Напоминание

"Русская матрешка - как символ русской культуры"


Автор: Данилова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №160
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Русская матрешка - как символ русской культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Введение.

Люди всегда любили красоту и умели её творить. Вещи, окружавшие

их, украшали то вышивкой, то резьбой, то росписью. И обычные предметы

под кистью мастеров становились редкой драгоценностью. Никто не думал,

что

это

искусство:

оно

создавалось

для

себя

и

только

в

прошлом

веке

осознали, какие богатства, накопила народная культура в течение многих

столетий. Возникла идея – помочь развитию народных промыслов, возродить

те, которые исчезли. Вот тогда и появилась на свет наша матрёшка. Матрёшка

– знаменитая русская красавица, которая покорила сердца людей по всему

миру. Сейчас она, не просто народная игрушка, а хранительница исконной

русской культуры.

Цель: Познакомиться с историей матрёшки, особенностями её росписи.

Содержание

Первая русская матрёшка появилась в конце девятнадцатого века.

Прообразом

для

русской

куклы

послужила

японская

игрушка,

привезенная

с

острова

Хонсю

художником

Сергеем

Васильевичем

Малютиным. Это была фигура буддийского мудреца Фукурамы, в которой

находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Но кукла эта

была японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Малютин

переодел

куклу

в

русский

костюм

и

показал

народным

умельцам – понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из

белой, пахучей, прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и

забавную куклу не выточить?

Из

стен

мастерской

"Детское

воспитание",

основанной

меценатом

Саввой Мамонтовым, вышла первая изготовленная в России матрёшка. Эскиз

для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и

расписавший.

Изготовить

свою

новинку

он

заказал

лучшему

токарю

Сергиево-

Посадских мастерских Василию Звездочкину.

Сергей Малютин свою первую матрёшку сделал круглолицей румяной

крестьянской

барышней

в

цветастом

платочке.

А

чтобы

она

выглядела

поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Другая барышня была с

серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и

он

появился

в

расписной

рубахе.

Целое

семейство,

дружное

и

трудолюбивое...

Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг

на щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него

толстая

коса.

Так

и

хотелось

назвать

куклу

русским

именем.

Дуняша?

Матрёша!

И

стали

новые

игрушки

матрёшками.

Сделано

это

было

не

случайно.

Раньше

имя

Матрёна,

Матрёша

считалось

одним

из

наиболее

распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское

слово «mater», означающее - мать.

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы,

что

существует

эта

игрушка.

Матрёшек

делают

из

хорошо

высушенной

древесины

липы

и

березы.

Первой

всегда

делается

самая

маленькая,

неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной. Вытачивание

матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами.

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В

девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь

же матрёшки создаются также с помощью анилиновых красок, темперы,

акварели.

Но

гуашь

всё

равно

остаётся

любимой

краской

художников,

расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и

передник, и уже потом - сарафан и косынка.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят

друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются;

рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна

красивой.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным

петухом

следовал

мальчик,

потом

девочка

и

так

далее.

Все

фигурки

отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс изготовления матрешки

достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого

мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не

всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это

липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево

зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают

и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно.

Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Следующим

этапом

изготовления

матрешек

является

вытачивание

фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не

открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя

часть

второй

матрёшки

не

просушивается,

а

сразу

одевается

на

донце.

Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки

плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

Когда готова каждая кукла, ее покрывают крахмальным клеем,

чтобы залить все шероховатости.

После просушки начинается процесс, который придаёт каждой кукле

свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится

основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж

затем

матрёшке

рисуют

одежду.

Обычно

расписывая,

используют

гуашь,

акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои

цвета и формы.

Сейчас

существуют

следующие

виды

матрёшек:

Сергиевская,

Семёновская, Полхов - Майданская, Вятская.

Яркими

веселыми

красками

распишет

художник

матрешек,

словно

оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.

Матрешкина

одежда

.

Много видов у матрешки

Ведь она из разных мест

Есть загорская, тверская,

И семеновская есть,

Полховская, вятская-

Вот какая разница.

Давайте, их сейчас сравним

Наряд ее определим

Ведь чтоб ее нарисавать

Отличия необходимо знать.

Сергеево

Пасадская

игрушка

старейшая

русская

матрешка

.

Матрешка

плотная,

приземистая,

с

плавным

переходом

головки

в

туловище. В образах первых таких матрешек мастера воплощали персонажей,

взятые из жизни, изображали крестьянских девушек, пастушков со свирелью,

стариков.

Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого цветов добивались

красочности, нарядности.

Другой характерной особенностью матрешки из Сергиев-Посада было

то, что контуры рисунка не рисовались, а выжигались горячей иглой. Со

временем

эта

техника

развилась

и

стала

такой

яркой,

что

выжженные

матрешки

не

раскрашивались

и

не

покрывались

лаком,

а

только

иногда

украшались "золотом".

Семеновская

матрешка

.

Роспись семеновских матрешек делается в знаменитом семеновском

хохломском стиле, используются живописные элементы и мотивы Древней

Руси. Именно внешние, декоративные элементы играют важную роль при

изготовлении сувенира.

Первые

куклы

делались

для

крестьянских

детишек,

поэтому

расписывались незатейливыми узорами. С помощью заточенного гусиного

пера

художники

наносили

контуры

лица

и

одежды,

затем

все

элементы

раскрашивались анилиновыми красками ярких оттенков алого, малинового,

синего, зеленого и сиреневого цветов. Основа семеновской матрешечной

росписи

крупные

яркие

цветы,

увенчанные

рябинками,

кружочками,

бантиками, мелкими цветочками. Поверх расписанной матрешки наносили

слой воска, позднее стали использовать лак.

Стройная, с маленькой головкой и более округлой формой туловища.

Эту матрешку отличают большой букет цветов, который украшает фигуру

игрушки, занимая весь фартук.

Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает

край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный

по кайме.

П о л х о в

М а й д а н о в с к а я

матрешка

.

Разнообразные по формам: есть среди них вытянутые одноместные

матрешки – столбики, матрешки – кубышки, плотные и приземистые, но

преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху

головкой с покатыми плечиками.

Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку матрешки.

Рядом с малиновым ложится темно-зеленый цвет, синий с желтым

цветом. Все элементы объединяет черный контур.

Полхов-майданская

народная

кукла

во

многом

не

похожа

на

всем

привычную матрешку из других областей России. Вместо сарафана на ней

овальный

передник,

украшенный

зеленой

веткой

с

крупными

яркими

цветами.

На

голове

не

платок,

завязанный

под

подбородком,

а

скорее,

оригинальная, мягко спадающая на плечи накидка, из-под которой обычно

выбиваются завитые кудри. Это характерная деталь убора местных женщин.

Помимо особенностей в раскраске, такие матрешки имеют по сравнению с

другими более вытянутую форму. Они больше напоминают веселых русских

девушек.

Загорская

матрешка

.

Загорская

матрешка

яркая,

контрастная

игрушка,

расписанная

гуашью. Мастера применяют простые приемы росписи, в конце наносят

лаковое покрытие. Основные линии обозначаются ярким черным контуром

или выжигаются.

На голове у матрешки разноцветные платки в цветочек или горошек. На

кофточку одет сарафан с различными цветами по подолу.

В

руках

матрешка

держит

корзинку,

маленький

букет

цветов

или

петуха.

Это матрешка – труженица.

Вятская

матрешка

.

Вятская матрешка – наиболее северная из всех Российских матрешек.

Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Ее милое

приветливое

личико

завораживает

и

притягивает.

Основой

в

композиции

росписи

Нолинской

матрешки

является

сохранение

народных

традиций:

рыже-русые волосы, большие голубые глаза, яркие сочные цветовые гаммы

при оформлении передников, в которых преобладают красные цвета.

Эти матрешки отличаются яркой, сочной росписью, сделанной

вручную. Лица матрешек светятся добротой и теплом.

Матрёшка

завоевала

любовь

и

признание,

как

символ

русского

народного

искусства.

Существует

такое

поверье

-

если

внутрь

этой

деревянной

куклы

положить

записку

с

желанием,

то

оно

обязательно

сбудется.

Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло

и уют в доме. Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе

глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути,

открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами,

легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить

не ма ло

у с илий

д ля

д о с т иже ния

о пр ед е ле нно го

р е з ул ьт а т а .

Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок,

вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку,

содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется

Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея

сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под

тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке

яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.

Матрёшка

стала

таким

же

традиционным

сувениром

России

и

символом её культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы. Есть в

России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России – и в

мире!

музей

матрёшки

открылся

в

2001

году

в

Москве.

В

музее

представлены

матрёшки,

сделанные

по

мотивам

персонажей

русских

народных сказок, и даже целый красноармейский отряд времён Гражданской

войны, спрятался внутри своего командира. Здесь можно пересчитать 30-

местную матрёшку по мотивам сказки «Руслан и Людмила».

Разложить

по

ролям

сказку

«Репка»

с

помощью

матрёшки

коробейника.

В самой большой матрёшке, представленной на выставке, 50 фигурок,

что в 2 раза меньше мирового рекорда. А самая маленькая матрёшка –

размером с рисовое зерно! В 2012 году открылся музей в старинном городе

Сергиев Посад, который издавна считался центром игрушечных промыслов.

В этом музее даже устраивают мастер-классы по росписи матрёшек!

А так сегодня выглядят современные авторские матрёшки. В образе

русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к

народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры

на любой вкус.

Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове

возникает

образ

весёлой

русской

девушки

в

ярком

народном

костюме.

Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в

поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей

культуры.



В раздел образования