Автор: Шаньгина Вера Николаевна Должность: логопед Учебное заведение: РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями Населённый пункт: г. Шелехов Иркутской области Наименование материала: конспекты занятий по заиканию Тема: Работа с детьми старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Цикл, состоящий из 10 занятий по заиканию, предназначен для детей
старшего дошкольного возраста. Он рассчитан на два курса реабилитации (1
год) в условиях реабилитационного центра для детей и подростков с
ограниченными возможностями.
Цель занятий:
- формировать речевое дыхание;
- учить снимать мышечное и эмоциональное напряжение;
-вырабатывать силу голоса;
-упражнять в сопряжённой и отраженной плавной речи, отрабатывать замедленный ее
темп.
-корригировать лексико- грамматический строй речи по данным темам;
-развивать наблюдательность, зрительное внимание.
- упражнять в координации слов с движением, развивать чувство ритма.
Занятие № 1
Тема: Сопряжённая речь в простой фразе. «Игрушки».
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Логопед выставляет игрушки и загадывает загадки:
Ростом мал да удал, от меня ускакал. (Мяч).
В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для меньшей – темница. (Матрешка).
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан).
Как можно назвать одним словом мяч, матрешку, барабан? (Игрушки).
- Правильно, мы будем сегодня говорить об игрушках.
Пальчиковая игра « Не плач куколка моя».
Не плач куколка моя. (имитировать укачивание куклы).
Нужно мне перестирать (тереть кулачки друг о друга)
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет. (соединять с большим пальцем все остальные по очереди).
2. Основная часть.
1).Упражнение на релаксацию.
« Заводные игрушки»- повернуться вокруг себя. Игрушка сломалась- застыть в
определенной позе, почувствовать напряжение, расслабиться.
2). Упражнение на формирования речевого дыхания, голоса.
«Качаем куклу»- имитировать укачивание куклы (вдох), на выдохе произносить «бай- бай-
бай».
«Кукла плачет»- громкое и тихое произнесение звука ААА.
3).Работа над плавностью речи. (Логопед читает строчку стихотворения, затем
проговаривает сопряженно с ребенком, в соответствии с содержанием выкладываются
картинки).
Игра «Картинки».
Мы картиночки берем,
Рядом парами кладем:
Вот гармошка с погремушкой,
Вот Дюймовочка с Петрушкой,
Вот матрешка с неваляшкой,
Вот зайчишка с черепашкой
Игра «Куда кладешь игрушку?»- раскладывать картинки поочередно в ящик или корзинку,
комментируя свои действия с помощью миниатюы.
В корзину кладу Петрушку, в ящик кладу катушку.
В корзину кладу матрешку, в ящик кладу гармошку.
В корзину кладу неваляшку, в ящик кладу черепашку.
В корзину кладу мартышку, в ящик кладу зайчишку.
В корзину кладу пушку, в ящик кладу погремушку.
В корзину кладу мишку, в ящик кладу шишку.
В корзину кладу улитку, в ящик кладу пирамидку.
4). Логоритмическое упражнение.
Вот солдатики стоят, начинается парад.
Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы шагать. (шаг марша).
Бум- бум! Тра- та- та! Барабан гремит с утра.
Зайчики играют, лапкой ударяют. (Прыжки с ноги на нагу, имитируя игру на барабане.
Медвежонок взял гармошку ,поиграть решил шемножко (разводить руки в стороны).
Раз, два! Поворот…Он танцует и поет! ( Повороты туловищем в стороны).
5).Развитие лексико- грамматического строя речи.
Игра «Посчитай правильно».
5 машинка, 2 кукла, 4 мишка, 6 кубики.(С использованием прищепочек на пальчики).
3. Итог занятия:
Очем сегодня говорили?
Занятие №2
Тема: Сопряженная речь в простой фразе. «Овощи».
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Отгадывание загадок.
Лето целое старалась – Кругла, рассыпчата, бела
Одевалась, одевалась… На стол она с полей пришла.
А как осень подошла, Ты посоли её немножко,
Нам одёжки отдала. Ведь правда вкусная…
Сотню одежонок (Картошка)
Сложим мы в бочонок.
(Капуста)
Длинный нос Кругла, а не шар,
В землю врос, С хвостом, а не мышь.
А зелёный хвост снаружи. Желта, как мёд,
Нам зелёный хвост не нужен. А вкус не тот.
Нужен только оранжевый нос нос. (Репа)
(Морковь)
Все меня любят, а как раздевают, Летом – в огороде
Горькие слёзы проливают. Свежие, зелёные,
(Лук) А зимою – в бочке –
Крепкие, солёные. (Огурцы)
По мере того как дети отгадывают загадки, педагог выставляет картинки с отгадками.
Сообщение темы.
Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Овощи). Сегодня на занятии мы
поговорим об овощах.
Пальчиковая игра «Репка».
Приглашаем народ (прислонить ладони к груди).
Заходите в огород (показать ладонями от себя).
Проходите между гряд(пальцы указательный и средний «идут» по столу).
Там огурчики лежат ( соединить указательные и большие пальцы обеих рук).
Помидорки висят
Прямо в рот хотят( соединить большой и указательный палец на каждой руке).
Рядом зреет репка (соединить пальцы так, чтобы между ними Было пространство в виде
репки).
Ни густа , ни редка.
Наберем мы овощей для себя и для друзей (одну ладонь согнуть в виде корзинки, а другой
«накладывать овощи»).
2. Основная часть.
1).Релаксационное упражнение.
«Пугало»- руки в стороны, ноги на ширине плеч. Шея, руки, ноги, туловище напряжено.
Шла Ульяна с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.
Огородное пугало долго стояло, всех птиц распугало – тело расслабить, изобразить
летящих птиц.
2).Развитие речевого дыхания
Упражнение «Тянем морковку»- нолги слегка расставлены, руки опущены. Наклонить
туловище вниз (вдох). Подняться (выдох), произносить ууух.
3). Работа над плавностью речи.
Упражнение «Разложи овощи»- четверостишие повторять сопряженно построчно и
раскладывать картинки овощей в соответствии с текстом.
В руки овощи берем ,в два ряда на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок, Помидор горох, лучок.
Игра «Раз, два, три».( ребенок хлопает в ладоши на каждый слог стихотворения).
Упражнение «Мы рисуем огород»- логопед рисует на листе грядки и овощи под
стихотворение, произнося по одной строку, затем то же- вместе с ребенком.
Мы рисуем огород,
Там много овощей растет.
В огороде у нас в ряд-
Пять длинных гряд.
На первой грядке растет редиска
Не высоко ,а низко.
На второй грядке растут огурцы-
Овальные зеленцы.
На третьей грядке растет кабачок,
Толстый у него бочок.
На четвертой грядке растет картошка,
Она похожа на матрешку.
На пятой грядке растет помидор,
Краснеет он как светофор.
На грядках хватит овощей
Для салата и для щей.
4).Развитие лексико- грамматического строя речи.
Игра «Вверху – внизу, справа – слева»
На альбомном листе дети должны по указанию логопеда разложить картинки с овощами:
В правый верхний угол положить луковицу, в нижний левый – помидор, в правый нижний
угол – перец, в верхний левый – редиску. В центре положить огурец. Назовите овощи
которые лежат вверху. Назовите овощи, которые лежат внизу. Назови овощи, которые
лежат справа. Назови овощи, которые лежат слева. Назови овощ, который лежит в центре.
Игра «Скажи ласково»
Огурец – огурчик. (Картофель, морковь, свекла, помидор)
Игра «1-3-5»
Ребенок называет, например: «Один огурец, три огурца, пять огурцов. И.т.д.» (картофель,
морковь, свекла, помидор, огурец).- использовать веревочку с узелками.
5)Логоритмическое упражнение.
Упражнение «Помидоры»
В огороде за забором (руками указать вниз с небольшим наклоном вперед).
Поспевают помидоры (руки в бока, грудь и живот немного вперед).
Держатся за колышки (сжать кулачки).
Греются на солнышке (поднять руки вверх, растопырив пальцы).
4. Итог занятия.
Занятие № 3
Тема: Сопряженная речь в простой фразе. «Фрукты».
Ход занятия.
1. Орг. момент
Игра «Четвертый лишний»- муляжи нескольких фруктов и мячик.
Логопед:
- Что здесь лишнее? (мяч). Как можно назвать яблоко, грушу, банан, ананас одним
словом? (Фрукты). Сегодня мы будем говорить о фруктах.
Пальчиковая игра «Яблоки».
Веточки на яблоньки (расставить пальчики) повисли от печали (опустить ладони и
покачать ими).
Яблоки на веточках висели и скучали (соединить на обеих руках с большим пальцем все
остальные по очереди)
Девочки и мальчики ветки раскачали (покачать ладонями).
Яблочки о землю громко застучали (постучать пальцами об стол).
2 . Основная часть.
1). Релаксационное упражнение
«Фрукты растут »- присесть на корточки, как будто маленькие ростки овощей. Солнышко
пригревает, дождик поливает, растения вырастают. Медленно поднимаем руки , ростки
тянутся к солнышку. Почувствовать напряжение. Солнышко сильно припекло, завяли
растения. Расслабиться, уронить голову, руки, опустить плечи и туловище. Опуститься на
пол, Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку. Повторить несколько раз.
2). Развитие речевого дыхания.
«Щечки - яблочки»- вдох ртом, надуть обе щеки, задержать дыхание на 2- 3 секунды,
спокойно выдохнуть. Повторить 3- 4 раза.
3) Работа над плавностью речи.
Игра « Мы картиночки берем»- логопед читает построчно стихотворение, затем каждую
строчку повторяет сопряженно с ребенком, раскладывая на столе картинки фруктов.
Мы картиночки берем,
В три ряда на стол кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин,
Яблоко и ананас-
Все они волнуют нас,
Потому что это фрукты,
Кисло- сладкие продукты.
Игра «Сосчитай фрукты».
Каждый пальчик загибаем,
Дружно яблоки считаем:
Одно яблоко, два яблока,
Три яблока, четыре яблока,
Пять яблок, шесть яблок,
Семь яблок, восемь яблок,
Девять яблок, десять яблок.
Каждый пальчик загибаем,
Дружно груши мы считаем:
Одна груша, две груши,
Три груши, четыре груши,
Пять груш, шесть груш,
Семь груш, восемь груш,
Девять груш, десять груш.
Каждый пальчик загибаем,
Апельсины мы считаем:
Один апельсин, два апельсина,
Три апельсина, четыре апельсина,
Пять апельсинов, шесть апельсинов,
Семь апельсинов, восемь апельсинов,
Девять апельсинов, десять апельсинов.
Игра с мячом. «Считалка»
Дети вслед за логопедом повторяют считалку и на каждое слово ударяют мячом об пол.
Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов)
Будем фрукты мы считать (4 удара)
Груша, персик, мандарин, (3 удара)
Абрикос и апельсин (2 удара)
Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов)
Фруктов было ровно пять. (4 удара)
4) Развитие лексико грамматического строя речи.
Игра «Большой – маленький» -
Яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.
Логопед:
У меня яблоко. В магазине продают что? (Яблоки.) На прилавках много чего? ( Много
яблок.) – использовать массажные губки поочередно массажируя тыльные стороны правой
и левой руки.
Слова: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.
Игра «Вверху – внизу, справа – слева»
Ребенок должен расположить предметные картинки с фруктами по указанию логопеда на
альбомном листе: «В правый верхний угол положить бананы, в нижний левый – яблоко; в
правый нижний – грушу; в верхний левый – ананас. В центре положить виноград.
Логопед:
Назови фрукты, которые лежат вверху; внизу; справа; слева; в центре.
Образование относительных прилагательных от названий фруктов.
Сок из слив – сливовый. (Сок из яблок, груш, малины, мандаринов, винограда, ананаса,
банана, вишен, грейпфрута, апельсина, вишен, граната).
5). Логоритмическое упражнение «Яблоки».
Веточки на яблоньке повисли от печали (руки вверх, кисти опущены).
Яблоки на веточках висели и скучали. (Покачать опущенными кистями).
Девочки и мальчики ветки раскачали. (Покачать поднятыми руками).
Яблочки о землю громко застучали.(Поднимать и опускать руки).
4 Итог занятия.
О чем сегодня говорили?
Занятие № 4.
Тема: Сопряженная речь в простой фразе «Деревья».
.
Ход занятия.
1, Организационный момент.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Березка)
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, ее клюют. (Рябина)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На новый год я главная. (Елка)
Игра «Какое дерево я загадала».
Логопед раскладывает картинки деревьев.
-Белоствольная…(береза).
- Резные листья у …(клена).
- Красные яоды у …(рябины).
-О чем мы сегодня будем говорить? (О деревьях)
2, Основная часть.
1). Релаксационное упражнение . «Деревья шумят» - поднять расслабленные руки над
головой и помахать ими в обе стороны под счет: раз, два, три, четыре.
2). Развитие речевого дыхания.
Упражнение «Вдыхаем запах леса»: руки поднять (вдох), руки опустить (выдох).
Чередовать несколько раз.
Упражнение «Сдуй листочки»- (бумажное пособие).
3).Упражнения для работы над голосом. « Ауканье в лесу – ау – ау – ау ». Громко, тихо,
шепотом.
4). Работа над плавностью речи.
Упражнение «Считалка»- сопряженно повторять считалку построчно и на каждое
слово ударять карандашом по столу.
У реки росла осина,
Рядом с ней росла рябина,
Рядом с ней росла сосна,
Рядом с ней еще одна.
Игра «Деревья».- проговаривать построчно текст стихотворения и отхлопывать в
ладоши на каждое слово.
Весной деревья оживают,
Почки на них набухают,
Листья на них вырастают.
Осенью листья опадают.
Ветер дует, листья кружатся
И на землю тихо ложаться.
5) Развитие лексико- грамматического строя речи.
Употребление простых предлогов места (на, под, над, за).
- Сейчас птичка будет летать около дерева. Следите за ней и говорите, где она находится?
- Птичка на дереве, птичка под деревом, птичка над деревом, птичка за деревом.
(ориентировка в пространстве)
Игра «Один - много».
Елка – елки, дуб – дубы, осина – осины и т.д.
Игра «Большой - маленький».
Береза – березка, сосна – сосенка, елка – елочка и т.д.
Игра «Назови похожие слова).
- Лист ( Листочек, листок, листопад).
-Дерево (Деревце, деревья, деревянный).
- Ветка (Веточка, ветки, ветвистый).
Дидактическая игра «Веселый счет»
Одна рябина, две рябины, три рябины…..., пять рябин,…., десять рябин и т.д.( с
использованием четок).
Логоритмическое упражнение
Упражнение «Мишка».
Вылез мишка из берлоги (ходьба ны внешнем своде стопы).
Разминает мишка ноги.
На носочк5ах он пошел (ходьба на носках).
И на пяточках потом (ходьба на пятках).
На качельках покочался (подниматься на носки и опускаться).
И к лисичке он подкрался (переступание с ноги на ногу).
3. Итог занятия.
О чем сегодня говорили?
Занятие № 5.
Тема: сопряженная речь в простой фразе. «Перелетные птицы».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Отгадывание загадок.
На шесте дворец,
Во дворце- певец,
А зовут его…
(Скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины.
(Ласточка).
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад- вперед по полю вскач,
А зовется птица …(грач).
Логопед: про кого мы сегодня будем говорить? (Про птиц).
2. Основная часть.
Упражнения для пальчиков (при назывании птицы – загибать пальчики на руке).
Птичек стайка
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка.
– Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко.
Эта – зяблик, это – стриж, это – развесёлый чиж.
Ну, а это – злой орлан. Птички, птички, по домам.
Релаксационное упражнение.
Представить, что птицы летят. (Махать напряженными руками). Птицы присели
отдохнуть. (Присесть на корточки, расслабить шею и руки).
Развитие речевого дыхания.
Упражнение «Крылья».- руки поднять через стороны, опустить. Повторить 4- 5 раз.
«Сдуть птичек»- бумажное пособие.
Работа над плавностью речи.
Игра «Мы картиночки покажем».
Произносится стихотворный текст построчно, затем каждая строчка сопряженно,
используются картинки птиц.
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Утка крякает: кря- кря,
Гусь гогочет : га- га- га,
Ласточка чифкает : чиф- чиф,
Кукушка кукует : ку- ку.
Игра «Считалка».
Повторять построчно сопряженно считалку, хлопая в ладоши.
Сквору- сквору- скворушки,
Распушили перышки,
Птицы в стаю собрались,
Птицы к югу понеслись.
Развитие лексико- грамматического строя речи.
Игра « Узнай птицу по описанию ». (Логопед описывает внешние признаки перелётной
птицы, а ребёнок называет её. - Что делают эти птицы осенью? (улетают в теплые края).
- Как называют таких птиц? (Перелетные).
Сложи разрезные картинки.
Игра «Назови ласково »: утка – уточка, галка – галочка, журавль – журавушка, лебедь –
лебедушка, соловей – соловушка.
Игра « Чье гнездо?» ( грач, журавль, соловей)
Игра «Назови птенца». (грач- грачонок, журавль- журавленок, скворец- скворчонок,
кукушка- кукушонок)
Игра «Посчитаем птиц» (1- 3- 5): скворец, журавль, грач. ( с использованием прищепок).
Логоритмическое упражнение.
Птичка крылышками машет ( махать руками).
И летит к себе в гнездо (руки в стороны, повернуться вокруг себя).
Птенчикам своим расскажет( изобразить птенчиков_ присесть, обнять себя).
Где она взяла зерно (наклониться вперед и «срывать» зернышки).
Итог занятия.
- О ком мы сегодня говорили?
Занятие № 6
Тема: Отраженная речь в простой фразе. «Домашние животные».
Ход занятия.
1, Организационный момент.
Игра «Кто как голос подает?» (Мычит- корова. Мяукает, ржет, хрюкает, блеет).
Логопед выставляет картинки с домашними животными:
Как называются животные, которые живут рядом с человеком, зависят от него, получают
от человека пищу и т.д.?
(Домашние животные) - Сегодня мы поговорим о домашних животных.
Игра «Мы с картинками играем». Для игры используются картинки с изображениями
домашних животных. Логопед читает стихотворение и выкладывает картинки в
соответствии с его содержанием. Затем ребенок повторяет упражнение
самостоятельно.
Пальчиковая игра «Лошадки».
По дороге белой гладкой скачут пальцы как лошадки.
Цок- цок- цок, цок- цок- цок, скачет резвый табунок. (барабанить пальцами по столу).
Для лисички Оли и для лисенка Коли, (соединять с большим все остальные пальцы по
очереди).
2, Основная часть.
1).Релаксационное упражнение.
Шалтай- Болтай »-
Шалтай- Болтай сидел на стене-
( поворачивать туловище вправо- влево, руки свободно болтаются).
Шалтай- Болтай свалился во сне (резко наклонить корпус тела вниз).
Развитие речевого дыхания.
Упражнение «Собака лает»- вдох носом, на выдохе произносить ав- ав. (2-3 р.)
Упражнение «Кошка и котенок»- вдох носом, на выдохе громко «мяу- мяу»; вдох носом, на
выдохе тихо «мяу- мяу».
«Сдуть мячик у щенка»- бумажное пособие.
Работа над плавностью речи.
Отраженно построчно произносить стихотворный текст с выкладыванием картинок
домашних животных.
Мы с картинками играем
И животных называем:
Лошадь, кошка, коза, козел,
Кролик, собака, свинья, осёл.
Эти – животные домашние,
Для человека они важные.
Упражнение «Кто как кричит?
(Положить ведущую руку на бедро возле колена и делать легкие нажатия пальцами при
произнесении каждого слова предложения, исключая союзы- синхронизация речи с
движениями пальцев ведущей руки)- методика Андроновой- Арутюнян.
Кошка и котята мяукают.
Собака и щенята лают.
Лошадь и жеребята ржут.
Корова и телята мычат.
Свинья и поросята хрюкают.
Овца и ягнята блеют
Игра «У кого кто?»
Логопед читает предложение, ребенок повторяет – (сопровождается хлопком в ладоши на
каждое слово).
У кошки есть котенок.
У коровы есть теленок
У козы есть козленок.
У свиньи есть поросенок.
У собаки есть щенок.
Каждый детеныш- милый дружок
Развитие лексико- грамматического строя речи.
Игра «Кто чем питается?»
Используя картинки, ребенок должен сказать полным предложением , чем питается
каждое животное (Корова питается сеном, лошадь питается овсом и т. Д.) – картинки
домашних животных и кость, сено, рыба, овес.
Игра «Чей, чья, чьё?»- ребенок называет части тела разных животных.- составляя
словосочетание, использовать (нажимать) на мячик- ёжик на каждое слово
Повторяй за мной с хлопками: лошадь возит грузы.
Собака … , овца …, кошка …, корова …, свинья …
- Сосчитай, сколько слов в предложении «Лошадь возит грузы». Назови 1-е, 3-е слова.
«Кто как кричит».
Педагог проговаривает фразы, а дети повторяют за ним. Дети кладут ведущую руку на
бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова
предложения, исключая союзы. Таким образом они воспроизводят ритмико-
интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей
руки (методика Л.З. Арутюнян)
Кошка и котята мяукают.
Собака и щенята лают.
Лошадь и жеребята ржут.
Корова и телята мычат.
Свинья и поросята хрюкают.
Овца и ягнята блеют.
Логоритмическое упражнение.
Здравствуй Васька- козел, (поклониться, положив ладонь на грудь)
Если в гости пришел! (покачать головой).
Угощайся травкой (протянуть ладони вперед).
Да смотри не чавкай (погрозить пальцем).
Итог занятия.
- Отгадай загадки
-Му-му-му, молока кому? (Корова)
«Ме-ме-ме, дайте вкусной травки мне». (Коза)
На цепи сидит, дом сторожит. (собака)
- О ком мы сегодня говорили?
Занятие № 7.
Тема: Отраженная речьв простой фразе. «Домашние птицы».
1.
Организационный момент.
Логопед: отгадай загадки.
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)
Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу.
(Петух)
Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки.
(Цыплёнок)
Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.
(Гусь)
Пальчиковая игра «Петушок».
Идет петушок (средний и указательный палец «шагают» по столу).
На бок гребешок (большим и указательным пальцем сделать клювики, остальными
пошевелить как гребешком)
Масляна головушка (потереть подушечкой большого пальца о другие)
Шелкова бородушка ( потереть ладони друг о друга).
Основная часть
1). Релаксационное упражнение «Дождь»-
Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. (Такое положение
сохраняется во время чтения всего четверостишия). Затем голову опустить и
расслабить мышцы шеи.
Развитие речевого дыхания.
Упражнение «Гуси»- большие махи руками. (вдох). На выдохе произносить «га- га-
га».
Упражнение «Сдуй утенка»- бумажное пособие.
Работа над плавностью речи.
Упражнение «Мы с картинками играем»- ребенок повторяет отраженно текст по
слогам, хлопая на каждый слог в ладоши.
- Мы с картинками играем,
По слогам их называем.
Утка, утенок.
Курица, цыпленок,
Гусыня, гусенок.
Индюшка, индюшонок.
Игра «Сосчитаем птиц». (Построчное отраженное повторение стихотворного
текста).
На носочки дети встали.
На дворе уток считали.
Одна утка, две утки,
Три учки, четыре утки,
Пять уток, шесть уток,
Семь уток восемь уток,
Девять уток, десять уток.
Игра «Гусыня»- логопед читает четверостишие, ребенок отраженно построчно
повторяет, ударяя карандашом по столу. (на каждую строчку по 4 удара).
Ты, гусыня, где была?
Что , гусыня, принесла?
Я ходила на луга,
Принесла вам «га-га- га».
Развитие лексико- грамматического строя речи
Игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании): утка (кря-кря) – крякает ;
гусь (га-га) - гогочет ; петух (…) – … ; курица (…) – … .
Игра « У кого кто ».
Единственное число имён существительных:
у утки – утёнок , у гусыни – … , у индюшки – … .
Множественное число имён существительных:
у утки – утята , у гусыни – … , у индюшки – ….
Игра «Чей, чья?»
Яйцо курицы- куриное яйцо. (Яйцо гусыни, утки, индюшки).- использовать на каждое
слово мягкие прищепки.
Логоритмическое упражнение.
Пять маленьких, худеньких, глупых утят (помахать руками, как крылышками).
За мамою уткой угнаться хотят. (потопать ногами).
Качает утят на прибрежной волне.(вставать на носочки и возвращаться на пятки).
А маленький самый плывет в тишине.(движения руками )
Итог занятия.
- О ком сегодня говорили?
Занятие № 8.
Тема: Отраженная речь в простой фразе. “Дикие животные».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра «Угадай по опианию».
- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый? (Заяц).
- Бурый, косолапый, неуклюжий? (Медведь).
- Серый, злой, голодный? (Волк).
- Хитрая, рыжая, ловкая? (Лиса).
(выставляются картинки).
- Как их можно назвать всех вместе?( Дикие животные). Сегодня мы поговорим о диких
животных.
Пальчиковая игра «Вяжет бабушка лисица».
Вяжет бабушка лисица
Всем лисятам рукавицы (тереть ладони друг о друга).
Для лисички Маши, для лисички Даши.
Для лисички Оли и для лисенка Коли, (соединять с большим все остальные пальцы по
очереди).
2.
Основная часть.
1). Релаксационное упражнение.
«Олени»- (выполняется сидя).
- Представим себе, что мы олени (руки скрещены над головой с широко расставленными
пальцами, напряжены. Уронить руки на колени, расслабить их).
Посмотрите- мы олени.
Ветер рвется нам навстречу!
Побыстрей раправим плечи,
Руки снова на колени.
Руки не напряжены и расслаблены.
Развитие речевого дыхания.
Упражнение «Сердитый ежик»- выполняется стоя.
Наклониться, обхватить руками грудь, опустить голову (вдох), на выдохе произносить ф-
ф-ф-ф. (3-4) раза.
Упражнение «Отправь зверей погулять»- бумажное пособие 9сдуть изображения диких
животных.
Работа над плавностью речи.
Игра «Кто у кого?»- логопед произносит предложения стихотворного текста, ребенок
отраженно их повторяет.
У волка есть волчата.
У зайца есть зайчата.
У лисы есть лисята,
У лося есть лосята.
У ежа есть ежата.
У белки есть бельчата.
Все они в лесу живут и их дикими зовут.
Игра «Дикие животные»- отраженное построчное повторение, сопровождающееся
хлопками в ладоши ( по 4 хлопка на каждую строчку)
Развитие лексико- грамматического строя речи.
Беседа по теме
Чем питаются дикие животные?
Кто из зверей делает запасы на зиму?
Какие это запасы?
Как называется жилище медведя? – Берлога.
Волка? – Логово.
Лисы, ежа? – Нора.
Белки? – Дупло.
Игра «Кого нарисовал хдожник?»
- Художник нарисовал волка. (Лису, медведя, зайца и др.)- по картинкам. (использовать
веревочку с узелками).
Игра «Кто чем питается?»- картинки (орехи, грибы, малина и др.)
- Белка питается орехами. и т. Д. (на каждое слово нажимать пальцами ведущей руки на
бедре возле колена). ( Методика Андроновой- Арутюнян).
логоритмическое упражнение.
Зайки белые сидят и ушами шевелят,
Вот так, вот так, и ушами шевелят.
Ребёнок приседает, держа
ладони у головы,
имитируя шевеления
ушками
Зайкам холодно сидеть,
Надо лапки им погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапки им погреть.
Ребёнок встаёт и
потирает кисти рук –
«греет лапки»
Зайкам холодно стоять,
Надо зайкам поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайкам поскакать.
Ребёнок прыгает на
месте, держа руки на
поясе.
Медвежонок – топ-топ,
А ежонок – хлоп-хлоп,
А зайчонок – скок, скок,
А рысёнок – прыг, прыг,
И бельчонок – прыг, прыг.
На каждую строчку
4 однотипных движения
Итог занятия.
- О ком сегодня говорили?
Занятие № 9.
Тема: Отраженная речь в простой фразе. «Одежда».
Ход занятия.
1.Организационный момент .
Логопед:
- Отгадай загадки.
Чтоб не мёрзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (перчатки).
Пушиста, а не колка,
Греет, а не печка. (шуба).
Сижу верхом, не ведаю на ком.
Знакомца встречу – соскочу, привечу. (шапка).
Логопед выкладывает на стол картинки: платье, брюки, куртка, юбка, свитер и др.
_ Как называются эти предметы? (Одежда).
2.
Основная часть.
Релаксационное упражнение.
«Полоскание белья»- выполняется стоя.
Наклониться вперед и опустить руки. Руки расслаблены, в них нет напряжения.
Раскачивать корпус в стороны, покачивать расслабленными руками, потряхивать
кистями.(повторить несколько раз).
Развитие речевого дыхания.
Упражнение «Стираем белье»- потереть кулачки друг о друга (вдох),
произносить « трем- трем- трем» (выдох)- несколько раз.
Упражнение «Гладим белье»- скользить правой ладонью по левой (вдох),
произносить «п-ш-ш-ш» (выдох)- несколько раз.
Работа над плавностью речи- отраженное повторение стихотворного текста
построчно по слогам с отхлопыванием в ладоши.
Игра «Мы с картинками играем».
М ы с картинками играем
И одежду называем:
Кофта, юбка, платье, кафтан,
Шуба, шапка, шарф, сарафан.
Игра «Считалка»- на каждую строчку 4 удара карандашом о стол.
Раз, два, три, четыре.
Мы считалочку учили.
Нам перчатки помогали.
И руками мы стучали.
Игра «Скажи наоборот»- ребенок заканчивает предложение, подобрав слово с
противоположным значением. Ведущая рука на бедре у колена- легкие нажатия
пальцами при произнесении каждого слова. (Методика Андроновой-
Арутюнян).
Я надеваю шапку. (А я снимаю шапку).
Я завязываю платок. (А я развязываю платок).
Я застегиваю молнию. (А я расстегиваю молнию).
Я вешаю шубу. (А я снимаю шубу).
Развитие лексико- грамматического строя речи
Ответы на вопросы по предметным картинкам.
Для чего нужна одежда? Какая бывает одежда в зависимости от времени года?
Образование относительных прилагательных
Одежда из меха -- бархата –
кожи -- драпа –
шерсти -- фланели –
ситца -- капрона –
шёлка -- трикотажа –
Примерный словарь: карман, воротник, манжет, подол, пуговица, петелька, застёжка,
кнопка, пояс, молния, штанина, хлястик
«Что с чем?» Закрепление знаний детей о деталях одежды. Усвоение конструкций с
предлогом с. (использование четок).
У меня куртка с воротником.
У меня юбка с поясом.
У меня шарф с кисточками.
У меня шапка с отворотом.
(на каждое слово делать нажатие пальцами ведущей руки в районе бедра- методика
Андроновой- Арутюнян).
Логоритмическое упражнение.
Скачет зайка босой под высокой сосной (подскоки с ноги на ногу).
А зайчишка маленький топает в валенках (шаг на всей стопе).
Каблучками он стучит (потопать пятками).
На друзей своих глядит(руки на поясе, подниматься на носочки и опускаться).
3. Итог занятия.
- О чем сегодня говорили?
Занятие № 10
Тема: Отраженная речь в простой фразе. «Посуда».
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Игра «Что без чего?»- перед ребенком картинки с предметами посуды с недостающей
деталью. Ребенок называет, какой детали не хватает.
- Как называются эти предметы одним словом? (посуда).
2. Основная часть.
1). Релаксационное упражнение.
«Замок»- выполняется стоя. Руки с переплетенными пальцами завести за голову,
напрячься, в конце опустить руки и расслабить.
Ай люли, ай люли! Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше. Получилась красота!
Получились не простые золотые ворота.
Развитие речевого дыхания.
Упражнение «Пьем сок через трубочку»- губы вытянуть вперед трубочкой, вдох- выдох.
Повторить несколько раз.
Работа над плавностью речи.
Игра «В руки мы картинки взяли».
Ребенок повторяет отраженно стихотворный текст построчно.
В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник ,чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.
Игра «Сосчитай слоги»- произносить слова по слогам, хлопая в ладоши на каждый слог.
На носочки дети встали, слоги в слове сосчитали.
Чай, чайник, чайничек.
Нож, ножик, ножичек.
Ковш, ковшик, ковшичек.
Упражнение «Посуда» (методика Андроновой- Арутюнян).
Жила- была посуда:
Чайник, чашка и блюдо.
Ножик, вилка и ложка.
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой,
Посуда дружила с водой.
И с человеком дружила.
Его она вкусно кормила.
Развитие лексико- грамматического строя речи.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Чистый стакан-…, глубокая тарелка-…, новая кастрюля-…, мокрая ложка-…, горячая
сковорода-….
Упражнение «Сделай и расскажи».
— Поставь чашку на блюдце. — Я поставил чашку на блюдце.
— Возьми чашку с блюдца. — Я взял чашку с блюдца.
— Поставь чашку возле блюдца. — Я поставил чашку возле блюдца.
— Поставь чашку справа от блюдца. — Я поставил чашку справа от блюдца.
— Держи чашку над блюдцем. — Я держу чашку над блюдцем.
— Поставь чашку перед блюдцем. — Я поставил чашку перед блюдцем.
— Поставь чашку под блюдце. — Я поставил чашку под блюдце.
— Возьми чашку из-под блюдца. — Я взял чашку из-под блюдца.
Игра «Для чего эта посуда?»- ответы полным предложением по картинкам.
Игра «Один- много»- по картинкам посуды.( с использованием прищепочек).
Логоритмическое упражнение.
«Зайкина зарядка».
Быстро, заинька, вставай! И зарядку начинай.
Зайка весело шагает, ножки выше поднимает. (шаг марша).
Зайка прыгает и скачет по дорожке словно мячик.(подскоки).
На носочки зайка встал и в ладоши хлопать стал. ( по тексту).
Повернулся вправо- влево, вот какой зайчонок смелый. ( по тексту).
8. Итог занятия.
- О чем сегодня говорили?
Список используемой литературы:
1.
И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим
миром. 5-6 лет. Издательство «Мозаика- синтез», Москва, 2009год.
2.
О.А. Новиковская «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры,
стихи для развития речи». Издательство «Астрель» Москва .»Астрель-
СПб» Санкт- Петербург.
3.
А.А. Гуськова «Развитие речевого дыхания детей 3- 7 лет». «ТЦ Сфера»,
2011 г.
4.
М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
Творческий центр « Сфера». Москва 2003 г.
5.
Л.Н Смирнова «Логопедия при заикании 5-7 лет».