Автор: Потапова Татьяна Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №54" Населённый пункт: г. Тула Наименование материала: Доклад Тема: "Роль семьи в речевом развитии ребенка" Раздел: дошкольное образование
Потапова Татьяна Евгеньевна.
«Роль семьи в речевом развитии ребенка»
Характеристика речи детей 4 - 5 лет
Для правильного и эффективного педагогического воздействия на развитие речи ребенка
необходимо знать норму речевого развития в каждом возрасте. Рассмотрим некоторые
особенности речи ребенка пятого года жизни, затрагивающие основные стороны речи:
Объем и характеристика словаря.
Состояние грамматического строя речи.
Состояние звуковой культуры речи.
Особенности связной речи.
Словарь детей 4 - 5 лет
Слово — значимая единица языка. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные
предметы, явления, их признаки и состояния, функциональные возможности. Грамматически
связывая слова в определенной последовательности, человек оформляет свои мысли в речевые
высказывания. Чем богаче словарь, тем больше возможностей более точно и выразительно
донести свои мысли до слушателя (собеседника).
При нормальном речевом развитии и благоприятных условиях воспитания активный словарь
ребенка очень быстро увеличивается и достигает примерно 2300 слов (по данным Е. А.
Аркина). В течение пятого года жизни словарь увеличивается примерно на 600—800 слов.
Причем части речи по-разному представлены в словаре четырехлетнего ребенка:
существительные — около 50%; глаголы — около 30%; прилагательные — около 12%; наречия,
числительные, союзы, предлоги, междометия, частицы — около 8%.
На пятом году жизни дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно
обозначают их качества и свойства, действия и функции. Они стараются активно пользоваться
видовыми и родовыми понятиями посредством слов-обобщений. Это связано с расширением
жизненного опыта ребенка и круга его общения.
Углубление и расширение круга осваиваемых понятий напрямую связаны с освоением значений
слов. Продолжается работа по раскрытию значений многозначных слов, обеспечивающая
полноценное языковое и речевое развитие ребенка и способствующая формированию
качественной стороны детской лексики. Работа над многозначностью слов тесно связана с
освоением синонимов и антонимов.
Дети 4 лет начинают усваивать простейшие антонимы — слова с противоположным значением
— и синонимы. Использование синонимов и антонимов помогает детям различать и уточнять
значения слов.
Дидактические игры для детей 4-5 лет.
Дети в возрасте от 4 до 5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте
совершенствуется осязательное, зрительное и слуховое восприятие, развивается процесс
запоминания и припоминания. Они начинают различать более сложные формы предметов,
звукосочетания. Увеличивается словарный запас, развивается мышление. Наряду с
обобщенными внешними признаками дети начинают группировать предметы по материалу,
качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Дидактические игры для детей 4-5 лет должны способствовать развитию личности ребенка.
Игры для этого возраста уточняют и закрепляют знания о свойствах предметов, их назначении.
Детям 4-5 лет игтересны игры, сочетающие движения с решением умственных задач.
Используйте чаще словесные игры для детей пятого года жизни, и не только с целью развития
речи, но и для решения умственных задач.
Дидактические игры для детей 4-5 лет разнообразны и развивают сенсорные способности
ребенка, знания о природе и предметах окружающего мира, восприятие, мышление, речь,
память, волю.
Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. Найди такую же.
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и
различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.
Потапова Татьяна Евгеньевна.
Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. Из чего сделано?
Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они
сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей;
воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. Что кому?
Дидактическая задача. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать
интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в
творческих играх.
"Что катится?"
Эта игра познакомит ребенка с формами предметов. Организуйте веселую игру-соревнование -
кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а
фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребенку будет все
равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймет, что выигрывает тот, кто
выбирает шарик. Спросите ребенка, почему он выбирает шарик, и сделайте совместный вывод,
что шарик катится потому, что он круглый.
"Чтение потешек"
Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком
ребенку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это неплохо
получается, поменяйтесь ролями. Таким образом получается своеобразный диалог, способный
увлечь ребенка, подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится
на его интеллекте.
"Скороговорки"
Для развития речи ребенка огромное значение имеют скороговорки. Они способны научить
малыша правильно и четко произносить слова. Сначала произнесите недлинную скороговорку
медленно, попросите ребенка повторить ее, затем постепенно увеличивайте темп. После
подобных занятий малыш станет намного лучше и правильнее говорить.
"Сравни предметы"
Перед ребенком ставятся две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой
эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они
пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки; а отличаются тем, что мишка - белый, а зайка -
серый, мишка - большой, а зайка - маленький.
Для детей старше трех лет можно усложнить задачу: поставить рядом две игрушки, более
похожие друг на друга, например, две машинки или два мячика. Цель подобных занятий -
развить у детей внимание и выработать способность ребенка фиксировать его на одном
предмете.
"Будь внимателен!"
Дети шагают по кругу под музыку. На слово "зайчик", произнесенное ведущим, они должны
начать прыгать, как зайчики, на слово "лошадка" - изображать, как лошадь ударяет копытом об
пол, на слово "рак" - пятиться, "птицы" - бегать врассыпную, широко расставив руки, "аист" -
стоять на одной ноге.
Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.
"Магазин"
Сделайте в комнате нечто вроде прилавка, разложив на нем разные предметы, мелкие, крупные,
разной формы и принадлежности. Рассмотрите вместе с ребенком эти вещи, обсудите, из чего
они сделаны, чьи они, для чего предназначены, их цвет, форму и т. д. Затем попросите ребенка
выйти из комнаты и, досчитав до десяти, зайти снова. Ребенок должен назвать все предметы,
которые лежат на прилавке. Эту игру можно проводить по-разному: попросить не только
произнести названия предметов, но и рассказать, чьи они, или назвать признаки предмета,
который убрали с витрины. Эта игра способствует развитию памяти и речи.
Потапова Татьяна Евгеньевна.
"Запомни картинки"
Для этой игры необходимо заранее приготовить 10-12 картинок, на каждой картинке должен
быть изображен какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими
детьми или самим посоревноваться с ребенком в том, кто больше запомнит картинок.
Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по
очереди называют картинки, которые запомнили.
Выигрывает тот, кто последним назовет картинку, о которой еще не упоминали. Эта игра
способствует развитию памяти ребенка.
"Загадки"
До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать
очень сложные, требующие долгих размышлений, гораздо лучше выбирать легкие загадки,
лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме
соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут.
Ребенок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры, выигрывает тот, кто ответил
последним. Игры подобного рода призваны развить у вашего малыша абстрактное мышление и
воображение.
Для развития интеллектуальных способностей ребенка четвертого-пятого года жизни
огромную роль играет семейное воспитание. По утверждению многих педагогов, именно в
семье закладываются основы всех необходимых для жизни навыков и умений. Очень часто
родители пускают на самотек развитие ребенка, во всем доверяя заграничным мультикам про
суперменов и Микки-Мауса, но ничто не сможет заменить ребенку родительского внимания,
заботы, участия в его жизни.