Автор: Ермолина Надежда Леонидовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ № 172 детский сад " Радуга"
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Публикация статьи (Методическая разработка)
Тема: Готовность детей к школе
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №2 г. Татарск
План по самообразованию
Педагога - психолога
Онищенко Татьяны Николаевны
Тема самообразования:
«Психологическая готовность детей подготовительной группы
к школьному обучению».
2016-2017 учебный год
Актуальность темы
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребѐнка. Многие дети с трепетом и
тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать
более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие
иногда
омрачается
тревогой,
страхом
неизвестности. Во
избежание
негативных
эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет
информация о школе и способ еѐ подачи со стороны родителей и воспитателей
детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие
родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у
нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких
умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку
заинтересованное
отношение
к
школе.
В
действительности
же
ребенок,
настроенный
на
радостную
увлекательную
деятельность,
испытав
даже
незначительные,
негативные
эмоции
(обиду,
ревность,
зависть,
досаду)
может
надолго
потерять
интерес
к
учебе.
Причин
для
подобных
эмоций
школа
предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,
трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и
привычной родительской похвалы и др.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили меня
в
проведении
целенаправленной
работы
по
формированию
у
детей
подготовительной
группы
положительного
отношения
к
школе
с
помощью
разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей
среды, через педагогическое просвещение родителей. Поступление в школу –
серьѐзный этап в жизни каждого ребѐнка. И не секрет, что многие дети испытывают
трудности
в
период
адаптации
к
школе,
новому
распорядку
дня,
коллективу,
учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребѐнок вырос, ему необходимо
купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но
при
всѐм
уважении
к
родительским
хлопотам
можно
с
уверенностью
сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он
открывает для себя совершенно новый мир. Что такое учиться? Весело это или
скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребѐнок
должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою
общественно-трудовую жизнь.
Цель: Целенаправленное влияние педагога на психологическое развитие
дошкольника и его психологическая готовность к школьному обучению.
Задачи
1. Формирование интеллектуальной готовности.
2. Формирование личностной готовности.
3. Формирование волевой готовности к школьному обучению.
Участники проекта
1. Воспитатели
2. Родители
3. Дети подготовительной группы
Ожидаемые результаты
1. Воспитательные:
- Воспитывать у ребѐнка способность принимать решения и ставить перед собой
цель.
- Развивать способность адекватно оценивать себя.
- Воспитывать у детей желание учиться.
2. Обучающие:
- Умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
- Сформировать у детей знания о школе.
- Умение сравнивать, выделять сходное и различное.
- Развивать мышление, память.
3. Развивающие:
- Развивать в ребѐнке личностные качества;
- отношение ребѐнка к школе;
- отношение ребѐнка к учебной деятельности;
- отношение ребѐнка к учителю;
- отношение ребѐнка к самому себе;
План самообразования на 2016-2017 учебный год.
Учебный
год
Содержание работы
Сроки
выполнения
Результат
2016-
2017
Ⅰ
этап
Изучить литературу по теме:
«Современные
аспекты
подготовки
детей
к
обучению
к
школе в условиях детского сада»
В
течение
года
Консультация
для
родителей
«Различные
аспекты готовности детей к школе»
сентябрь
Размещение материала по теме «Готовность
ребѐнка к школе»
октябрь,
ноябрь
Буклеты
в
группе для
родителей
Дополнение
предметно-пространственной
среды
группы
для
реализации
плана
по
подготовке детей к школе. Пополнение среды
в
группе
в
соответствии
с
современными
требованиями.
(Объемная
игра-головоломка
на
составление
целого
из
частей
(дробный
состав
числа);
Игра-головоломка
на
составление геометрических фигур из частей;
Набор для наглядной демонстрации состава
числа
10
и
решения
задач
методом
дополнения;
Комплект
мячей-массажеров;
Набор
массажных
роликов
для
развития
мелкой моторики и многое другое др.)
Сентябрь-
октябрь-
Ⅱ
этап
Изучение и анализ новых методик. Новое
содержание «старых» форм работы. Методики
- их использование в практике работы.
ноябрь
Серия консультаций для педагогов по темам:
«Готовность
ребѐнка
к
школе.
Что
это?»;
«Совместная
деятельность
ДОУ,
семьи
и
школы по формированию готовности ребенка
к
школе
и
благополучной
адаптации
к
школьному обучению».
Ноябрь
декабрь
Разработка
серии
картотек
для
детей
подготовительной группы:
- «Картотека подвижных игр»;
- «Картотека игр по ФЭМП»;
- «Картотека музыкально-дидактических игр».
декабрь,
январь,
февраль
Консультации
для
родителей
«Психологическая
готовность
ребенка
к
школе.
Основные
аспекты»;
«Графический
диктант».
январь
Ⅲ
этап
Анализ результатов практического
использования системы работы по
формированию готовности детей к школе.
Тестирование детей при помощи теста Керна-
Йирасека.
февраль
Размещение материалов по данному опыту.
март
Итоговое занятие с детьми подготовительной
группы «До свидания детский сад»
апрель
Обобщение опыта на педагогическом совете.
май