Напоминание

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы


Автор: Низинькова Алёна Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Радуга" Ибресинского района Чувашск0й Республики
Населённый пункт: п. Ибреси Ибресинского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание

I.Целевой раздел………………………………………………………………………………………………………………………..2

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………... 2

1.2. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………………………………………………3

II.Содержательный раздел……………………………………………………………………………………………………………..5

2.1. Содержание рабочей программы………………………………………………………………………………………………….5

2.1.1. Блок I

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Первичные представления об объектах окружающего мира

.....................................................................................................5

2.1.2. Блок II

Приобщение к социокультурным ценностям…………………………………………………………………………6

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы…………………………….8

2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………………………..9

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы……………………………………………………………10

2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников……………………………11

III. Организационный раздел.

3.1. Календарно-тематический план работы………………………….....................................................................................12 -32

3.2. Материально-техническое обеспечение…………………………………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………..35

Целевой раздел

1

1.1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное

развитие» составлена для детей 4-5 лет

МБДОУ «Ибресинский

детский сад «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по художественно-эстетическому развитию

детей

п.

Ибреси,

Ибресинского

района

Чувашской

Республики.

Рабочая

программа

разработана

на

основе

ФГОС

дошкольного

образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования») и с учётом проекта основной образовательной программы дошкольного

образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ,

2014г. в обязательной части

программы в программе «Программа образования ребенка дошкольника» под ред. А. В.

Кузнецовой.- Чебоксары, 2006. в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Цель рабочей программы - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации через решение следующих задач:

Задачи:

1. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и

Отечестве,

представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

2. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения.

3. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

4.

Формирование

первичных

представлений

о

природном

многообразии

планеты

Земля.

Формирование

элементарных

экологических представлений.

Принципы рабочей программы:

принцип развивающего образования;

принципы научной обоснованности и практической применимости;

принцип полноты, необходимости и достаточности;

2

принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей;

комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса;

принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;

принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

принцип минимакса (образовательный процесс организуется без постоянных повторений одного и того же в ходе разных видов

деятельности, что способствует лучшему усвоению детьми);

принцип индивидуального подхода (трепетное и ответственное отношение к учёту в воспитании индивидуальных особенностей и

создание каждому ребёнку своеобразных условий свободы выбора для проявления самостоятельности и творчества в деятельности.).

Значимые

характеристики для

разработки

и

реализации

рабочей

учебной

программы

по

образовательной

области

«Познавательное развитие» предусматривают взаимодействие с Ибресинской библиотекой.

1.2.Планируемые результаты освоения программы

1. Умеет рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

2. Устанавливает связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

3. Умеет использовать все органы чувств при образном восприятии.

4. Умеет различать материалы на ощупь путём прикосновения, поглаживания.

5. Умеет использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов.

6. Проявляет интерес к проектной деятельности.

7.Умеет сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, пазлы, мозаика).

8. Умеет вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

9. Умеет ориентироваться в помещениях и на участке детского сада, знает маршрут из дома в сад.

3

10. Умеет классифицировать названия видов транспорта; знает правила поведения в общественном транспорте.

11. Знает о школе.

12. Умеет самостоятельно составлять рассказ о значении профессии в жизни человека, о трудовых действиях, орудиях и результатх

туда.

13. Имеет представления о деньгах и возможностях их использования.

14. Имеет представления о домашних и диких животных, пресмыкающихся и птицах, о некоторых насекомых.

15. Умеют различать фрукты, овощи, ягоды и грибы.

16. Имеет представления о травянистых и комнатных растениях и способах ухода за ними.

17. Умеет узнавать и называть 3-4 вида деревьев.

18. Умеет рассказывать о свойствах песка, глины и камня.

19. Умеет наблюдать за птицами, подкармливать их зимой.

20. Имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных. Растений.

21. Умеет замечать изменения в природе.

22. Умеет рассказывать об охране растений и животных.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание рабочей программы

2.1.1. Блок I.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Первичные представления об объектах окружающего мира.

Обязательная часть содержания образования:

4

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов ( цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и

группировать их по этим признакам. Формировать обобщённые представления о предметах и явлениях, умение устанавливать

простейшие связи между ними.

Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и

классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из

которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определённого материала

(корпус машин - из металла, шины - из резины и т. п.).

Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

Проектная деятельность.

Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении её результатов и создании

условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры.

Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по

внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)». Развивать

наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса

2.1.2. Блок II. Приобщение к социокультурным ценностям.

Обязательная часть содержания образования:

5

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолёт, теплоход).

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

Формировать первичные представления о школе.

Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в

них, правилами поведения.

Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать

знакомить с различными профессиями (шофёр, почтальон, продавец, врач и т.д.); расширять и обогащать представления о трудовых

действиях, орудиях труда, результатах труда.

Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов

обихода.

Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

Ознакомление с миром природы.

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасём и др.),

птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы

продолговатое тело, у неё есть длинный хвост, который она сможет сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами

(малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и другие).

6

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях ( бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и

др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.)

Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок ( ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных растений ( воздух, вода, питание и т п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Содержание образования, формируемое участниками образовательных отношений

Углубляются и расширяются знания о природе Чувашского края.

Усиливать стремление узнавать и называть некоторых представителей растительного и животного мира, встречающихся в Чувашии.

Учить различать и называть деревья ( тополь, рябина, липа, дуб) и кустарники ( жасмин, сирень…).

Учить детей различать и называть 3-5 видов овощей (редис, репа, горох, тыква…) , произрастающих в Чувашии.

Формировать первое представление о своей «малой» Родине-месте, где он родился и живет с родителями (город, село, поселок), как части

родного края-республики Чувашии.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного поселка, его

достопримечательностях.

Развивать познавательный интерес к родному поселку, его росту и благоустройству.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

7

При реализации данной рабочей программы структура педагогического процесса определяется типом взаимодействия взрослого с детьми,

т. е. в зависимости от занимаемой взрослым позиции по отношению к детям - позиции равного партнёра, создателя развивающей среды и

предметного мира ребёнка-дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольного образования учебная модель не актуальна, поэтому блок

совместной деятельности расширен в организационном и содержательном планах за счёт использования нетрадиционных форм работы с

детьми, адекватных данному возрастному периоду. В частности НОД организуются в форме игровых развивающих ситуаций и ситуаций

общения.

Формы познавательной деятельности

Средства познавательной деятельности

Методы и приёмы познавательной

деятельности

Игровая ситуация

Творческая мастерская

Выставка

Сюжетная игра

Творческое задание

Показ слайдов

Экскурсия в «малый музей «Бабушкина

избушка»

Мастер-класс

Ярмарка-выставка

Выставочный зал

Игра-путешествие

Окружающая пространственная -

познавательная среда. Игровая среда группы

(дидактические игры познавательной

направленности)

Праздники, развлечения, досуги

Игровые (игровые ситуации)

Наглядные (рассматривание слайд-фильмов,

репродукций, схемы постройки, скульптуры

малых форм, показ образца, наблюдение в

природе)

Метод оживления детских эмоций

(сюрпризные моменты, игровые персонажи)

Словесные: вопросы, беседа, напоминание,

обсуждение

8

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно

организованная образовательная среда, которая строится с учётом реализации образовательных областей в двух основных составляющих

(моделях) организации образовательного процесса:

1) Совместная (партнёрская) деятельность взрослого и детей;

2) Самостоятельная деятельность детей.

Но педагогом может организовываться и учебная модель организации образовательного процесса, так как ФГОС дошкольного

образования предусматривает задачу формирования предпосылок учебной деятельности.

2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы

Введение элементов музейной педагогики

Теория введения диалога культур

Экспериментирование

ТРИЗ – технология

Проектная технология

Моделирование

Метод «растрёпывания знаний»

Создание психолого-педагогических условий – возможности выбора

детьми материалов.

9

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников( план взаимодействия с семьёй по

образовательной области «Познавательное развитие»)

Месяц

Содержание

Форма проведения

ответственные

сентябрь

Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»

Консультация

Воспитатель

октябрь

Уроки поведения детей на улице

Памятка для родителей

Воспитатели

ноябрь

Младшим дошкольникам о ПДД

Рекомендации родителям

Воспитатели

декабрь

Птичья столовая за окном»

изготовление и

вывешивание кормушек

Родители, дети

январь

Игры с песком и водой

Памятки для родителей

Воспитатели

февраль

Учим ребенка правилам безопасности

Азбука для родителей

Воспитатели

март

Влияние современной игрушки на психику ребенка

Библиотека для

родителей

Воспитатели, психолог

апрель

День Победы

Папка - передвижка для

родителей

Воспитатели

май

«Уроки поведения детей на улице»

Пополнение

информационных

стендов.

Памятка для родителей

Воспитатели

III. Организационный раздел.

10

3.1. Календарно – тематический план работы

Месяц

Тема недели

Основные

направления

работы

Тема и форма

организации

образовательной

деятельности

Обязательная часть содержания образования

Содержание,

формируемое

участниками

образовательного

процесса

Интеграция

Непосредственно образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в

режимные моменты

Совместная деятельность

педагога с детьми

Самостоятельн

ая

деятельность

Сентябрь 1

Золотая осень

04.09.17

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«Что нам осень

принесла?»

Игровая

обучающая

ситуация

Расширять

представления детей об

овощах и фруктах.

Закреплять знания о

сезонных изменениях в

природе. Дать

представления о пользе

природных витаминов.

Наблюдение за осенними

цветами. Обсуждение

«Как вырастить овощи?»

Познакомить с этапами

выращивания цветов.

Экскурсия в сосновый

бор. Познакомить детей с

характерными для осени

изменениями. Учит детей

выделять характерные

особенности деревьев в

осенний период,

уточнить представления

о жизни насекомых и

птиц.

Различать и

называть 3-5 видов

овощей и фруктов.

растущих в

Чувашии:

картофель, капуста,

морковь, тыква и

далее.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Сентябрь 2

Золотая осень

11.09.17

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«У медведя во

бору грибы,

ягоды беру…»

Закреплять знания детей

о сезонных изменениях в

природе. Формировать

представления о

растениях леса: грибах и

ягодах. Расширять

представления о пользе

природных витаминов

для человека и

животных.

Сюжетно- ролевая игра

«Детский сад». Учить

детей объединяться в

игре, распределять роли,

действовать в

соответствии с

правилами и общим

игровым замыслом.

Работа по воспитанию

культуры поведения за

столом в обед.

Закреплять знания о

правилах поведения за

столом.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

11

Сентябрь 3

Золотая осень

18.09.17

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«Матушка

погода»

Приучать детей к

систематическим

наблюдениям за погодой,

отмечать ее изменения,

соотносить с сезоном.

Продолжать учить

взаимодействовать с

окружающим миром и

воспитывать гуманное

отношение к природе.

Учить видеть красоту

окружающего мира

Наблюдение за кроликом.

Дать представление о

кролике. Учить выделять

характерные

особенности внешнего

вида кролика.

Формировать интерес к

животным.

Экологическая игра «Кто

в домике живет?»

Закрепить знание о

животных.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Сентябрь 4

Всемирный

день

животных

25.09.17

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира

«На деревенском

подворье»

Дидактическая

игра

Уточнить представления

детей о домашних

животных, условиях их

жизни, питании,

значении животных в

жизни человека.

Определить признаки

домашних животных

(живут рядом с

человеком, не боятся его,

используются им в

хозяйстве, человек

заботится о них – создает

им все необходимые

условия).

Дид. игра «Дикие

животные». Познакомить

с животными, которые

живут в лесу. Учить

различать зверей по

цвету.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

12

Октябрь 5

Всемирный

день

животных

02.10.17

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Прогулка по

зоопарку»

Беседа по

картине

Продолжать знакомство

с отдельными

представителями

животного мира

( уникальность,

особенности внешнего

вида, повадки); подвести

к элементарному

осмыслению лев, тигр.

слон, жираф и т. д ».

Рассказать о том, где они

проживают в природе,

чем питаются, как

добывают себе пищу

.понятия « дикие

животные». Формировать

представление о диких

экзотических животных

Уточнять и

закреплять знания о

животных (лиса,

белка, бобры и т.д.),

живущих в лесах

Ибресинского

района

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Октябрь 6

Я вырасту

здоровым.

Международн

ый день врача

09.10.17

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Замечательный

врач»

Беседа

Формировать понятие о

значимости труда врача и

медсестры, их деловых и

личностных качествах.

Развивать эмоциональное

доброжелательное

отношение к ним.

Развивать умение

использовать знания для

укрепления здоровья.

Беседа «Приключение

«Витаминки».

Познакомить детей

витаминами; объяснить,

как они влияют на

организм человека;

познакомить детей с

полезной и здоровой

пищей.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

13

Октябрь 7

Родной край

16.10.17

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Где мы живем»

Ситуативная

беседа

Беседа « Моя улица».

Учить детей называть

свой поселок, улицу, на

которой живет ребенок.

Вызвать любовь к

родному краю,

рассказывать детям о

красивых местах

поселка. Ситуативный

разговор «Почему важно

знать свой адрес».

Рассматривание

сюжетных картинок.

Формировать первое

представление о

своей «малой»

Родине – месте, где

он родился и живет с

родителями, как

части родного края –

республики

Чувашии, развивать

познавательный

интерес к родному

поселку.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Октябрь 8

Родной край

23.10.17

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Вот эта улица,

вот этот дом…»

Беседа

Закрепить название

улицы, на которой

находится детский сад.

Поощрять ребят, которые

называют улицу, на

которой живут;

объяснить, как важно

знать свой адрес.

Беседа «Не имей сто

рублей, а имей сто

друзей». Обсудить с

детьми смысл данной

пословицы, предложить

высказаться о том, для

чего человеку нужны

друзья, что значит быть

хорошим другом.

Способствовать

формированию

доброжелательных

взаимоотношений в

группе.

Познакомить с

гербом поселка.

Рассматривать флаг

и герб Чувашии,

учить узнавать их.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

14

Октябрь 9

Все работы

хороши

-выбирай на

вкус

30.10.17.

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

«Большая

стирка»

Формировать интерес к

разным профессиям;

вызвать желание быть

активными

помощниками взрослых,

закреплять знания о

предметах и орудиях

труда; приучать

соблюдать чистоту и

порядок в группе.

Воспитывать чувство

признательности и

уважения к людям

разных профессий.

Ноябрь 10

Что из чего и

для чего

13.11.17.

Ознакомление

с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора

детей,

формирование

целостной картины

мира

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

«Разноцветные

стеклышки»

Ситуации-

проблемы

Помочь выявить свойства

стекла (прочное,

прозрачное, цветное,

гладкое); воспитывать

бережное отношение к

вещам; развивать

любознательность.

Дидактическая игра «

Какой предмет».

Упражнять детей в

классификации

предметов по

определенному признаку.

Развивать мышление,

речь, смекалку. Опытно-

экспериментальная

деятельность «Легкий-

тяжелый».Учить детей

сравнивать знакомые

предметы по весу, держа

два предмета в руках.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

15

Ноябрь 11

Что из чего и

для чего

20.11.17.

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Узнай все о

себе воздушный

шарик»

Игра-

эксперимент

Познакомить с резиной,

ее качествами и

свойствами. Учить

устанавливать связи

между материалами и

способами его

употребления.

Беседа с детьми на тему

«Кем ты будешь, когда

вырастешь?».

Рассматривание

иллюстраций разных

знакомых детям

профессий. Закреплять

знания о них.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Ноябрь 12

Мы поедем,

мы помчимся

27.11.17

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Как нам

транспорт

помогает»

Игровая

обучающая

ситуация

Познакомить с

обобщающим понятием

транспорт. Отмечать

характерные признаки

грузового транспорта.

Расширять

представления об

общественном

транспорте. Развивать

нравственно-

эстетические чувства в

общении друг с другом в

игре.

Рассматривание

иллюстраций с

изображением различных

транспортных средств.

Продолжать знакомить

детей с обобщающим с

понятием транспорт.

Учить детей по

существенным

признакам обобщать

предметы в одно родовое

понятие.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

16

Декабрь 13

Мы поедем,

мы помчимся

04.12.17

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Водители и

пешеходы»

Игровая

обучающая

ситуация

Формировать знания о

труде водителей.

Продолжать работу по

расширению

представлений о

различных видах

транспорта и

особенностях их

передвижения.

Закреплять умение

наблюдать за движением

машин по зимней дороге.

Развивать навык

ориентировки в

пространстве.

С/р игра « Я шофер»

Продолжить работу по

расширению

представлений о

различных видах

транспорта и

особенностях

передвижения.

Формировать знания о

труде водителя.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Декабрь 14

Новый год

11.12.17.

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«В гости к Деду

Морозу»

Ситуативный

разговор

Расширять

представления детей о

зимних явлениях в

природе. Учить

наблюдать за объектами

природы в зимний

период. Дать

элементарные понятия о

взаимосвязи человека и

природы.

Рассматривание

иллюстраций о

новогоднем празднике.

Продолжать знакомить

детей с традициями

праздника Новый год;

учить описывать елочные

игрушки.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

17

Декабрь 15

Новый год

18.12.17

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Дети дружат с

Дедом Морозом»

Игровая

обучающая

ситуация.

Создать атмосферу

праздничного

настроения. Развивать

фантазию, творческое

воображение.

Воспитывать любовь к

русским народным

традиционным

праздникам.

Воспитывать желание

принимать участие в

праздниках

Слушание песни «Скоро

Новый год» (Музыка И.

Арсеева, сл. В.

Татаринова). Вызвать у

детей положительные

эмоции и эстетические

чувства.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Декабрь 16

Новый год

25.12.17

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«Почему

растаяла

Снегурочка?»

Ситуации-

проблемы

Расширить

представления детей о

зиме. Развивать умение

устанавливать

простейшие связи между

явлениями живой и

неживой природы.

Развивать умение вести

сезонные наблюдения,

замечать красоту зимней

природы. Закреплять

знания о свойствах снега

и льда. Расширять

представления о местах,

где всегда зима.

Загадки о зиме, о снеге.

Учить отгадывать

загадки о зиме

Прививать любовь к

природе.

Наблюдение за

гололедом. Чтение «Не

едет, и не едется..», В.

Берестов. Познакомить

сезонным явлением, как

гололед, объяснить

природу этого явления.

Наблюдение за погодой.

Формировать умение

самостоятельно выделять

и называть зимние

явления в неживой

природе; уточнить

представления о

свойствах снега,

развивать

познавательные

интересы.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

18

Январь 17

Зимушка

хрустальная

15.01.18

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«Зима в лесу»

Беседа

Дать представление о

жизни диких животных

зимой. Формировать

интерес к окружающей

природе. Воспитывать

заботливое отношение к

животным.

Театрализованная игра

«Ярмарочная площадь».

Приобщать детей к

русской народной

культуре, вовлечь в

фольклорное действие,

побуждать к

импровизации, учить

разыгрывать сценки,

вызывать

эмоциональный отклик

детей

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Январь 18

Зимушка

хрустальная

22.01.18

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«В гости к деду

Природоведу»

Расширить

представления детей о

зимних явлениях в

природе. Учить

наблюдать за объектами

природы в зимний

период. Дать

элементарные понятия о

взаимосвязи человека и

природы.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Январь 19

Народные

промыслы

29.01.18

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Народные

умельцы»

Рассматривание с детьми

предметов народных

промыслов: матрешек,

дымки, хохломы.

Вспомнить названия.

Предложить раскрасить

их в книжках-

раскрасках.

Знакомить с

элементами

национальной

культуры родного

народа, изделиями

декоративно-

прикладного

искусства.

Воспитывать

интерес к истории и

культуре наших

предков.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

19

Февраль 20

Народные

промыслы

05.02.18

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

«Путешествие в

прошлое

посуды»

Дать понятие о том, что

человек создаёт

предметы для своей

жизни; развивать

ретроспективный взгляд

на эти предметы (учить

ориентироваться в

прошлом и настоящем

предметов посуды).

Беседа «Что ты знаешь

об искусстве городецких

мастеров?» Продолжать

знакомить детей с

русскими народными

промыслами,

воспитывать уважение к

труду народных

мастеров.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Февраль 21

День

защитников

Отечества

12.02.18

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Наша армия»

Игровой

обучающий

рассказ по

фотографиям

Дать доступные

детскому пониманию

представления о

государственных

праздниках. Дать

представления о воинах,

которые охраняют нашу

родину; уточнить

понятие «защитник

Отечества». Познакомить

с некоторыми военными

профессиями (моряк,

танкист, летчик,

пограничник). Вызвать у

детей желание подражать

воинам, быть такими же

мужественными,

смелым.

Р а с с к а з ы в а т ь

о

государственных

праздниках,

з н ачен и и

Р о с с и й с к о й

а р м и и .

Рассматривание картинок,

ф о т о г р а ф и й

с

изображением

различных

родов войск. Дать знание

об армии, сформировать у

них первые представления

об особенностях военной

службы.

Уточнить

их

представления

о

родах

войск,

о

з а щ и т н и к а х

Отечества.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

20

Февраль 22

День

защитников

Отечества

19.02.18

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

«Я и мой папа»

Воспитывать у детей

доброе отношение к

своему папе, вызывать

чувство гордости и

радости за благородные

поступки родного

человека. Закрепить

умение работать по

схеме, составлять

описательный рассказ.

Беседа « Мой пап самый

лучший».

Продолжать с

детьми

беседу

о

папе.

Вызывать у детей желание

подражать

взрослым

в

семье.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Февраль 23

Международн

ый день

родного языка

26.02.18

Ознакомление

с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора

детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Край родной на

век любимый»

Знакомить

с

элементами

национальной

культуры

р о д н о г о

н а р о д а ,

изделиями

декоративно-

прикладного

искусства.

Воспитывать

интерес

к

истории и культуре наших

предков

Развивать интерес и

любовь к родному

краю через

формирование

первоначальных

представлений

родной республики.

В Чувашской

Республике

проживают в

основном чуваши,

их родным языком

является чувашский

язык, у чувашей

своя национальная

одежда, песни, игры.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

21

Март 24

Международн

ый женский

день

05.03.18

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Праздник мам»

Ситуативный

разговор

Дать детям

представление о

празднике 8 марта, как

международном женском

дне. Воспитывать любовь

и уважение к мамам,

бабушкам, воспитателям.

Беседа «бабушкины

руки». Учить детей

уважительно относиться

к людям пожилого

возраста, воспитывать

доброту, поддерживать

стремление детей

помогать бабушке,

обсудить , чем дети

могут помочь,

порадовать.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Март 25

Международн

ый день земли,

воды и леса

12.03.18.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«Почему

растаяла

Снегурочка»

Ситуации-

проблемы

Познакомить детей со

свойствами воды

(замерзает на холоде и

превращается в лед, лед в

тепле превращается

снова в воду).

Расширять

представления детей о

свойствах воды, снега и

льда. Учить

устанавливать

элементарные связи: снег

в тепле тает и

превращается в воду, на

морозе вода замерзает и

превращается в лед.

Компьютерная

презентация «Речка

быстрая, серебристая».

Предложить детям

рассмотреть карту

района, показать, как

обозначаются на ней

реки, как реки протекают

в нашей местности.

Рассказать детям о

значении рек, о том,

почему люди издавна

селились по берегам рек.

Обсудить, почему очень

важно беречь реки,

формировать начало

экологической культуры.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

22

Март 26

Международн

ый день земли,

воды и леса

19.03.18

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Дождик

песенку поет».

Знакомить детей со

свойствами воды. Учить

проводить с водой

элементарные опыты.

Устанавливать причинно-

следственные связи:

солнце греет, тает снег,

бегут ручьи.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Март 27

Весна без

конца и без

краю

26.03.18

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«Весна, весна,

поди сюда»

Игровая

обучающая

ситуация

Учить наблюдать первые

признаки весны: капель,

кругом вода, солнечные

блики; в мире растений и

животных в весенний

период, видеть красоту

окружающего расширять

представление об

изменениях мира

Наблюдение за почками.

Продолжать замечать

изменения во внешнем

виде деревьев в

зависимости от времени

года; закреплять

представления о

сезонных изменениях в

природе. Экскурсия.

«Весенняя прогулка».

Наблюдать за сезонными

изменениями на

территории детского

сада.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

23

Март 28

Весна без

конца и без

краю

02.04.18

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«Как Снеговики

правду о весне

искали»

Продолжать знакомить

детей с основными

приметами весны.

Нацелить детей на

последующее

наблюдение природы

весной. Показать влияние

весенних изменений в

природе на жизнь и

деятельность людей.

Подготовка лунок на

грядке для посадки

семян. Учить детей

делать грядки для

посадки семян, учить

пользоваться лопаткой,

учить видеть значимость

своего труда,

поддерживать желание

трудиться на общую

пользу.

Опыт «Почему на

тропинках не растут

растения»; «Потребность

растений в воде».

Показать детям важность

воды для жизни и роста

растения.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Апрель 29

День

космонавтики

09.04.18.

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Что выше

неба»

Ситуативная

беседа

Объяснить детям, что

такое космос;

воспитывать уважение к

трудной и опасной

профессии космонавта.

Формировать интерес к

космосу.

Наблюдение за луной и

звездами. Продолжать

знакомить детей с телами

неживой природы.

Обратить внимание

детей на то, что все

звезды светят по-

разному, на лунную

дорожку, которая

освещает участок, учить

видеть красоту вечернего

неба.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

24

Апрель 30

День птиц

16.04.18

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

Формирование

элементарных

экологических

представлений.

«Перелетные

птицы»

Ситуативная

обучающая

беседа.

Расширить

представления детей о

поведении птиц в

весенний период. Учить

различать и называть

птиц по внешним

признакам и

формировать

обобщенное

представление о птицах.

Наблюдение за птицами.

Уточнить и расширить

представления о

разнообразии птиц;

учить видеть

особенности в их

строении и поведении.

Воспитывать интерес к

самостоятельным

наблюдениям.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Апрель 31

Международн

ый день

детской книги

23.04.18

Формирование

первичных

представлений

о

многообразии

предметного

окружения.

«В руки книгу я

беру»

Ситуативная

обучающая

беседа

Учить детей бережно

обращаться с книгой:

рассказать, сколько

людей трудятся, создавая

для нас это чудо- книгу,

обсудить правила работы

с книгой, предложить

детям закончить фразы

типа «Что будет, если

(взять книгу грязными

руками, поднять за

уголок странички и т.

д.)». Воспитывать

бережное отношение к

книге.

Выставка детских книг

К.Чуковского.

Продолжать знакомить

авторами детских книг.

Развивать

любознательность.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

25

Май 32

«День

победы»

07.05.18.

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«День Победы»

Познакомить детей с

праздником 9 мая.

Доступно рассказать

детям о ВОВ.

Воспитывать чувство

гордости за свою Родину

и свой народ.

Воспитывать патриотизм,

уважение к ветеранам и

людям старшего

поколения.

Показ слайдов о Великой

Отечественной войне.

Расширять

представления, знания

детей о ВОВ.

Май 33

«Международ

ный день

семьи»

14.05.18

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Наша дружная

семья»

Расширять и

совершенствовать знания

детей о ценностях семьи

и семейных традициях.

Воспитывать любовь и

уважение к членам

семьи. Способствовать

эмоциональному

сближению взрослого и

ребенка.

Аппликация «Ромашка».

Учить формированию

работы с ножницами,

вырезать ромашку по

контуру, срезая углы.

Май 34

День музея

21.05.18

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,

расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.

«Бабушкина

избушка»

экскурсия

Вспомнить правила

поведения в

общественных

местах, в частности,

как вести себя в

музее. Знакомить

детей культурой и

бытом чувашского

народа в старину.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

26

Май 35

Здравствуй,

лето!

28.05.18

Ознакомление с

окружающим

социальным

миром,расширение

кругозора детей,

формирование

целостной картины

мира.Формировани

е элементарных

экологических

представлений.

«Здравствуй,

лето!»

Экскурсия

Расширять

представления детей о

лете. Развивать умение

устанавливать

простейшие связи между

явлениями живой и

неживой природы, вести

сезонные наблюдения.

Знакомить с летними

видами спорта, закрепить

накопленные

представления детей о

лете.

Наблюдение за погодой.

Углубить и обобщить

представление о лете, его

типичных признаках;

закрепить представление

о жизнедеятельности

растений и животных.

Беседа о безопасности

детей в летнее время.

Напомнить детям о

правилах поведения на

дороге, около водоема.

Художественно-

эстетическое

развитие;

речевое развитие;

физическое

развитие;

социально-

коммуникативное

развитие

Итого: 35.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы средней группы

Название образовательной

области (предмета, дисциплины)

или тематического блока занятий

Материалы,

оборудование

Учебно-наглядные пособия

Информационные и

технические средства

обучения

«Познавательное развитие»

Демонстрационный: доска,

указка, таблицы, мел,

предметные и сюжетные

картины,

игрушки,

схемы,

портреты,

предметы

Дидактические карточки:

«Посуда», «Мебель»,

«Электроприборы», «Игрушки»,

«Музыкальные инструменты»,

«Профессии», «Одежда», «Головные

уборы», « Спорт», «Как устроен

человек», «Средства передвижения»,

«Дорожные знаки», «Правила

дорожного движения»,

«Безопасность в доме», «Правила

противопожарной безопасности»,

«Безопасное поведение на природе»,

«Правила личной

безопасности»,

«Продукты питания», «Времена

года», «Природные явления»,

«Овощи», «Фрукты», «Домашние

Телевизор

Музыкальный центр

Компьютер

Фотоаппарат

Проектор мультимедиа

DVD-диски

27

животные и их детёныши»,

«Животные наших лесов»,

«Животные Азии», «Животные

Африки», «Животные Арктики и

Антарктиды», «Животные

Австралии», «Животные Южной

Америки», «Животные

СевернойАмерики»,«Городские

птицы», «Птицы наших лесов»,

«Речные рыбы», «Морские

животные».

Картинки из серии «Расскажите

детям» «О садовых ягодах»;

«О морских обитателях»; «О

достопримечательностях Москвы»;

«Домашние животные и птицы»;

«Виды земной поверхности»;

«Насекомые и паукообразные»;

«Пресмыкающие и земноводные».

Плакаты

Р.Б.

Стёркиной

«Основы

безопасности

детей

дошкольного

возраста».

Дидактические

игры: «Азбука

в

картинках»; «В мире звуков»

Картинки из серии «Расскажите

детям»«О садовых ягодах»; «О

морских обитателях»; «Домашние

животные и птицы»; «Идём в

зоопарк», «Животный мир»,

«Насекомые», «Птицы», «Рыбы»,

«Звери», «Собираем урожай»,

«Дикие животные и птицы», «Дикие

28

птицы и домашние птицы».

Список литературы

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Закон Чувашской Республики «Об образовании в Чувашской Республики».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

4.Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

дошкольных образовательных организаций». Постановление от 15 мая 2013г. № 26.

5.Пилотный проект примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е.

Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

6.Программа образования ребенка-дошкольника» под ред. Л. В. Кузнецовой. – Чебоксары, 2006.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в

детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

7. Комплексное перспективное планирование в средней группе детского сада. Под ред. Т. С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2011.

8.Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/ авт.-сост. Н. А. Атарщикова и др. – Волгоград: Учитель, 2011.

9. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

10. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-

2010.

11. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-

Синтез, 2009-2010.

12. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

13. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспект занятий. Изд. 4-е доп.-М.:

УЦ. Перспектива, 2008.

14. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 4-5 лет: методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2010.

29

30



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники