Напоминание

Создание эффективной предметно - развивающей среды в домашних условиях


Автор: Полынская Линда Леонардовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Аист"
Населённый пункт: п. Солнечный, Сургутский район, Тюменская обл, ХМао
Наименование материала: статья
Тема: Создание эффективной предметно - развивающей среды в домашних условиях
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Создание эффективной предметно-развивающей среды в

домашних условиях»
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются много - функциональная среда. Речевое развитие ребенка зависит от окружающей развивающей среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие.
Как

же

создать

развивающую

речевую

среду

в

домашних

условиях?
Одна из составляющих развивающей речевой среды – это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определенном месте, предлагаемые детям для самостоятельного занятия, игры. Все материалы должны быть доступны ребенку в любое время.
Среда

периодически

обновляется,

в

соответствии

с

интересами, меняющимися возможностями ребенка.
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста –
игра
. Для ее развертывания ребенку необходимо в комнате выделить
игровой

уголок
– свободное, не перегруженное предметами пространство. С возрастом игровое действие свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Поэтому в старшем дошкольном возрасте происходит переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, сборным игрушкам («лего», «киндер – сюрпризы). Наибольшую ценность представляют реалистические игрушки, т. е. копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы с разнообразной одеждой для девочек). Ценными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор мелких животных, набор мелких кукол – семья, а также различные мелкие макеты, кукольный дом, крепость, фермы и др.). Игровые макеты должны быть переносными, чтобы играть в любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов. Детям необходим и материал, обслуживающий игру. Это различные детали крупных или средних напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы - коробки, диванные подушки, перевернутые стулья, стол с опущенной скатертью, который становится «пещерой», палочки, веревочки и т. п. Для сооружения построек дети в игровом уголке должны иметь разные типы конструкторов с образцами построек: напольный строительный набор, металлический конструктор, пластмассовые строители («ЛЕГО»).
Необходимо временно сохранять детские постройки. За неимением места для длительной демонстрации желательно «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и только после этого убирать игрушки на место. Строительный материал хранится в магазинных коробках, в шкафу. Родители должны проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в детской игре. Если Вы участник детской игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребенок играл без Вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл, тем самым Вы активизируете словарь ребенка и развиваете связную речь.

Развитие мышления и речи тесно связаны между собой. Поэтому в развивающей среде ребенка необходим образно – символический материал. Для его размещения лучше выделить часть детской комнаты –
учебный

уголок.
Здесь размещаются разного рода картинки на классификацию предметов, серии картинок для установления последовательности событий, разрезные сюжетные картинки, мозаика разной степени сложности, наборы «лото», графические модели - глобус, географические карты, всевозможные азбуки (магнитные, р а з р е з н ы е , приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная доска и др.). Наборы образно - символического материала размещаются в учебном уголке компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллаже, на уровне роста ребенка. Для размещения иллюстрированных календарей, карт можно использовать стены детской комнаты, дверь. Родители должны приучать будущих школьников проявлять инициативу и любознательность для получения новых знаний, уточнять высказывания детей, учить, ясно излагать свои мысли и делать простейшие выводы. Огромное значение в развитии речи детейимеют книги. У ребенка должна быть своя
детская

библиотечка
(полка с книгами). Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. В библиотечке должны быть произведения разных жанров: сказки (авторские и народные), былины, стихи, малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, прибаутки) книги с познавательным содержанием.
Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая прочитанное и рассматривая иллюстрации. Развитию речи детей способствует и их
театрализованная

деятельность
. Можно изготовить маски, театральные игрушки, атрибуты для разыгрывания сказок из подручного материала. Дети могут исполнять понравившиеся им роли, а также самостоятельно сочинять и обыгрывать свои сказки, в которых и Вам, непременно, найдется роль. Развивающая речевая среда должна создавать условия для развития продуктивных видов деятельности ребенка (рисования, лепки, аппликации, ручного труда). Они развивают не только творческое воображение детей, но и
мелкую моторику пальцев

рук
, которая так важна для успешного речевого развития ребенка. «Умелые руки – это развитый мозг» - писали Никитины. Для этой деятельности ребенку необходимо подобрать хорошо освещенное место (это может быть его рабочий стол, а также место для хранения материала и оборудования. Материал для творчества ребенка должен быть хорошего качества- различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, фломастеры, набор шариковых ручек, салфетки, ножницы, пластилин и т. д. Подборка из бросового материала (пробки, катушки, фантики, ленты, кусочки ткани и др.) помещается в специальную коробку. Необходимо выделить в комнате место для детских рисунков (стена, дверь) со сменой экспозиции. Родителям необходимо
рассматривать с детьми их работы
, побуждать к рассказу о созданных ими поделках, рисунках, к обыгрыванию поделок, что способствует развитию речи детей. Предметная среда, окружающая ребенка становится обучающей только через взаимодействие, необходимо создать такую обстановку, в которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно Задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать.



В раздел образования