Напоминание

Что такое "футлярная жизнь" по Чехову? Урок – размышление по "маленькой трилогии" А.П.Чехова


Автор: Сизякина Светлана Петровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ "Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус" МО РФ
Населённый пункт: п. Рассвет, Аксайский район, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка по литературе
Тема: Что такое "футлярная жизнь" по Чехову? Урок – размышление по "маленькой трилогии" А.П.Чехова
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы

Что такое «футлярная жизнь» по Чехову?

Урок – размышление по «маленькой трилогии» А.П.Чехова

Цели: дать понятие о «футлярности» не только как о свойстве человеческого характера, но

и его мировоззрении, на примере «маленькой трилогии» А.П.Чехова показать различные

варианты «футляра», в который заключают себя люди; уметь анализировать

художественный текст в единстве формы и содержания, делать обоснованные

самостоятельные выводы, определять авторскую позицию и средства её выражения;

развивать навыки коллективного решения проблемы, работая в группе, пробуждать

интерес к исследовательской работе;

показать обучающимся важность активной жизненной позиции для человека.

Методы и формы работы: слово преподавателя, работа в группах, творческие отчёты,

эвристическая беседа, выразительное чтение, создание проблемной ситуации, рефлексия.

Оборудование: тексты с рассказами «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,

карточки с вопросами и заданиями для каждой из групп, рейтинг – листы самооценки

работы, иллюстрации к произведениям.

Рейтинг – лист по теме «Что такое «футлярная жизнь»?

№ п/п

Виды работ

Количество

максимальных

балллов

Количество

полученных

балллов

Примечание

1

Развернутый ответ на

вопрос

5

2

Выразительное чтение

по ролям или

индивидуальное

5

3

Пересказ содержания

5

4

Уровень активности в

работе группы при

подготовке к уроку и

на уроке

5

5

Аргументированный

вывод по теме

5

6

Участие в подготовке

компьютерной

презентации

10

7

Дополнения к ответам

других групп

5

8

Дополнительные

баллы

- за оригинальность

ответа;

- за активное участие

на уроке

5

9

Иллюстрации

5

Итого

55

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач урока.

-Сегодня будем размышлять о «маленькой трилогии» А.П.Чехова, написанной в 1898 году

– в расцвете его творчества, когда произошло философское и поэтическое осмысление

действительности. Нам предстоит выяснить, что собой представляет «футлярная жизнь» и

как к ней относился А.П.Чехов.

3.Работа с эпиграфом.

(на доске)

Мое святая святых – это человеческое тело,

здоровье, ум, талант, вдохновение,

любовь и абсолютнейшая свобода,

свобода от силы и лжи,

в чем бы последние ни выражались.

А.П.Чехов

- Найдите ключевое слово в чеховской фразе.

- Как связано это понятие с темой урока?

- Каково значение слов «футляр», «футлярность»?

- Что включает понятие «футлярность»: свойство ли человеческого характера или и его

мировоззрение?

4. Работа групп. Проведение мини – исследований. Сообщение обучающихся о

результатах работы в группах.

Класс делится на 4 группы, в каждой из трех определен координатор, литературовед,

мастера художественного слова, иллюстратор; четвертая группа – аналитики. Каждая

из групп получает задание: подготовить и наглядно представить выводы по каждому из

рассказов, заключающие ответ на вопрос «Что такое «футлярная жизнь?»,

подготовить выразительное чтение или инсценирование кульминационных моментов

каждого из рассказов, представить иллюстративный материал.

Группа аналитиков должна, прослушав и суммировав выступление всех участников,

обобщить результаты их наблюдений, оценить работу каждой группы и сделать общий

вывод по данной проблеме.

Задания для групп (общее для всех)

1.Найти в толковом словаре и уметь объяснить значение следующих слов: «мещанство»,

«футляр», «футлярность».

2.Кратко передать содержание рассказов.

3.На основе анализа рассказа ответить на вопрос: «Что такое «футлярная жизнь» в вашем

понимании?». Футлярная жизнь – это свойство человеческого характера или

мировоззрение человека?

4.Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» А.П.Чехов объединил

в один цикл? В чем особенность композиции этих рассказов?

Работа группы №1. Работает с рассказом «Человек в футляре».

- Почему Чехов дал такое название рассказу?

- Какую проблему поднимает автор на примере истории Беликова?

- Что удивительного было в учителе греческого языка Беликове? Каким он предстает перед

читателем (внешний вид, обстановка его квартиры, вещи, его окружающие, речь, роль

художественной детали в создании образа, значение текста и подтекста). Выпишите

наиболее яркие фразы, характеризующие Беликова. По каким он правилам жил?

- Как вы думаете, в существовании этого ли человека видит проблему Чехов – или

проблема в другом?

- Почему Беликов заставил жить в страхе весь город?

- Что такое «футлярная психология»?

- Почему Беликов Умер? Изменилась ли жизнь горожан после его смерти? Есть ли

духовное родство между Беликовым, Буркиным и другими горожанами?

- Обратите внимание на образ рассказчика. Какой вывод делает Иван Иванович? Согласны

ли вы с героем?

- По ходу работы над рассказом проследите, с какой целью автор использует приемы

комического (юмор, сатиру, сарказм)?

- Какие выводы можно сделать, прочитав рассказ? Почему выражение «человек в футляре»

стало нарицательным?

Работа группы №2. Работает с рассказом «Крыжовник».

- Как в рассказе «Крыжовник» продолжается тема «человека в футляре»?

- Что рассказал Иван Иванович Чимша – Гималайский о брате Николае Николаевиче?

- Какие изменения произошли в Николае Николаевиче за несколько лет? Обратите

внимание на портрет, роль детали, речь, текст и подтекст.

- Почему Николай Иванович доволен жизнью? Что думает о жизни народа?

- Какой вывод делает Иван Иванович о смысле жизни? Готов ли он сам изменить жизнь?

- Как вы поняли идею рассказа?

Работа группы №3. Работает с рассказом «О любви».

- В каком из рассказов мы впервые знакомимся с помещиком Алехиным? Обратите

внимание на особенности создания образов: «портрет, роль детали, речь, текст и

подтекст».

- Чем занимается Алехин? Почему на имении Алехина большой долг?

- Как протекала жизнь Алехина? Какие факты, детали давали понять, что происходит с

Алехиным?

- Что он рассказал о семье Лугановичей?

- Проследите за развитием отношений между Алехиным и Анной Алексеевной.

- Можно ли назвать чувство, которое возникло между ними, настоящей любовью? Если

«да» или «нет», то почему? Как вы характеризуете их отношения?

- В чем, по мнению автора, проявляется «футлярность» в отношении героев рассказа?

- Как вы поняли идею рассказа?

Группа №4. Аналитики.

- Прослушав сообщения обучающихся, сделайте общий вывод: «футлярность» - это

свойство человеческого характера или мировоззрение человека?

- Что, по – вашему, является причиной такого явления? Какое слово вы бы подобрали для

лаконичной характеристики этого явления? Каково отношение автора к такому образу

жизни? Как автор выразил свою позицию?

- Каково ваше отношение к героям чеховской трилогии?

- Что, по – вашему, является причиной появления такого явления, как «футлярная жизнь»?

- Каким бы словом (словосочетанием) вы бы назвали такую жизнь?

- Какова роль композиции трилогии в целом: почему автор расположил эти рассказы

именно в такой последовательности? Почему рассказ «О любви» завершает «маленькую

трилогию»?

5.Рефлексия.

6.Домашнее задание.

- Письменно ответить на вопрос «В чем, по – вашему, мудрость творческого замысла

писателя в этой трилогии?»



В раздел образования