Автор: Вакуева Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическая сказка как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Экологическая сказка как средство экологического воспитания
детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой
личности. В этот период закладываются основы личной культуры. Главная
цель
экологического
воспитания
–
формирование
начал
экологической
культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к
себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного
происхождения,
которыми
он
пользуется.
Такое
отношение
строится
на
элементарных знаниях экологического характера.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды
совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные
формы совмещения с игрой и творчеством.
В
воспитании
экологической
культуры
большую
роль
играют
экологические
сказки.
Сказки
в
экологическом
образовании
являются
средством
обучения,
воспитания
и
развития
ребёнка,
привлечения
его
внимания
к
изучаемому
материалу,
активизация
знаний
и
творческих
способностей.
Именно в экологических сказках удаётся наиболее полно использовать
средства
эмоционального
воздействия
на
ребёнка.
Через
сказки
удаётся
привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её
охраны, гражданской ответственности.
Целесообразность использования
сказок природоведческого содержания в процессе экологического воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста
обоснована
тем,
что
такая
сказка
содержит
научную
основу,
позволяющую
формировать
соответствующие
действительности
представления
об
отдельных
объектах
и
явлениях
природы, потребностях живых организмов, связях и зависимостях в природе
в многоступенчатой иерархической последовательности и единстве. Сказки о
природе,
в
которых
раскрыты
реальные
научные
факты,
обеспечивают
единство рационального и эмоционального в познании, отвечают характеру
мышления
и
интересам
детей
именно
старшего
дошкольного
возраста.
Чтение сказок и анализ их сюжетов с интересом воспринимается детьми. При
работе
со
старшими
дошкольниками
очень
важно
бережно
относиться
к
сказочному
сюжету:
просто
читать
и
обсуждать
текст,
использовать
сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения
материала,
придумывать
театрализованные
и
кукольные
постановки
по
сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Известно, что дети
лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал.
Внимание
детей
привлекают
также
новизна,
необычность
исследуемых
объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес к теме
рассказа
или
занятия
делает
обучение
более
эффективным.
Уместность
использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к
ним появляется у человека в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь.
Народные сказки во многом «экологичны»: в них нашло отражение
осмысление
человеком
окружающего
мира,
изменение
взаимоотношений
людей со средой обитания. В течение долгого времени люди воспринимали
природу как нечто враждебное, неопознанное, таящее опасность. В мифах и
сказках
народов
мира
леса,
болота
населены
злыми
духами
и
прочими
отрицательными персонажами. Со временем человек всё лучше понимал
природу,
постигал
её
законы,
учился
использовать
ресурсы.
Теперь
он
выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и
благодарность природе. Например, земля стала называться ласково – матерью
–
кормилицей.
Правда,
бережное,
уважительное
отношение
к
природе
предполагает,
что
она
отплатит
человеку
тем
же:
удовлетворит
его
потребности
в
пище,
крове.
Чем
старше
становилось
человечество,
тем
активнее оно стремилось покорить природу, взять у неё как можно больше
богатств,
подчинить
своей
воле.
Сказки
впитывали
исторический
опыт
человечества.
Великое множество сказок пришло к нам из глубины веков, когда
зависимость
людей
от
природы
была
явной,
чем
сейчас.
Известный
исследователь фольклора В. Я. Пропп писал, что волшебная сказка уходит
корнями
в
первобытные
времена
и
связана
с
обрядами
инициации,
сопровождающими вступление человека в пору зрелости.
В сказках очень точно подмечены особенности многих животных,
растений,
природных
явлений,
ландшафтов,
описываются
национальные,
культурные традиции и праздники. Произведения такого характера могут
оказать
неоценимую
помощь
педагогу,
работающему
в
области
экологического образования.
Один из авторов статей, посвящённых сказкам, в том числе и
экологическим, - Е. В. Шиков, кандидат биологических наук, так определяет
назначение экологических сказок - научить детей понимать природу и беречь
её. Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства и
продолжаться
в
течение
всего
периода
обучения
в
школе.
Для
детей
дошкольного
возраста
наиболее
понятно
изложение
материала
в
форме
сказок, которые побуждают не только ум, но и чувства. Последнее очень
важно. Ребятам важно не столько запомнить экологические понятия, сколько
проникнуться
уважением
ко
всему
живому,
полюбить
природу.
Шиков
акцентирует внимание на том, что основные факты в экологических сказках
должны быть даны правдиво, с научной достоверностью. Вымышлены в них
лишь
события
и
разговоры
между
растениями
и
животными,
которые
помогают детям понять суть происходящего в природе: «Сказки основаны на
вымыслах, но придуманы не для забавы. В них выражены представления
людей о жизни людей и справедливости, они учат жить. Экологические
сказки не исключение».
Л. Н. Ердаков (учёный практик, разработавший курс экологии для
начальной школы) отмечает, что в наше время существует немало литературы
для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в
занимательной форме описана жизнь животных. Много сказок создано Б.
Заходером. К числу экологических - можно отнести и рассказы
В. Бианки. Могут быть полезны и некоторые русские народные сказки, если в
них есть цепь превращений: яйцо в гусеницу, гусеница – в куколку, та – в
бабочку.
Л.
Н.
Ердаков
придумал
экологические
сюжеты
о
похождениях
Экоколобка. По мнению автора, Колобок
- весьма интересный и удобный
персонаж. Он сделан из теста и заведомо не несёт никаких экологических
свойств и специализаций. Такому персонажу свободно можно приписывать
различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации.
Так, Экоколобок становится членом многих биоценозов и вступает там во
взаимоотношения с живой и неживой природой. На него воздействует среда,
а он, в свою очередь, как-то её изменяет.
Методика работы с экологическими сказками Т. А. Шорыгиной носит
активный характер. Работа ведётся не в привычном режиме «рассказчик –
слушатель, а побуждает к размышлению и активному действию. В её пособии
даны описания занятий, построенных на анализе поступков героев сказок. В
доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической
культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному
отношению к окружающей среде.
Подход к экологической сказке у Г. А. Фадеевой – практический. Сказки,
вошедшие в сборник, призваны образно и доступно объяснить читателю суть
экологических
проблем,
причины
их
появления.
Помочь
осмысленно
воспринимать окружающий мир и изменения, происходящие в нём. Также
они
направлены
на
формирование
бережного
отношения
к
природе.
Составитель сборника считает, что в настоящее время существует немало
литературы для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую
книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо
растений,
животных, явлений природы.
В книгу Н. А. Рыжовой (биолога, доктора педагогических наук) вошли
авторские сказки, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней
человека. В занимательной форме произведения книги
знакомят детей с
природными
явлениями,
их
взаимосвязями,
с
некоторыми
понятиями
экологии,
проблемами
влияния
на
природу
и
многими
другими.
Использовать произведения нетрадиционно помогут рекомендации автора,
которые приводятся после каждого текста (вопросы для обсуждения, игры,
экскурсии по теме).
Свои произведения автор рекомендует использовать
всем, кто работает по её программе «Наш дом – природа».
Выбирая сказки для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо
тщательно продумывать их содержание. Если для общего развития подходят
любые сказки, то для целей экологического образования следует отбирать те,
которые наиболее точны в определении ценностей. В сказках разных народов
можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они
населяют. Так, в восточных сказках часто подчёркивается ценность воды, её
роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца.
В
сочинениях
североамериканских
индейцев
отчётливо
ощущается
почтительное отношение к природе, как к живой, так и неживой (например, к
камням, горам, солнцу) природе.
Учитывая интерес к жизни индейцев,
особенно у мальчишек, можно эффективно использовать эти сказки в целях
экологического
образования.
Выразительное
чтение
сказки
оказывает
сильное эмоциональное воздействие на ребёнка. Поэтому важно, чтобы дети
имели
возможность
сразу
же
высказаться
по
поводу
услышанного.
При
чтении
и
обсуждении
сказок
важно
дать
почувствовать
ребёнку,
что
состояние окружающей среды зависит от каждого из нас, в том числе и от
него самого. Можно также использовать свой собственный опыт общения с
природой.
Многие экологические и биологические
понятия помогут
объяснить такие авторы, как Б. Заходер, В. Бианки, Н. Павлова. Их сказки
написаны именно с экологических позиций. Так, сказка Б. Заходера «Кит и
кот» даёт представление о разнообразии сред обитания и приспособленности
к
ним
животных;
«Серая
звёздочка»
-
учит
бережно
всему
живому,
независимо от их привлекательности для человека.
В старшем дошкольном возрасте дети легко воспринимают объекты
природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это
очень
важно
с
точки
зрения
воспитания
эмоционального
отношения
к
природе, умения ей сочувствовать, сопереживать. Так,
можно предложить
дошкольникам «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или
пылинки, а затем пусть они попробуют рассказать, как чувствуют себя в том
или ином образе, в той или иной ситуации, о чём могли бы попросить людей.
Очень эффективно составление писем животным. Ребята «переписываются»
с животными по определённым правилам, воспринимая их равными себе,
умеющими чувствовать. Важно помнить и том, что старшие дошкольники
очень
любят
волшебные
сказки.
Например,
им
можно
рассказать
о
«Волшебнице Воде». Вода в природе бывает самой разной (бьёт ключом из-
под земли, течёт в реках, поднимается в небо облаком, выпадает дождём,
ложится
снегом
на
землю,
замерзает
сосулькой),
значит,
она
умеет
превращаться во что-либо, как волшебница!
Объясняя детям тот или иной материал, полезно в качестве иллюстрации
привести
фрагменты
сказок
(или
попросить
ребят
вспомнить
такие
фрагменты
самостоятельно).
Например,
в
сказках
Г.-Х.
Андерсена
«Дюймовочка» и А. Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описания
водных растений и среды их обитания. В сказке «Дюймовочка» показаны
особенности
внешнего
вида
и
поведение
крота
как
подземного
жителя
(приспособленность к обитанию в почве).
Также в работе с дошкольниками можно использовать сказочных
персонажей. Этот приём обучения помогает объяснить и закрепить материал,
проверить
знания
детей.
Ребята
с
удовольствием
отвечают
на
вопросы
сказочных героев, объясняют то, чему научились сами.
Практически для
любой темы можно подобрать подходящих сказочных персонажей. Например,
при изучении свойств воздуха как среды обитания могут оказать помощь
Карлсон, который живёт на крыше или
Знайка и Незнайка, летавшие на
воздушном шаре.
Важный момент – это информативность экологической сказки. Сказки
не должны быть информативно ёмкими, но не следует и перегружать их.
Иногда достаточно одного, двух предложений для сообщения интересного
факта. Специалисты единодушно сходятся на том, что сказки должны быть
доступны детям, а изложение – отличаться выразительностью. Рекомендуется
использовать традиционные сказочные приёмы и атрибуты, к которым дети
уже привыкли. Или, например, использовать лексику: «жили-были», «за
тридевять земель», «в тридевятое царство, в тридесятое государство», «долго
ли коротко ли», «жить-поживать».
Таким образом, специалисты по отношению к экологической сказке
занимают
разные
позиции.
Одни
пишут
сказки
сами,
другие
ищут
экологическое
содержание
в
уже
написанных,
третьи
знакомят
с
многочисленными
вариантами
использования
экологической
сказки
в
воспитательной и образовательной деятельности, а четвёртые учат сочинять
сказки и взрослых, и детей. А некоторые используют известные сказочные
сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня. Но все
безоговорочно сходятся на одном – экологическая сказка необходима. Она
безоговорочно
зачислена
в
арсенал
самых
эффективных
средств,
способствующих познанию природы старшими дошкольниками.
Экологические сказки помогают открыть в детях способность тонко
чувствовать окружающий мир, стремиться к добру и красоте.
Использовать сказки можно в работе с детьми при проведении игр,
экскурсий
и
других
экологических
мероприятиях.
Экологические
сказки
являются
прекрасным
средством
обучения,
воспитания
и
развития
детей
дошкольного
возраста.
Целесообразность
использования
сказок
природоведческого содержания в процессе экологического воспитания детей
именно старшего дошкольного возраста обоснована тем, что такая сказка
содержит научную основу (что малышам ещё не доступно), позволяющую
формировать
соответствующие
действительности
представления
об
отдельных объектах и явлениях природы, потребностях живых организмов,
связях и зависимостях в природе. Познакомившись с законами природы,
ребёнок не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных,
а также загрязнять окружающую среду. Через сказки удаётся
привить не
только
любовь
к
природе,
но
и
осознание
необходимости
её
охраны,
гражданской ответственности, что в наши дни особенно актуально.
Литература:
1.
Будур Н.В. Сказочная энциклопедия. М.: Олма – пресс, 2005. – 608 с.
2.
Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и
праздники – М.; Линка – Пресс, 2002 г. – 192с.
3.
Шорыгина
Т.А.
Зелёные
сказки:
Экология
для
малышей.
–
М.:
Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с. – (Развивающие сказки для детей).
4.
Шиков Е.В. Экологические сказки. Биолог в школе. – 2000 г. - № 3. – с.
32.
5.
Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников.// Начальная
школа. – 1992, № 11, с 19-22.
6.
Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов.
– Волгоград: Учитель. 2003г. – 57с.
7.
Лопатина А.А., Скребцова М.В, Сказы матушки земли. Экологическое
воспитание через сказки, стихи и творческие задания. – М.: Амрита –
Русь, 2008. – 256 с. – (серия «Образование и творчество»).
8.
Рыжова Н.А.
«Поиграем в сказку» -
журнал,
«Подписка – 2003».
Перевёртыши. Экологическая сказка.