"Социализация личности через уроки истории и обществознания"
Автор: Шайбакова Гузалия Талгатовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ ООШ с.Сыйрышбашево МР Чекмагушевского района РБ Населённый пункт: с.Сыйрышбашево, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Социализация личности через уроки истории и обществознания" Раздел: среднее образование
«Социализация личности через уроки истории и обществознания»
«Образование – это индустрия, направленная в будущее». С.П.Капица.
Школа
как
социальный
институт
всегда
отражает
состояние
общества
и
общественного
сознания.
Она
не
может
жить
вне
политики,
вне
идеологии,
не
исповедовать никакой философии. В настоящее время в России идет становление новой
системы
образования,
ориентированного
на
вхождение
в
мировое
образовательное
пространство.
Важнейшей
составляющей
педагогического
процесса
сегодня
является
личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится
духовному воспитание личности, составлению нравственного облика человека.
В
документах
о
модернизации
образования
отмечается,
что
в
процессе
реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с
обслуживания
интересов
государства
на
удовлетворение
потребностей
личности,
общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами
становится развитие
личности .
Положительного
результата
можно
добиться
в
том
случае, если у учеников будут сформированы следующие компетенции:
социальные:
способность
брать
ответственность
на
себя,
участвовать
в
функционировании
общественных
институтов,
регулировать
конфликты
ненасильственным путем;
коммуникативные:
владение
устными
и
письменными
формами
общения,
новейшими средствами коммуникации;
информационные: способность критического отношения к полученной информации;
толерантность: понимание различий в многокультурном обществе, уважение друг к
другу;
самообразование: непрерывная подготовка и переподготовка для успеха в социуме.
Субъектом образования становится личность “способная ориентироваться во всем
многообразии
современного
мира”.
Сегодня
для
этого
имеется
четыре
класса
образовательных технологий:
1 . “Традиционные
методики”
(ТМ):
основной
учебный
период
-
урок;
используемые
методы
обучения
-
объяснительно-иллюстративный
и
эвристический;
преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства
диагностики
-
текущие
устные
опросы
без
фиксации
и
обработки
результатов
и
письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса
довольно много.
2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или
цикл
(уроков);
используемые
метода
обучения
-
объяснительно-иллюстративный,
эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения
-
беседа
и
практикум;
основные
средства
диагностики
-
текущие
письменные
программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные
программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.
З. Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период - блок (уроков);
используемые
методы
обучения
-
объяснительно-иллюстративный,
эвристический,
программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения -
лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы
или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или
письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных
технологий - лекционно-семинарские системы разных видов.
4 . Интегральные технологии (ИТ): основной учебный период – блок (уроков);
используемые
методы
обучения
–
обьяснительно-иллюстративный,
эвристический,
программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего;
преобладающие
организационные
формы
обучения
-
семинар,
практикум,
самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие
устные
опросы
или
письменные
контрольные
работы
с
фиксацией
и
обработкой
результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.
Чтобы урок был эффективным, интересным для ребят я использую следующие
технологии:
Урок проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной
познавательной
деятельности
учащихся,
состоящей
в
поиске
и
решении
сложных
вопросов.
Проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение
проблемы.
Необходимо так сформулировать вопрос, чтобы он вызвал затруднения у учеников,
сделать его проблемным.
Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме “СССР в Великой
Отечественной
войне
1941-1945
гг.”
даю
задания
проблемного
характера:
“В
чем
источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне?
Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?
При
изучении
тем
правового
характера
учащиеся
самостоятельно
решают
ряд
правовых ситуаций, в которых могут оказаться сами или их знакомые. Дети выбирают ту
область, которая им больше нравится и с которой они могут справиться. Например:
«Трудовое право».
Смирновой
Наталье,
17
лет,
работавшей,
на
кондитерской
фабрике
начальник
смены приказал выйти в ночную смену. Наталья отказалась. Начальник смены объявил
Наталье выговор.
-Правильно ли поступил начальник смены?
-Какие действия должна предпринять Наталья?
Использование картин, опорных схем, таблиц… Работа по составлению таблиц
учит
выделять
главное
в
тексте,
систематизировать
полученную
информацию,
формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно.
Прием «составления кластеров», которые показывают несколько различных типов
связи между объектами и явлениями. (Кластер – пучок, созвездие), фишбоуны и др.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-
либо темы.
С
целью
знакомства
и
обучения
социальным
ролям
на
уроках
истории
и
обществознания мы с учащимися пытаемся, как бы переложить на себя определенные
социальные роли людей живущих в тот или иной исторический период. Изучая темы:
«Социальная
структура
современного
российского
общества»,
«Положение
основных
слоев общества в начале ХХ века», «Социально-экономическое развитие России» и др.,
учащиеся выполняют проблемные задания по определению социальных ролей того или
иного слоя людей. Подобная работа помогает им понять положение человека в обществе в
определенные периоды российской истории: в 19 веке, в Советской России, в современной
России и сравнить насколько изменились социальные функции за столетие или несколько
десятилетий.
Например: Социальная роль. Выполняемые социальные функции.
Ребенок 12-14 лет из рабочей семьи начала ХХ века:
работа на производстве;
учеба;
воспитание младших членов семьи;
помощи по хозяйству.
Ребенок 12-14 лет в конце ХХ века:
учеба;
отдых, развлечения;
занятия творчеством и спортом;
помощь в домашнем хозяйстве.
Одной из наиболее эффективных форм групповой работы для учащихся являются
дискуссии,
помогающие
школьникам
определиться
в
своих
взглядах.
Смысл
данного
метода
состоит
в
обмене
взглядами
по
конкретной
проблеме.
Учителю
они
несут
надежную информацию о глубине и системе знаний, особенностях мышления учащихся,
подсказывают направления дальнейшей работы. Элементы дискуссии можно применять на
уроках истории уже в 5-м классе, а в полном объеме данный метод используется в
старших классах, как на уроках истории, так и на уроках обществознания. Создаются
эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями. Школьники овладевают
ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный
вклад в их личное развитие.
Патриотическое воспитание школьников является приоритетной целью изучения
истории. В истории России немало героических событий, вызывающих гордость за нашу
Родину. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия
были
неотъемлемой
частью
величия
Русского
государства.
Основным
средством
для
воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды
практической
деятельности
и
формирование
у
них
навыков
и
привычек,
опыта
патриотического поведения. Совершенствовать процесс позволяют, кроме всего прочего,
информационные технологии. Практика показала, что школьники, активно использующие
навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий
уровень
умений
ориентации
в
бурном
потоке
информации,
выделяют
главное,
систематизируют
и
обобщают.
Поэтому
очень
важна
роль
учителя
в
раскрытии
возможностей новых компьютерных технологий.
Семинарские
занятия
также
имеют
место
в
старших
классах.
Наиболее
характерные
черты
таких
уроков:
предварительное
углубленное
изучение
учащимися
рекомендованной учителем литературы и подготовка сообщений по основным вопросам
семинара; коллективный разбор, на занятии заранее поставленных вопросов; коллективное
обсуждение
сообщений,
подготовленных
учащимися.
Семинарские
занятия
характеризуются большей, чем любой другой тип урока степенью самостоятельности
учащихся в подготовке к семинару. За неделю до семинара учитель сообщает классу его
тему, дает план и перечень основных источников знаний для подготовки. Некоторые
вопросы, требующие углубленного освещения, по поручению учителя заранее готовят
отдельные
ученики.
Заслушиваются
и
обсуждаются
приготовленные
сообщения,
содержащие дополнительную информацию по теме семинара.
Контроль.
Исторические
диктанты,
составление
и
разгадывание
исторических
кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития
каждого
ученика.
Большое
значение
придаю
закреплению
учебного
материала,
как
письменное, так и в виде таблиц, схем, планов, опорных конспектов.
Осуществляю
текущий,
тематический
и
итоговый
контроль:
работа
с
разноуровневым раздаточным материалом, компьютерный урок, работа с документами и
картой. Проверка «по горячим следам», «отсроченная проверка», «сюрпризная проверка»,
семинары,
экзамены.
Провожу
и
письменный
контроль:
самостоятельные
работы,
исторические диктанты, срезы. Работа с карточками, написание творческих сочинений,
репортажей, интервью, составление планов, таблиц схем, разработка и защита выпускных
работ, рефератов. А также самоконтроль и взаимоконтроль. Учащиеся любят составлять
тексты с ошибками. Другой ученик должен обнаружить ошибки, а «ключ» для проверки
остается у учителя ( для быстрой проверки).
Для
успешной
социализации
необходимо
учить
школьников
вырабатывать
готовность
к
целесообразным
действиям
в
новых
обстоятельствах
жизни,
поэтому
возникает вопрос о возможности управления данным процессом. Я считаю, что нужно в
первую
очередь
начать
с
себя!
Современный
учитель
должен
обладать
большим
жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью.
Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний
учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны
решить многие проблемы!
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет
только подражать, копировать» Л.Н. Толстой.