Напоминание

"Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Заслонкина Лада Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2 "Журавушка"" городского округа г. Шарья Костромская область
Населённый пункт: г. Шарья Костромская область
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Журавушка»» городского округа город Шарья Костромской области

Консультация для воспитателей

«Организация непосредственно образовательной

деятельности

в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила старший воспитатель

Л.А. Заслонкина

1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Журавушка»» городского округа город Шарья Костромской области

г. Шарья

Время

перемен

и

законы

развития

заставляют

нас

учиться,

переучиваться

и

повышать квалификацию, изучать, сравнивать, оценивать и выбирать.

Введение «ФГОС ДО» в работу детского сада вносит свои коррективы и изменения.

Одно

из

таких

изменений

организация

непосредственно

образовательной

деятельности.

Прошло

немало

времени

с

выхода

приказа

Министерства

образования и науки №1155 от 17.10.2013 года «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования», но до сих

пор некоторые педагоги затрудняются правильно написать конспект, организовать и

провести

НОД.

Это

связано

с

тем,

что

прежняя

модель

проведения

занятий

существовала долго, и вы к ней привыкли.

Сейчас многие педагоги пытаются преобразовать занятие и сделать из него НОД.

Они

берут

конспект

занятия

«по

старинке»,

включают

вначале

какую-нибудь

проблемную ситуацию, продуктивную деятельность и – готово! А сущность не

изменилась!

Это

происходит

потому,

что педагоги

не

совсем

понимают

суть совместной

деятельности педагога с детьми, не видят, чем непосредственно образовательная

деятельность отличается от занятия.

Чтобы

правильно

организовать

НОД,

нужно

хорошо

разобраться

в

некоторых

вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД»…

Занятие

Непосредственно

образовательная

деятельность

Рабочее пространство

педагог - отдельное место за столом.

дети - за столами, как в школе

педагог

и

дети

рядом

свободное

размещение, общение друг с другом

Позиция педагога

учитель

партнер

Позиция дети

п а с с и в н а я ,

о т с у т с т в и е

в ы б о р а ,

обязательность обучения

активная, возможность выбора

Темп работы

временные рамки занятия

работа в своем темпе

Структура

3 части

- вводная (сообщение темы)

- основная

- заключительная (подведение итогов – чем

занимались?)

3 части

- вводная (создание образовательной

с и т у а ц и и ,

м о т и в а ц и я

н а

деятельность)

-

основная

(постановка

проблемы,

деятельность

детей

направлена

на

решение проблемы)

- заключительная (подведение итогов

2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Журавушка»» городского округа город Шарья Костромской области

чему

научились?,

как

нашли

решение?,

плавный

выход

и з

деятельности)

Постановка вопросов

констатирующие

проблемные

Инициатор деятельности

воспитатель

педагог и дети

Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности прежде

всего в:

- формах её организации,

- в изменении позиции педагога по отношению к детям,

- в обновлении структуры НОД.

1.

Нам предлагают отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий.

А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы

позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не

догадывались.

Для этого нам рекомендуют использовать: игровые приёмы, частую смену видов

деятельности,

разнообразные

игровые

задания,

которые

позволяют

создавать

положительный

эмоциональный

фон,

атмосферу

непринужденности,

добиваться

поставленных целей.

Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.

2. Следующая отличительная особенность – меняется стиль поведения взрослого

(педагога): от административно-регламентирующего к партнёрскому.

Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом»,

а «вместе»):

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и

дисциплинарного

принуждения),

а

чтобы

этого

достичь,

нужно

максимально

заинтересовать детей (мотивация);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии

организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Партнерская

позиция

педагога

способствует

развитию

у

ребенка

активности,

самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что

получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует

эмоциональному комфорту.

Основные

формы

работы

с

детьми

при

организации

НОД

рассматривание,

наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация

проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является

более эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и зону его

интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать.

3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Журавушка»» городского округа город Шарья Костромской области

Поэтому

задача

педагога

так

построить

НОД,

чтобы

максимально

удержать

внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.

3.

Вот

мы

перешли

к

третьей

отличительной

особенности

структура.

И

первоначально нужно создать образовательную ситуацию, продумать мотивацию, с

которой

начинается

непосредственно

образовательная

деятельность.

Мотивация

бывает разная: практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то,

что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом то, после

чего дети захотят «этим» заниматься.

Одной

из

основных

особенностей

НОД

является системно

-деятельностный

подход это

организация

и

управление

педагогом

деятельностью

ребенка

при

решении

им

специально

организованных

учебных

задач

разной

сложности

и

проблематики (Л.Г.Петерсон).

В условиях системно - деятельностного подхода ребёнок-личность выступает как

активное творческое начало, происходит его саморазвитие и самоактуализация его

личности. И именно с этой позиции необходимо соблюдать принципы построения,

или структуру НОД.

Вводная часть.

1.

Создание

образовательной

ситуации

(постановка

проблемы,

целевой

установки);

2.

мотивация детей на предстоящую деятельность.

Основная часть.

1.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми;

2.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном

контакте со взрослым;

3.

Этап осуществления самостоятельной работы детьми.

Заключительная часть.

1.

Подведение

итогов

деятельности.

Педагогическая

оценка

результатов

деятельности детей;

2.

Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность.

Итак, разберём каждую из трёх частей…

Вводная часть НОД: особенности работы по созданию образовательной ситуации

на разных возрастных этапах.

Младшая группа: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей что-то

случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое

содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся

ситуации…

Средняя группа: можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены

роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог

предлагает

детям

поиграть.

Затем

совместно

с

детьми,

действующими

в

роли,

4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Журавушка»» городского округа город Шарья Костромской области

ставится

вначале

игровая

задача

(необходимо

что-то

сделать),

а

затем

учебная

(научимся это делать).

Старшая

группа: главное

не

персонажи,

а

сюжеты,

сюжетосложения

(самого

персонажа

нет,

а

есть

письмо).

Сюжеты

могут

быть

продолжительными

(путешествие

на

машине

времени).

В

ходе

непосредственно

образовательной

деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли,

меняющиеся роли.

В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации сохраняется,

но здесь уже необходимо добавить проблемные ситуации. Проблемная ситуация –

спланированное,

специально

задуманное

педагогом

средство,

направленное

на

пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная

ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него

задачи, но ему не хватает данных, и

он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация способствует

тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение,

решает и самоконтролирует правильность этого решения.

Основная часть НОД

Наметив

задачу

для

совместного

выполнения

(дети

выбирают

себе

цель

или

несколько целей, целеполагание), взрослый, как равноправный участник, предлагает

всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности он «задает»

развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает

свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в

результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий

участников; усиливает интерес детей к работе сверстника, поощряет содержательное

общение,

провоцирует

взаимные

оценки,

обсуждение

возникающих

проблем. Ответы детей не оценивать, принимать любые. В процессе деятельности

воспитатель

всегда

спрашивает

детей

«Зачем,

почему

ты

это

делаешь?»,

чтоб

ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему

возможность самому понять: «что именно не так», можно на помощь отправить

более смышленого ребенка.

Заключительная часть НОД

Оценка

взрослым

действий

детей

может

быть

дана

лишь

косвенно,

как

сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Спросить надо: «Зачем вы все это

делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам это нужно

было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…

Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе

работы. Плавно выйти из образовательной деятельности.

При

организации

непо средственно

образовательной

д е я т е л ь н о с т и

профессиональная

позиция

педагога

состоит

в заведомо

уважительном

отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно

вам

заранее

подумать,

как

обсуждать

детские

«версии»:

не

в

жёстко-

5

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Журавушка»» городского округа город Шарья Костромской области

оценочной форме (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в

этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми. При этом в

течение

всей

НОД

ребёнок

попадает

в

ситуацию,

в

которой

ему

необходимо

аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды

коммуникации, т.е. говорить.

Проблемная ситуация, что это…

При создании проблемной ситуации необходимо учитывать - противоречие. Нет

противоречия – нет проблемной ситуации.

Если у вас возникает вопрос: зачем нужны противоречия, если ранее обходились без

них, то замечательный ответ дает С.Я.Маршак:

Он взрослых изводил вопросом «почему?».

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?».

Чтобы

эффективно

применять

проблемные

ситуации

на

занятии,

педагогу

необходимо знать способы их создания:

В ходе исследований И.Ильницкая и Л.Остапенко пришли к выводу: за небольшим

исключением, дети способны осознавать и разрешать под руководством педагога те

же типы противоречий, что и школьник, и взрослый, и ученый.

Рассмотрим, какие вопросы, кроме тех, которые мы в основном задаем, можно

задать детям при постановке проблемы, чтобы помочь им осознать противоречие и

помочь сформулировать проблему.

1. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом

жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными

фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. А сделать это

можно с помощью:

- опыта,

- рассказа об опыте,

- различных наглядных средств, ТСО

- практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых

заданий.

Что интересного заметили? Почему так получилось? Как мы можем узнать,

проверить..? Что нам нужно сделать, чтобы…? Как найти решение? Что нужно

узнать, чтобы получилось? Чему нам нужно научиться, чтобы получилось?

2.Проблемная

ситуация

возникает

при

несоответствии

известного

и

требуемого

способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми

способами.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Не получилось? Почему не

получилось?

6

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Журавушка»» городского округа город Шарья Костромской области

3. Проблемная ситуация можно создавать, побуждая детей к сравнению,

сопоставлению и противопоставлению противоречивых

- фактов, явлений

- мнений ученых, писателей, сказочных героев

- мнений самих дошкольников

- различных вариантов тестов произведений, сказок, видов искусств.

Почему так получилось? Чего мы не знаем (не умеем)?

4.Проблемная ситуация можно создать, учитывая и используя типичные ошибки

детей или односторонний подход к явлениям.

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Формы организации детей

формы организации обучения

особенности

индивидуальная – педагог обучает

одного ребенка (коррекционная

работа)

позволяет индивидуализировать обучение

(содержание, методы, средства), требует от

ребенка больших нервных затрат; создает

эмоциональный дискомфорт; ограничение

сотрудничества с другими детьми.

групповая – совместное выполнение

задания несколькими детьми

группа делится на подгруппы.

фронтальная – одновременно

обучается группа детей

работа со всей группой, единое

содержание, четкая организационная

структура, возможность взаимодействия

детей.

Как продемонстрировать детям свое уважение

- Всегда называйте детей по имени.

- Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.

- При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки

или садитесь на низкий стул.

- Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.

- Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте

сделать это.

- Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.

- Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.

- Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь

Советы воспитателям по организации НОД:

- Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.

- Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического

конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.

7

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Журавушка»» городского округа город Шарья Костромской области

- Подводите детей к выводам, обобщениям.

- Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.

- Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.

- Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь

влияют на развитие детей.

- Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь,

заинтересовать, удержать внимание детей.

- Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это

важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.

-

После

выполнения

детьми

заданий

поговорите

с

детьми

о

том,

как

удалось

добиться результата, у кого получилось и почему.

8



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники