Напоминание

"Социализация личности через уроки истории и обществознания"


Автор: Шайбакова Гузалия Талгатовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.Сыйрышбашево МР Чекмагушевского района РБ
Населённый пункт: с.Сыйрышбашево, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация личности через уроки истории и обществознания"
Раздел: среднее образование





Назад





«Социализация личности через уроки истории и обществознания»
«Образование – это индустрия, направленная в будущее». С.П.Капица. Школа как социальный институт всегда отражает состояние общества и общественного сознания. Она не может жить вне политики, вне идеологии, не исповедовать никакой философии. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитание личности, составлению нравственного облика человека. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится
развитие

личности
. Положительного результата можно добиться в том случае, если у учеников будут сформированы следующие компетенции: 
социальные:
способность брать ответственность на себя, участвовать в функционировании общественных институтов, регулировать конфликты ненасильственным путем; 
коммуникативные:
владение устными и письменными формами общения, новейшими средствами коммуникации; 
информационные:
способность критического отношения к полученной информации; 
толерантность:
понимание различий в многокультурном обществе, уважение друг к другу; 
самообразование:
непрерывная подготовка и переподготовка для успеха в социуме. Субъектом образования становится личность “способная ориентироваться во всем многообразии современного мира”. Сегодня для этого имеется четыре класса образовательных технологий: 1 .
“Традиционные

методики”

(ТМ):
основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса довольно много. 2.
Модульноблочные технологии (МБТ):
основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы. З.
Цельноблочные технологии (ЦБТ):
основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов. 4 .
Интегральные технологии (ИТ):
основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего; преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие
устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы. Чтобы урок был эффективным, интересным для ребят я использую следующие технологии: Урок проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.
Проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение

проблемы.
Необходимо так сформулировать вопрос, чтобы он вызвал затруднения у учеников, сделать его проблемным. Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа? При изучении тем правового характера учащиеся самостоятельно решают ряд правовых ситуаций, в которых могут оказаться сами или их знакомые. Дети выбирают ту область, которая им больше нравится и с которой они могут справиться. Например: «Трудовое право». Смирновой Наталье, 17 лет, работавшей, на кондитерской фабрике начальник смены приказал выйти в ночную смену. Наталья отказалась. Начальник смены объявил Наталье выговор. -Правильно ли поступил начальник смены? -Какие действия должна предпринять Наталья? Использование картин, опорных схем, таблиц… Работа по составлению таблиц учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Прием «составления кластеров», которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. (Кластер – пучок, созвездие), фишбоуны и др. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы. С целью знакомства и обучения социальным ролям на уроках истории и обществознания мы с учащимися пытаемся, как бы переложить на себя определенные социальные роли людей живущих в тот или иной исторический период. Изучая темы: «Социальная структура современного российского общества», «Положение основных слоев общества в начале ХХ века», «Социально-экономическое развитие России» и др., учащиеся выполняют проблемные задания по определению социальных ролей того или иного слоя людей. Подобная работа помогает им понять положение человека в обществе в определенные периоды российской истории: в 19 веке, в Советской России, в современной России и сравнить насколько изменились социальные функции за столетие или несколько десятилетий. Например: Социальная роль. Выполняемые социальные функции. Ребенок 12-14 лет из рабочей семьи начала ХХ века:  работа на производстве;  учеба;  воспитание младших членов семьи;  помощи по хозяйству. Ребенок 12-14 лет в конце ХХ века:  учеба;  отдых, развлечения;
 занятия творчеством и спортом;  помощь в домашнем хозяйстве. Одной из наиболее эффективных форм групповой работы для учащихся являются дискуссии, помогающие школьникам определиться в своих взглядах. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Учителю они несут надежную информацию о глубине и системе знаний, особенностях мышления учащихся, подсказывают направления дальнейшей работы. Элементы дискуссии можно применять на уроках истории уже в 5-м классе, а в полном объеме данный метод используется в старших классах, как на уроках истории, так и на уроках обществознания. Создаются эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личное развитие. Патриотическое воспитание школьников является приоритетной целью изучения истории. В истории России немало героических событий, вызывающих гордость за нашу Родину. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Русского государства. Основным средством для воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Совершенствовать процесс позволяют, кроме всего прочего, информационные технологии. Практика показала, что школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Семинарские занятия также имеют место в старших классах. Наиболее характерные черты таких уроков: предварительное углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем литературы и подготовка сообщений по основным вопросам семинара; коллективный разбор, на занятии заранее поставленных вопросов; коллективное обсуждение сообщений, подготовленных учащимися. Семинарские занятия характеризуются большей, чем любой другой тип урока степенью самостоятельности учащихся в подготовке к семинару. За неделю до семинара учитель сообщает классу его тему, дает план и перечень основных источников знаний для подготовки. Некоторые вопросы, требующие углубленного освещения, по поручению учителя заранее готовят отдельные ученики. Заслушиваются и обсуждаются приготовленные сообщения, содержащие дополнительную информацию по теме семинара. Контроль. Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика. Большое значение придаю закреплению учебного материала, как письменное, так и в виде таблиц, схем, планов, опорных конспектов. Осуществляю текущий, тематический и итоговый контроль: работа с разноуровневым раздаточным материалом, компьютерный урок, работа с документами и картой. Проверка «по горячим следам», «отсроченная проверка», «сюрпризная проверка», семинары, экзамены. Провожу и письменный контроль: самостоятельные работы, исторические диктанты, срезы. Работа с карточками, написание творческих сочинений, репортажей, интервью, составление планов, таблиц схем, разработка и защита выпускных работ, рефератов. А также самоконтроль и взаимоконтроль. Учащиеся любят составлять тексты с ошибками. Другой ученик должен обнаружить ошибки, а «ключ» для проверки остается у учителя ( для быстрой проверки). Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом. Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный учитель должен обладать большим
жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы! «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» Л.Н. Толстой.


В раздел образования