Автор: Королева Екатерина Ивановна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №3 "Радуга"
Населённый пункт: Г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Анализ содержания понятия "эмоциональное развитие" в психологии"
Раздел: высшее образование
Комитет по образованию Администрации
Городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №3 «Радуга».
Статья на тему:
«Анализ содержания понятия «эмоциональное развитие» в
психологии»
По
дготовила:
Воспитатель 1 младшей
группы №1
Коро
лёва Е. И.
2017 г.
Подольск
Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с
его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные
в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата.
Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и
психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его
потребностей
и
интересов.
Эмоции,
являясь
специфиче скими
переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные
с ее развитием и сохранением.
Эмоциональные состояния разнообразны, они переходят одно в другое
с течением времени, иногда и в прямую противоположность.
Эмоции – это особые внутренние ощущения, но их нельзя соединить с
понятием ощущения [32]. Они, в отличие от ощущений, характеризуют не
объективно вне нас существующие предметы и явления, а наши собственные
психологические и физические состояния. Эмоции не имеют предметной
отнесенности.
Эмоции
характеризуют
не
данный
момент
(событие
или
явление),
а
наше
собственное
внутреннее
состояние,
возникающее
в
результате
его
восприятия
в
связи
с
определенными
потребностями
и
интересами.
Эмоции
имеют
временные,
закономерные,
периодические
изменения.
Качество
эмоциональных
переживаний
определяется
именно
актуальными
потребностями
и
интересами
человека.
Эмоции
–
индивидуальные, личностные особенности человека.
Эмоциональное
развитие
–
это
ряд
взаимосвязанных
направлений,
каждое
из
которых
имеет
свои
определенные
способы
воздействия
на
эмоциональную
сферу
и соответственно
механизмы
включения
эмоций.
Эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования;
развитие
эмоциональной
экспрессии;
развитие
эмпатии;
формирование
представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря
эмоциональной лексики [18].
Существуют
такие виды
эмоций,
как настроения,
простейшие,
или
биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти, стрессы. Рассмотрим их
поподробнее:
Настроение –
это
слабое,
но
существующее
долгое
время
эмоциональное
переживание,
определяет
психологическое
состояние
человека в течение длительного времени: от нескольких часов или дней.
Человек очень плохо осознает такую эмоцию, как настроение, как по ее
источникам, так и по характерным переживаниям [21].
Биологические
эмоции – это эмоциональные переживания, которые
человек,
как
каждый
живой
организм,
испытывает
в
результате
удовлетворения
своих
биологических
потребностей
[29].
Они
порождают
пустые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такие эмоции
являются
врожденными
и
имеются
также
у
животных,
они
подвержены
закономерной динамике и имеют циклический характер.
Аффекты – это сравнительно короткие, но достаточно сильные эмоцио-
нальные
переживания.
Они
протекают
быстро
и
имеют
яркое
внешнее
выражение. Аффекты возникают либо в начале, либо в конце деятельности,
отражая
ожидания
человека
от
деятельности
или
ее
результат.
Аффекты
возникают при неожиданном результате деятельности или когда на пути либо
неожиданно возникает, либо пропадаем определенное препятствие [32].
Чувства – это исключительно человеческая разновидность эмоции. Они
составляют большинство эмоциональных переживаний человека. Чувства –
это целый комплекс различных эмоциональных переживаний. Чувства почти
всегда
можно
анализировать.
В
них
могут
входить
и
определенные
ощущения, которые имеют определенную эмоциональную окраску. Чувства
могут быть низменными и возвышенными. Их подразделяют на группы в
соответствии
с
предметами,
к
которым
они
относятся:
эстетические,
интеллектуальные, моральные, правовые. Чувства являются не врожденные
эмоции человека, они приобретаются им в процессе жизни [24].
Страсти
– это
те
самые
сильные
чувства
человека,
они
явно
преобладают над всеми другими, и человек практически не в состоянии
управлять ими, скорее, они управляют человеком [32].
Эмоциональные
состояния –
это
психические
состояния,
которые
возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только
уровень
информационно-энергетического
обмена
(как
функциональные
состояния), но и направленность поведения [15]. Так, например, агрессивно-
оборонительное
поведение
провоцируется
эмоцией
гнева
или
активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение – эмоцией
огорчения
или
парализующего
страха.
Эмоция
веселого
любопытства
стимулирует
ориентировочно-исследовательскую
деятельность
и
является
наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных
мотивов и интересов и т.д.
Основные
эмоциональные
состояния, выделяемые
в
психологии:
радость (удовлетворение, веселье); грусть (апатия, печаль, депрессия); гнев
(агрессия, озлобление); страх (тревога, испуг); удивление (любопытство);
отвращение (презрение).
Говоря о роли эмоции в психической организации человека, нужно
рассматривать ее главные функции, и ее связь с другими психическими
процессами. Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю
психологию
эмоций.
Эмоции
выполняют
функции
такой
обработки
первичной
информации
о
мире,
в
результате
которой
мы
оказываемся
способными формировать свое мнение о нем: эмоциям принадлежит роль в
определении ценности предметов и явлений [13].
Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.
Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств,
влияющих
на
стремление
человека
к
достижению
поставленных
целей.
Одним из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он
всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.
Воля
предполагает
борьбу
мотивов.
По
этому
существенному
признаку
волевое действие всегда можно отделить от остальных [8].
Воля
предполагает
самоограничение,
сдерживание
некоторых
достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более
значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие
в
данной
ситуации
желания
и
импульсы.
На
высших
уровнях
своего
проявления
воля
предполагает
опору
на
духовные
цели
и
нравственные
ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого действия ‒ это
наличие продуманного плана его осуществления. Волевое действие обычно
сопровождается
отсутствием
эмоционального
удовлетворения,
но
с
успешным
завершением
волевого
акта
обычно
связано
моральное
удовлетворение от того, что его удалось выполнить [2].
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в
нескольких
направлениях.
С
одной
стороны
‒
это
преобразование
непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой обретение
человеком контроля над своим поведением, с третьей, выработка волевых
качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того
момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею
ка к
эфф е кт и в н ы м
с р ед с т вом
п с и х и ч е с ко й
и
п о в е д е н ч е с ко й
саморегуляции.Поэтому, говоря об эмоциональном развитии, мы имеем ввиду
развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.
У эмоции существуют функции. Ниже они перечислены:
Экспрессивная. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга,
можем,
не
пользуясь
речью,
судить
о
состояниях
друг
друга
и
лучше
настраиваться
на
совместную
деятельность
и
общение.
Например,
люди
способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого
лица, определять по нему такие эмоциональные состояния как радость, гнев,
печаль,
страх,
отвращение,
удивление.
Наряду
с
общей
подготовкой
организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются
специфическими
изменениями
в
пантомимике,
мимике,
звуковыми
реакциями. Каково бы ни было изначальное происхождение и назначение
этих реакций, в эволюции они развивались и закреплялись и как средства
оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и
межвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных
выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с
помощью
которого
индивиды
обмениваются
информацией,
как
о
своем
состоянии, так и о том, что происходит в среде (сигналы опасности, пищи и
т.п.). Эта функция эмоций не потеряла своего значения и после того, как в
историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма
о б м е н а
и н ф о р м а ц и е й
–
ч л е н о р а з д е л ь н а я
р е ч ь
[ 1 6 ] .
Самосовершенствовавшись, благодаря тому, что грубые врожденные формы
выражения стали дополнятся более тонкими конвенциональными нормами,
усваиваемыми в онтогенезе, эмоциональная экспрессия осталась одним из
главных
факторов,
обеспечивающих
так
называемую
невербальную
коммуникацию.
То
есть
эмоции
служат
для
выражения
внутреннего
состояния и передачи этого состояния другим.
Отражательно-оценочная. Скрупулезный анализ взглядов на природу
эмоций, проведенный Н. Гротом [8] в исторической части его работы, равно
как и положения современных концепций позволяют заключить, что эмоции
достаточно
единодушно
признаются
выполняющими
функцию
оценки.
Следует
отметить,
что
способность
эмоций
производить
оценку
хорошо
согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях,
предметности,
зависимости
от
потребностей
и
др.
Основной
вывод,
следующий из объединенного анализа всех этих характеристик, заключается
в том, что эмоции не являются опосредованным продуктом мотивационной
значимости отражаемых предметов, ими эта значимость непосредственно
оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря,
эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой
субъект узнает о значимости потребности происходящего. То есть животные,
всегда оценивают значимость ситуации для нужд организма.
Б.И. Додонов [14] писал об оценочной функции следующее: эмоция
есть
деятельность,
оценивающая
поступающую
в
мозг
информацию
о
внешнем и внутреннем мире, которые ощущения и восприятия кодируют в
форме
его
субъективных
образов.
Эмоции
оценивают
значимость
воздействий на основе сенсорно-перцептивной информации. Эмоция есть
отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности
(ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения,
которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного
индивидуального опыта. Цена в самом общем смысле этого понятия всегда
есть
функция
двух
факторов:
спроса
(потребности)
и
предложения
(возможности эту потребность удовлетворить). Эта функция обуславливает
многообразные регуляторные функции эмоций. Эмоции занимают особое
место в отражении человеком действительности и регуляции его поведения и
представляют собой механизм, при помощи которого внешние раздражения
превращаются
в
мотивы
деятельности
организма,
т.е.
являются
формой
отражения действительности. Отражательный характер эмоций заключается в
саморегуляции
функций
организма,
адекватных
характеру
внешних
и
внутриорганизменных воздействий и создающих оптимальные условия для
нормального протекания рефлекторной деятельности организма.
Побуждающая. Полное отстранение эмоций от функции побуждения в
значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки
[10]. Разве из оценки происходящего может следовать, с биологической точки
зрения,
что-либо
более
целесообразное,
чем
немедленное
побуждение
присвоить,
овладеть
полезным
и
избавиться
от
вредного?
Поэтому
существует
принципиальное
различие
между
отрицанием
эмоциональной
природы побуждающих переживаний, и отказом признать какое бы то ни
было участие эмоций в развитии этих переживаний. Последнее означает
признание
в
природе
психического
значительного
и
едва
ли
чем-либо
объяснимого несовершенства. Таким образом, эмоции заставляют стремиться
к чему-то и в связи с этим организуют наше поведение.
«Функция следообразования имеет несколько названий: закрепления-
торможения (П.К. Анохин), подкрепления (П.В. Симонов)» [16, с.7]. Она
указывает
на
способность
эмоций
оставлять
следы
в
опыте
индивида,
закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся (неудавшиеся) действия, которые
их
возбудили.
Особенно
ярко
следообразующая
функция
проявляется
в
случаях экстремальных эмоциональных состояний. Но сам по себе след не
имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем.
Таким образом, происходит фиксация следа в памяти.
Предвосхищающая
(эвристическая).
Предвосхищающая
функция
подчеркивает
значительную
роль
в
актуализации
закрепленного
опыта,
поскольку актуализация следов опережает развитие событий и возникающие
при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их
исходе [15]. Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает
поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию.
Здесь важно подчеркнуть, что, констатируя определенное проявление эмоций,
они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают,
выяснения
психологического
механизма,
лежащего
в
основе
этих
проявлений. То есть мы знаем ответ раньше, чем его можем сказать.
Синтезирующая.
Мы
воспринимаем
не
набор
пятен
или
звуков,
а
пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело,
потому что эмоциональный тон ощущений, воспринимаемых одновременно
или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам.
Таким
образом,
эмоциональные
переживания
в ы с ту п а ют
синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и
структурированного
отражения
мозаичного
разнообразия
фактически
действующих раздражений.
То есть эмоции помогают не только фиксировать, но и организовать и
синтезировать все остальные процессы. Эмоции начинаются в ощущениях.
Они
пронизывают
всю
психическую
жизнь
человека.
Они
способны
синтезировать и интегрировать информацию в памяти, разные психические
процессы и некоторые виды деятельности.
Организующая
или
дезорганизационная.
Эмоции,
прежде
всего,
организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что,
естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же
момент
другой
деятельности.
Сама
по
себе
эмоция
дезорганизующей
функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется [20].
Даже
такая
грубая
биологическая
реакция,
как
аффект,
обычно
дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может
оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится
спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.
Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным
проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей
функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что
праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта.
Направление внимания. По своей сути человек очень любопытен. Ему
интересно посмотреть, как другой человек выражает свои эмоции, как люди
решают конфликтные ситуации. Тем самым эмоции могут приковывать наше
внимание к объекту или ситуации.
Стабилизирующая. Эту функцию и ее глубинную связь с процессами
предсказания ситуации на базе следов памяти подчеркивают теоретические
положения П.К. Анохина [18]. Он считал, что эмоциональные переживания
закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы
в
оптимальных
границах
и
предупреждающий
разрушительный
характер
недостатка
или
избытка
жизненно
значимых
факторов.
Положительные
эмоции
появляются
тогда,
когда
представления
о
будущем
полезном
результате, извлеченные из памяти, совпадают с результатом совершенного
поведенческого акта. Несовпадение ведет к отрицательным эмоциональным
состояниям. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели,
запоминаются
и
при
соответствующей
обстановке
могут
извлекаться
из
памяти для получения такого же полезного результата.
Компенсаторная (замещающая). Будучи активным состоянием системы
специализированных
мозговых
структур,
эмоции
оказывают
влияние
на
другие
церебральные
системы,
регулирующие
поведение,
процессы
восприятия
внешних
сигналов
и
извлечения
энграмм
этих
сигналов
из
памяти,
вегетативные
функции
организма.
Именно
в
последнем
случае
особенно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.
Роль
эмоций
заключается
в
экстренном
замещении,
компенсации
недостающих в данный момент знаний. Примером компенсаторной функции
может
служить
подражательное
поведение,
столь
характерное
для
эмоционально возбужденной популяции [30]. Поскольку целесообразность
приспособительных
реакций
всегда
относительна,
подражательное
реагирование (массовая паника) может обернуться подлинной катастрофой.
Проявляется в переходе к реагированию на широкий круг предположительно
значимых
сигналов.
Компенсаторное
значение
отрицательных
эмоций
заключается в их замещающей роли. Что касается положительных эмоций, то
их
компенсаторная
функция
реализуется
через
влияние
на
потребность,
инициирующую поведение. Эта функция проявляется в способности служить
дополнительным средством коммуникации между членами сообщества.
Переключающая.
С
физиологической
точки
зрения
эмоция
есть
активное
состояние
системы
специализированных
мозговых
структур,
побуждающее
изменить
поведение
в
направлении
минимизации
или
максимизации
этого
состояния
[2].
Поскольку
положительная
эмоция
свидетельствует
о
приближении
удовлетворения
потребности,
а
отрицательная
эмоция
–
об
удалении
от
него,
субъект
стремится
максимизировать
(усилить,
продлить,
повторить)
первое
состояние
и
минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Эта функция
эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при
осуществлении
условно-рефлекторной
деятельности.
Оценка
вероятности
удовлетворения потребности может происходить у человека не только на
осознаваемом,
но
и
на
неосознаваемом
уровне.
Ярким
примером
неосознаваемого
прогнозирования
служит
интуиция.
Эта
функция
ярко
обнаруживается
в
процессе
конкуренции
мотивов,
при
выделении
д ом и н и ру ю щ е й
п от р е б н о с т и ,
кото р а я
с т а н о в и т с я
в е к т о р о м
целенаправленного
поведения.
Миндалина
играет
решающую
роль
в
осуществлении этой функции.
Подкрепляющая. Она обнаруживается не только на индивидуальном, но
и на популяционном уровне, где эта функция реализуется через мозговой
механизм
«эмоционального
резонанса»,
т.е.
сопереживания.
От
факта
подкрепления зависят образование, существование и особенности любого
условного
рефлекса.
Под
подкреплением
«Павлов
подразумевал
действие
биологически значимого раздражителя, которое придает сигнальное значение
другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении
раздражителю» [21, с.19]. Иногда непосредственным подкреплением является
не
удовлетворение
какой-либо
потребности,
но
получение
желательных
(приятных, эмоционально положительных) или устранение нежелательных
(неприятных) стимулов. Вся совокупность имеющихся в настоящее время
данных
свидетельствует
о
том,
что
гипоталамус
является
ключевой
структурой для реализации этой функции.
Функция
«аварийного»
разрешения
ситуации.
Она
возникает
в
экстренной,
критической
ситуации,
когда
уровень
адреналина
в
крови
повышается. Например, чувство страха.
Функция
активации
и
мобилизации
организма.
Эмоции,
которые
обеспечивают успешное выполнение какой-нибудь задачи, приводят организм
в
возбужденное
состояние.
Иногда
слабая
тревога
играет
роль
мобилизующего
фактора,
проявляясь
беспокойством
за
исход
дела,
она
усиливает чувство ответственности.
Взаимодействие всех функций необходимо, т.к. отсутствие какой-либо
влияет на развитие личности. В комплексе они взаимосвязаны и отражают
эмоции.
Эмоции,
какими
бы
разнообразными
они
ни
казались,
являются
неотделимыми от личности. «То, что радует человека, что его интересует,
повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего
характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» [18, с.15].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности.
М.: Феникс, 2011. 344 с.
2.
Авдеева Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г.
Елагина, С.Ю. Мещерякова. М.: Мир, 2010. 318 с.
3.
Адлер А. Понять природу человека. М: Академический проект, 2007. 256 с.
4.
Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс,
2008. 448 с.
5.
Баранова С.В. Введение в психологию: Учебник. М.: Альянс, 2008. 256 с.
6.
Балин В.Д. Психическое отражение. СПб.: Питер, 2011. 376 с.
7.
Березкин Д.И. Эмоции: // Психологический журнал. 2009. №4. С. 40-45.
8.
Бирюк Л.В. Психология эмоций: Учебник. М.: Март, 2008. 256с.
9.
Борисенко М.Г., Камышникова О.Е. Руководство для практических психологов
и
других
специалистов,
работающих
с
детьми
раннего
дошкольного
возраста:
Методическое пособие. СПб.: Питер, 2012. 64 с.
10.
Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Феникс, 2012. 544 с.
11.
Былкин Н.Д. Поговорим о детских эмоциях//Дошкольное воспитание. 2005.
№6. С. 38-48.
12.
Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в
онтогенезе // Вопросы психологии. 2010. №5. С.38-48.
13.
Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2011. 496 с.
14.
Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 2008. 256 с.
15.
Воробьева В.Н. В стране эмоций: Учебник. М.: Академия Развития, 2007. 315 с.
16.
Выготский
Л.С.
Собрание
сочинений:
в
6
т.
Т.
4.
Раннее
детство.
М.:
Педагогика, 2004. 523 с.
17.
Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.И. М.: Просвет,
2011. 287 с.
18.
Диагностика
в
детском
саду.
Содержание
и
организация
диагностической
работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 288 с.
19.
Додонова Б.И. Информационные теории эмоции // Психологический журнал,
2008. №2. С. 104-116.
20.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: изд-во Питер, 2008.
110с.
21.
Егорова В.Г. Психология индивидуальных различий. М., 2008. 174с.
22.
Елфимовцев Ю.И. Психология эмоций: Учебник . М.: Март, 2007. С. 24-31.
23.
Задачи
и
функции
психолога
в
дошкольном
учреждении.
Руководство
для
практической работы психолога. М.: Наука, 2010. 122 с.
24.
Изотова
Е.И.,
Никифорова
Е.В.
Эмоциональная
сфера
ребенка.
М.:
Просвещение, 2010. 288 с.
25.
Изюмова С.А. Эмоциональное развитие дошкольника Вопросы психологии.
2008. №5. С. 128-135.
26.
Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебн. Пособие.
Ростов н/Д: Феникс, 2007. 415 с.
27.
Кряжева
Н.Л.
Развитие
эмоционального
мира
детей.
Екатеринбург:
У-
Фактория, 2009. 192 с.
28.
Кукушкина А.В. Физиология эмоций // Современная высшая школа. 2009.
№5. С. 30-35.
29.
Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. СПб.:
Речь, 2011. 160 с.
30.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2010. 426 с.
31.
Мамаева В.А. Экспертная оценка в детском саду. Обруч. 2004. №5. 44 с.
32.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Феникс,
2007. 188 с.
33.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для
практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2011. 48с.