Напоминание

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


Авторы: Моргунова Наталья Викторовна, Панфилова Елена Олеговна
Должность: доцент, магистрант
Учебное заведение: Тихоокеанского Государственного Университета
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Раздел: высшее образование





Назад




Моргунова Н.В.., кандидат юридических наук, доцент

Тихоокеанский Государственный университет

Дальневосточный государственный университет путей

сообщения

Панфилова Е.О., магистрант группы Ю(м)-61

Юридического института

Тихоокеанский Государственный университет

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ.

Аннотация:

в

статье

рассматриваются

основы

международно-

правового регулирования высшего образования, анализируются некоторые

выявленные теоретиками права проблемы реализации болонского процесса

в России.

Ключевые

слова:

высшее

образование,

международно-правовое

регулирование, болонский процесс, многоуровневое образование.

Сфера

образования,

как

динамично

развивающаяся

часть

жизни

общества,

является

одним

из

методов

реагирования

на

происходящие

изменения как национального, так и общемирового масштаба, появление

определенных социально-культурных тенденций, формирования духовных

и нравственных ценностей.

Понятие

«международное

образование»

означает

проведение

процесса образования с обязательным участием двух и более государств.

Международное

образование

призвано

обеспечить

знакомство

обучающегося с разными культурами, возможность общаться на языке

народов разных стран. При этом международное образование охватывает

все уровни образования, в том числе и систему подготовки научных кадров

/3/.

После

окончания

2

мировой

войны

к

человечеству

пришло

понимание о важности развития международного сотрудничества, в том

числе в области образования. Этому способствовало объединение усилий

ученых-педагогов в поиске критериев международного стандарта качества

образования, и, как следствие, выход к эквивалентным методам получения

образования (в том числе и документов об образовании).

Подготовительный

этап

формирования

международно-правового

регулирования сферы образования, начался в 1957 году. В ходе его были

определены

базовые

цели

и

принципы

формирования

общемирового

образовательного

пространства:

взаимное

признание

дипломов;

обоснование

идеи

формирования

единого

европейского

университета;

кооперацию в области вторичного и высшего образования; составление

реестра

учреждений

высшего

и

поствузовского

образования,

включая

негосударственные /1/.

На

сегодняшний

день

уже

сформировался

значительный

массив

международно-правовых

документов

в

области

образования.

Все

эти

документы можно классифицировать по субъекту их принятия: документы

ООН

(Всеобщая

декларация

прав

человека

1948

г.,

Декларация

прав

ребенка 1959г., Международный пакт об экономических, социальных и

культурных

правах

1966

г.)

,

документы

Юнеско

(Устав

Организации

Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 1945 г.,

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.),

документы МОТ (Рекомендация № 150 о профессиональной ориентации и

профессиональной

подготовке

в

области

развития

людских

ресурсов

1975г.),

документы

Совета

Европы

(Европейская

Конвенция

об

эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты 1953 г.,

Европейская

Конвенция

об

эквивалентности

университетских

периодов

обучения 1956 г., Европейская Конвенция об академическом признании

университетских

квалификаций

1959

г.),

документы

по

развитию

европейской

интеграции

в

образовании

(Лиссабонская

конвенция

о

признании и дополняющие ее документы 1997г.,

Коммюнике

Конференции

Европейских

министров

образования

2005г.),

докумены СНГ, иные документы международного права.

Одним

из

важнейших

международных

актов

сферы

образования

является Всеобщая хартия университетов, подписанная 29 европейскими

государствами в 1999 году в Болонье (Италия)

-

Magna

Charta

U

niversitatum.

Подписание

этого

документа

ознаменовало

начало

Болонского процесса, цель которого заключается

в приведении систем

образования

первую

очередь

высшего)

стран

Европы

к

единому

стандарту. В настоящее время в Болонском процессе участвуют 47 стран.

Совет

Европы,

Национальные

объединения

студентов

в

Европе,

панъевропейская структура Международного образования , Европейская

ассоциация

обеспечения

качества

высшего

образования,

Европейская

ассоциация университетов , Европейская ассоциация институтов высшего

образования , Европейский центр высшего образования и объединение

промышленных

и

рабочих

конфедераций

Европы

являются

консультативными членами группы по реализации Болонского процесса /

2/. Европейская комиссия является членом данной группы с правом голоса.

Все

это

обеспечивает

более

полное

взаимодействие

в

европейских

структурах,

деятельность

которых

охватывает

сферу

образования.

В

сентябре 2003 года на Берлинской конференции Российская Федерация

присоеденилась к Всеобщей хартии университетов, тем самым обязавшись

создать к 2010 году систему образования европейского образца.

Среди

недостатков

европейской

системы

высшего

образования

можно выделить следующие аспекты:

-ориентация

высших

учебных

заведений

исключительно

на

потребности рынка, коммерциализация образования;

-снижение уровня массового образования (лишь небольшой процент

учащихся

оканчивает

магистратуру,

большинство

ориентировано

на

программы бакалавриата;

-в силу введения «кредитной» системы обучения, т.е. такой, при

которой

обучающийся

сам

составляет

свой

учебный

план,

знания,

получаемые им, отрывочны, несистемны /1/.

Несмотря

на

все

сомнения,

большинство

развитых

стран

на

сегодняшний день перешли на многоуровневую, стандартизированную с

общеевропейскими требованиями подготовку специалистов. При этом в

ряде

стран,

с

целью

недопущения

потери

качества

подготовки

специалистов (в особенности в сфере естественных и технических наук),

традиционные

пятилетние

программы

преобразуются

в

программы

моноподготовки,

которые

завершаются

присвоением

магистерской

степени.

Другие

(например,

Финляндия)

официально

признали,

что

трехлетний

цикл

обучения

бакалавра

недостаточен

для

подготовки

специалиста,

способного

конкурировать

на

рынке

труда,

и

поэтому

магистерская

степень

в

таких

странах

признана

основной.

Однако

сохраняется сама идея двухуровневого высшего образования – после трех

лет обучения студенту присваивается степень бакалавра, что дает ему

возможность

изменить

специализацию,

профиль

обучения,

продолжить

обучение в другом университете или даже в другом государстве.

По мнению ректора университета Национального института

бизнеса,

доктора

филофских

наук

Плаксий

С.И.,

переход

на

двухуровневую

систему

образования

во

многих

случаях

становится

простой

формальностью.

Так,

в

российской

системе

образования

существуют ряд факторов, ограничивающих многоуровневость системы

образования. Поэтому, несмотря на реформы (и, в частности, принятый

Федеральный

закон

"Об

образовании

в

Российской

Федерации"

от

29.12.2012

273-ФЗ

),

российское

образование

фактически

остается

одноуровневым.

Причиной

этому

является

эклектичность

упомянутого

закона,

в

нем

сочетаются

признаки

как

общеевропейской

системы

образования, так и традиционной российской. За рубежом бакалавриат

является

подготовительным

образованием

перед

магистратурой,

«первичным общим образованием»; бакалавриат не считается законченным

профессиональным образованием, по программам бакалавриата не готовят

врачей

или

учителей.

В

российской

системе

образования

бакалавриат

фактически полностью повторяет программу специалитета, но урезается

на год. В среднем уменьшение объема подготовки бакалавров в сравнении

со специалистами в теоретическом обучении составляет примерно 1500

часов

(от

1000

до

2600).

Критическое

сокращение

идет

в

области

сокращения

производственных

практик,

в

процессе

которых

осуществляется

реальное

формирование

компетенции

обучающегося.

Реально

у

бакалавра

производственная

практика

минимизирована

до

преддипломной

(2-4

недели)

то

время

у

специалистов

аналогичного

профиля время практики составляло 12-16 недель /5/. Это приводит к тому,

что

большинство

работодателей

не

воспринимают

бакалавриат

как

законченное высшее образование – следовательно, выпускники становятся

неконкурентноспособными на рынке труда.

В

этой

связи

многие

авторы

видят

необходимым

изменения

законодательства

РФ

об

образовании

в

части

вариативности

сроков

обучения

образовательных

программ

бакалавриата,

а

т акже

законодательного

закрепления

за

бакалавром

статуса,

аналогичного

специалисту.

На

наш

взгляд,

возможно

изложение

ч.2

ст

69

ФЗ

«Об

образовании в Российской Федерации» следующим образом: «К освоению

программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица,

имеющие

среднее

общее

образование.

Срок

освоения

программ

бакалавриата может составлять от четырех до шести лет».

Одной

из

серьезнейших

проблем

реформирования,

как

отмечает

д.э.н.

Пашкус

Н.А.

и

д.э.н.

Пашкус

В.Ю.

российского

образования

является

то,

что

при

проведении

модернизационных

процессов

не

учитывают

интересы

и

фактические

возможности

субъектов

системы

образования

(самих

учебных

заведений).

Такой

подход

приводит

к

раздражению

со

стороны

профессорско-преподавательского

состава

и

руководства

учреждений

образования,

провоцирует

их

к

имитации

модернизации

учебного

процесса.

Все

это

усиливает

разобщенность

системы образования, создает разрыв между государственной политикой в

области образования и реально складывающейся ситуацией в учебных

заведениях /4/.

Для более эффективного присоединения высших учебных заведений

России к Болонскому процессу необходим вдумчивый, последовательный и

научный подход, основанный не только на международных документах,

связанных с глобализацией высшего образования, но и на традиционных

особенностей российской высшей школы. В разработке программ реформ

образования

должны

в

первую

очередь

принимать

у ч а с т и е

непосредственные

субьекты

учебного

процесса

профессорско-

преподавательский состав и

руководство учебных заведений, возможно

привлечение студентов и работодателей с целью выявлений потребностей

рынка

в

высококвалифицированных

кадрах.

Конечной

целью

реформирования российского образования должно стать создание такой

образовательной

системы,

которая

бы

котировалась

на

международном

рынке и по качеству учебного процесса, и по компетенции выпускаемых

специалистов.

Библиографические ссылки.

1.

Агаркова Д. А. , Фомина М. Г.

Генезис системы образования в

странах

Совета

Европы:

процесс

формирования

Болонской

системы // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - №3.

- С.161-168

2.

Заблоцкая

О.

А.

Особенности

функционирования

трехуровневой

системы

высшего

образования

в

странах-участницах

Болонского

процесса // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - №10. -

С.68-72

3.

Иншакова А. О. Общие закономерности и перспективные тенденции

развития

глобального

уровня

правового

р е гул и р о ва н и я

образования // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. - 2010. -

№1. - С.99-106

4.

Пашкус

Н.

А.

,

Пашкус

В.

Ю.

Модернизация

российского

образования:

проблемы,

направления,

возможности

внедрения

в

вузах // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - №3. - С.16-

21

5.

Плаксий С. И.

Болонский процесс в России: плюсы и минусы //

Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №1. - С.8-12

Morgunova N.V., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Far Eastern state transport University

Pacific national university

Panfilova E.О., magistrant of the Law Institute

Pacific State University

SOME PROBLEMS OF THE REALIZATION OF THE

BOLOGNA PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

.

Abstract: the article deals with the fundamentals of international legal regulation

of higher education, analyzes some of the rights identified by theorists of the

problem of implementing the Bologna process in Russia.

Key words: higher education, international legal regulation, Bologna process,

multi-level education.



В раздел образования