Автор: Акулова Анна Евгеньевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ "Олимпиец"
Населённый пункт: город Воркута
Наименование материала: научное исследование
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ"
Раздел: высшее образование
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ
Исполнитель:
студент 9510 группы
Акулова Анна Евгеньевна
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………...…………...
3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….
5
1.1. Анатомические и физиологические особенности детей и
подростков ..……………………………………………………
5
1.2. Функциональное состояние дыхательной и
сердечно-сосудистой систем у юных пловцов …...…………..
13
1.3. Влияние занятий спортивным плаванием на физические и
функциональные показатели детей …...………………………
20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………...
24
2.1. Организация исследования .………………………………….
24
2.2. Методы исследования ..……………………………………….
24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ….
27
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………….
33
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………..
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………...…………………………………………
35
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции в развитии плавания позволяют рассматривать
этот
вид
спорта,
как
спорт
юных.
В
плавании
возможна
не
только
исключительно ранняя специализация, но и достижение высоких спортивных
результатов в подростковом и юношеском возрасте.
Этапы
предварительной
и
начальной
подготовки,
являясь
неотъемлемой
частью
многолетнего
процесса
подготовки
юных
спортсменов,
имеют
свои
специфические
особенности,
обусловленные
целями и задачами данных этапов, а также спецификой избранного вида
спорта (Зернов В.И., 1998; Мельникова О.А., 2009).
Тренировочная
работа,
по
мнению
большинства
специалистов,
на
этапе
предварительной
подготовки,
учитывая
возраст
занимающихся,
должна посвящаться всестороннему развитию юных спортсменов с учётом
возрастного развития основных функциональных систем организма. На
данном этапе подготовки не ставится задача углублённой специализации.
Спортивные
занятия
должны
проходить
с
учётом
разносторонней
подготовки с последующей углублённой специализацией. Разносторонняя
подготовка,
осуществляемая
в
первые
годы
спортивных
занятий,
обеспечивает
неуклонный
прогресс
спортивных
результатов
н а
протяжении
всего
многолетнего
процесса
спортивной
тренировки
и
выступает
как
эффективное
средство
создания
прочного
фундамента
спортивного
мастерства,
позволяя
добиваться
гармоничного
развития
всех физических качеств юного спортсмена.
Методика обследования юных пловцов предусматривает объективный
контроль
за
их
физическим
развитием
(методом
антропометрических
измерений), за состоянием здоровья (методом физикального обследования,
электрокардиографии,
рентгеноскопии
грудной
клетки
и
т.д.),
за
ходом
нарастания тренированности (при использовании функциональных проб), а
3
также возможность своевременного распознавания признаков переутомления
или перенапряжения (Жуков Р.С., 2003; Гоготова В.Л. и др., 2006).
Объект исследования – спортсмены 6-8 лет, занимающиеся спортивным
плаванием.
Предмет
исследования
–
особенности
функционирования
сердечно-
сосудистой системы юных пловцов.
Целью
данной
работы
являлось
определение
влияния
физических
нагрузок
при
занятиях
плаванием
на
сердечно-сосудистую
систему
спортсменов 6-8 лет.
Задачи:
1.
Изучить реакцию и степень
восстановления сердечно-сосудистой
системы
на
различные
виды
нагрузок
у детей,
занимающихся
спортивным плаванием.
2.
Определить
гипоксическую
устойчивость
детей
6-8
лет,
занимающихся спортивным плаванием.
3.
Определить
изменения
в
работе сердечно-сосудистой
системы
юных спортсменов после трехмесячного мезоцикла занятий плаванием.
4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Анатомические и физиологические особенности
детей и подростков
Для плавания имеет большое значение хорошая плавучесть тела. Дети,
как правило, обладают хорошей плавучестью лучше, чем взрослые, за счет их
удельного веса.
Гибкость и подвижность суставов позволяет детям быстрее осваивать
технику спортивных способов плавания. Причем техника эта рациональна и
экономична,
так
как
хорошая
плавучесть
позволяет
не
тратить
силы
на
поддержание тела на поверхности воды, а отдать максимум энергии для
продвижения вперед.
По мнению Н.Ж. Булгаковой (1993), успехи в плавании во многом
зависят
от
гидродинамических
качеств
плывущего,
таких
как
форма
и
поверхность тела. Они определяют оптикаемость, плавучесть, устойчивость
равновесия
и
другие
качества
пловца.
Тело
ребенка
имеет
лучшую
оптикаемость
и
создает
меньшее
сопротивление
при
движении
в
воде.
Поперечное сечение тела у ребенка меньше, чем у взрослого, что так же
уменьшает
сопротивление
воды
и
позволяет
затрачивать
меньше
сил
на
продвижение вперед.
Мышечная система у девочек менее развита, чем у мальчиков, мышцы
девочек более длинные и плоские. Зато девочки имеют лучшие показатели в
гибкости, плавучести.
Переход
от
младшего
школьного
возраста
к
среднему
и
старшему
школьному возрасту связан с периодом полового созревания и постепенным
превращением ребенка во взрослого. Внешне этот процесс больше всего
выражается увеличением размеров тела в длину и ширину.
Развитие
опорно-двигательного
аппарата
и
физических
качеств
происходят гетерохронно, т.е. не одновременно, что необходимо учитывать
при выборе тренировочных упражнений преимущественной направленности.
5
Важнейшие
показатели
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
систем,
характеризующие готовность организма к перенесению нагрузок, изменяются
за школьные годы и связанны с ростом и развитием ребенка. Эти показатели
изменяются так же под воздействием физических упражнений.
Кровь
транспортирует
питательные
вещества
и
кислород
по
всему
организму. По сосудам у детей протекает почти вдвое больше крови, чем у
взрослых.
Сердце
детей
по
отношению
к
величине
тела
больше,
чем
у
взрослых.
Ударный объем сердца у детей меньше, чем у взрослого. Поэтому
сердце
ребенка
сокращается
чаще,
чем
у
взрослого.
Занятия
плаванием
укрепляет
сердечную
мышцу,
что
проявляется
в
уменьшении
частоты
сердечных сокращений.
Ряд авторов (Макаренко Л.П., 1974; Воронцов А.Р., 1990) установили,
что кровяное давление у детей до полового созревания почти в два раза ниже,
чем
у
взрослого,
и
отличается
непостоянством.
Относительно
низкое
кровяное
давление
у
детей
можно
объяснить
более
широким
просветом
сосудов и их меньшей длиной, что уменьшает сопротивление току крови.
Частота пульса в этом возрасте не устойчива, не редко возникает аритмия.
К особенностям строения органов дыхания у детей относится нежность
их тканей, легкая ранимость слизистых оболочек выстилающих дыхательные
пути, обилие в них кровеносных и лимфатических сосудов.
Активная
поверхность
легких,
а
так
же
количество
крови,
протекающих через легкие в единицу времени у детей относительно больше,
чем
у
взрослых,
диаграмма
высоко
приподнята,
а
дыхательные
мышцы
развиты довольно слабо.
У
детей
младшего
школьного
возраста
преобладает
тип
грудного
дыхания. Грудная клетка в этом возрасте приподнята, ребра при дыхании не
могут опускаться так низко, как у взрослых.
6
Физическую
работоспособность
и
уровень
его
функциональной
готовности лучше всего характеризует такой показатель как максимального
потребления кислорода (МПК).
С возрастом и увеличением массы тела МПК повышается. Величины
поглощения кислорода у девочек и мальчиков до 12 летнего возраста почти
одинаковые.
У детей школьного возраста особенно в период полового созревания
значительно увеличивается прирост жизненной емкости легких.
К возрастным особенностям организма детей и подростков относятся
интенсивность
энергетического
объема,
что
связанно
с
происходящими
процессами роста и развития ребенка. Так, у юных пловцов 10-11 летнего
возраста зарегистрировано резкое увеличение абсолютных показателей МПК,
и PWC.
Энергетический
обмен
у
детей
протекает
интенсивнее,
чем
у
взрослых,
поэтому
они
нуждаются
в
большем
количестве
воздуха,
чем
взрослые. Повышенная потребность в интенсивной вентиляции легких у
детей
и
подростков
связанно
с
построением
и
развитием
тканей
и
увеличением
массы
тела.
Интересно,
что
энергетические
траты
на
физическую нагрузку у детей в возрасте 9-10 лет выше, чем в остальных
возрастах (Макаренко Л.П., 1974).
В
школьном
возрасте
функциональные
приспособительные
возможности организма очень высоки, наблюдается быстрая утомляемость и
такое
же
быстрое
восстановление
функций
организма
после
мышечной
работы.
К основным особенностям восприятия и поведения детей относится
высокая
эмоциональность
и
легкая
возбудимость.
У
детей
младшего
школьного
возраста
восприятие
окружающего
мира
предметны
и
имеют
конкретно
образный
характер.
Отсутствие
усидчивости,
развитого
произвольного внимания и умения сосредоточиться требует использования
7
при проведении занятий разнообразного учебного материала, методов и форм
его преподавания, частой смены заданий.
Ускорение возрастных темпов индивидуального развития обозначается
термином
«акселерация»
или
«ускорение».
При
этом
имеются
в
виду
процессы роста и созревания структурных частей и функций организма с
учетом
хорошо
известных
проявлений
различных
по
продолжительности
протекания
и
не
совпадают
со
временем
их
начала
и
окончания.
Соответственно, противоположные процессы замедления роста и развития
обозначаются термином «ретардация» (Гужаловский А.А., 2001).
При изучении акселерации или ретардации нельзя использовать эти
термины
лишь
в
давно
известном
и
хорошо
изученном
явлении
–
пубертатном ускорении роста или рассуждать об акселерации вообще, имея в
виду лишь ускорение роста при сравнении высоко – и низкорослых детей.
Поэтому термины акселерация или ретардация употребляются лишь
для обозначения явления ускоренного или замедленного темпов развития
человека,
заключающегося
в
относительно
синхронном
ускорении
или
замедлении
процессов
роста
и
созревания
различных
частей
и
функций
организма с учетом, конечно, хорошо известных проявлений гетерохронии
этих процессов.
В краткой характеристике отдельных возрастных периодов невозможно
учесть индивидуальные особенности роста и развития каждого ребенка, тем
более,
что
паспортный
возраст
не
всегда
соответствует
биологическому.
Черты,
связанные
с
акселерацией,
разные
темпы
физического
развития
мальчиков
и
девочек,
разница
между
биологическим
и
календарным
возрастом
требуют
рационального
сочетания
групповых
форм
занятий
с
индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Эффективность педагогического процесса определяется соответствием
форм
и
методов
работы,
дозировки
и
направленности
упражнений
возрастным особенностям занимающихся (Булгакова Н.Ж., 1990).
8
Физиче ско е
р а з в и т и е –
закономерный
процесс
изменения
морфологических и функциональных особенностей организма, протекающий
в
зависимости
от
внутренних
причин
(возраста,
состояния
здоровья,
наследственных факторов) и условий жизни человека (Ермолаев Ю.А., 1985).
Физическое развитие отражает влияние социальной среды, при этом
значительное
воздействие
оказывают
бытовые
условия,
образ
жизни,
физическое воспитание, спорт.
Регулярная
проверка
физического
развития
юных
спортсменов –
необходимое
условие
правильного
решения
ряда
практических
вопросов,
связанных с их подготовкой. Такой контроль имеет важнейшее значение в
плавании,
в
котором
ранняя
спортивная
специализация
и
в
дальнейшем
процесс
спортивного
совершенствования
в
большой
мере
связаны
с
особенностями структуры и форм тела.
Вид
спорта,
объем
и
интенсивность
используемых
тренировочных
нагрузок, несомненно, определяют степень влияния тренировки на уровень и
динамику физического развития. Однако изменения показателей физического
развития
юных
пловцов
всегда
должны
оцениваться
с
учетом
закономерностей возрастно-полового развития, с которыми они теснейшим
образом связаны. В такой же мере при оценке результативности подготовки
юных
пловцов
в
каждом
конкретном
случае
необходимо
принимать
во
внимание индивидуальные особенности динамики процесса биологического
созревания
и
связанного
с
ним
формирования
морфологических
и
функциональных свойств организма (Булгакова Н.Ж., 1993).
Спортсмены, специализирующиеся в разных видах плавания, имеют
некоторые
различия
в
размерах
тела
и
типе
телосложения,
что
в
определенной мере обусловлено влиянием специфических особенностей их
двигательной деятельности. Классификация телосложения строится с учетом
развития
костно-мышечной
и
жировой
ткани.
Лиц
атлетического
телосложения
отличает
выраженное
развитие
костяка
(с
выделяющимися
9
эпифизами), развитая мускулатура, преобладание ширины плеч над шириной
таза. Лиц пикнического телосложения – усиленное развитие жировой ткани,
сглаженный рельеф мускулатуры и костяка, тупой надчревный угол грудной
клетки.
Лиц
астенического
типа
строения
тела
–
наличие
небольшого
жироотложения,
тонкого
костяка
и
недостаточное
развитие
мускулатуры.
Следует иметь в виду, что «чистые» типы строения тела, как правило, не
встречаются. Для каждого человека характерны различные сочетания черт
этих крайних типов, а преобладание признаков какого-либо из них дает
основание отнести особенности телосложения конкретного индивида к тому
или иному типу (Булгакова Н.Ж., 1993).
Однако,
как
показывают
наблюдение,
межгрупповые
различия
морфологических
и
некоторых
функциональных
особенностей
пловцов
разной специализации связаны главным образом с естественным отбором
индивидуумов, обладающих особенностями физического развития и типа
т е л о с л ож е н и я ,
с п о с о б с т ву ю щ и м и
у с п е ш н ом у
с п о р т и в н о м у
совершенствованию
в
том
или
ином
виде
плавания.
Это
необходимо
учитывать
при
подготовке
юных
пловцов,
обеспечивая
своевременную
и
рациональную ориентацию их при выборе специализации в плавании.
Установлено,
что
разные
темпы
процесса
полового
созревания
обусловливают
существенные
индивидуальные
различия
физического
развития в пределах одинакового паспортного возраста.
Одним
из
признаков
физического
развития
человека
является
плотность
его
тканей,
точнее,
удельный
вес
тела.
Многие
исследования
свидетельствуют
о
том,
что
при
характерных
для
пловцов
высоких
показателях физического развития у них по сравнению с представителями
других видов спорта небольшой удельный вес тела.
Удельный вес тела в значительной мере определяет его плавучесть,
которая
наряду
с
формой
и
мышечным
рельефом
тела
обусловливает
гидростатические и гидродинамические качества пловца. При передвижении
10
пловца в воде возникает сопротивление перемещению его тела, зависящему в
большей
степени
от
указанных
качеств.
При
этом
существует
прямая
зависимость
между
величиной
сопротивления
и
тяговыми
усилиями,
развиваемыми спортсменом.
Пловец, обладающий оптимальными гидродинамическими качествами,
затрачивает
меньшие
усилия
для
своего
передвижения.
Ухудшение
же
с
возрастом этих качеств компенсируется увеличением мышечных усилий, что
приводит к необходимости дополнительно наращивать мускулатуру, а это
может еще более снизить гидродинамические качества.
Взаимодействие
с
водной
средой
обусловливает
большое
значение
такого качества, как умение правильно дифференцировать свои ощущения
при передвижении в воде и адекватно прилагать мышечные усилия (так
называемое
чувство
воды).
Эти
ощущения
зависят
от
функциональных
свойств,
главным
образом
кожного
и
мышечно-суставного
анализаторов
(Каунсильмен Д., 1982).
Специализация в том или ином виде плавания в определенной степени
обусловливает
требования,
предъявляемые
к
организму,
в
частности
к
физическому развитию. Например, положение тела пловца в воде и особый
характер гребковых движений при плавании на спине не позволяют ему
использовать мускулатуру в той мере, в какой это возможно при плавании
другими способами. Имеет значение и длина дистанции. Характер работы
спортсмена
при
продолжительном
плавании
на
длинных
дистанциях
существенно отличается от кратковременной работы на коротких дистанциях
и предъявляет иные требования к типу телосложения пловца.
Давая
общую
характеристику
физического
развития
юных
пловцов
высокой квалификации, можно отметить следующее.
Для
пловцов
независимо
от
возраста
и
пола
характерны
большие
величины длины тела и жизненной емкости легких (Дятлов Д.А., 2003).
Некоторые
особенности
физического
развития,
телосложения
и
11
биологического
созревания,
по-видимому,
являются
благоприятными
для
достижения
высоких
спортивных
результатов
в
определенных
видах
плавания и на дистанциях разной длины. Существует оптимальный уровень
биологической зрелости, о чем свидетельствует тот факт, что лучшие свои
результаты спортсмены могут показывать, имея разный паспортный возраст,
но одинаковый балл биологического возраста (Чеботарева И.Ф., 1996).
Пловцы
астенического
или
пикнического
телосложения,
которым
свойственны более позднее половое созревание, невысокий уровень развития
силы, а также высокая чувствительность кожного анализатора, имеют более
благоприятные
предпосылки
для
специализации
в
плавании
на
длинных
дистанциях и на спине.
Наблюдение показывает, что тесная связь между размерами тела и
результативностью
плавания
в
юношеском
возрасте
зависит
от
индивидуальных темпов полового созревания. Раннее половое созревание
создает
лишь
преходящее
преимущество
в
юношеском
возрасте,
которое
может
в
дальнейшем
не
сохраниться
и
привести
к
отсеву
из
числа
высококвалифицированных пловцов. Между тем еще нередко подростки с
замедленным темпом полового созревания ошибочно рассматриваются как
м а л о п е р с п е к т и в н ы е
в
о т н о ш е н и и
у с п е ш н о го
с п о р т и в н о г о
совершенствования.
Опыт
показывает,
что
для
большинства
ведущих
мастеров спорта характерны нормальные (средние) или даже поздние сроки
полового созревания.
Наступление половой зрелости у девушек сопровождается усилением
степени жироотложения в области ягодиц, бедер и задней поверхности плеча,
и за счет этой неактивной ткани увеличивается масса тела. В связи с этим
незначительно
повышаются,
а
чаще
всего
уменьшаются
показатели
относительной силы. В этом периоде снижается кожная чувствительность.
Все это может привести к стабилизации спортивных результатов.
12
Приведенные
данные
о
физическом
развитии
юных
пловцов,
взаимосвязи
с
возрастно-половым
развитием,
о
преимуществах
определенных морфофункциональных особенностей для специализации в тех
или
иных
видах
плавания
имеет,
важное
практическое
значение.
Они
необходимы
для
обоснованного
спортивного
отбора,
рациональной
ориентации
при
выборе
способа
плавания,
правильной
оценки
эффективности
применяемых
средств
подготовки
юных
пловцов,
для
управления процессом тренировки исходя из индивидуальных особенностей
их организма.
1.2. Функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой
систем у юных пловцов
Уровень развития аппарата внешнего дыхания и кровообращения у
юных
пловцов
во
многом
определяет
диапазон
работоспособности
их
организма и является одним из факторов, обусловливающих возможность
достижения высоких спортивных результатов.
Повышенно е
пот ребление
кислорода
организмом
ю ных
высококвалифицированных пловцов при плавании в значительной степени
обусловлено более совершенным состоянием систем, осуществляющих его
доставку во внутреннюю среду организма, чем у менее квалифицированных
пловцов того же возраста и тем более у не занимающихся спортом.
Физические
нагрузки
вызывают
перестройки
различных
функций
организма, особенности и степень которых зависят от мощности и характера
двигательной деятельности (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2005).
Как известно, эффективность функционирования аппарата внешнего
дыхания в целом зависит от способности составляющих его звеньев (верхних
дыхательных путей, воздухоносных путей – трахеи, бронхов, легких и их
конечных участков – альвеол), а также дыхательных мышц обеспечивать при
13
вдохе–выдохе
наибольший
объем
легочной,
вентиляции
и
оптимальные
условия для перехода кислорода из альвеол в легочные капилляры, в кровь.
Эффективность
кислородтранспортной
функции
ап п а р ат а
кровообращения обусловливают сила и мощность сокращений сердечной
мышцы,
объем
крови,
изгоняемой
сердцем,
зависящий
от
емкости
его
полостей, что в целом определяет скорость перемещения и общий объем
крови,
циркулирующей
по
сосудам
тела
(Волков
Н.И.,
2004).
Большое
значение имеет оптимальное перераспределение крови внутри сосудистого
русла.
Несмотря
на
существенные
различия
в
функциональном
состоянии
аппарата
внешнего
дыхания
и
кровообращения
у
юных
пловцов
(детей,
подростков и юношей), показывающих высокие спортивные результаты, и их
сверстников – не спортсменов, организм у тех и у других еще не достиг
зрелости
и
их
возрастное
развитие,
и
формирование
происходит
в
соответствии
с
едиными
общебиологическими
закономерностями
(Чеботарева И.В., 1996).
Особенности строения воздухоносных путей у детей обусловливает
большее, чем у взрослых, поступление кислорода из окружающего воздуха в
1
мин
на
единицу
альвеолярной
поверхности.
Это
в
какой-то
мере
компенсирует
меньшую
диффузионную
способность
легких
у
детей.
С
возрастом данная способность улучшается параллельно с развитием аппарата
внешнего дыхания. Это находит отражение в показателе, характеризующем
разницу
в
содержании
кислорода
во
вдыхаемом
и
выдыхаемом
воздухе
(процент использования кислорода). У 7-летних она составляет 2.9%, у 12-13-
летних – 3.6%, у 14-15-летних – 4.5%, у взрослых – 5%.
При
дыхании
в
воздухоносных
путях
возникает
сопротивление
воздушному потоку, преодолеваемое благодаря работе дыхательных мышц.
Сила
этих
мышц
и
скорость
воздушного
потока
на
вдохе
и
выдохе
14
увеличиваются
с
возрастом,
особенно
интенсивно
в
подростковом
и
юношеском.
Если у детей, не занимающихся спортом, как правило, интенсивность
выдоха больше, чем интенсивность вдоха, то у юных пловцов, наоборот,
интенсивность вдоха больше, чем интенсивность выдоха (Кузнецов В.И.,
2000). Это говорит о большей силе мышц, осуществляющих вдох, которая
развивается в процессе систематических занятий плаванием.
У детей и подростков в отличие от взрослых при физической нагрузке
минутный объем дыхания увеличивается в большей мере за счет учащения
дыхательных движений и в меньшей мере за счет дыхательного объема,
глубины дыхания. Более поверхностное дыхание менее экономно. Взрослые
же способны благодаря достаточному развитию дыхательной мускулатуры
значительно увеличивать глубину дыхания при нагрузке.
Условия водной среды при плавании затрудняют деятельность аппарата
внешнего дыхания. Давление воды на грудную клетку ограничивает глубину
дыхания,
особенно
у
детей,
у
которых
еще
невысоки
функциональные
возможности дыхательного аппарата, недостаточно развиты масса и сила
дыхательных мышц, что в целом затрудняет вдох и облегчает выдох. При
выдохе
в
воду
пловец
должен
также
преодолевать
ее
сопротивление,
несмотря на облегчающее выдох давление массы воды на грудную клетку.
Несмотря
на
наличие
этих
условий,
облегчающих
деятельность
аппарата кровообращения при плавании, у юных высококвалифицированных
пловцов
могут
быть
существенные
сдвиги
в
морфологическом
и
функциональном состоянии сердца. Это обусловлено тем, что достижение
высоких
спортивных
результатов
в
плавании
требует
значительного
напряжения
всех
функций
организма.
При
этом
чрезвычайно
высокие
требования предъявляются к сердечной деятельности. Ведь развивающаяся у
спортсменов
при
выполнении
больших
циклических
нагрузок
на
суше
кислородная
недостаточность
организма
усугубляется
в
процессе
15
плавательных
нагрузок
в
связи
с
затрудненными
условиями
дыхания
и
особенностями
деятельности
аппарата
кровообращения
при
задержках
дыхания и натуживании. Вследствие этого особая нагрузка падает на правые
отделы сердца – правое предсердие и правый желудочек (Дятлов Д.А., 2003).
У юных высококвалифицированных спортсменов сердце развивается,
как отмечалось выше, в соответствии с общебиологическими возрастными
закономерностями. Его мощность увеличивается с возрастом, но еще не
достигает
к
завершающему
этапу
периода
полового
созревания
уровня,
характерного для спортсменов зрелого возраста.
У
детей
младшего
школьного
возраста
соотношение
показателей
развития
сердца
и
весоростовых
данных
в
наибольшей
мере,
чем
у
подростков
и
юношей,
способствует
адаптации
к
нагрузкам,
требующим
общей выносливости.
Развитие
сердца
с
возрастом
происходит
неравномерно.
У
детей
младшего школьного возраста вес и объем сердца увеличиваются медленно;
на этапе полового созревания наблюдается скачок в темпах его развития,
затем они относительно замедляются. У детей, подростков и юношей нередко
отмечается отставание темпов его развития от увеличения роста и веса тела.
Должное соответствие достигается только в более старшем возрасте.
Объем крови, изгоняемой сердцем при каждом сокращении (ударный
объем крови), увеличивается с возрастом и наиболее интенсивно на этапе
полового созревания, так же, как и объем крови, изгоняемой за 1 мин. У
девочек
показатели,
характеризующие
развитие
сердца,
ниже,
чем
у
мальчиков.
В связи с происходящими в процессе систематической тренировки
структурными
и
функциональными
изменениями
сердца
подростки
и
юноши-пловцы опережают по темпу его развития своих сверстников, не
занимающихся
спортом,
на
1 - 2
г о д а .
У ж е
у
1 5 -16-летних
высококвалифицированных
пловцов
сердце
достигает
уровня
развития,
16
свойственного
людям
зрелого
возраста,
не
занимающимся
спортом.
Это
проявляется в более высоком темпе увеличения мышечной массы сердца и
объема. Увеличение размеров сердца происходит за счет физиологического
расширения
его
полостей
и
физиологической
гипертрофии
миокарда
(утолщение сердечной мышцы).
Расширение полостей сердца обусловлено тем, что в состоянии покоя
желудочки сердца содержат больше крови, чем ее изгоняется при каждом
сердечном сокращении. Объем остающейся в желудочке крови может быть в
два раза больше, чем объем изгоняемой крови. Этот остаточный объем крови
увеличивается с нарастанием тренированности спортсмена, и соответственно
возрастает объем сердца (Кузнецов В.И., 2000).
Данные показатели являются мерой функционального резерва сердца –
чем
больше
объем
полостей
сердца,
заполненных
остаточным
объемом
крови, тем большая величина ударного объема крови может быть достигнута
при физической нагрузке, но, конечно, при условии хорошей сократительной
способности сердца. А известно, что чем большие объемы крови способно
«перекачать»
сердце
при
нагрузке,
тем
выше
эффективность
кислород
–
транспортной функции аппарата кровообращения, больше кислорода может
быть доставлено из легких в ткани и в итоге тем выше работоспособность
организма.
Сердечнососудистые заболевания влекут за собой нарушение работы
практически
всех
систем
человека,
включая
дыхательную,
нервную,
пищеварительную, мышечную. Это происходит потому, что больные сердце и
сосуды не в состоянии обеспечить достаточным количеством кислорода и
питательными
веществами
весь
организм.
Ученые
установили,
что
из
поступившего с кровью кислорода 65-70% потребляет само сердце, головной
мозг – 25%, мышцы – около 5%. Отсюда понятно, как важно для сохранения
здоровья
поддерживать
сердечнососудистую
систему
в
хорошем
рабочем
17
состоянии.
Для
этого
необходимы
систематические
адаптированные
нагрузки. (Кадамонова Н.Н., 2001).
Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в
единицу
времени
не
позволяют
достичь
больших
величин
потребления
кислорода,
развить
и
длительно
поддерживать
высокую
интенсивность
мышечной деятельности.
Однако
мышца
сердца
ребенка
благодаря
широкому
просвету
коронарных
сосудов
и
быстрому
кровообращению
обильно
снабжается
кровью. Соотношение показателей развития сердца и массо-ростовых данных
у
них
более
выгодное,
чем
у
подростков
и
юношей.
Значительная
эластичность стенок кровеносных сосудов, невысокий уровень артериального
давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому у детей
младшего школьного возраста сердце сравнительно выносливо и хорошо
адаптируется к циклическим упражнениям умеренной интенсивности.
Установлено также, что у пловцов диаметр артерий, в том числе и
венечных, увеличивается в 1.5-2 раза.
При
соблюдении
постепенности
для
детей
6-8
лет
посильны
относительно продолжительные учебно-тренировочные упражнения мягкого
характера,
например
бег
и
плавание
с
умеренной
интенсивностью.
Относительно продолжительные упражнения в плавании по сильны для них
еще и потому, что здесь в работе принимают участие почти все основные
мышечные
группы,
выполняя
роль
своеобразного
мышечного
насоса,
помогающего
сердцу.
Плавание
с
умеренной
интенсивностью
хорошо
развивает и укрепляет сердечнососудистую систему, что особенно важно в
преддверии пубертатного периода с его неравномерными темпами развития
различных органов и систем.
В
младшем
школьном
возрасте
заметно
увеличивается
жизненная
емкость легких. На развитие дыхательной системы большое стимулирующее
влияние оказывают занятия плаванием. Например, показатели максимальной
18
легочной
вентиляции
6-8-летних
спортсменов,
занимающихся
2-3
года
плаванием,
соответствуют
аналогичным
показателям
14-15-летних
подростков, не занимающихся спортом. Поэтому пловцам младшего возраста
рекомендуются специальные упражнения на суше и в воде для постановки
ритмичного и полноценного дыхания.
Горизонтальное
положение
тела,
а
также
циклические
движение,
связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое
диафрагмальное
дыхание
и
взвешенное
состояние
тела
–
все
это
способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его
работы.
В результате занятий плаванием снижается систолическое давление,
повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.
У
систематиче ски
занимающихся
плаванием
от м еч а е т с я
физиологическое снижение частоты сердечных сокращений – брадикардия.
При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.
Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой
системе
происходят
положительные
изменения
(в
виде
усиления
сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы
сердца),
которые
ведут
к
более
быстрому
транспортированию
крови,
насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним
органам, что способствует активизации общего обмена веществ (Дятлов Д.А.,
2003).
Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания
заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении
подвижности
грудной
клетки,
легочной
вентиляции,
жизненной
емкости
легких (ЖЕЛ), потребления кислорода кровью. При плавании в дыхании
участвуют самые отдаленные участки легких, и в результате исключаются
застойные
явления
в
них.
Кроме
того,
плавание
с
задержкой
дыхания,
ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии. Все
19
выше
сказанное
позволяет
сделать
вывод,
что
плавание
является
эффективным
средством
укрепления
и
развития
дыхательной
системы
(Каптелин А.Ф., 1987; Вахитов И.Х. и др., 2008).
При
плавании
человек
находится
в
состоянии
гидростатической
невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на
него веса тела – это создает условия для нормирования нарушений осанки,
увеличивает
двигательные
возможности
и
содействует
их
развитию.
Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше,
чем у спортсменов других специализаций.
Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в
работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию
мускулатуры.
Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически
отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.
По своим динамическим характеристикам плавание является одним из
доступных средств физической культуры занимающихся различного возраста
и подготовленности.
1.3. Влияние занятий спортивным плаванием на
физические и функциональные показатели детей
Плавание как спорт наиболее соответствует детскому возрасту. Оно
является
прекрасным
средством
закаливания
и
повышения
стойкости
организма к воздействию низких температур и другим изменениям внешней
среды.
Ряд авторов (Озолин Н.Г., 1988; Булгакова Н.Ж., 2004) считают, что
занятия плаванием прививают стойкие гигиенические навыки, укрепляют
нервную систему.
Нервная система детей и подростков чрезвычайно подвижна, процессы
возбуждения,
как
правило,
преобладают
над
процессами
торможения.
20
Поэтому
дети
более
впечатлительны,
эмоциональны,
восприимчивы,
что
способствует быстрой утомляемости, создает опасность перевозбуждения и
усталости. Плавание является не заменимым средством для уравновешивания
этих процессов. Температура воды и однообразные циклические движения
оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему школьников.
Занятия плаванием делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий
сон (Навроцкий В.В., 2002).
По
мнению
Н.Ж.
Булгаковой
(1996),
занятия
плаванием
прекрасно
развивают дыхательную мускулатуру и органы дыхания. Как известно, при
плавании кролем, брассом, баттерфляем вдох и выдох затруднены – при вдохе
приходится преодолевать давление воды на тело, а при выдохе сопротивление
воды
на
тело.
Поэтому
дыхательные
мышцы,
принимающие
усиленное
участие в работе, со временем укрепляются и развиваются. В результате
увеличивается жизненная емкость легких и экскурсия грудной клетки.
Занятия
плаванием
–
лучшая
тренировка
дыхательной
системы.
Плавание
улучшает
вентиляцию
легких,
закрепляет
навык
глубокого
и
ритмичного дыхания. Умение правильно дышать имеет большое значение для
всего
организма.
Правильный
ритм
дыхания
с
укороченным
вдохом
и
удлиненным выдохом облегчает выполнения физических упражнений.
Не
установившийся
ритм
дыхания
наиболее
характерен
для
детей
младшего школьного возраста. Частота дыхания резко увеличивается при
физических напряжениях и в эмоциональном состоянии. Это объясняется
высокой возбудимостью дыхательного центра в продолговатом мозге.
Занятия
плаванием
благотворно
влияет
на
сердечно-сосудистую
систему. Ритмическое дыхание во время плавания положительно сказывается
на действии сердечно-сосудистой системы. Механическое воздействие воды
на
поверхность
тела
помогают
оттоку
крови
от
периферии,
и
облегчает
передвижение ее к сердцу (Булгакова Н.Ж., 2001).
21
У детей школьного возраста довольно часто появляются нарушения
осанки,
связанные
с
искривлением
позвоночника.
Обследования
детей
с
нарушением
осанки
показали,
что
все
они,
как
правило,
имеют
плохой
«мышечный
корсет»,
то
есть
слаборазвитые
мышцы
спины,
которые
не
держат позвоночник в нужном положении. Плавание незаменимое средство
для
создания
такого
«корсета».
Благодаря
симметричным
движениям
и
горизонтальному
положению,
разгружающему
позвоночный
столб
от
давления на него веса тела, плавание является прекрасным корректирующим
упражнением, устраняющим различные нарушения осанки детей (Колгушин
Л.Н.,
1986;
Навроцкий
В.В.,
2002).
Для
техники
спортивного
плавания
характерна
непрерывная
работа
ног
в
быстром
темпе
с
постоянным
сопротивлением воды, выполняемая в безопорном положении. Такая работа
ног
великолепно
тренирует
мышцы
и
связки
голеностопного
сустава.
Помогают укреплению и формированию детской стопы, предупреждая ее
деформацию
и
плоскостопию.
Систематические
занятия
плаванием
развивают
выносливость,
силу,
быстроту,
ловкость,
а
так
же
повышают
общую работоспособность.
В
возрастные
периоды
ускоренного
развития
отмечается
большая
эффективность
педагогического
воздействия
на
совершенствование
двигательных
качеств,
определяющих
высокие
спортивные
достижения,
поскольку в это время внешняя среда, в том числе и тренировка, оказывает
наибольшее влияние на темпы их прироста. В процессе возрастного развития
в определенные периоды возникают наиболее благоприятные биологические
предпосылки для становления и развития отдельных физических качеств и
функциональных систем, но эти периоды имеют временный, приходящий
характер.
Физические
упражнения,
связанные
с
активными
дыхательными
движениями грудной клетки, содействуют росту и укреплению костной ткани
(при мышечной работе увеличивается приток крови не только к мышцам, но
22
и к легким, повышается интенсивность коневого обмена веществ). С этой
точки зрения занятия плаванием наиболее соответствуют детскому возрасту
по сравнению с другими видами спорта. Они активизируют рост косного
скелета и укрепления опорно-двигательного аппарата (Васильев В.С., 1984).
23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Исследование проводилось с декабря 2010 по февраль 2011 гг. в Детско-
юношеской
спортивной
школе
«Олимпиец»
отделения
плавания
на
базе
плавательного бассейна «Цементник» г. Воркута Республики Коми и состояло из
двух
этапов:
декабрь
2010
и
февраль
2011
года.
В
каждом
из
этапов
исследования проводилось в три дня, по одному тестированию в день для
избежания кумулятивного и прекондиционирующего эффекта от выполненной
работы. Исследуемая группа состояла из юных спортсменов (n=10) мужского и
женского пола 6-8 лет, имеющие второй и третий юношеский разряд по
спортивному
плаванию,
данные
дети
занимались
в
группе
начальной
подготовки.
В соответствии с поставленными задачами оценка функционирования
сердечно-сосудистой
системы
осуществлялась
на
основе
результатов
стандартных тестов применяемых при исследованиях с участием детей –
Га р в а р д с к и й
с т е п - т е с т
( и н д е кс
Га р в а р д с ко го
с т е п - т е с т а ) ,
дифференцированная
проба
Шалкова
и
проба
Штанге.
Измерение
осуществлялось с помощью электронного полуавтоматического тонометра
UA-704 (AND, Япония) с фиксированием частоты сердечных сокращений
(ЧСС, уд./мин) и уровня артериального давления (АД, мм рт. ст.), а также
механического секундомера СОСпр-2б-2-000 (Россия).
2.2. Методы исследования
Дифференцированная
функциональная
проба
Шалкова.
У
ребенка
в
положении
лежа
подсчитывали
ЧСС
и
измеряли
АД.
После
этого
он
выполнял 20 глубоких приседаний и вновь ложился. Немедленно в течение
10 с регистрировали ЧСС и АД. Через 3, 5 и 10 мин измерения повторяли.
Принципы оценки:
24
1. Благоприятная реакция: учащение ЧСС не более чем на 25% по
сравнению с исходным состоянием, умеренное повышение систолического
АД и сохранение или небольшое снижение диастолического АД, возврат всех
показателей к исходному уровню через 3-5 мин.
2.
Неблагоприятная
реакция:
появление
жалоб
на
одышку,
утомляемость, значительное учащение ЧСС, снижение систолического АД,
удлинение восстановительного периода.
Гарвардский степ-тест. При тесте физическая нагрузка задавалась в
виде восхождений на ступеньку. Испытуемому предлагалось на протяжении 2
мин совершать восхождения на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Каждое
восхождение и спуск слагался из четырех двигательных компонентов: 1 –
подъем одной ноги на ступеньку, 2 – испытуемый вставал на ступеньку двумя
ногами, принимая вертикальное положение, 3 – опускает на пол ногу, с
которой
начал
восхождение,
и
4
–
опускает
другую
ногу
на
пол.
Если
обследуемый в процессе тестирования отставал от заданного темпа, то тест
прекращается.
О
степени
восстановления
и
частично
физической
работоспособности спортсмена судят по индексу Гарвардского степ-теста
(ИГСТ),
который
рассчитывается,
исходя
из
времени
восхождения
на
ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки – 35.5 см.
Индекс Гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:
2
)
(
100
3
2
1
f
f
f
t
ИГСТ
,
где t – время восхождения в секундах,
f
1
, f
2
, f
3
– частота сердечных сокращений за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах
восстановления, соответственно.
Принципы
оценки
ИГСТ:
меньше
56
–
«плохая»;
56-65
–
«ниже
средней»; 66-70 – «средняя»; 71-80 – «выше средней»; 81-90 – «хорошая»;
больше 90 – «отличная».
Проба Штанге. Проба заключается в регистрации продолжительности
задержки
дыхания
после
максимального
вдоха.
Проба
проводилась
в
25
положении сидя. Дети после трех глубоких вдохом задерживали дыхания до
тех пор, пока дыхание не возобновлялось. Норма для возраста 6-8 лет – 26-
40 с.
Используемые методы были заимствованы в учебнике по спортивной
медицине Макаровой Г.А. (2003).
Полученные
данные
обрабатывались
методами
математической
статистики
с
определением
средней
арифметической
величины,
среднего
квадратиче ского
(стандартного)
отклонения,
ошибки
с р ед н е й
арифметической
величины.
Обработка
производилась
с
использованием
электронных
таблиц Microsoft
Excel
2003
пакета
прикладных
программ
Microsoft Office 2003 (Microsoft Corp., США). Достоверность сравниваемых
средних арифметических величин определялась по t-критерию Стьюдента.
Различия признавались достоверно значимыми при p<0.05.
26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Гарвардский степ-тест является одним из ведущих показателей оценки
восстановления
сердечно-сосудистой
системы
после
выполнения
определенной физической нагрузки. При исследовании частоты сердечных
сокращений в покое и после выполнения шагов было зафиксировано то, что
этот показатель в феврале понизился, причем понижение наблюдается как в
покое,
так
и
на
каждой
минуте
измерения
при
восстановлении,
но
достоверных различий не выявлено (p>0.05). Динамика изменения ЧСС в
период
после
работы
практически
идентична.
Тенденция
к
понижению
свидетельствует
о
положительном
влиянии
занятий
плаванием
на
восстановление
сердечно-сосудистой
системы,
что
не
противоречит
литературным данным (Булгакова Н.Ж., 2001; Дятлов Д.А., и др., 2003).
Также
необходимо
сказать,
что
в
обоих
случаях
ЧСС
практически
восстановилась до исходного уровня (декабрь – 82.9, февраль – 86.2 уд./мин).
60
70
80
90
100
110
120
130
дек.
фев.11
исходное
2 минута
3 минута
4 минута
уд./мин
Рис. 3.1. ЧСС в покое и в периоде восстановления после выполнения
Гарвардского степ-теста (M±m)
Примечание: вертикальные линии – ошибка средней арифметической (m)
При вычислении индекса Гарвардского степ-теста было установлено,
что оценивается как плохой, возможно, уровень индекса связан с тем, что в
некоторых источниках не рекомендуют использовать его при исследовании
27
детей
младше
11-14
лет,
хотя
при
подборе
высоты
ступеньки
и
продолжительности
работы
возрастная
категория
6-8
лет
присутствует.
Индекс в декабре принял значение 38.7±0.9, а в феврале 2011 года 42.3±1.4
усл. ед., что свидетельствует о положительных сдвигах в работе сердечно-
сосудистой системы в связи с увеличением стажа занятий плаванием.
Рис. 3.2. Индекс Гарвардского степ-теста (M±m)
Другой
не
менее
информативной
тест
для
исследования
сердечно-
сосудистой
системы
является
дифференцированная
проба
Шалкова.
Исследуя
восстановление
частоты
сердечных
сокращений
после
20
приседаний нами было установлено, что ЧСС во всех исследуемых точках
снизилась: исходное на 4.7 уд./мин; первая минута восстановления 2.2, третья
минута
–
4.3,
на
пятой
минуте
–
3.7 уд./мин,
а
также
надо
отметить
восстановления
данного
показателя
до
исходного
уровня,
вероятно
это
связано с влиянием упражнений применяемых в плавании на экономизацию
работы
сердечно-сосудистой
системы.
Также
как
в
случае
ИГСТ
при
восстановлении наибольшие различия были достигнуты на третьей минуте.
Динамика
изменения
данного
признака
идентичная
в
обоих
периодах
исследования.
28
Рис. 3.3. ЧСС в покое и в период восстановления
после выполнения пробы Шалкова (M±m)
При анализе динамики систолического артериального давления (САД)
было установлено, что на 1-ой минуте восстановление как в декабре, так и в
феврале САД повысился по сравнению с исходным уровнем: декабрь – 11.6
мм рт. ст., февраль – 14.4 мм
рт.
ст. С увеличением времени периода
восстановления
происходит
снижение
данного
показателя
к
5-ой
минуте
практически до исходного состояния.
Рис. 3.4. САД в покое и в период восстановления
после выполнения пробы Шалкова (M±m)
При измерении диастолического артериального давления (ДАД) нами
установлено, что реакция на предъявляемую нагрузку состояла в повышении
29
данного показателя, что не соответствует нормальной реакции (Макарова
Г.А., 2003). Стоит отметить, что после трехмесячного периода мезоцикла
ДАД к 5-ой минуте полностью восстановился до исходного уровня (разница
0.1 мм рт. ст.), а в декабре недовосстановление показателя составило 3 мм
рт.
ст.,
что
характеризует
положительные
сдвиги
в
восстановлении
сердечно-сосудистой системы.
Обобщая полученные данные по ЧСС, САД и ДАД (декабрь и февраль)
было установлено, что практически все показатели, кроме ДАД, а именно его
повышение,
соответствуют
благоприятной
реакции
организма
на
предъявляемую физическую нагрузку.
Рис. 3.5. ДАД в покое и в период восстановления
после выполнения пробы Шалкова (M±m)
Динамика пульсового давления, как в исходном состоянии, так и после
трехмесячного
мезоцикла.
Как
и
в
случае,
САД
и
ДАД,
между
двух
измерения (декабрь и февраль) пульсового давления достоверные различия
не обнаружены (p>0.05).
Было установлено, что по сравнению с значением пульсового давления
в декабре наблюдается небольшое повышения данного показателя в покое и
на 1-ой и 3-ей минуте восстановления, что вероятно свидетельствует об
тенденции к увеличению растяжимости артерий (Вахитов И.Х., и др., 2008),
30
также
это
можно
связать
с
повышением
сократительной
способности
миокарда.
Рис. 3.6. Пульсовое давление в покое и в период восстановления
после выполнения пробы Шалкова (M±m)
Для исследования ССС в широкой практике также используются пробы
с
максимальной
задержкой
дыхания,
одной
из
которых
является
проба
Штанге.
Учитывая
возрастную
норму,
приводимой
Макаровой
Г.А.
(2003)
можно утверждать, что как при исследовании в декабре, так и в феврале
данный показатель находится в пределах, присущих для 6-8-летнего возраста
(40-22 с).
Принимая во внимание, что исследуемые дети занимаются плаванием
более двух лет, можно сказать, что данное явление достаточно предсказуемо.
Рассматривая
изменение
времени
после
трехмесячного
мезоцикла
можно
сказать,
что
время
задержки
дыхания
увеличилось
на
2.81 с, что
свидетельствует
об
экономизации
расходования
кислорода
организмом
в
условиях
его
недостатка,
но
данное
увеличение
находится
на
уровне
тенденции, так как достоверных различий не обнаружено (p>0.05).
31
Рис. 3.7. Время задержки дыхания
при выполнении пробы Штанге (M±m)
В заключение следует отметить, что причиной отсутствия достоверных
различий и наличие тенденции на улучшение между результатами внутри
группы может быть незначительный период между периодами исследования.
Тренировочный процесс в данном возрастном периоде направлен все-
таки больше на установление техники различных способов плавания, а не на
расширение
физиологических
(включая
сердечно-сосудистую
систему)
возможностей
организма
во
избежание
эффекта
«форсированной»
тренировки (Воронцов А.Р., 1990; Антоников А.В., 2000).
32
ВЫВОДЫ
1.
При
выполнении
гарвардского
степ-теста
было
установлено,
что
нормализация
хронотропной
функции
сердца
юных
пловцов
относительно покоя достигалась к четвертой минуте восстановления,
что соответствует оценке ИГСТ – «плохо». Можно предположить, что
реституция
сердечно-сосудистой
производительности
у
юных
спортсменов
происходит
медленно.
В
результате
анализа
пробы
Шалкова было установлено, что реакция организма на предъявляемой
нагрузку носила «благоприятный» характер.
2.
Выявлено,
что
гипоксическая
устойчивость
детей
находится
в
пределах нормы для данного возрастного периода. Время задержки
дыхания в декабре 2010 г. составляло 34.5 с, а в феврале 2011 г. –
36.8 с (p>0.05).
3.
В
течение
исследуемого
периода
спортивной
подготовки
юных
пловцов,
в
целом,
наблюдается
положительная
динамика,
о
чем
свидетельствуют
положительный
хронотропный
эффект
сердечной
деятельности
при
реституции
после
дозированной
нагрузки
и
выполнения
функциональных
проб
(проба
Шалкова).
Динамика
параметров
артериального
давления
крови
у
юных
пловцов
в
процессе восстановления после физических нагрузок характеризуется
как
нормотоническая,
что
совместно
с
изменениями
времени
задержки
дыхания,
может
характеризовать
положительную
тенденцию сердечно-сосудистой производительности у пловцов 6-8
лет.
33
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.
При планировании тренировочных нагрузок в спортивном плавании
необходимо
учитывать
динамику
параметров
сердечно-сосудистой
производительности у детей на каждом этапе спортивной подготовки
в зависимости от решаемых педагогических задач.
2.
Гарвардский
степ-тест,
как
метод,
характеризующий
реагирование
сердечно-сосудистой
системы
на
физическую
нагрузку,
следует
адаптировать для детей различных возрастных контингентов.
3.
Полученные
данные
по
показателям
функционирования
сердечно-
сосудистой системы (САД, ДАД, пульсовое давление, время задержки
дыхания) можно учитывать при составлении плана тренировочного
процесса в спортивном плавании для занимающихся в возрасте 6-
8 лет.
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аикина
Л.И.
Использование
плавания
в
системе
лечебно-
профилактических
учреждений
[Текст]:
Учебное
пособие
/
Л.И.
Аикина. – Омск, 1999. – 56 с.
2.
Антоников
A.B.
Планирование
тренировочных
нагрузок
пловцов
различной
квалификации
на
основе
анализа
здоровья
и
динамики
результатов
[Текст]:
Автореферат
дис.
…
канд.
пед.
наук
/
A.B. Антоников. – Малаховка, 2000. – 22 с.
3.
Булгакова
Н.Ж. Актуальность
проблемы
научных
исследований
в
спортивном плавании [Текст] / Н.Ж. Булгакова // Теория и практика
физической культуры. – 2006. – № 7. – С. 45-46.
4.
Булгакова
Н.Ж. Отбор
и
подготовка
юных
пловцов
[Текст]
/
Н.Ж. Булгакова. – М.: Просвещение, 1986. – 152 с.
5.
Булгакова Н.Ж. Плавание [Текст] / Н.Ж. Булгакова. – М.: Просвещение,
1996. – 446 с.
6.
Булгакова
Н.Ж.
Плавание
[Текст]:
Пособие
для
инструктора
по
плаванию / Н.Ж. Булгакова. – М.: Просвещение, 2001. – 77 с.
7.
Вагапова
А.М. Влияние способов плавания на показатели насосной
функции сердца юных пловцов [Текст]: Автореф. дис. … канд. пед.
наук / А.М. Вагапова. – М., 2009. – 174 с.
8.
Вахитов
И.Х. Влияние
занятий
плаванием
на
сердечно-сосудистую
систему,
дыхательную
системы
и
опорно-двигательный
аппарат
[Текст] / И.Х. Вахитов, А.З. Минигалеева, Б.И. Вахитов // Теория и
практика физической культуры. – 2008. – № 6. – С. 87-90.
9.
Волков
Н.И.
Физиологические
критерии
выносливости
спортсменов
[Текст] / В.М. Волков, А.Н. Волков // Физиология человека. – 2004. – Т.
30, № 6. – С. 103-113.
35
10.
Воронцов А.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов [Текст]
/ А.Р. Воронцов. – М.: Изд-во Госкомспорта СССР, 1990. – 54 с.
11.
Гоготова В.Л. Состояние здоровья юных пловцов [Текст] / В.Л. Гоготова,
С.Д. Поляков, И.Т. Корнеева, И.И. Дворяковский // Журнал Российской
ассоциации
по
спортивной
медицине
и
реабилитации
больных
и
инвалидов. – 2006. – № 1. – С. 16-17.
12.
Гужаловский
А.А.
Этапность
развития
физических
(двигательных)
качеств [Текст] / А.А. Гужаловский. – М., 2001. – 23 с.
13.
Дятлов
Д.А.
Влияние
занятий,
спортивным
плаванием
на
функциональное состояние гемодинамики детей 8-10 лет [Текст] / Д.А.
Дятлов, И.Ю. Мельников, Е.Н. Шуркина // Современный олимпийский
спорт и спорт для всех: 7 международный научный конгресс. – М.,
2003. – Т. 2. – С. 52-53.
14.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология [Текст] / Ю.А. Ермолаев. – М.:
Высшая школа, 1985. – 384 с.
15.
Жуков
Р.С. Пути
повышения
эффективности
современной
системы
учебных занятий по плаванию [Текст] / Р.С. Жуков, А.Н. Волков //
Плавание.
Исследование,
тренировка,
гидрореабилитация.
–
СПб.,
2003. – 276 с.
16.
Зернов
В.И. Плавание:
Методическое
пособие
/
В.И.
Зернов,
В.Г.
Ярошевич. – Мн.: Промпечать, 1998. – 88 с.
17.
Кадамонова Н.Н. Плавание [Текст]: лечение и спорт / Г.Н. Кадамонова.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 104 с.
18.
Каптелин А.Ф. Плавание в лечебных целях [Текст] / А.Ф. Каптелин //
Здоровье. – 1987. – № 6. – С. 38.
19.
Колгушин Л.Н. Целебный холод воды [Текст] / Л.Н. Колгушин. – М.:
Физкультура и спорт, 1986. – 86 с.
20.
Кузнецов
В.И.
Адаптация
организма
юных
спортсменов
к
тренировочным
нагрузкам
[Текст]
/
В.И.
Кузнецов
//
Материалы
36
международной конференции «Физиология развития человека». – М.:
Институт возрастной физиологии РАО, 2000. – С. 241.
21.
Лаптев А.П. Закаливайтесь па здоровье [Текст] / А.П. Лаптев. – М.:
Физкультура и спорт, 1991. – 92 с.
22.
Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов [Текст] / Л.П. Макаренко –
М.: Физкультура и спорт, 1974. – 285 с.
23.
Макарова Г.А. Спортивная медицина [Текст] / Г.А. Макарова. – М.:
Советский спорт, 2003. – 480 с.
24.
Мельникова О.А. Плавание [Текст]: Теория, методика, практика / О.А.
Мельникова. – Омск: ОмГТУ. 2009. – 80 с.
25.
Навроцкий В.В. Лечебное плавание в бассейне как фактор физической
реабилитации [Текст] / В.В. Навроцский, В.А. Соколов, С.А. Сюрин. //
Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 2. – С. 53-54.
26.
Озолин Н.Г. Молодому коллеге [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: Физкультура
и спорт, 1988. – 118 с.
27.
Прокопьев
Н.Я.
Дыхательная
система
в
состоянии
покоя
и
после
дозированной физической нагрузки [Текст] / Н.Я. Прокопьев // Теория
и практика физической культуры. – 2005. – № 8. – С. 15.
28.
Прокофьева
В.Н. Функциональные
возможности
и
их
связь
с
соматическими
особенностями
организма
детей
[Текст]
/
В.Н.
Прокофьева, В.И. Кузнецов, А.А. Кореневская // Теория и практика
физической культуры. – 2008. – № 8. – С. 71-73.
29.
Солодков А.С. Физиологические особенности людей разного возраста и
их адаптация к физическим нагрузкам: Учеб. пособие [Текст] / А.С.
Солодков. – СПб., 1998. – 179 с.
30.
Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная.
Учебник [Текст] / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: ОлимпияПресс,
2005. – 528 с.
37
31.
Чеботарева
И.В.
Оценка
физического
развития
и
двигательной
подготовленности
пловцов,
занимающихся
спортивным
плаванием
[Текст]
/
И.В.
Чеботарева
//
Физическая
культура:
воспитание,
образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 42.
38