Автор: Веселова Екатерина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 84 г. Сочи Населённый пункт: Сочи, Краснодарский край Наименование материала: конспект Тема: Как лесные звери готовятся к зиме Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитатель: Веселова Екатерина Николаевна.
Тема: «Как лесные звери готовятся к зиме».
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Образовательная область: Речевое развитие
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель: Расширять и обогащать представления
детей о зимовье зверей.
Образовательные задачи:
пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей
(изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму);
активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;
формировать
умение
излагать
свои
мысли
понятно
для
окружающих
анализировать, обобщать, делать простейшие выводы;
Развивающие задачи:
развивать умение самостоятельно выдвигать гипотезы и предположения, объясняя
явления природы;
развивать глазомер, слаженность обеих рук;
развивать умение равномерно покрывать водой лист бумаги;
развивать уверенность в себе, опираясь на собственные знания.
Воспитательные задачи:
проявлять умение до конца выслушивать собеседника;
воспитывать аккуратность в работе с бумагой и кистью.
Предварительная работа :
1.
Чтение
художественной
литературы:
А.
Усачев
«Жили-были
ежики»,
М.
Пришвин «Еж».
2. Загадки о животных.
3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные».
4. Беседа «Кто как зимует?»
5. Проведение опытов: «Волшебные превращения воды» или рисуем лимоном.
Материал и оборудование:
1. кисточки и листы бумаги по количеству детей;
2. баночки-непроливайки с заранее разведенным слабым йодным раствором;
3.лимонный сок и ватные палочки для нанесения невидимого контурного силуэта
рисунка.
4. видео обращение от имени героя (ежика);
5. презентация «Дикие животные»;
6.«иголки» (короткие зубочистки,окрашенные под окрас иголок ежа) для игры
«Собери иголочки».
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Создание мотивационного поля (организационный момент). Задача этапа: 1
-
мотивировать
детей
на
включение
в
речевую
деятельность,
предполагает
возникновение
желания работать («хочу») и уверенности в том, что
всё
получится («могу»).2 - введение в игровую ситуацию с использованием
игр и
упражнений.
Воспитатель
обращает
внимание
детей
на
«иголочки»,
лежащие
на
полу,
и
спрашивает:
Чтобы
это
могло
быть?
Предполагаемые
ответы
детей:
иголки
швейные, иголки хвойного дерева, иголки кактуса, иголки ежика. Как только дети
дали правильный ответ- предположение, что возможно эти «иголочки» обронил
ежик, воспитатель предлагает поиграть в игру «Собери иголочки». Цель игры:
развитие мелкой моторики пальцев рук. Задача игры: захватить за один раз как
можно большее количество «иголочек» (зубочисток) в пальцы. Выигрывает тот, у
кого оказалось наибольшее количество «иголочек».
Включается
мультимедийный
экран
и
детям
предлагается
просмотреть
видеообращение от имени ежика:
Здравствуйте Дети! Сегодня рано - рано утром я был у вас в детском саду, но детей
еще не было, поэтому я оставил вам это видео обращение. В лесу случилась беда!
Мне очень нужна ваша помощь. В лесу прошли дожди, листья с деревьев все
облетели, на рябине не осталось ни одной ягоды. Как же теперь зимовать зверям?
Что же кушать? Ребята, вы можете мне помочь? Воспитатель: Как вы думаете, у
вас получится помочь нашему гостю? (ответы детей).Вы действительно, сможете
это сделать? (ответы детей).
II.
Актуализация
знаний. Воспитатель
использует
систему
вопросов
и
подводит
детей
к
осмыслению
проблемы,
темы
занятия.
Во
время
беседы
используются слайды мультимедийной презентации.
Давайте вспомним, кто из зверей, что запасает на зиму и где зимует. Проводится
беседа с детьми на тему: «Кто как в лесу готовится к зиме», о способах зимовки
диких
зверей,
их
приспособлении
и
питании
в
зимний
период,
(на
основе
иллюстративного ряда примеров диких животных: белка, медведь, заяц, еж,лиса).
Дети
рассказывают
про места обитания животных, способы зимовки,
смену
окраса, способы заготовки зимних запасов, используя имеющиеся знания.
Вводятся слова: дупло, нора, логово, берлога.
Воспитатель: А какому животному трудно зимовать без помощи человека?
Для ответа на вопрос необходимо отгадать загадку. Отгадаете? (ответы детей).
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Воспитатель: Расскажите, как
это большое, сильное животное проводит зиму?
(ответы детей).(Лось питается ветками деревьев, кустарников, корой.Спит на снегу
или в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо, чтобы не замёрзли).
Воспитатель:
Чем
питается
лось?(ответы
детей)
(Основная
пища
лося
—
это
молодые побеги дуба, осины, березы, рябины, кустарников).
Воспитатель:
Как человек помогает лосям перезимовать в лесу, особенно когда
земля покрывается снегом?
(ответы детей). (Лесники обустраивают кормушки,
раскладывают сено, соль, сухие ветки с листьями).
Воспитатель: Ежик, вот ребята тебе помогли и напомнили, что тебе нужно спать в
зимнее время, а не гулять, и не искать себе пропитание.
Физкультминутка . (Дети выполняют движения по тексту).
Только в лес мы зашли
Появились комары.
Руки вверх над головой
Руки вниз, хлопок-другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Кто-то зайку напугал,
Зайка быстро ускакал.
Скачем быстро мы за ним
И домой скорей спешим.
Прыг-скок, прыг-скок,
Очень радостный денек. (М. Мышковская)
III.Открытие
детьми
нового
знания. Этап
предполагает
вовлечение
детей
в
процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний.
Ежик продолжает обращение к детям с экрана:
Дети, когда я шел к вам, на улице был дождь, и везде лужи, их так много и они не
высыхают. Вот летом я ходил в гости к зайцу, там после дождя лужи быстро
высыхали. Почему я никак не пойму?
Дети выдвигают гипотезы, почему так происходит.
Воспитатель: Ежик, мы тебе сейчас объясним. Ребята, кто сможет рассказать ежику,
почему
летом
лужи
высыхают
быстро,
а
зимой
нет?
(Ответы
детей
в
форме
обобщения: летом солнце сильно греет и поэтому идет быстрое испарение воды из
луж; зимой солнце светит, но совсем не греет, поэтому вода испаряется очень
медленно).
Воспитатель: Теперь я расскажу вам, как ежи готовятся к зиме.
Поздней осенью обладатели колючей одежды готовятся к зиме. Перво-наперво
перестают
есть,
чтобы
очистить
кишечник
перед
долгим
прозябанием.
Добровольная голодовка, возможно, так «удивляет» бывших обжор, что нарушается
координация движений — ежей качает из стороны в сторону. А может, у них
кружится голова от воспоминаний о том, как они летом истово запасались жирком,
а также аскорбиновой кислотой и витамином Е? Зимой витамины нужны отнюдь
не меньше жира, помогают ежам при впадении в спячку и при выходе из нее.
Осенью ежи любят покататься в опавшей листве, чтобы нанизать ее на иглы. Они
это делают для того, чтобы постель в их норе была мягче и теплее.
Представьте, что зверек с самым коротким именем благополучно спит. Дыхание
ослабло, сердечко бьется еле-еле. Температура тела упала с 34 градусов до двух. Еж
стал холоднокровным. Скрючившись, насекомоядный зверь коротает зиму. Таких
зим у него может быть до шести.
Вопрос к детям: Если еж перезимовал шесть зим, сколько лет по вашему этому
ежику?
(ответы
детей).
Иногда
молодые
ежата
—
ежата-первогодки
часто
замерзают.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, от чего так происходит? (дети высказывают
свои гипотезы и предположения).
Воспитатель: Действительно, оказавшись без родительской помощи, еще не умея,
как следует устроиться на зиму, молодые ежата не в силах пережить долгую,
холодную зиму.Опытные же, познавшие на своей колючей шкуре, что такое зимняя
стужа,
успешно
переносят
зиму
и
просыпаются
с
первым
повышением
температуры воздуха и окончанием ночных заморозков.
Весной еж, спустивший жирок, похож на тряпку. Тело уплощено, колючая шкура
болтается, как на вешалке. И если летом он шарил в поисках съестного в темноте,
то весной жует почти круглосуточно. Зимовка ежей – это удивительное свойство
природы, о котором вы сегодня узнали.
Игра с мячом на ковре: «Подскажи словечко»
- Осенью еж сытый, а весной…… (голодный)
- У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)
- У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)
- Ёж маленький, а медведь …….(большой)
- Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)
- У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)
- У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)
- Ёж зимой спит в норе, а медведь …… (в берлоге)
- Заяц летом серый, а зимой …….(белый)
- Еж летом бодрствует, а зимой…….(спит).
Воспитатель: Ежик, теперь ты много знаешь и про зимовку зверей и про то, как
звери готовятся к зиме, как делают заготовки припасов и меняют свои шубки.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике. На данном этапе
происходит
вовлечение
детей
в
процесс
самостоятельного
применения
ранее
полученных знаний в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Мы, с ребятами хотим показать тебе еще одно удивительное свойство природы. Мы
хотим подарить тебе твои любимые лакомства. Это будет нашим подарком для тебя.
Ребята, давайте начнем превращение. Дети проводят эксперимент с проявлением
рисунка, нарисованным лимоном.
Воспитатель предлагает детям при помощи ватной палочки, смоченной в соке
лимона, контуром изобразить любимое лакомство ежей на листе бумаги. Затем,
кисточкой нанести на нее «волшебную» воду, заготовленную заранее.
Воспитатель: Смочите свои кисти, и проведи ими по листу бумаги. Ежик, смотри,
что
происходит
у
ребят
с
их
листочками.
На
листах
у
детей
проявляется
изображение, нарисованное ранее лимоном. Происходит химическая реакция при
смешении
воды
с
легким
йодным
раствором,
который
налит
в
банки-
непроливайки.
Воспитатель: Смотрите ребята, у всех вас проявились любимыелакомства ежей.
Ежик, мы правильно угадали все то, что ты любишь?
Ежик: Да, спасибо, вам, ребята! Хорошо у вас в гостях. Пора мне домой в лес
возвращаться на зимовку.
Воспитатель: Подожди, Ежик!Ребята, как быть с вашими рисунками? Что нам, с
ними делать? (Предположения детей о том, как отправить рисунки ежику).
Воспитатель:
Давайте
скажем
Ежику
до
свидания!
Приходи
к
нам
еще
на
следующий год, как проснешься.
V. Рефлексия (итог). На этом этапе подводится итог занятия в эмоциональном и
смысловом аспекте, определяется результат образовательной деятельности с
детьми.
Ребята, как думаете, вы помогли сегодня ежику?
Вы справились с этой задачей?
Какое у вас сейчас настроение, после помощи лесному зверю?
Что было для вас самым сложным, когда вы помогали ежику?
Какое новое свойство природы вы сегодня узнали?
С чем вы справились быстрее всего?