12.

СЛУШАЙ КОМАНДУ

Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети

идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка

прекращается. Все останавливаются, слушают

произнесенную шепотом команду ведущего (например:

«Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее

выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают

ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных

движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в

состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий

расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда

переключиться на другой, более спокойный вид

деятельности.

13.

«Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового

восприятия.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем

остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему:

«Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей

друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо

использовать в процессе знакомства детей друг с другом.

Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче

преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при

знакомстве.

14.ПЕРЕДАЙ МЯЧ

Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как

можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в

максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его.

15. «КОГО УКУСИЛ КОМАРИК?»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между

детьми.

Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне

круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от

других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок,

которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи.

Остальные внимательно разглядывают друг друга и

угадывают, «кого укусил комарик».

16. «ДВЕ ИГРУШКИ — ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ»

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации

движений, сотрудничества.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий

одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые

должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе,

чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более

что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно

выполнять действия разной направленности (как в данной

игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась

вторая и поменяться с ним местами).

17. «РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это

«сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки,

поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого

выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав

несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу,

приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой,

да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из

детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь»

лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или

разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

18. «Кто к нам в гости пришел?»

Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на

окружающих, брать на себя роль и действовать в

соответствии с ней.

Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что

сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать,

кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий

выбирает игроков, каждому из которых дает определенное

задание - изобразить животное. Делать это можно

посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок,

изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"-

махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие

животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители

должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости,

приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.

19. «Чей предмет?»

Цель игры: научить детей проявлять внимание к другим

людям.

Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько

предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают

глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая

возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем

предлагает открыть глаза и показывает предмет,

принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить,

кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен

подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как

заколка для волос, значок и т. д.

20. «Мы на карусели сели».

Цель: развитие координации речи и движения, слухового

внимания, партнёрских отношений.

Дети выбирают себе пару и берутся за руки. Все движения

выполняются по тексту.

Мы на карусели сели, закрутились карусели.

Вверх летели, вниз летели,

Вверх летели, вниз летели.

По очереди приседают и встают.

А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём.

Дети садятся на пол, держатся за руки и упираются друг

другу ступнями ног.

Ветер по морю гуляет, ветер лодку наклоняет,

Вправо, влево нас качает.

Покачиваются из стороны в сторону.

А теперь с тобой вдвоём быстро к берегу гребём.

К берегу пристала лодка, мы на берег спрыгнем ловко. И

поскачем по лужайке словно зайки, словно зайки.

Дети имитируют «зайцев» и прыгают врассыпную по залу.

21. «Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Возраст: 3-5 лет.

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя

так, как ему больше нравится, как называют дома или как он

хотел бы, чтобы его называли в группе.

22. «Птичка».

Цель: активизация словарного запаса по теме: «Птицы»,

развитие творческого воображения, выразительности

движений.

Дети встают в круг. Выбирается «птичка», встаёт в центр

круга и называет себя: синичка, воробей, голубь и т.д.

Дети поют песенку, а птичка « летает» по кругу:

Маленькая птичка прилетела к нам,

Маленькой птичке зёрнышки я дам.

Дети складывают ладошки вместе, имитируя кормушку,а

«птичка» подходит к каждому ребёнку и пальчиком -

«клювиком» по очереди у каждого «клюёт» корм.

Дети продолжают петь:

Маленькая птичка зёрнышки клюёт,

Маленькая птичка песенки поёт.

Затем «птичка» выбирает себе замену.

23 . « Узнай по голосу»

Цель: Развитие речевой интонации. Развитие слуховой

памяти и внимания.

Описание игры: Дети садятся на ковре, один из детей

садится спиной к остальным.

24. «Встань на кого посмотрю»

Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .

Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав

взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.

25. «Найди пару».

Цель: развитие внимания, проявление инициативы,

преодоление застенчивости, развитие лексического словаря

по теме: «Животные и их детеныши».

для этой игры понадобятся картинки из серии «Животные и

их детеныши». Половине игроков раздаются картинки со

взрослыми животными, а второй – детеныши. При раздаче

картинок, надо обязательно сказать, что смотреть можно

только тогда, когда все получат картинки. Воспитатель

говорит:

- Раз, два, три свою семью найди!

Дети по картинками ищут своё семейство, затем встают

рядом, кладут руки друг другу на плечи и по очереди

говорят:

-Я мама-овца.

-Я папа-баран.

-Я маленький ягнёнок.

Каждое семейство называет себя. Для детей младшего

возраста можно использовать звукоподражание.

26. «Позови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг

к другу.

Возраст: 3-5 лет.

Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку

любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по

имени.

27. «Ромашки на лугу».

Цель: развитие слухового внимания,

воображения, активизация словарного запаса по теме

«Цветы»,выполнение согласованных движений.

Воспитатель предлагает детям поиграть в луговые цветы.

«Наша группа - это большой луг. Все дети ромашки».

Звучит весёлая музыка – значит, наступило утро, все

ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая руки

вверх. Когда звучит грустная музыка, идёт сильный дождь,

ромашки садятся на корточки поближе друг к другу,

обнимают за плечи, закрывают глаза, им холодно и страшно.

Снова звучит весёлая музыка, ромашки поднимаются.

Ведущий говорит:

«Ромашки, соберитесь в букет.

Раз, два, три по три ромашки в круг

беги».

Дети-ромашки встают в кружок по три цветка и берутся за

руки. Для детей постарше можно усложнить игру тем, что

каждый ребёнок называет себя любым луговым цветком, а в

букет собираются и по пять, семь цветов.

28. «Клубок».

Цель: развитие коммуникативных навыков,

координации речи и движения.

Дети держатся за руки и идут за ведущим по кругу,

заматывая «клубок».

«Я по горенке иду, клубок ниток несу.

Клубок маленький, нитки аленьки.

Клубок катится, нитки тянутся.

Нитка дольше всех, перевёртов шесть».

При повторении слов, «клубок разматывается». В конце

песни дети становятся в круг, поднимают руки.

«Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась».

На последнем слове резко опускают руки вниз и расцепляют

их.

29. «Угадай, чей голосок».

Цель: развитие слухового и зрительного внимания,

тактильной памяти.

Дети образуют круг и берутся за руки. В середине – ребёнок

с завязанными глазами. Дети идут по кругу и говорят:

Вот построили мы круг,

Повернёмся разом вдруг.

Поворачиваются и идут в другую сторону.

А как скажем: «Скок-скок-скок»,

(эти слова говорит один из детей),

Угадай, чей голосок?

Поскорее обернись,

Своей рученькой коснись.

Торопись, отгадай,

Поскорее отвечай.

«Жмурка» старается угадать по голосу, кто его позвал. Если

не угадывает, то старается узнать на ощупь.

30. «Иголка и нитка».

Цель: развитие координации речи и движения, активизация

глагольной лексики.

Дети становятся цепочкой друг за другом, держась за руки.

Первый ребёнок-иголка. Он бегает, меняя направление, то

слегка приседая, то выпрямляясь. Остальные бегут за ним,

выполняя те же движения, все вместе пропевают слова под

любую подходящую мелодию:

«Иголочка, иголка, ты шей

И штопай тонко.

Вверх и вниз скорей ныряй,

Только нитку не теряй.

В след за иголкой

Нитка ныряет, Коле штанишки

Она зашивает».

Спросить у детей, что может ещё делать иголка? Пришивать,

подшивать, сшивать и т.д.



В раздел образования