Напоминание

Нравственно - патриотическое воспитание


Автор: Фролова Елена Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ПМАДОУ "Детский сад №36 "Смайлик"
Населённый пункт: Свердловская обл., г. о. Первоуральск
Наименование материала: проект
Тема: Нравственно - патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Первоуральское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 «Смайлик»
ПРОЕКТ

ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«Ладушки»

с детьми четвертого года жизни





Составила: воспитатель Фролова Е. В.


Г. о. Первоуральск 2016 г.
Содержание
Паспорт проекта
…………………………………………………………………....3
Актуальность проекта
............................................................................................... 5
SWOT-анализ исходного состояния проблемы
…………………………………6
Цели и задачи проекта
...............................................................................................8
Целевые группы проекта
.......................................................................................... 8
Содержание проекта
...................................................................................................9
Реализация проекта
.................................................................................................10
Ожидаемые результаты
...........................................................................................12
Литература
............................................................................................................... ..13
Приложение 1 "Конспект тематического занятия"
.…………………………..15
Приложение 2"Игра-драматизация по сказке "Теремок"
............................... 17
Приложение 3"Семинар-практикум для родителей"
……………………..… .20 2
Паспорт проекта 3
Наименование проекта «Ладушки» Основные разработчики проекта Фролова Е. В. воспитатель ПМАДОУ «Детского сада №36 «Смайлик». Цели и задачи проекта Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество. Задачи: 1. Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл. 2. Эмоционально обогатить детей теплом поэзии. 3.Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора. 4 . В о с п и т ы в ат ь д о б р ы е о т н о ш е н и я , отзывчивость, любовь и уважение к ближнему. Сроки реализации проекта - I этап (подготовительный) - 11.01.2016 – 15.01.2016г. - II этап (основной) – 18.01.2016 –26.01.2016г. - III этап (заключительный) - 27.01.2016 – 29.01.2016 г. Перечень основных мероприятий реализации проекта 1. Разучивание стихов, песен, потешек, загадок. 2. Чтение русских народных сказок. 3. Тематическое занятие «Литературный калейдоскоп». 4. Р а с с мат р и ва н и е и л л ю с т р а ц и й п о народным сказкам. 5. Кукольный театр по русским народным сказкам. 4
6. И т о г о в о е м е р о п р и я т и е : и г р а – драматизация по сказке «Теремок». 7. Семинар-практикум для родителей «Хорошая речь - слаще меда». Исполнители проекта 1. Педагоги второй младшей группы. 2. Дети второй младшей группы. 3. Родители. Ожидаемые конечные результаты. 1. Знакомство с устным народным творчеством. 2. Обогащение и активизация словарного запаса детей. 3. Совместная деятельность д е т е й , педагогов, родителей сближает в достижении общей цели. 4. Поисковая работа и ее результат: печатная продукция (перечень народных игр, скороговорок, потешек, пословиц и загадок)
Актуальность темы:
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается 5
национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
SWOT-анализ исходного состояния проблемы

Внутренняя среда организации

Сильные стороны

Слабые стороны
6
Нормативно-правовое обеспечение
Наличие
1.Локальные акты:  Устав ДОУ  Договор с родителями детей  Должностные инструкции работников 2.Лицензия ДОУ на право ведения образовательной деятельности 3. Свидетельство об аккредитации ДОУ
Отсутствие
Организационное обеспечение 1.Наличие методической литературы по нравственно – патриотическому воспитанию. 1
.
Недостаточная проработка занятий по нравственно – патриотическому воспитанию в программе «Успех». 2. Отсутствие активности родителей к жизни дошкольного учреждения. Кадровое обеспечение Го т о в н о с т ь п е д а г о г о в р а б о т а т ь в инновационном режиме, организации новых форм образовательного процесса. Материально-техническая база 1.Наличие: - зданий, помещений; - музыкального оборудования; - физкультурного оборудования; - медицинского оборудования; 2.Наличие библиотечного фонда: - детской художественной литературы; 3.Наличие видео-аудиотехники. Недостаточное количество современного учебно- дидактического материала: - дидактических развивающих игр по нравственно – патриотическому воспитанию. - учебно-методической 7
литературы по нравственно – патриотическому воспитанию.
Проблема
Необходимость развивать у детей желание как можно больше узнать о народной культуре, воспитывать духовно-нравственные качества.
Цели и задачи проекта

Цель проекта:
8
Создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество.
Задачи проекта:
1. Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл. 2. Эмоционально обогатить детей теплом поэзии. 3. Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора. 4. Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
Целевые группы проекта:

Целевые группы

Их интересы
Дети 3-4лет Развитие познавательного интереса к окружающему миру. Родители Участие в жизни группы. Педагоги Реализация творческого потенциала. Привлечение общественного внимания к проблеме нравственно - патриотиче ского в о с п и т а н и я дошкольников. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения
Содержание проекта

Этапы

проекта

Сроки

этапов

проекта

Задачи этапов проекта
I этап (подготови- тельный) 11-15 января - Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; - обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации 9
проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. - поиск различных средств достижения цели. II этап (основной) 18-26 января -Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок. -Чтение русских народных сказок. -Тематическое занятие «Литературный калейдоскоп». -Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам. -Кукольный театр по сказкам. -Итоговое мероприятие: игра – драматизация по сказке «Теремок». -Семинар-практикум для родителей «Хорошая речь - слаще меда». III этап (заключи- тельный) 27-29 января - Анализ и классификация собранного материала. -Напечатание продукции. -Выставка рисунков «Любимые сказки» (совместно с родителями).
Реализация проекта:

С 11 по29 января 2016 г.
Образовательная область Виды деятельности Содержание деятельности Речевое развитие Познавательное развитие Коммуникативная Беседа «Кто пишет сказки?». Беседа «Кто живёт в избушке?» Беседа «Любимая сказка». Беседа о правилах обращения с книгами. Русская народная сказка «Маша и медведь». Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения ФЭМП «На помощь к зайчику» Социально - коммуникативное развитие Игровая деятельность Речевая деятельность Игровая Игра «Кукольный театр». Игра – драматизация Настольные театры  Рассказывание р.н.с «Лисичка со скалочкой». 10
деятельность Коммуникативная деятельность Конструктивная деятельность  «Позовем сказку».  Д./Игра «Узнай сказку по предмету».  Игра «Узнай сказку по иллюстрации».  «Из какой я сказки? (герой) – несколько вариантов ответов (лиса – Колобок, Теремок…).  Дидактическая игра «Угадай из какой сказки?» (отрывок).  «Волк и семеро козлят». Беседа «Кто пришел к нам в дом». «Один дома»  « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»  Беседа «Нужно ли слушаться взрослых» Труд: «Книжная мастерская». «Теремок». Выставка рисунков «Моя любимая сказка». (Совместно с родителями). Физическое развитиеДвигательная деятельность Двигательная деятельность П./Игра «Зайцы и волк». П./Игра «Наседка и цыплята». П./Игра «Воробушки и кот». П./Игра «У медведя во бору». Хоровод «Гори, гори ясно». П./Игра «Лиса на охоте».  Логарифмическое упражнение «Котенок – шалун». Художественно - этетическое развитие Читательская деятельность Рисование Аппликация Лепка Двигательная деятельность Песни  Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Журавль и цапля».  «Разукрась героя сказки»  «Мишутка»  «Русская изба»  «Мисочка для трех медведей» Предварительная работа аппликация «Теремок» (крыша и окошко)  Сценка «Как звери грибы собирали»  Пропевание слов сказки «Теремок»  Драматизация сказки «Теремок
Работа с родителями:

I этап
(подготовительный) с 11 по 15 января 2016 г. 1.Знакомство с проектом. 2.Обсуждение и выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. 3.Определение содержания деятельности.
II этап
(основной) с 18 по 26 января 2016 г. Совместная деятельность родителей с детьми: 1.Просмотр мультипликационных фильмов по народным сказкам. 11
2.Беседы о героях сказок. 3.Семинар-практикум для родителей: «Хорошая речь - слаще меда».
III этап
(заключительный) с 27 по 29 января 2016 г. 1.Изготовление печатной продукции. 2.Выставка рисунков «Любимые сказки» (совместно с родителями).
Ресурсное обеспечение:
Кадровое обеспечение
Должность

Образование

Категория
1.Воспитатель: Фролова Е. В. 2.Младший воспитатель Тихонова А. Н. средне – специальное, педагогический класс при средней общеобразовательной школе №3 гор. Первоуральска 1988 год, квалификация «воспитатель детского сада», специальность - «воспитатель». 2015 г., ГБОУ СПО «Ревдинский педагогический колледж», «Информационная культура педагога», вариативный модуль «Интерактивные средства обучения» (72 часа). Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», «Проектирование образовательной деятельности в условиях в в е д е н и я и р е а л и з а ц и и ф е д е р а л ь н о г о образовательного стандарта дошкольного образования с использованием дистанционных образовательных технологий» (40 часов). Средне - специальное 1 Учебно-методическое обеспечение
Имеется

Необходимо приобрести
«Успех» примерная основная общеобразователь- ная программа дошкольного образования / [Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.; под ред. Н. В. Фединой]–М. : Просвещение, 2011 г. Детская художественная литература для чтения. Художественная литература для детей. Дидактические игры. Комплекты иллюстраций по народным сказкам, комплекты кукол для театра 12

Ожидаемые результаты:
1. Знакомство с устным народным творчеством. 2. Обогащение и активизация словарного запаса детей. 3. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели. 4. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Оценка результатов
Литература. 1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авторы-составители: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т.С. Лагода, М. Б. Зуйкова /Издательство Аркти Москва 2006.-180с. 2. Естествознание, изобразительная деятельность, художественный труд/пособие, Тематическое планирование занятий/Авторы-составители: В.Ю.Дьяченко, О. В. Гузенко, И. А. Швецова, Г.А.Мирошниченко/Волгоград-2007г.-300с. 3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова / — М.: Академия, 2000. — 416с. 4. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С.98-104. 13
5. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие. – Балашов, 2006. – 76с. 6. Майская Т. Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества [Текст]: // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы I Интернет- конференции студентов педагогических колледжей и училищ России, XI студенческой научной конференции и VI международных педагогических чтений. (Сборник статей и тезисов) / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. – Архангельск: КИРА, 2004. – 444с. 7. Муравьева О. О пользе «материнской поэзии» [Текст]: // Дошкольное воспитание. 1998г. - №3. - С.99-107. 8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192с. 9. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника [Текст]: Методическое пособие / Автор-сост. Л. Куцакова. – М.: Владос, 2005. – 144с. 10. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]: – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72с. 11.«Успех» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.; под ред. Н. В. Фединой] – М. : Просвещение, 2011 г. 14
15
Приложение 1
Тематическое занятие «Литературный калейдоскоп»
Цель: помочь детям вспомнить знакомые сказки , создать условия для диалога, Обогащать речь детей. Ход занятия: Входит воспитатель в русском сарафане, в руках лукошко с игрушками. Воспитатель: Ребята, к вам пришла бабушка Арина, она любит рассказывать сказки. А наряд у меня русский национальный, который носили очень давно ваши прапрапрабабушки. Я вас приглашаю в сказку. Дети прячутся в домик. Бабушка Арина: Стоит терем-теремок, теремок, Он не низок, не высок. Подойду, постучу. Подойду и спрошу. Кто, кто в теремочке живет, Кто, кто в не высоком живет? Дети отвечают: мы. Бабушка Арина: Пришла я к вам в гости, хочу с вами поиграть, загадки загадать, сказки рассказать( Садится на скамейку). Послушайте-ка кто это? Хвост с узорами, сапоги со шпорами, Днем распевает, время считает. Дети: Петушок. Бабушка Арина: Молодцы, правильно. (Достает игрушечного петушка) Ночь прошла, темноту унесла, Замолчал сверчок, запел петушок. 16
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку. Запел петушок, тут и солнышко яркое выглянуло. А знаете ли вы сказки? Давайте поиграем в игру «Угадай сказку». По иллюстрациям дети называют сказки. Бабушка Арина: «Летят гуси, высоко летят, переговариваются: га-га-га, га-га-га. Какие мы молодцы! Украли Ванюшку. Баба Яга похвалит нас, наградит.» О чем это гуси толкуют? Спасла сестра братца? Как это ей удалось? (Дети рассказывают.) «А вот медведь с коробом. Собирается сесть на пенек и съесть пирожок. Откуда у медведя пирожки? Съел он пирожок?» (Дети рассказывают) А теперь мы отправимся в сказочный лес. Встреча с зайцем (игрушка) В каких сказках есть зайчик? Встреча с лисонькой (игрушка) Назовите сказки с лисичкой? Встреча с котиком (игрушка) Дети рассказывают потешку про кота. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. Выйдет котя в огород- 17
Всполошится весь народ: И петух, и курица С деревенской улицы. Станут котю в гости звать, Станут котю угощать. Игра «Кот и дети» Бабушка Арина: Ладушки-ладушки, испекла я вам оладушки. (Угощение) Приложение 2
Игра – драматизация по сказке «Теремок»
и художественное творчество пластилинография - налеп стен «Теремка», украшение горохом и гречкой. (Предварительная работа – аппликация крыша и окошко теремка)
Цель:
Развивать память детей, умения отгадывать названия русских народных сказок, по загадке и наглядной картинки сказки. Формировать умения детей передавать своего персонажа сказки «Теремок», речью, мимикой, жестами и действиями. Развивать навыки работы с пластилином в создании теремка: отщипывать небольшой кусочек от целого и путём размазывания пальцем заполнить контур предмета, не вылезая за контур. Развивать моторику пальцев рук, используя горох и гречку для украшения домика. Воспитывать интерес к сказкам, аккуратность в работе с пластилином.
Ход:
Приход Бабушки – сказочницы: «Здравствуйте дети, вы меня узнали? С собой я принесла сундучок с сюрпризами. Вот первый сюрприз: Много сказок я вам рассказала, много показала. Сказки просят, а сейчас, вы, друзья, узнайте нас!» (достаю картинки – фрагменты сказок и читаю загадку, дети отгадывают: 1. Он от бабушки ушёл, И от дедушки ушёл, Песни пел под синим небом, Для лисы он стал обедом.
(«Колобок»)
18
2. Ах ты Петя – простота, сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко
(«Кот, петух и лиса»)
3. А дорога далека, А корзинка – не легка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок
(« Маша и медведь»)
4. В сказке небо синее, В сказке птицы страшные, Реченька, спаси меня, Ты спаси меня и братца
(«Гуси – лебеди»)
5. Возле леса у опушки, Трое их живут в избушке, Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки, Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)
6. Нравом зол, цветом сер, Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
7. У всех жёнушки как жёны, У него – лягушка, Но в итоге будет рад Этому Ванюша.
(Царевна-лягушка)
19
8. Бабушка за дедушку Ухватилась крепко: «Ох, никак не вытянуть, Помогите, детки!» Добрые помощники Скоро набегут, Победит упрямицу Общий, дружный труд.
(Репка)
Бабушка – сказочница: Молодцы, все мои загадки отгадали, сказки все узнали. Давайте отдохнём и построим дом для гнома: 1, 2, 3, 4, 5,(повороты вправо, влево, руки на поясе), будем строить и играть ( приседания), дом большой, высокий строим (руки вверх, на носочки), окна ставим, крышу кроем (показываем руками окно, руки над головой – имитация крыши), вот какой красивый дом (руки перед собой, показывая на дом), будет жить в нём старый гном (хлопки руками) Бабушка – сказочница: А теперь, дорогие зрители, Сказку посмотреть, не хотите ли? В любой сказке есть свой прок Девочкам и мальчикам урок. Игра – драматизация сказки «Теремок». 2 часть: Бабушка – сказочница: Сделайте в подарок «Теремки» для моих сказочных героев. Вы уже начали работу, я знаю, давайте продолжим. Вот ваши теремки (раздаю работы детей). Предлагаю образец работы, который должен получиться. Чем закрашены стены теремка? Правильно пластилином, отщипываем маленький кусочек и размазываем по стенам, не выходя за контур. Когда всю стену закрасите пластилином, можно украсить горохом или гречкой, которые стоят у вас в тарелочках. Самостоятельная деятельность детей. Бабушка – сказочница оказывает помощь по мере необходимости, напоминание, использует показ образца и т. д. Оценка от Бабушки – сказочницы: Молодцы, очень постарались. За это вот вам мой сюрприз из сундучка – новые книжки со сказками и угощение (конфеты). Прощание и уход Бабушки – сказочницы. 20


Приложение 3
Семинар-практикум «Хорошая речь-слаще меда»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение волнения и тревоги, и детям и взрослым помогают игры. Предлагаю вам встать в круг и поиграть.
«Подари улыбку другу»
Родители и педагоги образуют круг, берутся за руки. Ведущий поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом, Тот в свою очередь улыбается следующему и т.д.
«Найди пару»
Родители и педагоги идут по залу со словами: «Я иду, иду, иду. Я иду, иду к тебе. Во время движения каждый участник ловит взгляд кого-либо из игроков и, произнося слова «к тебе», образует с ним пару. (Игра повторяется 2- 3раза).
«Улыбнуться не забудь»
Родители образуют два круга - внешний и внутренний. Ведущий предлагает выучить слова песенки. Звучит музыка. Игроки, образующие внутренний круг, неподвижны, игроки. Образующие внешний круг, идут против часовой стрелки и поют. Руки ты можешь мне протянуть, Руки ты можешь мне протянуть: Правую руку, левую руку. И улыбнуться мне не забудь. Игроки внешнего круга останавливаются, поворачиваются к партнерам из внутреннего. Ведущий делает какой-либо знак, участники приветствуют друг 21
друга и меняются местами (стоящие во внешнем круге занимают места во внутреннем).Варианты приветствия: если ведущий покажет палец, игроки кивают; покажет два пальца - обмениваются рукопожатием; три пальца – кладут руки на плечи друг другу; четыре пальца – обнимаются.(Игра повторяется 4-5 раз.). (Родители рассаживаются за круглым столом.) Ведущий: Вы знаете, что в настоящее время мы работаем над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется « пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов, - лучший период для формирования любви к малой родине. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство родины начинается с восхищения тем, что вызывает отклик в душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота. Фольклор, охватывая в своих многочисленных жанрах все стороны нашей многогранной жизни, является одной из форм общественного сознания. Устной формой народной истории, памятью о жизни ушедших в прошлое предков, своеобразной народной философией. Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра. Красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая направила бы всю свою энергию и волю на защиту своей Родины, мирную жизнь и интернациональную дружбу между народами, победу добра над злом, достижение социальной гармонии. Детские фольклорные произведения с их веселыми, задорными стихами, словесной игрой, яркой образностью способствуют глубинному овладению богатствами родного языка, развитию речи. Особое место занимают колыбельные песни. Колыбельная матери - начало начал. Современные мамы поют ли колыбельные песни своим малышам?
Задание: (под песню « Спи, моя радость, усни») На листе бумаги написать

несколько строчек колыбельной песни. Прочитать. Три человека

приглашаются в центр. Им даны пупсы и текст колыбельной песни. Нужно

укачать «малыша».
Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, дитя начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку, любовь, доброту и нежность матери. И в этом смысле можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких – школа материнства, неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка. Исследования показали, что колыбельные песни снимают тревожность, 22
возбуждение , действуют на ребенка успокаивающе. Они несут свет и добро, а в народной педагогике рассматриваются как обереги. Одним из жанров народного творчества являются уговорушки.
Задание: Когда ваш ребенок капризничает, плачет, выражает протест, как вы

решаете данную ситуацию? (ответы родителей).
Представьте такое…Малыш заплакал. Вы вздыхаете: который раз на дню, сто первый? Какой-то день сегодня слёзный, без капризов – ну никак! Эх, доведет – взорвусь! Отшлёпаю. Постойте, постойте, о чём это Вы? А где ваша мудрость, терпение, такт? Устали? Бывает. Но он-то причём? Что, взяли себя в руки? Прекрасно. Теперь давайте с ним поговорим… А то – и поиграем! Вы готовы? Прочитайте стихи: а вдруг да попадётся на глаза мирилка или ворчалка, которая ни дать, ни взять – из Вашей ситуации. ( Родителям розданы листы с текстом) К эффективным средствам воспитания относится всё устное народное творчество: песни – пляски, красота быта, одежда, труд, игры, досуг. Пословицы- это «цвет народного ума», «это не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра». (В.И. Даль) В пословице заключена оценка жизни, отражены наблюдения народного ума. (Родители делятся на группы, им даны пословицы и поговорки)
Задание: продумать и продемонстрировать ситуации, в которой они

используют пословицу или поговорку с ребёнком.
Ребёнка надо постоянно побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь. Давайте проведём словесную игру.
«Объясни слово»
На столе лежат карточки с изображением различных предметов (часы, петух, кот, дом и т.д.) Участник игры берёт карточку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чём или о ком идёт речь. Затем родители придумывают загадки об этих предметах. Как «отвлекающий манёвр» с детьми мы, педагоги, используем физминутки с потешками, народные игры – забавы. Используя в своей речи устное народное творчество, мы можем воспитать достойное поколение, настоящих патриотов. Рефлексия: ваше мнение по теме семинара.

23


В раздел образования