Напоминание

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры"


Автор: Резаева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №78 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация городского округа Саранск

Управление образования

МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»

Педагогический проект

по духовно-нравственному воспитанию

"Духовно - нравственное воспитание

дошкольников на основе православной

культуры"

Автор проекта:

воспитатель второй младшей группы №10

Резаева Светлана Анатольевна

г.о.Саранск, 2017

Название

п р о е к т а :

"Духовно

-

нравственное

воспитание

дошкольников на основе православной культуры".

Творческое название проекта:

«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда

преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности

своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет;

ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».

Свят. Тихон Задонский.

Конечная

цель

разумного

воспитания

детей

заключается

в

постепенном

образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем

результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской

натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец,

постепенное образование твердой и свободной воли.

Актуальность

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в

своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего

мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному.

Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой

организационной

системы

дошкольного

образования,

которую

мы

имеем

сегодня.

А

религиозное

самосознание

формировалось

в

таком

нежном

возрасте

только

в

семье.

Кстати,

во

времена

советской

власти

именно

бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его

родителей.

И

в

данный

момент,

на

опыте

познав

разрушительные

последствия

атеизма,

поворачиваясь

лицом

к

не

проходящим

духовным

идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия

следующим

поколениям.

Именно

первые

шаги

духовного

воспитания

дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего

народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов.

И

самая

большая

опасность,

подстерегающая

наше

общество

сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в

разрушении

личности.

Ныне

материальные

ценности

доминируют

над

духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления

о

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности

и

патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом

агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная,

волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем,

которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и

нашей жизнью.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления

о

доброте,

милосердии,

великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих

отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и

поведение.

Современное

российское

общество

остро

переживает

кризис

духовно-

нравственных

идеалов.

Многие

тщетно

пытаются

найти

выход

из

создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость

перестройки

дошкольного

воспитания.

Была

разработана

Концепция

дошкольного

воспитания

с

учетом

современных

требований

общества.

Одним

из

существенных

направлений

Концепции

стало

многообразие

и

вариативность

дошкольного

образования,

что

и

нашло

отражение

в

возникновении

и

создании

системы

духовно-нравственного

воспитания,

основанного на Православных духовных ценностях.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных,

приобретение

знаний

об

окружающем

мире,

образование

нравственных

навыков

и

привычек.

В

дошкольном

возрасте

происходит

активное

накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается

-

так

же

в

дошкольном

возрасте

с

нравственного

самоопределения

и

становления

самосознания.

Систематическое

духовно-нравственное

воспитание

ребенка

с

первых

лет

жизни

обеспечивает

его

адекватное

социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное

воспитание

на

основе

православных

традиций

формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы

взаимоотношений

человека

с

миром:

на

его

этическое

и

эстетическое

развитие,

мировоззрение

и

формирование

гражданской

позиции,

патриотическую

и

семейную

ориентацию,

интеллектуальный

потенциал,

эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по

духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует

сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной

культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными

усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе

воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети

лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают,

с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед

ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые

на

сегодняшний

день

попытки

воспитания

духовно-

нравственной

личности

показывают,

что

самым

слабым,

местом

в

этой

деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что

именно

в

дошкольном

возрасте

происходит

усвоение

социальных

норм,

моральных

требований

и

образцов

поведения

на

основе

подражания.

Поэтому

необходимо

помочь

родителям

осознать (не

навязывая),

что

в

первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные

духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно

родители ответственны за воспитание детей.

Цель проекта:

Содействие

целостному

духовно-нравственному

и

социальному

развитию

личности

ребенка-дошкольника,

обеспечивая

развитие

его

духовного,

психологического

и

телесного

здоровья,

посредством

его

приобщения

к

высшим

ценностям

православной

культуры,

при

освоении

духовно-

нравственных

традиций

народа

(норм

поведения,

навыков

общения

и

взаимной помощи).

Задачи проекта:

1.

Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в

процессе

реализации

проекта

духовно-нравственной

культуры

деятельности детского сада.

2.

Воспитывать

патриотические

чувства,

связывающие

разные

поколения.

3.

Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

4.

Совершенствовать

художественный

вкус,

развивать

творческий

потенциал каждого ребенка.

5.

Формировать

художественно-речевые

навыки,

пополнять

словарь

детей.

6.

Воспитывать

духовно-нравственные

чувства,

раскрывая

значение

православия

в

жизни

человека,

как

действие

любви,

добра,

человечности, единения.

7.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей,

ознакомление

родителей

с

основами

православной

педагогики

и

психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

8.

Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями

православные календарные праздники.

9.

Воспитывать

трудолюбие

уважение

к

людям

труда

и

бережное

отношение к результатам.

Участники проекта:

дети второй младшей группы №10, воспитатели

группы, родители.

Вид проекта: Информационный, долгосрочный.

Методы и приемы:

По доминирующей деятельности: творческий, познавательный

По времени проведения: долгосрочный

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения

результата

Методическое обеспечение:

1. Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков.

Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов

детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.

2. Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и

воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие

для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.

3.

Шорыгина

Т.А.

«Родные

сказки».

Нравственно-патриотическое

воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.

4. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Художественная литература в

развитии

творческих

способностей

старших

дошкольников».

М.:

Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.

5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной

литературой» Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера» 1998 г.

6. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и

обучения в детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г

Реализация образовательных областей:

"Познавательное развитие"

- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды,

желание

помогать

нуждающимся,

быть

терпимыми,

мирными

во

взаимоотношениях со всеми.

- Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей,

открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию

отечественной культуры.

- Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом

качестве человека.

- Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков.

"Социально-коммуникативное развитие"

- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла,

зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,

поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

- Формировать у детей положительное отношение к себе и окружающим,

совершенствовать коммуникативные навыки.

- Развивать социальные чувства, взаимопомощь, навыки общения.

- Содействовать целостному духовно-нравственному и личности ребенка-

дошкольника,

обеспечивая

развитие

его

духовного,

психологического

и

телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям

православной

культуры,

при

освоении

духовно-нравственных

традиций

народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

-

Формировать

привычки

готовиться

и

отмечать

вместе

с

родителями

православные календарные праздники.

"Речевое развитие"

-

Развивать

свободное

общение

с

взрослыми

и

сверстниками,

все

компоненты устной речи.

- Учить аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, поощрять

попытки высказывать свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом

товарища.

- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

"Художественно-эстетическое развитие"

- Учить детей отражать в продуктивной деятельности свои впечатления.

- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал

каждого ребенка.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный, практический, заключительный.

Ожидаемые результаты:

У детей. В результате выполнения проекта будет достигнуто:

- устойчивость навыков поведения;

- формирование основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в

гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному

творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в

усвоении

ребенком

вечных

ценностей:

милосердия,

правдолюбия,

в

стремлении его к добру и неприятию зла.

У родителей. Вовлечь в жизнь группы.

У

педагогов. Систематизировать материал по нравственному воспитанию

детей, по планированию проектной деятельности.

Сроки реализации: Проект рассчитан на реализацию в течение 1 года

(2017-2018

г.г.)

и

предполагает

постоянную

работу

по

его

дополнению,

корректированию и совершенствованию.

Подготовительный этап

- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

-

Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному

воспитанию для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.д.).

- Изучить имеющиеся условия для реализации проекта.

- Подбор и систематизация наглядного и дидактического материала: игр,

упражнений, детской художественной литературы, аудиозаписей, видеотеки.

- Составление плана по реализации проекта.

- Разработка конспектов игровых занятий, развлечения, плана совместной

деятельности.

- Работа с родителями: анкетирование родителей, проведение родительских

собраний

в

группе,

консультирование

родителей

по

вопросам

духовно-

нравственного воспитания.

1 этап - сентябрь

2 этап - октябрь-апрель

3 этап - май

Этапы проекта:

п/

п

Содержание

Срок

проведения

Ответственный

Подготовительный этап

1.

Определение

проблемы,

постановка

цели и задач.

Сентябрь

1 неделя

Резаева С.А.

2.

Составление

перспективного

плана

мероприятий.

1 неделя

Резаева С.А.

3.

Подбор

методической

литературы

и

пособий

по

духовно-нравственному

воспитанию, иллюстраций.

1 неделя

Резаева С.А.

4.

П о д б о р

м а т е р и а л о в

д л я

изобразительной

и

продуктивной

деятельности.

1 неделя

Резаева С.А.

5.

Подбор

материа лов,

и г р у ш е к ,

атрибутов для игровой деятельности

детей.

1 неделя

Резаева С.А.

6.

Формирование устойчивого интереса

к тематике проекта.

1 неделя

Резаева С.А.

Работа с детьми

1.

П р о в е д е н и е

м о н и т о р и н г а

п о

социально-коммуникативной области.

2 неделя

Резаева С.А.

2.

Беседа

с

детьми

на

тему

"Какие

православные праздники мы знаем?".

3 неделя

Резаева С.А.

Работа с участниками проекта

1.

Разработка

плана

экскурсии в

храм

Казанской божьей матери.

3 неделя

Резаева С.А.

Силантьева В.В.

2.

Разработка

плана

р а з в л еч е н и я

с о в м е с т н о

с

м у з ы к а л ь н ы м

4 неделя

Резаева С.А.

Муз.руководитель

руководителем.

3.

Участие в дистанционных курсах на

базе

МГУ

им.

Огарева «Духовно-

нравственное

развитие

детей

дошкольного возраста»

Сентябрь

Резаева С.А.

Силантьева В.В.

4.

Разработка

сценариев

тематических

занятий, праздников

4 неделя

Резаева С.А.

Силантьева В.В.

Муз.руководитель

Работа с родителями

1.

А н к е т и р о в а н и е

"Критерии

воспитанности".

3 неделя

Резаева С.А.

2.

Беседа "Зачем нужно знакомить детей

с культурой Православия".

3 неделя

Резаева С.А.

3.

Ко н с ул ьт а ц и я

д л я

р о д и т е л е й

«Духовно-нравственное

направление воспитательного

п р о ц е с с а

в

о б р а з о в а т е л ь н о м

учреждении».

4 неделя

Резаева С.А.

Практический этап

Формирование знаний, умений и навыков. решение проблем с помощью

взрослых и самостоятельно.

Работа с детьми

1.

Подготовка

к

празднику «Покров

Пресвятой

Богородицы» Разучивание

стихов, русских народных игр, песен,

х о р о в о д о в .

(« К о р ш у н

и

воробушки», «Карусель», «Ай

т а ри-

тари»,

пе сни « К а к

у

н а ш и х

у

ворот», «Где был Иванушка?».

Октябрь

1 неделя

Резаева С.А.

2.

Предварительная беседа, рассказ о

празднике Покров, народных

приметах и обычаях, с ним связанных.

Рассматривание Иконы «Покров

Пресвятой Богородицы».

2 неделя

Резаева С.А.

3.

Слушание «Октябрь» из цикла

Времена года П. И. Чайковского.

3 неделя

Резаева С.А.

4.

Художественное творчество

на тему: «Покров», «Осень».

4 неделя

Резаева С.А.

5.

Б е с е д а

о

ч е с т н о с т и ,

л ю б в и ,

доброте. (Добрый мир).

Ноябрь

1 неделя

Резаева С.А.

6.

Подготовка

к

празднику «Георгий

Победоносец».

Беседа

с

детьми

о

святом

Георгии

П о б е д о н о с ц е .

Рассматривание

иконы

Георгия

П о б е д о н о с ц а

н а

к о н е ,

е г о

изображение

на

гербе

России,

на

флаге города Дмитрова.

2 неделя

Резаева С.А.

7.

Чтение

сказок,

былин

о

русских

богатырях.

3 неделя

Резаева С.А.

8.

Праздник «Юрьев

Д ень,

Е го р и й

зимний. Именины» - 9 декабря.

4 неделя

Резаева С.А.

9.

П о д г о т о в к а

к

Р о ж д е с т в у .

Слушание «Утренняя

молитва», «В

церкви» из

детского

альбома

П.

Чайковского.

Декабрь

1 неделя

Резаева С.А.

10.

Беседа «Как

я

поздравляю

свою

семью с праздником».

2 неделя

Резаева С.А.

11.

С л у ш а н и е

р о ж д е с т в е н с к и х

песен «Рождественская

бесконечная», «Яркая

з в е з д оч к а »,

«Рождество

Христово», « О й

т ы

зимушка - Сударушка», календарных

обрядовых песен: «Коляда, коляда, ты

подай пирога», «Как пошла коляда» .

3 неделя

Резаева С.А.

12.

Чтение

и

обсуждение

литературных

п р о и з в е д е н и й

о

Р о ж д е с т в е ,

разучивание стихов.

4 неделя

Резаева С.А.

13.

Конкурс «Рождественская игрушка».

4 неделя

Резаева С.А.

14.

Слушание

рождественских песен: «Рождество

христово, ангел прилетел», церковных

рождественских песнопений.

Январь

2 неделя

Резаева С.А.

15.

Беседа «Добрые дела».

3 неделя

Резаева С.А.

16.

Моделирование жизненных ситуаций

о

милосердии,

доброте,

любви

к

ближним

через

игровые

ролевые

исполнения

4 неделя

Резаева С.А.

художественных произведений: «Два

товарища» Л.

Н.Т

олстого, «Маленькие

рассказы» К. Ушинского

.

17.

Бе с ед а

о

т р а д и ц и я х

р у с с ко г о

воинства,

о

храбрости

защитников

отечества.

Февраль

1 неделя

Резаева С.А.

18.

Р а с с м а т р и в а н и е

к а р т и н ы

Васнецова «Три Богатыря».

2 неделя

Резаева С.А.

19.

Участие в праздновании «День наших

пап-защитников Отечества».

3 неделя

Резаева С.А.

20.

Оформление

фотоальбома «Наши

праздники».

4 неделя

Резаева С.А.

21.

Участие детей

в

и н с ц е н и р о в ка х,

основанных на нравственном выборе

между

добром

и

злом.

Выводы

самих детей о добром поведении (не

зазнавайся,

умей

прощать,

будь

честным, жалей братьев меньших)

.

Март

1 неделя

Резаева С.А.

22.

С л у ш а н и е

п е с е н « О й

к у л и к и ,

жаворонушки», « И д е т

м а т у ш к а

весна» «Вот уж зимушка проходит»,

и г р

с

п е с н я м и « О й

с а д -

виноград», «Заря-заряница», «Летели

две птички».

2 неделя

Резаева С.А.

23.

Беседы,

посвященные

празднику

Б л а г о в е щ е н и е

и с т о р и я

возникновения

праздника.

Просмотр

видеоряда «С

нами

чудо

из

чудес-

Благовещенье с небес».

3 неделя

Резаева С.А.

24.

Праздник «Благовещение

Пресвятой

Богородицы», (в

конце

празднования

дети выходят на улицу и выпускают

птичек в небо).

4 неделя

Резаева С.А.

25.

Вербное

воскресенье.

Рассказ

об

истории

праздника.

Разучивание

песни « В

в о с к р е с е н ь е

вербное», «Танца с вербочками».

Апрель

1 неделя

Резаева С.А.

26.

Утренник «Светлая Пасха»

Э к с к у р с и я

в

Х р а м «Пасхальные

колокола».

2 неделя

Резаева С.А.

27.

Чтение

литературных

произведений,

разучивание стихов о Пасхе, весне.

3 неделя

Резаева С.А.

28.

Разучивание

песен «Воскресение», «Пасхальная

песенка».

4 неделя

Резаева С.А.

Работа с участниками проекта

1.

Участие в дистанционных курсах на

базе

МГУ

им.

Огарева «Духовно-

нравственное

развитие

детей

дошкольного возраста»

Октябрь -

апрель

Резаева С.А.

Силантьева В.В.

3.

С л у ш а н и е

р о ж д е с т в е н с к и х

песен «Рождественская

бесконечная», «Яркая

з в е з д оч к а »,

«Рождество

Христово», « О й

т ы

зимушка - Сударушка», календарных

обрядовых песен: «Коляда, коляда, ты

подай пирога», «Как пошла коляда»

.

Декабрь

3 неделя

Резаева С.А.

Муз.руководитель

4.

Слушание

р

ождественских песен: «Рождество

христово, ангел прилетел», церковных

рождественских песнопений.

Январь

2 неделя

Резаева С.А.

Муз.руководитель

5.

Участие в праздновании «День наших

пап-защитников Отечества».

Февраль

3 неделя

Резаева С.А.

Силантьева В.В.

Муз.руководитель

6.

С л у ш а н и е

п е с е н « О й

к у л и к и ,

жаворонушки», « И д е т

м а т у ш к а

весна» «Вот уж зимушка проходит»,

и г р

с

п е с н я м и « О й

с а д -

виноград», «Заря-заряница», «Летели

две птички».

Март

2 неделя

Резаева С.А.

Муз.руководитель

7.

Посещение храма Казанской божьей

матери,

б е с е д а

о б

и с т о р и и

происхождения праздника Рождества

Х р и с т о в а .

Р а с с м а т р и в а н и е

и

пояснение

книжных

иллюстраций,

предметов (дары волхвов, настольный

вертеп).

Апрель

3 неделя

Резаева С.А.

Силантьева В.В.

Родители торой

младшей группы

№10

Работа с родителями

1.

Б е с е д а

" Духовно-нравственное

Октябрь

Резаева С.А.

воспитание дошкольников»

.

4 неделя

2.

Рекомендация

родителям

"Игры,

направленные

на

доброжелательное

отношению

к

сверстнику,

гуманное

отношение к людям".

Ноябрь

4 неделя

Резаева С.А.

3.

Конкурс «Рождественская игрушка».

Декабрь

4 неделя

Резаева С.А.

Силантьева В.В.

Родители торой

младшей группы

№10

4.

Памятка

для

родителей

"Духовно-

нравственное

воспитание

в

детском

саду".

Январь

3 неделя

Резаева С.А.

5.

Участие в праздновании «День наших

пап-защитников Отечества».

Февраль

3 неделя

Резаева С.А.

Силантьева В.В.

Муз.руководитель

Родители торой

младшей группы

№10

6.

Консультация

на

тему «Сказка

как

средство

духовно-нравственного

воспитания дошкольников ».

Март

3 неделя

Резаева С.А.

7.

Посещение храма Казанской божьей

матери,

б е с е д а

о б

и с т о р и и

происхождения праздника Рождества

Х р и с т о в а .

Р а с с м а т р и в а н и е

и

пояснение

книжных

иллюстраций,

предметов (дары волхвов, настольный

вертеп).

Апрель

3 неделя

Резаева С.А.

Силантьева В.В.

Заключительный этап

Анализ

достижения

поставленной

цели

и

полученных

результатов.

Обобщение результатов работы, формирование выводов.

Работа с детьми

1.

Занятие-беседа

о

празднике

Пасха.

( К у к о л ь н ы й

с п е к т а к л ь

-

Сказка «Пасхальная история».).

Май

1 неделя

Резаева С.А.

2.

Мониторинг

о с во е ния

д е т ь м и

социально-коммуникативной

образовательной области.

4 неделя

Резаева С.А.

Работа с участниками проекта

1.

Защита

проекта

на

педагогическом

совете.

3 неделя

Резаева С.А.

2.

Обмен

опытом

работы

о

проектной

деятельности с коллегами ДОУ.

4 неделя

Резаева С.А.

Работа с родителями

1.

Провести

родительское

собрание

на

тему

«Подведение

итогов духовно-

н р а в с т в е н н о г о

в о с п и т а н и я

дошкольников».

2 неделя

Резаева С.А.

2.

Опрос родителей "Чему научился Ваш

ребенок?".

4 неделя

Резаева С.А.

В проекте выделены несколько направлений работы:

1.

Духовно-

образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2.

Воспитательно-

оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные,

ролевые и строительные, прогулки, походы).

3.

Культурно-

познавательное (встречи, целевые прогулки).

4.

Нравственно-

трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков,

открыток к праздникам).

Самостоятельная деятельность детей:

- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

- Беседы, беседы-обсуждения;

-

Продуктивная

деятельность

(изготовление

открыток

к

праздникам:

Рождество, Верба, Пасха, Троица);

- Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

- Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной

музыки;

- Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

- Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

Мною предлагается:

- Познакомить детей с культурой Православия;

-

развивать

в

детях

духовно-нравственные

качества,

для

обеспечения

социального, гражданского и духовного единства общества;

- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

- способствовать всестороннему развитию личности.

Цель воспитания:

1.

Заложить

основы

духовно-нравственной

личности

с

активной

жизненной

позицией,

способность

к

совершенству

и

гармоничному

взаимодействию с другими людьми.

2.

Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды,

желание

помогать

нуждающимся,

быть

терпимыми,

мирными

во

взаимоотношениях со всеми.

3.

Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла,

зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,

поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

4.

Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

5.

Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей,

открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию

отечественной культуры.

Задачи:

1.

Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды,

желание

помогать

нуждающимся,

быть

терпимыми,

мирными

во

взаимоотношениях со всеми.

2.

Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла,

зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,

поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

3.

Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей,

открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию

отечественной культуры.

4.

Развивать

правовую

базу

для

духовно-нравственного

воспитания

в

процессе

реализации

проекта

духовно-нравственной

культуры

деятельности детского сада.

5.

Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

6.

Совершенствовать

художественный

вкус,

развивать

творческий

потенциал каждого ребенка.

7.

Формировать

художественно-речевые

навыки,

пополнять

словарь

детей.

8.

Воспитывать

духовно-нравственные

чувства,

раскрывая

значение

православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности,

единения.

9.

Ориентировать

семью

на

духовно-нравственное

воспитание

детей,

ознакомление

родителей

с

основами

православной

педагогики

и

психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

10.

Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями

православные календарные праздники.

11.

Воспитывать

трудолюбие

уважение

к

людям

труда

и

бережное

отношение к результатам.

Для

реализации

проекта

я

использую

следующие

методы:

наглядно-

действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

показа сказок (педагогами, детьми);

рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

наблюдений;

экскурсий;

воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный

метод представляется

наиболее

эффективным

в

процессе:

чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей

драматизацией:

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения

разнообразных

игр

(малоподвижные,

сюжетно-ролевые,

дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением

и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания и отгадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей о своих впечатлениях;

разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

организация

продуктивной

деятельности:

ИЗО

(

впечатления

после

занятия-утренника),

ручной

труд

(Вифлеемская

звезда,

корабль

Св.

Николая и т.д.)

проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»),

дидактические

(«Хорошие

и

плохие

поступки»),

подвижные

(«Помоги

дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.

Создавая проект, я не рискнула полагаться только на собственные познания,

не стала изобретать нечто кардинально новое, а обратилась к первоисточнику

- Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника,

его главное содержание. Так нашим консультантом, первым слушателем и

гостем стал священник отец Николай Денисенко.

Цель

проекта

содействие

целостному

духовно-нравственному

и

социальному

развитию

личности

ребенка-дошкольника,

обеспечивая

развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством

его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении

духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения

и взаимной помощи).

Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является

православная

культура

и

календарь:

природный,

гражданский,

и,

что

особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с

которым

проживаются

жизненные

события,

планируется

и

строится

вся

воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении

ребенка

с

окружающими

людьми

и

миром.

В

процессе

игры

дети

усваивают

нравственные

нормы

и

правила

поведения.

В

общении

идет

духовно-нравственное развитие дошкольника, формируется эмоционально-

волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий

анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между

событиями и явлениями.

Проект: долгосрочный.

Анкета для родителей

Критерии воспитанности

Отношение к старшим:

Вежливость в общении

Послушание в выполнении заданий

Оказание посильной помощи нуждающимся в ней

Доброжелательное отношение к старшим

Отношение к сверстникам:

Активное участие в совместной деятельности и играх

Чувство симпатии

Отношение к самому себе

Умение аргументировать свою позицию

Самокритичность; уверенность в себе

Лидерские качества

Отношение к семье:

Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам

Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости

Выполняет ли поручения старших

Проявляет ли заботу о членах семьи

Правильно ли реагирует на замечания

Вежлив ли в общении со всеми членами семьи

Критерии оценки работ детей

Самостоятельность в работе:

Самостоятельное участие и выполнение заданий, поручений

Выполнение действий с помощью педагога

Трудоемкость:

Выполнение сложных поручений

Оригинальность работы

Оригинальность выполнения задания

Использование различных средств выразительности

Вариативность, образность

Рефлексия

Чаепитие

с

обсуждением,

что

получилось,

что

нужно

было

сделать

по

другому, над чем будем работать в следующий раз.

Литература

1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе», В.

2007

2 .

Б о р о в к о в а

Е .

Б . ,

В о д и н а

Н .

И . ,

Е ф и м о в

М .

К. Формирование нравственного

здоровья

дошкольников.

Занятия,

игры,

упражнения. - М.:ТЦ Сфера, 2003.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс,

2010.

4 .

Ко к у е в а

Л .

В . Духовно-нравственное

воспитание

дошкольников

на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005.

5.

Кондрыкинская

Л.

А.

С

чего

начинается

Родина?

Опыт

работы

по

патриотическому воспитанию в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

6.

Павлова

Н.

В.

Материалы

межрегионального

конкурса «Вифлеемская

звезда» Тамбов, 2011.

7. Половинкин А. И. «Православная духовная культура». М., 2003

8. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007.

9. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического

и духовноговоспитания дошкольников. Методические рекомендации. - СПб.:

ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2013.

Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце

ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу,

не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию,

на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

-

формирование

коллектива,

где

каждый

самоценен,

и

все

прибывают

в

гармонии друг с другом;

-

развитие

способностей

к

самосовершенствованию

и

самостоятельному

творчеству.

Человек

-

существо

духовное,

он

стремится

не

только

к

физическому

развитию,

но

и

к

духовному

становлению.

Соединить

в

себе

личное

и

народное,

земное

и

небесное,

телесное

и

духовное

-

это

естественная

потребность человека, призванного в этот мир. В познавательном плане

ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции,

рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть

до

сегодняшнего

дня.

Ребенок

получит

комплексное

представление

об

окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности

(в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более

контактен. Более развитой станет речь ребенка.

Диагностика

Усвоение

ребенком

вечных

человеческих

ценностей:

милосердия,

сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники