Напоминание

Психодиагностические методы в ДОУ


Автор: Рябцева Маргарита Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 10 "Сказка" г.Белово
Населённый пункт: город Белово
Наименование материала: Психодиагностические методы в ДОУ
Тема: Психодиагностические методы в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Психодиагностические

методы в ДОУ

2
Содержание
I. Часть. Метод наблюдения ………………………………………3 II. Часть. Метод анкетирования..…………………………………..4 III. Часть. Контент – анализ…………………………………………8 IV. Список используемой литературы…………………………….10
3
1.

Метод наблюдения.

«Адаптация детей в детском саду»
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для его родителей. В МДОУ № 10 дети проходят адаптационный период в ясельной группе (от 2 до 3 лет) Вновь прибывшим детям необходимо приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым они привыкли в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям, и возникает необходимость преодоления этих преград. Все это часто вызывает у новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими. Для того, чтобы прогнозировать течение адаптации и найти надлежащий индивидуальный подход к малышу, как в детском саду, так и в семье, нами были проанализированы следующие аспекты, данные которых заносились в адаптационные карты: 1. Поведение ребенка, связанное с удовлетворением его органических потребностей (в графе аппетит, сон заносилась оценка потребностей); 2. Уровень нервно - психического развития (оценка эмоционального состояния заносилась в графу настроение, активность в игре и речи); 3. Некоторые черты личности (в графы взаимоотношения с детьми и взрослыми). Данные о ребенке фиксировались каждый день в первую неделю, затем в 16, 32, 64 и 128 дни. За время нашей работы было установлено (обратите внимание на адаптационные карты), что в первые дни большинство детей имеют отрицательные эмоции, плохое настроение, плохой аппетит, отказываются от сна. Однако, дети с удовольствием идут на контакт с взрослыми, легко увлекаются игрой. Дети, которые имели опыт общения со сверстниками, намного успешнее преодолевали адаптационный период. В первые дни они посещали детский сад с хорошим настроением, но на третий- четвертый день у них преобладали отрицательные эмоции, вследствие потери интереса к новым условиям. Ясельные вновь прибывшие дети, после первой
4 недели часто заболевали ОРЗ (из-за отрицательных эмоций снижался иммунитет). Однако уже на третьей недели адаптации, картина совершенно меняется: ребята приходят в сад с хорошим настроением, но в первые минуты отрицательные эмоции еще часто носят ярко выраженный характер; аппетит, сон нормализуется. Наблюдение показало, что в раннем возрасте наибольшую роль в период адаптации играет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками.
2.

Метод анкетирования

Анализ Анкетирования родителей детей группы раннего развития
В феврале 2013 г. среди родителей группы раннего возраста было проведено анкетирование на тему: «Адаптировался ли Ваш ребёнок к детскому саду?» В анкетировании приняло участие 21 человек. Родителям предлагалось ответить на 12 вопросов. На вопросы анкеты родители дали следующие ответы: 1. Фамилия, имя ребёнка, возраст – каждый родитель указывал данные своего ребёнка 2. Сколько времени Ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу? полгода – 9 чел. 5 мес. – 8 чел. 5,5 мес. – 2 чел. ранее посещали ГКП, ЦИПР-16 чел. 3. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе? да – 20 чел. нет – 0 чел. более – менее – 1 чел. 4. С каким настроением он идет в детский сад? с хорошим – 14 чел. с удовольствием – 2 чел. по-разному – 1 чел. как на работу – 1 чел. не хочет идти – 3 чел. 5. Нравятся ли ему воспитатели в группе? да – 16 чел. очень – 2 чел.
5 не знаю – 2 чел. есть предпочтения – 1 чел. Что изменилось в Вашем ребенке за время посещения детского сада? ребёнок стал более самостоятельным, организованным – 12 чел. ребёнок начал говорить / увеличился словарный запас – 4 чел. ребёнок стал более общительным – 2 чел. ничего не изменилось – 3 чел. 7. Придерживаетесь ли Вы дома режима дня, организованного в детском саду? да – 15 чел. стараемся – 6 чел. нет – 0 чел. 8. Какие индивидуальные особенности Вашего малыша необходимо учитывать воспитателям? затрудняюсь ответить / никакие – 9 чел. упёртость – 4 чел. повышенную подвижность – 3 чел. обидчивость – 2 чел. двуязычие – 2 чел. стеснительность – 1 чел. 9. Любимые занятия Вашего малыша? рисовать / лепить – 10 чел. играть – 10 чел. танцевать – 1 чел. 10. По-вашему мнению, прошел ли Ваш ребенок период адаптации? Если нет, то в чем это проявляется? да – 18 чел. не до конца – 2 чел. затрудняюсь ответить, не знаю – 1 чел. нет – 0 чел. 11. Есть ли у Вас вопросы и предложения к педагогу-психологу? пока нет – 19 чел. Ребёнок любит компьютерные игры, что делать? – 1 чел. Как можно сделать ребёнка внимательным? – 1 чел. 12. Консультации на какие темы Вы бы хотели получить? не нужна консультация – 15 чел. Как научить ребёнка засыпать самостоятельно?- 1 чел. Как научить ребёнка принимать помощь?- 1 чел. Игры и занятия, рекомендованные для детей раннего возраста?- 1 чел.
6 Взаимодействие ребёнка с другими детьми – 1 чел. Развитие ребёнка раннего возраста- 1 чел. Как воспитать настоящего мужчину?- 1 чел.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "АДАПТИРОВАЛСЯ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК

К ДЕТСКОМУ САДУ?"
Уважаемые родители! Просим вас ответить на ряд вопросов. Анализ Ваших ответов поможет нам понять, насколько комфортно себя чувствует ребёнок в дошкольном учреждении. 1 . Ф а м и л и я , и м я р е б ё н к а , в о з р а с т _______________________________________________ __________________________________________________________________ ___________ 2. Сколько времени Ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу? __________________________________________________________________ ___________ 3 . Ком ф о р т н о л и ч у в с т ву е т с е бя р е б е н о к в э т о й г р у п п е ? _____________________________ 4 . С к а к и м н а с т р о е н и е м о н и д е т в д е т с к и й с а д ? _____________________________________ 5 . Н р а в я т с я л и е м у в о с п и т а т е л и в г р у п п е ? _________________________________________ 6. Что изменилось в Вашем ребенке за время посещения детского сада? ________________ __________________________________________________________________ ___________ 7. Придерживаетесь ли Вы дома режима дня, организованного в детском саду? __________________________________________________________________ ___________ 8. Какие индивидуальные особенности Вашего малыша необходимо у ч и т ы в а т ь в о с п и т а т е л я м ? __________________________________________________________________ ___________
7 9 . Л ю б и м ы е з а н я т и я В а ш е г о м а л ы ш а ? __________________________________________________________________ ___________ 10. По-вашему мнению, прошел ли Ваш ребенок период адаптации? Если нет, т о в ч е м э т о п р о я в л я е т с я ? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________ __________________________________________________________________ ___________ 11. Есть ли у Вас вопросы и предложения к педагогу-психологу? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________ 12. Консульт ации на какие темы Вы бы хотели п о л у ч и т ь ? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________ Благодарим за сотрудничество!
8
3.

Контент- анализ

А.А. Ахматовой "Сжала руки под тёмной вуалью..."
Сжала руки под темной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью...» (1911) относится к числу наиболее известных произведений Ахматовой. Здесь используется очень характерный ахматовский прием: с помощью верно выбранной и умело изображенной детали передается внутреннее состояние героя. Сюжет стихотворения составляет ссора между любящими. Первая часть (первая строфа) — драматический зачин, где звучит вопрос: «Отчего ты сегодня бледна?» Последующие две строфы — ответ на него, развитие и кульминация конфликта. Внутреннее, предельно напряженное состояние героев великолепно передано с помощью всего нескольких деталей внешнего мира. Смятение героини передано через деталь портрета (она бледна) и выразительный жест — «сжала руки». Герой «вышел, шатаясь», мучительно искривив рот. В последней строфе напряжение достигает апогея: Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Героиня задыхается не только потому, что бежала за возлюбленным, но и потому что ее волнение достигло высшей точки. Драматизм положения сжато и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души нарочито будничного, оскорбительно спокойного ответа. Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
9
10
Используемая литература:
1. Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - с. 58-64 2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. 3. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36 4. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 68с. 5. Левко А.И. Детство как социально - педагогическая проблема // Феномен детства: социально - педагогические и медико - психологические проблемы: Материалы международной конференции. - Брест,2004. - с. 121-125 6. Терёхина О.А., Богословская В.С. Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению: Мозырь: ООО ИД "Белый ветер",2006. - 167с.


В раздел образования