Духовно - нравственное развитие старшеклассников в современном обществе.
Автор: Федотова Любовь Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ Гимназия №17 Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: статья Тема: Духовно - нравственное развитие старшеклассников в современном обществе. Раздел: полное образование
МОУ СОШ № 77 Л.А. Федотова.
Современная школа активно влияет на формирование мировоззрение
учащихся, способствует духовному и нравственному становлению ,что
вносит определённый вклад в решение проблем духовно-нравственного
развития старшеклассников. Эти проблемы напрямую связаны с
преодолением нравственного раскола и духовного кризиса в обществе
(беспризорность, суицид, наркомания, наркомания, алкоголизм, детская
преступность). Решение данных проблем способствует воспитанию такого
человека, который воспринимает нормы и правила общественной морали, как
собственные убеждения, привычные формы поведения.
Воспитание подрастающего поколения волновало людей всегда, особенно
остро это ощущается именно сегодня, в эпоху резких изменений требований
к человеку со стороны общества.
Проблемы духовно-нравственного воспитания поднимали в своих
исследованиях философы, психологи, педагоги: Н.А. Бердяев, Н.И. Пирогов,
К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачёв, Н.Д.Никандров, Л.Н. Погодина и др.
Современное же общество требует образованных, нравственных,
предприимчивых людей, умеющих строить жизнь человека, основанную на
добре, истине, красоте, на гражданско-патриотических чувствах, готовых
работать во благо Родины, встать на её защиту.
Важным моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию
личности старшеклассника является привлечение к ней родителей,
руководителей кружков, секций и всех заинтересованных лиц. Всё это
позволяет помочь в решении проблем воспитания: не навязывать созданные
обществом правила, но включать ученика в круг определённых нравственных
идеалов и ценностей. Далее мы подробнее остановимся на двух постулатах
духовно-нравственного воспитания старшеклассников: семейное и
патриотическое воспитании.
Современная семья во всём мире переживает кризис. Это признано
мыслителями, представителями религиозных конфессий и общественными
деятелями. В России 2008 год был объявлен Годом семьи для того, чтобы
попытаться наметить пути решения многих проблем современной ячейки
общества. Полноценная личность может развиваться только в духовно-
здоровой семье. А духовно-здоровая семья- это не семья без трудностей, а
семья, которая умеет правильно реагировать на них. Именно поэтому так
важно в работе со старшеклассниками не просто сотрудничать, а
«соработничать» с родителями, которые, в свою очередь, не могут не
осознавать, что это долгий и упорный труд, плоды которого будут пожинаться
в течение всей жизни.
Не менее важным аспектом в воспитании старшеклассников является и
патриотическое воспитание. В последние годы в массовом сознании понятию
«патриотизм» возвращается его истинный смысл. Ведь патриотическое
воспитание необходимо не только перед лицом внешней угрозы. Россия-
страна, где проживают представители разных народов. Всех их объединяет
осознание того, что это наш общий дом. Все мы, живущие в России, должны
любить свой дом, двор, знать названия растущих в ней цветов, деревьев,
знать своих предков, историю своей семьи. Ведь страшно быть «Иванами, не
помнящими родства». Иерархия ценностей нашего государства должна
претерпеть существенные изменения. Часто ли задумывается каждый из нас:
«Что я сегодня сделал для Родины». Разве не к нам обращены слова старого
Тараса Бульбы «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только,
чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы
целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие
бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет
говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом
рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость
польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже
для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть
весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица
русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный,
об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь
свою, готовый муками искупить позорное дело»
1
. Будем надеяться и верить,
что такое время сегодня , благодаря мудрому сотрудничеству, наступает.
Доктор педагогических наук Подласый Иван Павлович считает:
«Воспитанный человек отличается от невоспитанного лишь одной, но
главнейшей особенностью, - духовностью. Определяющей характеристикой
человека воспитанного есть надлежащее развитие духовной жизни,
сформированность духовной культуры»
2
. Вот и современная школа не может
оставаться сторонним наблюдателем процесса насаждения чуждой нашему
обществу идеологии, ведущей к нравственному разложению
общества.Педагогический смысл работы по духовно-нравственному
становлению личности старшего школьника состоит в том, чтобы помогать
ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому
уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный
выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании
нравственных качеств старшеклассника зависит от грамотности педагога,
разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
1.Гоголь Н.В. Собрание сочинений .М. Новый ключ. Том 3. 1998.С.126
2.Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 1. М. 2007. С. 28.