Автор: Мусатова Надежда Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: мкдоу № 3 "радуга" Населённый пункт: п. Солнечный Наименование материала: Статья Тема: Хлеб всему голова Раздел: дошкольное образование
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!».
ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, КРАТКОСРОЧНЫЙ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: ОДНА НЕДЕЛЯ.
ЦЕЛЬ: - ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, КАКОЙ ПУТЬ
ПРОХОДИТ ЗЕРНО, ЧТОБЫ СТАТЬ ХЛЕБОМ;
- ЗАКРЕПИТЬ НАЗВАНИЯ ПРОФЕССИЙ ЛЮДЕЙ, РАСТЯЩИХ ХЛЕБ;
- ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ХЛЕБУ, УВАЖЕНИЕ К
ТРУДУ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫРАЩИВАЮТ И ПЕКУТ ХЛЕБ;
- РАСШИРЯТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ, УПРАЖНЯТЬ В
СЛОВООБРАЗОВАНИИ: ХЛЕБ – ХЛЕБОРОБ, ХЛЕБОЗАВОД, ПШЕНИЦА –
ПШЕНИЧНЫЙ, РОЖЬ – РЖАНОЙ, ОВЁС – ОВСЯНЫЕ, КОМБАЙН –
КОМБАЙНЁР, ТРАКТОР – ТРАКТОРИСТ, ПЕЧЬ – ПЕКАРЬ, ЖАТВА -
ЖАТЬ, ПОСЕВ - СЕЯТЬ, ПАШНЯ - ПАХАТЬ, БОРОНА – БОРОНОВАТЬ.
ПОНЕДЕЛЬНИК.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ.
УТРО:
1.Рассматривание колосьев в вазе.
Задачи:
Воспитывать
осторожное
обращение
с
засушенными
колосьями.
Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур
(рожь, пшеница, овёс). Учить различать и называть колосья разных злаковых
культур.
Вопросы: - Что это?
- Где растут колосья?
- Что изготавливают из колосьев?
- Колосья каких растений мы видим?
- Чем они отличаются? Чем похожи?
2.Чтение стихотворений В.Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний
день, пахать пора…».
Задачи: Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять
представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.
Вопросы: - О чём эти стихотворения?
- Люди каких профессий работают в поле?
-Какая техника работает в поле?
3.Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…»
- Божья коровушка,
Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)
- Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)
- В огород – бобы,
- В лес – ягоды, грибы,
- В родник – водицу,
- В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы).
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Тема: «Откуда хлеб пришёл».
Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,
выращивающих хлеб.
Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие.
Учить детей узнавать хлеб по вкусу и запаху, на картинках.
Формировать
представления
о
том
пути,
который
проходит
хлеб,
чтобы
появиться у нас на столе.
Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий.
Формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и
производят хлеб.
Методы и приёмы:
*Игра «Узнай по запаху, что под салфеткой»
*Чтение стихотворения С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»
*Вопросы: - Из чего пекут хлеб?
- Из чего делают муку?
- Откуда берётся зерно?
*Выстраивание схемы «Река времени» (Этапы появления хлеба)
*Пальчиковая гимнастика «Тесто»
*Рассматривание сюжетных картинок и рассказ воспитателя на тему «Кто
хлеб растит».
*Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)
*Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье)
*Анализ занятия.
2.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО : ЛЕПКА.
Тема: « Хлебный колос».
Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с пластилином . Развивать
умение
отщипывать
от
целого
куска
пластилина
небольшие
кусочки,
раскатывать их между пальцами, формируя шарики и «колбаски». Учить
выполнять изображение колоса на пластине по методу «барельеф».
Методы и приёмы:
*Загадка о колосе
*Рассматривание хлебного колоса
*Рассматривание образца
*Объяснение и частичный показ способов и этапов работы
ВЕЧЕР:
1.Загадки о хлебе.
Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать умение дослушивать загадку до конца.
Учить понимать иносказательный смысл загадок.
2. Словесная игра «Образуй словечко».
Цель: Учить образовывать слова прилагательные от существительных (хлеб –
хлебный, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной и т.д.)
3.Работа
с
родителями:
Предложить
родителям
испечь
вместе
с
детьми
любые изделия из теста и принести в детский сад в пятницу для выставки:
«Вот он – хлебушек душистый!»
Цель: Привлечь родителей к образовательному процессу.
ВТОРНИК.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ .
УТРО:
1.Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба».
Задачи:
Воспитывать
уважение
к
труду
людей,
выращивающих
хлеб.
Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять
представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая,
и о тех людях, которые его выращивают.
Вопросы: - О чём эти картинки?
- Кто трудится в поле?
- Как готовят землю перед посевом зерна?
- Как человек заботится о посевах?
- Когда поспевает зерно?
- Как убирают зерно?
- Что с зерном происходит дальше?
- На каком заводе производят муку?
- Куда отправляют муку с мукомольного завода?
- Какие хлебобулочные изделия выпекают на
хлебозаводе?
2.Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: Учить собирать изображение различных видов хлебных изделий из 6-9
частей.
2.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: РИСОВАНИЕ
Тема: «Колосья в вазе»
Задачи:
Воспитывать
уважение
к
труду
людей,
выращивающих
хлеб,
бережное
отношение
к
хлебу.
Воспитывать
аккуратность
при
работе
с
красками. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление. Развивать
умение
рисовать
натюрморт
с
натуры,
соблюдая
пропорции
и
цветовую
гамму. Учить детей рисовать колосья в вазе, соотносить свой рисунок с
натурой и образом. Расширять представления о натюрморте.
Методы и приёмы:
*Загадка о колосе.
*Рассматривание колосьев в вазе
*Рассматривание образца
*Объяснение и показ способов и этапов работы
*Работа детей
ВЕЧЕР:
1.Опытническая деятельность. Изготовление солёного теста.
Задачи:
Воспитывать
аккуратность.
Развивать
умение
обследовать,
анализировать. Развивать логическое мышление. Формировать и расширять
представления о свойствах воды, муки и соли. Учить готовить солёное тесто
для последующего использования его в лепке.
2.Лепка изделий из солёного теста по образцам.
Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с тестом. Развивать навыки
лепки:
скатывание,
раскатывание,
соединение
деталей,
сглаживание
неровностей, сплющивание, вдавливание. Учить лепить фигурки из солёного
теста по образцам – рисункам.
СРЕДА.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ:
УТРО:
1.Пальчиковая гимнастика «Хлебушек», «Пекарь», «На блины».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2.Игра «Угадай на вкус».
Цель: Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных
изделий (батон, ржаной хлеб, сушки, пряник, пирог и т.п.)
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1.КОММУНИКАЦИЯ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Тема: Заучивание стихотворения П.Каганова «Хлеб – наше богатство!»
Задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к
людям, выращивающим хлеб. Развивать внимание, память, речь, логическое
мышление, умение работать со схемами. Развивать интонационную
выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при
чтении стихотворения.
Методы и приёмы:
*Упражнение «Сядет тот, кто назовёт хлебобулочное изделие»
*Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает
урожай и т.п.)
*Чтение стихотворения П.Каганова «Хлеб – наше богатство»
*Вопросы: - О чём говорится в стихотворении?
- Когда сеют зерно?
- Когда зерно убирают?
- Куда поступает зерно после уборки?
- Кто испечёт хлеб?
- Что скажет пекарь ребятам?
*Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.
*Рисование схемы последовательности стихотворения совместно с детьми.
*Рассказывание стихотворения по «цепочке» , хором и индивидуально,
опираясь на схему.
ВЕЧЕР:
1.Дидактическая игра «Подбери пару».
Цель: Учить детей подбирать картинки с изображением хлебных изделий и
злаков, из которых изготовлены эти изделия.
2.Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос». Цель:
Развивать мелкую моторику рук.
ЧЕТВЕРГ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ:
УТРО:
1.Беседа на тему: «Народные пословицы о хлебе».
Задачи: Воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать внимание,
память, логическое мышление, речевую активность. Познакомить детей с
народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе.
Вопросы: - Какие пословицы о хлебе вам знакомы?
- Что означает пословица?
- Почему говорят: «Хлеб-всему голова»?
2.Словесная игра «Продолжи пословицу»
Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: АППЛИКАЦИЯ
Тема: «Хлебные колосья в вазе».
Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с клеем, осторожность при
работе с ножницами. Развивать умение выполнять работу в определённой
последовательности, опираясь на образец и схему. Учить детей вырезывать
детали овальной формы из бумаги, сложенной «гармошкой».
ВЕЧЕР:
1.Чтение Н.Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному.
Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим.
Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать
на вопросы воспитателя по тексту. Учить понимать главный смысл
произведения, выделять поучительный момент.
Вопросы: - Как называется стихотворение?
- Кто главный герой?
- Какой проступок совершил мальчик?
- О чём рассказала старушка мальчику?
- Почему люди так берегли хлеб?
- Какие чувства испытывал мальчик после рассказа старушки?
- Чему учит нас это стихотворение?
2.Дидактическая игра «Что лишнее?».
Цель: Учить выделять из ряда картинок лишнюю, называть её отличительный
признак.
ПЯТНИЦА.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ.
УТРО:
1.Дидактическая игра «Река времени».
Цель: Развивать умение детей выкладывать картинки – путь от зерна до
хлеба.
2.Организация выставки домашней выпечки: «Вот он – хлебушек
душистый!».
Цель: Воспитывать у детей гордость за результат своего труда и своих
родителей. Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.
3.Организация чаепития с домашней выпечкой.
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, сделать яркий акцент на тему
недели.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1.КОММУНИКАЦИЯ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Тема: Рассказывание творческих сказок «Приключения хлебного зёрнышка».
Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей. Развивать умение
внимательно слушать рассказы сверстников. Развивать внимание, память,
монологическую речь. Расширять словарный запас. Учить составлять
творческий рассказ, опираясь на примерный план рассказа.
Методы и приёмы:
*Рассматривание детских рисунков на тему: «Приключение хлебного
зёрнышка»
*Примерный рассказ воспитателя по теме.
*Слушание творческих рассказов детей
2.ПОЗНАНИЕ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЯ
Тема: «Хлебозавод»
Задачи: Воспитывать стремление добиваться поставленной цели. Развивать
умение работать по схеме и образцу, уметь самостоятельно подбирать детали
строителя. Учить детей строить многоэтажное здание. Совершенствовать
представления о производстве хлеба. Закреплять умение обыгрывать
постройку, аккуратно разбирать постройку после занятия.