Напоминание

Как лесные звери готовятся к зиме


Автор: Веселова Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 84 г. Сочи
Населённый пункт: Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: конспект
Тема: Как лесные звери готовятся к зиме
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект непосредственной образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитатель: Веселова Екатерина Николаевна. Тема: «Как лесные звери готовятся к зиме». Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет) Образовательная область: Речевое развитие ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель: Расширять и обогащать представления детей о зимовье зверей. Образовательные задачи:  пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму);  активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;  формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих анализировать, обобщать, делать простейшие выводы; Развивающие задачи:  развивать умение самостоятельно выдвигать гипотезы и предположения, объясняя явления природы;  развивать глазомер, слаженность обеих рук;  развивать умение равномерно покрывать водой лист бумаги;  развивать уверенность в себе, опираясь на собственные знания. Воспитательные задачи:  проявлять умение до конца выслушивать собеседника;  воспитывать аккуратность в работе с бумагой и кистью.
Предварительная работа
: 1. Чтение художественной литературы: А. Усачев «Жили-были ежики», М. Пришвин «Еж». 2. Загадки о животных. 3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные». 4. Беседа «Кто как зимует?» 5. Проведение опытов: «Волшебные превращения воды» или рисуем лимоном.
Материал и оборудование:
1. кисточки и листы бумаги по количеству детей; 2. баночки-непроливайки с заранее разведенным слабым йодным раствором; 3.лимонный сок и ватные палочки для нанесения невидимого контурного силуэта рисунка. 4. видео обращение от имени героя (ежика); 5. презентация «Дикие животные»; 6.«иголки» (короткие зубочистки,окрашенные под окрас иголок ежа) для игры «Собери иголочки».
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
Задача этапа: 1 - мотивировать детей на включение в речевую деятельность, предполагает возникновение желания работать («хочу») и уверенности в том, что всё получится («могу»).2 - введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений. Воспитатель обращает внимание детей на «иголочки», лежащие на полу, и спрашивает: Чтобы это могло быть? Предполагаемые ответы детей: иголки швейные, иголки хвойного дерева, иголки кактуса, иголки ежика. Как только дети дали правильный ответ- предположение, что возможно эти «иголочки» обронил ежик, воспитатель предлагает поиграть в игру «Собери иголочки». Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук. Задача игры: захватить за один раз как можно большее количество «иголочек» (зубочисток) в пальцы. Выигрывает тот, у кого оказалось наибольшее количество «иголочек». Включается мультимедийный экран и детям предлагается просмотреть видеообращение от имени ежика: Здравствуйте Дети! Сегодня рано - рано утром я был у вас в детском саду, но детей еще не было, поэтому я оставил вам это видео обращение. В лесу случилась беда! Мне очень нужна ваша помощь. В лесу прошли дожди, листья с деревьев все облетели, на рябине не осталось ни одной ягоды. Как же теперь зимовать зверям? Что же кушать? Ребята, вы можете мне помочь? Воспитатель: Как вы думаете, у вас получится помочь нашему гостю? (ответы детей).Вы действительно, сможете это сделать? (ответы детей).
II.

Актуализация

знаний.
Воспитатель использует систему вопросов и подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия. Во время беседы используются слайды мультимедийной презентации. Давайте вспомним, кто из зверей, что запасает на зиму и где зимует. Проводится беседа с детьми на тему: «Кто как в лесу готовится к зиме», о способах зимовки диких зверей, их приспособлении и питании в зимний период, (на основе иллюстративного ряда примеров диких животных: белка, медведь, заяц, еж,лиса). Дети рассказывают про места обитания животных, способы зимовки, смену окраса, способы заготовки зимних запасов, используя имеющиеся знания. Вводятся слова: дупло, нора, логово, берлога. Воспитатель: А какому животному трудно зимовать без помощи человека? Для ответа на вопрос необходимо отгадать загадку. Отгадаете? (ответы детей). Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) Воспитатель: Расскажите, как это большое, сильное животное проводит зиму? (ответы детей).(Лось питается ветками деревьев, кустарников, корой.Спит на снегу или в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо, чтобы не замёрзли).
Воспитатель: Чем питается лось?(ответы детей) (Основная пища лося — это молодые побеги дуба, осины, березы, рябины, кустарников). Воспитатель: Как человек помогает лосям перезимовать в лесу, особенно когда земля покрывается снегом? (ответы детей). (Лесники обустраивают кормушки, раскладывают сено, соль, сухие ветки с листьями). Воспитатель: Ежик, вот ребята тебе помогли и напомнили, что тебе нужно спать в зимнее время, а не гулять, и не искать себе пропитание.
Физкультминутка
. (Дети выполняют движения по тексту). Только в лес мы зашли Появились комары. Руки вверх над головой Руки вниз, хлопок-другой. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. Вдруг мы видим у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И назад в гнездо кладем. Кто-то зайку напугал, Зайка быстро ускакал. Скачем быстро мы за ним И домой скорей спешим. Прыг-скок, прыг-скок, Очень радостный денек. (М. Мышковская)
III.Открытие

детьми

нового

знания.
Этап предполагает вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний. Ежик продолжает обращение к детям с экрана: Дети, когда я шел к вам, на улице был дождь, и везде лужи, их так много и они не высыхают. Вот летом я ходил в гости к зайцу, там после дождя лужи быстро высыхали. Почему я никак не пойму? Дети выдвигают гипотезы, почему так происходит. Воспитатель: Ежик, мы тебе сейчас объясним. Ребята, кто сможет рассказать ежику, почему летом лужи высыхают быстро, а зимой нет? (Ответы детей в форме обобщения: летом солнце сильно греет и поэтому идет быстрое испарение воды из луж; зимой солнце светит, но совсем не греет, поэтому вода испаряется очень медленно). Воспитатель: Теперь я расскажу вам, как ежи готовятся к зиме. Поздней осенью обладатели колючей одежды готовятся к зиме. Перво-наперво перестают есть, чтобы очистить кишечник перед долгим прозябанием. Добровольная голодовка, возможно, так «удивляет» бывших обжор, что нарушается координация движений — ежей качает из стороны в сторону. А может, у них
кружится голова от воспоминаний о том, как они летом истово запасались жирком, а также аскорбиновой кислотой и витамином Е? Зимой витамины нужны отнюдь не меньше жира, помогают ежам при впадении в спячку и при выходе из нее. Осенью ежи любят покататься в опавшей листве, чтобы нанизать ее на иглы. Они это делают для того, чтобы постель в их норе была мягче и теплее. Представьте, что зверек с самым коротким именем благополучно спит. Дыхание ослабло, сердечко бьется еле-еле. Температура тела упала с 34 градусов до двух. Еж стал холоднокровным. Скрючившись, насекомоядный зверь коротает зиму. Таких зим у него может быть до шести. Вопрос к детям: Если еж перезимовал шесть зим, сколько лет по вашему этому ежику? (ответы детей). Иногда молодые ежата — ежата-первогодки часто замерзают. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, от чего так происходит? (дети высказывают свои гипотезы и предположения). Воспитатель: Действительно, оказавшись без родительской помощи, еще не умея, как следует устроиться на зиму, молодые ежата не в силах пережить долгую, холодную зиму.Опытные же, познавшие на своей колючей шкуре, что такое зимняя стужа, успешно переносят зиму и просыпаются с первым повышением температуры воздуха и окончанием ночных заморозков. Весной еж, спустивший жирок, похож на тряпку. Тело уплощено, колючая шкура болтается, как на вешалке. И если летом он шарил в поисках съестного в темноте, то весной жует почти круглосуточно. Зимовка ежей – это удивительное свойство природы, о котором вы сегодня узнали.
Игра с мячом на ковре: «Подскажи словечко»
- Осенью еж сытый, а весной…… (голодный) - У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные) - У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие) - Ёж маленький, а медведь …….(большой) - Заяц пушистый, а ёж …….(колючий) - У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий) - У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая) - Ёж зимой спит в норе, а медведь …… (в берлоге) - Заяц летом серый, а зимой …….(белый) - Еж летом бодрствует, а зимой…….(спит). Воспитатель: Ежик, теперь ты много знаешь и про зимовку зверей и про то, как звери готовятся к зиме, как делают заготовки припасов и меняют свои шубки.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
На данном этапе происходит вовлечение детей в процесс самостоятельного применения ранее полученных знаний в ходе опытно-экспериментальной деятельности. Мы, с ребятами хотим показать тебе еще одно удивительное свойство природы. Мы хотим подарить тебе твои любимые лакомства. Это будет нашим подарком для тебя. Ребята, давайте начнем превращение. Дети проводят эксперимент с проявлением рисунка, нарисованным лимоном.
Воспитатель предлагает детям при помощи ватной палочки, смоченной в соке лимона, контуром изобразить любимое лакомство ежей на листе бумаги. Затем, кисточкой нанести на нее «волшебную» воду, заготовленную заранее. Воспитатель: Смочите свои кисти, и проведи ими по листу бумаги. Ежик, смотри, что происходит у ребят с их листочками. На листах у детей проявляется изображение, нарисованное ранее лимоном. Происходит химическая реакция при смешении воды с легким йодным раствором, который налит в банки- непроливайки. Воспитатель: Смотрите ребята, у всех вас проявились любимыелакомства ежей. Ежик, мы правильно угадали все то, что ты любишь? Ежик: Да, спасибо, вам, ребята! Хорошо у вас в гостях. Пора мне домой в лес возвращаться на зимовку. Воспитатель: Подожди, Ежик!Ребята, как быть с вашими рисунками? Что нам, с ними делать? (Предположения детей о том, как отправить рисунки ежику). Воспитатель: Давайте скажем Ежику до свидания! Приходи к нам еще на следующий год, как проснешься.
V. Рефлексия (итог).
На этом этапе подводится итог занятия в эмоциональном и смысловом аспекте, определяется результат образовательной деятельности с детьми. Ребята, как думаете, вы помогли сегодня ежику? Вы справились с этой задачей? Какое у вас сейчас настроение, после помощи лесному зверю? Что было для вас самым сложным, когда вы помогали ежику? Какое новое свойство природы вы сегодня узнали? С чем вы справились быстрее всего?


В раздел образования