Напоминание

Организация духовно-нравственного воспитания студентов на отделении на примере ОБПОУ "Железногорский горно-металлургический колледж"


Авторы: Косенкова Людмила Владимировна, Манухина Светлана Юрьевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ОБПОУ "Железногорский горно-металлургический колледж"
Населённый пункт: город Железногорск Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация духовно-нравственного воспитания студентов на отделении на примере ОБПОУ "Железногорский горно-металлургический колледж"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ НА ОТДЕЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ОБПОУ

«ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Косенкова Л.В., Манухина С.Ю.

заведующие отделениями ОБПОУ «ЖГМК»

Духовно

-

нравственное

воспитание

-

это

целенаправленное

формирование

морального

сознания,

развитие

нравственных

чувств

и

выработка

навыков

и

привычек

нравственного

поведения.

Духовно-

нравственное

воспитание

предполагает

организованное,

целенаправленное

воздействие

на

личность

с

целью

формирования

нравственного

сознания,

развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного

поведения.

В колледж юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко

вполне

сформировавшимися

в

нравственном

отношении

людьми.

Уже

присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием

семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего

детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой

информации,

мира

искусства.

Следовательно,

колледж

не

первым

и

не

в

одиночку

воспитывает

студента.

Он

только

подключается

к

нравственному

формированию личности.

Духовно

-

нравственное

воспитание

в

колледже

проводится

как

фронтально,

в

отношении

всех

обучающихся,

так

и

индивидуально.

Индивидуальная

воспитательная

работа

проводится

не

только

с

недисциплинированными, нарушающими правила поведения студентами, но и

со

всеми

остальными.

В

процессе

нравственного

воспитания

широко

применяется

система

поощрений

и

наказаний.

Она

служит

для

одобрения

положительных и осуждения отрицательных поступков и действий студентов.

При

умелом

использовании

поощрения

и

наказания

стимулируют

положительные действия студентов и помогают предупреждать и искоренять

отрицательные привычки поведения.

Работа по данному направлению в колледже ведется систематически.

Классными

руководителями

и

заведующими

отделениями

отслеживается

текущая

успеваемость

студентов.

Она

напрямую

связана

с

посещением

студентами учебных занятий. Ежемесячно на отделениях старостами учебных

групп вместе с классными руководителями подводятся итоги посещаемости. На

основании этого издаются распоряжения по всему колледжу. В них выделяются

лучшие

и

худшие

группы

с

каждого

курса.

Объявляются

дисциплинарные

взыскания студентам, которые допускают пропуски занятий по неуважительной

причине;

выдаются

им

ежедневные

аттестационные

листы,

которые

имеют

следующую форму:

Ежедневный аттестационный лист

Студент ____________________________

Группа _____________________________

Уважаемые преподаватели, данный студент находится на особом

контроле у администрации колледжа. Просим Вас в последнем столбце

таблицы указать его работу на занятии (отметкой или предложением,

отзывом).

Дата

№ пары

Предмет,

дисциплина

, МДК

Преподаватель

Отметка (отзыв) о

работе на занятии

Данные листы студенты обязаны подписывать ежедневно у заведующих

отделениями

после

всех

занятий.

Родители

также

могут

отслеживать

посещаемость и успеваемость своих детей по данному листу.

В

целях

своевременной

сдачи

зачетов,

курсовых

проектов

(работ),

расчетно-графических

работ,

а

также

практических

и

лабораторных

работ

заведующими

отделениями

проводятся

рейды

контроля

учебных

групп.

Подобная

работа

позволяет

выявить

потенциальных

задолженников

и

сформировать

комплекс

мероприятий

по

предупреждению

негативных

последствий в конкретные сроки.

В

группах

с

низкими

показателями

качественной

успеваемости

проводятся малые педагогические советы с участием преподавателей, ведущих

занятия в данной группе, представителей родительского комитета, а также

самих студентов и заместителей директора

по учебной и воспитательной

работе.

По

его

результатам

издается

распоряжение,

где

намечаются

пути

решения существующих в группе проблем.

Еще

одним

мероприятием,

направленным

на

формирование

нравственности,

является

проведение

курсовых

линеек.

Первая

линейка

традиционно посвящена знакомству студентов с администрацией колледжа и

разъяснениям по организации учебно-воспитательного процесса в колледже. На

остальных курсах подводятся итоги сессии, при этом показывается рейтинг

групп

по

таким

показателям,

как:

общая

успеваемость,

качественная

успеваемость

(озвучиваются

фамилии

студентов,

закончивших

предыдущий

семестр

на

«отлично»,

«отлично»

и

«хорошо»),

пропуски

занятий

по

неуважительной причине. Итогом данной работы является рейтинг групп курса

колледжа. Далее издается распоряжение по полученному рейтингу. Практика

показала,

что

подобные

рейтинги

являются

хорошим

инструментом

в

воспитании

нравственности.

Также

вручаются

грамоты

студентам,

проявившим себя в той или иной внеучебной деятельности.

Еженедельно

в

колледже

оперативно

подводятся

итоги

успеваемости,

посещаемости и поведения студентов на занятиях с помощью электронного

журнала. Цель

электронного

журнала -

способствовать

своевременному

выявлению учебных и других проблем студентов колледжа; их ликвидации

посредством

целенаправленных

действий;

прогнозированию

дальнейшей

деятельности преподавателя и студента по повышению уровня успеваемости.

Конечно,

нельзя

упустить

формирования

дополнительной

мотивации

положительного отношения к учебной деятельности и у остальных студентов,

которые занимаются на оценки «хорошо» и «отлично». Для них ежегодно в

колледже проводится мероприятие, которое мы называем «Слет отличников».

На

указанном

мероприятии

колледж

чествует

лучших

старост

с

каждого

отделения, лучшего по профессии или специальности, лучших спортсменов,

студента с лучшей научной работой и, конечно, хорошистов и отличников

учебы. Студенты-отличники получают грамоты и благодарственные письма для

родителей за хорошее воспитание своих детей. Как показывает многолетняя

практика,

данное

мероприятие

стимулирует

духовно-нравственное

развитие

обучающихся, служит мощным воспитательным приемом в деле формирования

личности.

Большое

значение

в

формировании

нравственности

будущего

профессионала играет Ресурсный центр колледжа, находящийся на рабочей

площадке ПАО «МГОК», на базе которого проводятся нетрадиционные формы

занятия, приближенные к производству. Студенты общаются с работниками

комбината, после занятия в учебной аудитории выходят непосредственно в

рабочие цеха. Работают в бригадах, что помогает в развитии умения поиска

решения производственной задачи, ответственности за работу других членов

бригады. Развитие нравственных качеств выступает своеобразной гарантией

того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в

нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.

Результаты обучения и прохождения практики имеют продолжение на

вечере

вручения

дипломов.

Студентам,

отличившимся

в

учебе

и

хорошо

зарекомендовавшим себя на производстве во время практики, начальник по

подбору

персонала

ПАО

«МГОК»

Д.Н.

Горбунов

вручает

сертификаты

первоочередного

трудоустройства

на

комбинат.

Это

также

является

дополнительной

мотивацией

при

формировании

нравственности

будущего

специалиста.

Таким

образом,

организация

работы

по

духовно-нравственному

воспитанию на отделении – сложный и многогранный процесс, направленный

на решение одной из актуальных задач современной педагогики – создание

нравственно-воспитывающей

среды

в

ОБПОУ

«Железногорский

горно-

металлургический колледж».

Литература

1.

Алиева И. Е. Воспитание активной гражданской позиции студентов.

Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу

“СПО”. – 2007. №6.

2.

Левичев

О.

Ф. Духовно-нравственное

развитие:

закон

сохранения

мощности // Школьные технологии. — 2010. — № 3. С. 6

3. Журавлева А. И. Воспитываем профессионала и гражданина. СПО. –

2006



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники