Автор: Закалина Тамара Эдуардовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ №8 "Зоряночка"
Населённый пункт: Ставропольский край г. Ессентуки
Наименование материала: Проект
Тема: "Неделя прав детей"
Раздел: дошкольное образование
Проект
Неделя
"Права ребенка"
Воспитатель: высшей
квалификационной категории
Закалина Т.Э.
г. Ессентуки
2017 – 2018 год.
Неделя "Права ребенка"
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с
детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между
поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер,
машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный
комфорт в семье материальными благами. Иногда происходит «перекос» в воспитании
своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в
семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут
справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести
себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает
удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут
и развивать и воспитывать вместо них.
Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и
воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное
отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое
бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации.
У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым
способом привлечь к себе внимание взрослых. Воспитатели групп порой не могут
справиться с такими детьми – появляется «дисциплинарная» модель воспитания и, как
следствие, – нарушение прав детей. Поэтому у нас появилась такая потребность –
провести в нашем саду неделю психологии по теме «Права ребенка».
Цель: формирование знаний правовой культуры детей, родителей по защите прав
ребенка. Каждый день имеет свое название. Направления: с детьми, родителями. В работе
с детьми в группах были использованы методы: беседы, чтение, художественной
литературы, сочинение историй, сказок, упражнения, игры, рисование, коллективные
работы, выставки работ, взаимопосещения между группами, конкурсы, театрализация. С
родителями проводились: беседы о «Защите прав детей». Были даны рекомендации и
советы по дальнейшему формированию и развитию правовой культуры родителей.
Родители принимают активное участие.
С ними проводилась работа: составление реферата «Что обозначает имя моего ребенка»,
проведение различных игр и упражнений на родительских собраниях, приготовление
национальных костюмов и блюд, составление семейных альбомов, изготовление
генеалогического дерева своей семьи, визиток, заполнение анкеты.
Сроки проведения проекта: сентябрь 2017г - ноябрь 2017г
Количество участников проекта: 89 человек (из них 43 детей, 2 педагога, 1 помощник
воспитателя, 43 родителей). Форма проведения: дневная (в рамках организации
педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни).
Гипотеза:Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению
его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами,
умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Повышение уровня правового воспитания
2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения
3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к
диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни
конфликты правовыми способами.
6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
8. Создать картотеку игр правового содержания.
Актуальность проекта.
Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной
ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства
каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями,
желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть
оскорбление самих основ породы.
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с
детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между
поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше
озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь
квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье
материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное
безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по
отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами»,
бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от
бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих
детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо
них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и
воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное
отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое
бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У
детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым
способом привлечь к себе внимание взрослых.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со
стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку
возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и
свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе.
Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений
об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое
значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания
толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к
другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать
гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая)
уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим
свое будущее, будущее своей страны.
Неделя прав ребенка.
Дни недели
Название
Цель Мероприятия с детьми с
родителями
Понедельни
к
"Мои права"
Цель: познакомить детей с законами о
правах ребенка, с их правами Беседы на
темы: "Законы о правах ребенка" "Права
ребенка" "Несоблюдение прав детей"
Ознакомительная консультация
Консультация "Права ребенка в семье"
Вторник
"День имени"
Цель: способствовать осознанию
ребенком своего имени, формировать
позитивное отношение к своему "Я",
гармонизовать потребность ребенка в
социальном признании Беседы с детьми
на темы: "Что означает мое имя",
"Объясни имя", "Имя растет', "Имена
моих друзей", "Ласковые имена" Чтение
стихотворений Проведение игр,
упражнений: "Поем имя", "Соседи",
"Ветер шепчет имя", "Маленькое имя",
"Ласковое имя", "Цветок-имя", "Взрослое
имя", "Мы очень любим", "Имя шепчут
волны", "Узнай по имени" и др.
Конкурсы: "Кто знает больше имен"
Составление сказки с опорой на звучание
и значение имени Оформление листа
"Меня зовут…" Оформление личной
визитной карточки Выставки рисунков:
"Ромашка с именем", "Мой автопортрет"
Семинар-практикум "Права ребенка"
Изготовление визитки с именем ребенка
Среда
"День семьи"
Цель: воспитывать у детей чувство
любви и привязанности к самым близким
людям, Воспитывать интерес детей к
истории своей семьи учить детей
понимать свою роль в семье, учить детей
ценить хорошие отношения, получать
радость от общения со своими близкими
и предлагать им посильную помощь,
учить детей проявлять уважение,
доверие, взаимопонимание и
взаимопомощь, заботливое отношение к
членам семьи Беседы: "С кем ты
живешь", "Что такое семья?", "Чем
порадуем родителей?", "Семейная
фотография", "Обязанности в семье",
"Как сделать родителей счастливыми?"
"На меня в обиде мама…" "Мамина
красота' Чтение стихотворений Игры:
'Найди свою маму", "Родители и дети",
"Фантазии", игра-беседа "Кто мы?",
"Карусели" Выставка рисунков "Найди
меня, мама" "Подарок для мамы", "Моя
семья", "Особый день моей семьи"
Совместные работы с детьми
Генеалогическое дерево, Семейный герб,
Семейная история, Семейный альбом
Четверг
"День
национальности
"
Цель: познакомить детей с различными
народами мира, с их костюмами, играми,
кухней, формировать сознание о том, что
все дети сходны независимо от их
национальности, пола, этнической
группы, что все дети имеют права, в том
числе на игру; формировать
коммуникативные навыки; воспитывать
дружеские отношения в детском
коллективе Беседы: "Народы мира:
схожесть и различия", "Что такое
национальность?" "Языки народов мира",
"Как можно найти общий язык" (жесты,
движения, мимика), "Национальная
кухня", "Национальные костюмы" Игры
народов мира Русские народные игры
"Жмурки", "У медведя во бору", и др.
Белорусские народные игры "У Мазая",
"Гуси летят" и др. Украинские народные
игры "Перепелочка", "Печки" и др.
Эстонские народные игры "Зайцы и
собаки", "Море волнуется" Башкирские
народные игры "Медный пень", "Липкие
пеньки" Бурятские народные игры "Волк
и ягнята", "Ищем палочку" Дагестанские
народные игры "Подними платок",
"Слепой медведь" Еврейские народные
игры "Есть у нас козлик" и др.
Взаимопосещения в группах
проигрывание игр, угощение блюдами
национальной кухни Помощь родителей
в сборе информации о национальных
костюмах, особенностях своей нации, в
приготовлении блюд национальной кухни
Пятница
"День дружбы"
Цель: познакомить представления детей
о различных способах коммуникации с
окружающими, развивать способность к
эмпатии, формировать умения
устанавливать и поддерживать контакты,
сотрудничать и разрешать конфликтные
ситуации, формировать позитивное
отношение к сверстникам, формировать
чувство принадлежности к группе
Беседы: "С кем бы я хотел дружить",
"Наши отношения" Чтение
стихотворений Проведение игр,
упражнений: "Чем я похож на соседа
справа", "Люблю – не люблю", "Доброе
животное", "Назови соседа ласково",
"Поезд", "Поварята", "Сбор
рукопожатий", "Найди свою пару",
"Дружба начинается с улыбки" Выставка
коллективных работ с детьми
Театрализованное представление
"Давайте жить дружно" Анкетирование
педагогов "Подведе-ние итогов недели по
правам ребенка" Анкетирова-ние
родителей "Права ребенка"
Список использованной литературы:
1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 3– 4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ
Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление дошкольников с Конвенцией о правах
ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация
усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов.учреждений – М.:
Просвещение, 2006.
4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное.
/Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий
2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском
саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
9. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека
руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для
работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. –
М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение,
1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и
литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
15. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие.
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-
методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими
школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
18. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с
Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных
образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и
воспитание дошкольника)
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
20. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия
«Малышам о Родине»)
21. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2007. (Серия «Малышам о Родине»)
22. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные
проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
(вместе с детьми).
25. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения.
Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-
6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.