Создание эффективной предметно - развивающей среды в домашних условиях
Автор: Полынская Линда Леонардовна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ д/с "Аист" Населённый пункт: п. Солнечный, Сургутский район, Тюменская обл, ХМао Наименование материала: статья Тема: Создание эффективной предметно - развивающей среды в домашних условиях Раздел: дошкольное образование
«Создание эффективной предметно-развивающей среды в
домашних условиях»
Для
всестороннего
развития
ребенка
в
домашних
условиях
организуются много - функциональная среда. Речевое развитие
ребенка
зависит
от
окружающей
развивающей
среды:
чем
она
богаче, тем интенсивнее развитие.
Как
же
создать
развивающую
речевую
среду
в
домашних
условиях? Одна из составляющих развивающей речевой среды –
это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в
определенном
месте,
предлагаемые
детям
для
самостоятельного
занятия, игры. Все материалы должны быть доступны ребенку в
любое время.
Среда
периодически
обновляется,
в
соответствии
с
интересами, меняющимися возможностями ребенка. Ведущая
деятельность
ребенка
дошкольного
возраста
– игра .
Для
ее
развертывания ребенку необходимо в комнате выделить игровой
уголок – свободное, не перегруженное предметами пространство. С
возрастом игровое действие свертывается, переходя в речевой или
внутренний план.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте происходит переход от
крупных сюжетных игрушек к мелким, сборным игрушкам («лего»,
«киндер
–
сюрпризы).
Наибольшую
ценность
представляют
реалистические
игрушки,
т.
е.
копии
реальных
предметов
(например,
автомобильчики
разных
марок,
наборы
солдатиков,
рыцарей
для
мальчиков,
куклы
с
разнообразной
одеждой
для
девочек). Ценными для ребят становятся и тематические наборы
игрушек (набор мелких животных, набор мелких кукол – семья, а
также различные мелкие макеты, кукольный дом, крепость, фермы
и др.). Игровые макеты должны быть переносными, чтобы играть в
любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в
коробках, поблизости от макетов. Детям необходим и материал,
обслуживающий игру. Это различные детали крупных или средних
напольных
строительных
наборов,
всевозможные
объемные
предметы - коробки, диванные подушки, перевернутые стулья, стол
с опущенной скатертью, который становится «пещерой», палочки,
веревочки и т. п. Для сооружения построек дети в игровом уголке
должны иметь разные типы конструкторов с образцами построек:
напольный
строительный
набор,
металлический
конструктор,
пластмассовые строители («ЛЕГО»).
Необходимо временно сохранять детские постройки. За неимением
места
для
длительной
демонстрации
желательно
«праздновать
результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его
постройку
и
только
после
этого
убирать
игрушки
на
место.
Строительный материал хранится в магазинных коробках, в шкафу.
Родители должны проявлять инициативу и выражать
искреннее желание участвовать в детской игре. Если Вы участник
детской
игры,
то
активно
общайтесь,
советуйтесь,
задавайте
вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребенок играл
без Вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл,
тем самым Вы активизируете словарь ребенка и развиваете связную
речь.
Развитие
мышления
и
речи
тесно
связаны
между
собой.
Поэтому
в
развивающей
среде
ребенка
необходим
образно
–
символический
материал.
Для
его
размещения
лучше
выделить
часть
детской
комнаты
– учебный
уголок.
Здесь
размещаются
разного
рода
картинки
на
классификацию
предметов,
серии
картинок
для
установления
последовательности
событий,
разрезные сюжетные картинки, мозаика разной степени сложности,
наборы
«лото»,
графические
модели
-
глобус,
географические
карты,
всевозможные
азбуки
(магнитные,
р а з р е з н ы е ,
приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная
доска
и
др.).
Наборы
образно
-
символического
материала
размещаются в учебном уголке компактно в коробках на открытых
полках шкафа, стеллаже, на уровне роста ребенка. Для размещения
иллюстрированных
календарей,
карт
можно
использовать
стены
детской комнаты, дверь.
Родители должны приучать будущих школьников проявлять
инициативу
и
любознательность
для
получения
новых
знаний,
уточнять высказывания детей, учить, ясно излагать свои мысли и
делать простейшие выводы. Огромное значение в развитии речи
детейимеют книги.
У
ребенка
должна
быть
своя детская
библиотечка
(полка
с
книгами).
Желательно,
чтобы
книги
имели
яркие
красочные
иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли
«изучать»
их
самостоятельно.
В
библиотечке
должны
быть
произведения
разных
жанров:
сказки
(авторские
и
народные),
былины,
стихи,
малые
фольклорные
формы
(загадки,
потешки,
считалки,
прибаутки)
книги
с
познавательным
содержанием.
Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному
занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая
прочитанное и рассматривая иллюстрации. Развитию речи детей
способствует
и
их театрализованная
деятельность .
Можно
изготовить
маски,
театральные
игрушки,
атрибуты
для
разыгрывания
сказок
из
подручного
материала.
Дети
могут
исполнять
понравившиеся
им
роли,
а
также
самостоятельно
сочинять и обыгрывать свои сказки, в которых и Вам, непременно,
найдется роль.
Развивающая речевая среда должна создавать условия для
развития продуктивных видов деятельности ребенка (рисования,
лепки,
аппликации,
ручного
труда).
Они
развивают
не
только
творческое воображение детей, но и мелкую моторику пальцев
рук , которая так важна для успешного речевого развития ребенка.
«Умелые руки – это развитый мозг» - писали Никитины.
Для
этой
деятельности
ребенку
необходимо
подобрать
хорошо
освещенное место (это может быть его рабочий стол, а также место
для хранения материала и оборудования. Материал для творчества
ребенка должен быть хорошего качества- различные виды бумаги и
картона, краски, кисти, карандаши, фломастеры, набор шариковых
ручек, салфетки, ножницы, пластилин и т. д.
Подборка
из
бросового
материала
(пробки,
катушки,
фантики,
ленты, кусочки ткани и др.) помещается в специальную коробку.
Необходимо выделить в комнате место для детских рисунков (стена,
дверь) со сменой экспозиции.
Родителям необходимо рассматривать с детьми их работы ,
побуждать
к
рассказу
о
созданных
ими
поделках,
рисунках,
к
обыгрыванию
поделок,
что
способствует
развитию
речи
детей.
Предметная
среда,
окружающая
ребенка
становится
обучающей
только
через
взаимодействие,
необходимо
создать
такую
обстановку, в которой речь детей могла бы развиваться правильно и
беспрепятственно
Задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир,
научить изучать.