Автор: Рябцева Маргарита Игоревна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 10 "Сказка" г.Белово Населённый пункт: город Белово Наименование материала: Психодиагностические методы в ДОУ Тема: Психодиагностические методы в ДОУ Раздел: дошкольное образование
2
Содержание
I.
Часть. Метод наблюдения ………………………………………3
II.
Часть. Метод анкетирования..…………………………………..4
III.
Часть. Контент – анализ…………………………………………8
IV.
Список используемой литературы…………………………….10
3
1.
Метод наблюдения.
«Адаптация детей в детском саду»
Процесс
перехода
ребенка
из
семьи
в
детское
дошкольное
учреждение
сложен и для самого малыша и для его родителей. В МДОУ № 10
дети
проходят адаптационный период в ясельной группе (от 2 до 3 лет) Вновь
прибывшим
детям
необходимо
приспособиться
к
совершенно
иным
условиям, чем те, к которым они привыкли в семье. Ранее сформированные
динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы
подвергаются
некоторым
преобразованиям,
и
возникает
необходимость
преодоления этих преград. Все это часто вызывает у новичка защитную
реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими. Для того, чтобы
прогнозировать течение адаптации и найти надлежащий индивидуальный
подход
к
малышу,
как
в
детском
саду,
так
и
в
семье,
нами
были
проанализированы
следующие
аспекты,
данные
которых
заносились
в
адаптационные карты:
1.
Поведение
ребенка,
связанное
с
удовлетворением
его
органических
потребностей (в графе аппетит, сон заносилась оценка потребностей);
2.
Уровень
нервно
-
психического
развития
(оценка
эмоционального
состояния заносилась в графу настроение, активность в игре и речи);
3.
Некоторые
черты
личности
(в
графы
взаимоотношения
с
детьми
и
взрослыми).
Данные о ребенке фиксировались каждый день в первую неделю, затем в 16,
32,
64
и
128
дни.
За
время
нашей
работы
было
установлено
(обратите
внимание на адаптационные карты), что в первые дни большинство детей
имеют
отрицательные
эмоции,
плохое
настроение,
плохой
аппетит,
отказываются
от
сна.
Однако,
дети
с
удовольствием
идут
на
контакт
с
взрослыми, легко увлекаются игрой. Дети, которые имели опыт общения со
сверстниками, намного успешнее преодолевали адаптационный период. В
первые дни они посещали детский сад с хорошим настроением, но на третий-
четвертый день у них преобладали отрицательные эмоции, вследствие потери
интереса к новым условиям. Ясельные вновь прибывшие дети, после первой
4
недели
часто
заболевали
ОРЗ
(из-за
отрицательных
эмоций
снижался
иммунитет). Однако уже на третьей недели адаптации, картина совершенно
меняется:
ребята
приходят
в
сад
с
хорошим
настроением,
но
в
первые
минуты отрицательные эмоции еще часто носят ярко выраженный характер;
аппетит, сон нормализуется. Наблюдение
показало, что в раннем возрасте
наибольшую
роль
в
период
адаптации
играет
уровень
социализации,
в
частности, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками.
2.
Метод анкетирования
Анализ Анкетирования родителей детей группы раннего развития
В феврале 2013 г. среди родителей группы раннего возраста было проведено
анкетирование на тему: «Адаптировался ли Ваш ребёнок к детскому саду?»
В анкетировании приняло участие 21 человек. Родителям предлагалось
ответить на 12 вопросов. На вопросы анкеты родители дали следующие
ответы:
1. Фамилия, имя ребёнка, возраст – каждый родитель указывал данные своего
ребёнка
2. Сколько времени Ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу?
полгода – 9 чел.
5 мес. – 8 чел.
5,5 мес. – 2 чел.
ранее посещали ГКП, ЦИПР-16 чел.
3. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?
да – 20 чел.
нет – 0 чел.
более – менее – 1 чел.
4. С каким настроением он идет в детский сад?
с хорошим – 14 чел.
с удовольствием – 2 чел.
по-разному – 1 чел.
как на работу – 1 чел.
не хочет идти – 3 чел.
5. Нравятся ли ему воспитатели в группе?
да – 16 чел.
очень – 2 чел.
5
не знаю – 2 чел.
есть предпочтения – 1 чел.
Что изменилось в Вашем ребенке за время посещения детского сада?
ребёнок стал более самостоятельным, организованным – 12 чел.
ребёнок начал говорить / увеличился словарный запас – 4 чел.
ребёнок стал более общительным – 2 чел.
ничего не изменилось – 3 чел.
7. Придерживаетесь ли Вы дома режима дня, организованного в детском
саду?
да – 15 чел.
стараемся – 6 чел.
нет – 0 чел.
8.
Какие
индивидуальные
особенности
Вашего
малыша
необходимо
учитывать воспитателям?
затрудняюсь ответить / никакие – 9 чел.
упёртость – 4 чел.
повышенную подвижность – 3 чел.
обидчивость – 2 чел.
двуязычие – 2 чел.
стеснительность – 1 чел.
9. Любимые занятия Вашего малыша?
рисовать / лепить – 10 чел.
играть – 10 чел.
танцевать – 1 чел.
10. По-вашему мнению, прошел ли Ваш ребенок период адаптации? Если нет,
то в чем это проявляется?
да – 18 чел.
не до конца – 2 чел.
затрудняюсь ответить, не знаю – 1 чел.
нет – 0 чел.
11. Есть ли у Вас вопросы и предложения к педагогу-психологу?
пока нет – 19 чел.
Ребёнок любит компьютерные игры, что делать? – 1 чел.
Как можно сделать ребёнка внимательным? – 1 чел.
12. Консультации на какие темы Вы бы хотели получить?
не нужна консультация – 15 чел.
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно?- 1 чел.
Как научить ребёнка принимать помощь?- 1 чел.
Игры и занятия, рекомендованные для детей раннего возраста?- 1 чел.
6
Взаимодействие ребёнка с другими детьми – 1 чел.
Развитие ребёнка раннего возраста- 1 чел.
Как воспитать настоящего мужчину?- 1 чел.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "АДАПТИРОВАЛСЯ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК
К ДЕТСКОМУ САДУ?"
Уважаемые родители!
Просим
вас
ответить
на
ряд
вопросов.
Анализ
Ваших
ответов
поможет
нам
понять,
насколько
комфортно
себя
чувствует
ребёнок
в
дошкольном учреждении.
1 .
Ф а м и л и я ,
и м я
р е б ё н к а ,
в о з р а с т
_______________________________________________
__________________________________________________________________
___________
2. Сколько времени Ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу?
__________________________________________________________________
___________
3 .
Ком ф о р т н о
л и
ч у в с т ву е т
с е бя
р е б е н о к
в
э т о й
г р у п п е ?
_____________________________
4 .
С
к а к и м
н а с т р о е н и е м
о н
и д е т
в
д е т с к и й
с а д ?
_____________________________________
5 .
Н р а в я т с я
л и
е м у
в о с п и т а т е л и
в
г р у п п е ?
_________________________________________
6. Что изменилось в Вашем ребенке за время посещения детского сада?
________________
__________________________________________________________________
___________
7. Придерживаетесь ли Вы дома режима дня, организованного в детском
саду?
__________________________________________________________________
___________
8.
Какие
индивидуальные
особенности
Вашего
малыша
необходимо
у ч и т ы в а т ь
в о с п и т а т е л я м ?
__________________________________________________________________
___________
7
9 .
Л ю б и м ы е
з а н я т и я
В а ш е г о
м а л ы ш а ?
__________________________________________________________________
___________
10. По-вашему мнению, прошел ли Ваш ребенок период адаптации? Если нет,
т о
в
ч е м
э т о
п р о я в л я е т с я ?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________
__________________________________________________________________
___________
11. Есть ли у Вас вопросы и предложения к педагогу-психологу?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________
12.
Консульт ации
на
какие
темы
Вы
бы
хотели
п о л у ч и т ь ?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________
Благодарим за сотрудничество!
8
3.
Контент- анализ
А.А. Ахматовой "Сжала руки под тёмной вуалью..."
Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?» —
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью...» (1911) относится к числу
наиболее
известных
произведений
Ахматовой.
Здесь
используется
очень
характерный
ахматовский
прием:
с
помощью
верно
выбранной
и
умело
изображенной детали передается внутреннее состояние героя.
Сюжет
стихотворения
составляет
ссора
между
любящими.
Первая
часть
(первая строфа) — драматический зачин, где звучит вопрос: «Отчего ты
сегодня бледна?» Последующие две строфы — ответ на него, развитие и
кульминация
конфликта.
Внутреннее,
предельно
напряженное
состояние
героев великолепно передано с помощью всего нескольких деталей внешнего
мира. Смятение героини передано через деталь портрета (она бледна) и
выразительный жест — «сжала руки». Герой «вышел, шатаясь», мучительно
искривив рот. В последней строфе напряжение достигает апогея:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Героиня задыхается не только потому, что бежала за возлюбленным, но и
потому что ее волнение достигло высшей точки. Драматизм положения сжато
и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души нарочито
будничного, оскорбительно спокойного ответа.
Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
9
10
Используемая литература:
1.
Видра
Д.
Детский
сад
с
точки
зрения
психоанализа
//
Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - с. 58-64
2.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:
Академия, 2000.
3.
Костина
В.
Новые
подходы
к
адаптации
детей
раннего
возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
4.
Кощеева
З.В.
Первые
шаги
малыша
в
детском
саду:
Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 68с.
5.
Левко
А.И.
Детство
как
социально
-
педагогическая
проблема // Феномен детства: социально - педагогические и
медико
-
психологические
проблемы:
Материалы
международной конференции. - Брест,2004. - с. 121-125
6.
Терёхина О.А., Богословская В.С. Здравствуй, детский сад:
психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период
адаптации к дошкольному учреждению: Мозырь: ООО ИД
"Белый ветер",2006. - 167с.