Автор: Бокова Дана Павловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского Населённый пункт: станица Егорлыкская Наименование материала: методическая разработка Тема: Информационная карта инновационного опыта учителя Раздел: среднее образование
Общие сведения.
Ф.И.О. автора
опыта
Учреждение, в
котором работает
автор опыта, адрес с
индексом
Должность с указанием
преподаваемого предмета
или выполняемого
функционала
Стаж работы
в должности
Бокова Дана
Павловна
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
Егорлыкская средняя
общеобразовательная
школа №7
им. О. Казанского
Учитель русского языка и
литературы
42 года
II.
Сущностные характеристики опыта.
1. Тема
инновационного
педагогического
опыта (ИПО )
Система объяснения нового материала, изучения и закрепления
на
основе
крупноблочной
подачи материала
на
уроках
русского языка с использованием возможностей компьютерных
технологий в сочетании с проектной методикой.
(Работа
ведётся в рамках образовательной системы «Школа 2100», а
также преподавания русского языка в условиях ФГОС).
2 . Источник
изменений
(противоречия,
новые средства
обучения, новые
условия
образовательной
деятельности, др.)
Объективной реальностью нашего времени является обновление
жизни общества, коренные преобразования во всех социальных
сферах и в первую очередь в сфере обучения и воспитания
детей. Русский язык один из ведущих предметов гуманитарного
цикла в системе школьного образования, так как имеет огромное
значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии
личности ребенка. Современный же ритм жизни заставляет
учителя менять подходы к организации уроков по предмету,
чтобы устранить противоречие между объемом знаний,
предлагаемым для усвоения, и объемом знаний, перенимаемых
учеником . Поэтому необходимо выбирать именно ту
информацию, которая бы соответствовала способностям
ученика, его индивидуальным возможностям воспринимать
новое (по принципу минимакса). Вместе с информацией ученик
должен овладеть основными методами познания (анализ, синтез,
обобщение, абстрагирование, моделирование и др.) для того,
чтобы в дальнейшем уметь «добывать» знания самостоятельно.
3. Идея изменений
(в чём сущность
ИПО: в
Сочетание комплекса методов и форм обучения, основанного
на крупноблочной подаче материала на уроках русского языка с
использованием ТС с атмосферой доброжелательности,
использовании
образовательных,
коммуникационно-
информационных
или других
технологий, в
изменении
содержания
образования, в
организации
учебного или
воспитательного
процесса, др.)
психологического комфорта на занятиях обеспечивают условия
для успешного обучения учащихся, когда обучающийся
становится главным действующим лицом. Совместная учебная
деятельность помогает учащимся мыслить, решать сложные
проблемы, сопоставлять альтернативные мнения, участвовать в
дискуссиях, общаться друг с другом. Данная система с
применением компьютера нацелена на реализацию важнейшей
компетенции – коммуникативной.
4. Концепция
изменений
(способы, их
преимущества
перед аналогами и
новизна,
ограничения,
трудоемкость,
риски)
Трудности могут возникнуть
1) у учащихся на первом этапе во время адаптации к новой
системе обучения (нужно понять алгоритм обучения,
привыкнуть к символам);
2) у
учителя на стадии разработки методических и технических
компонентов при подготовке к уроку (особенно трудоёмкая
работа при создании опорных конспектов).
Преимущества:
1) ученики ощущают себя более успешными;
2) становится нормальный уровень тревожности;
2) с
оздаются условия для раскрытия и развития творческого
потенциала любого ученика (даже «слабого»).
Новизна:1) углубленное изучение разделов русского языка);
2) единое и целостное представление школьника о теме по
предмету, на изучение которой отводится большое количество
часов;
3) развитие умения осуществлять контроль и оценку
выполненного задания (в специальных зачётных книжках).
5 . Условия
реализации
изменений
(включая
личностно-
профессиональные
качества педагога
и достигнутый им
уровень
профессионализма)
.
В русле модернизации российского образования учебники
русского языка образовательной системы «Школа 2100»(опора
на развивающую парадигму), способствуют эффективной
реализации идеи развивающего обучения (авторы учебников Р.Н
Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучёва). С
учётом того, что важнейшей задачей системы является создание
у учащихся установки на творчество, то объяснение нового
материала, изучение и закрепление на основе крупноблочной
подачи материала способствует более эффективному обучению
русскому языку (особенно раздела «Морфология»). За счёт
оптимальной системы изучения теоретического материала в
компактных блоках высвобождается время для отработки,
закрепления, совершенствования навыков и умений, а также для
углублённого изучения языка.
Для успешной реализации
представляемого ИПО учителю необходимо в
условиях
развивающей направленности обучения использовать
возможности компьютерных технологий в сочетании с
проектной методикой.
Обучение на КБПМ способствует
формированию УУД.
Каждое задание, которое учит выполнять
учитель, должно приближать конечную цель - выращивать
функционально грамотную личность. Сегодня учитель обязан
ориентироваться на особенности современной образовательной
среды и современного школьника.
6. Результат
изменений.
Подобная система уроков на основе КБПМ позволяет
организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он
способствовал значительному развитию интереса к изучению
языка. Благодаря системе методов и приемов, достигнуты
качественные результаты, о чём свидетельствуют успехи
учеников на выпускных экзаменах в формате ЕГЭ, на
олимпиадах и конкурсах.
Таким образом, ИПО способствует реализации основных
принципов обучения, формированию абстрактно-понятийное
мышления, когда использование теоретических положений
позволяет выйти за пределы собственного опыта. Решая
практические задачи, учащиеся учатся творчеству, умению
самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше
учебных и внеучебных задач. Творческим потенциалом
обладает любой ученик (даже «слабый»), нужно только создать
условия для его раскрытия и развития.
7. Публикации о
представленном
инновационном
педагогическом
опыте.
В 1989 году был изучен опыт работы по подаче теоретического
материала
крупными
блоками,
использованию
на
уроках
опорных сигналов, и опубликован в виде буклета.
III.
Описание инновационного опыта учителя.
Систему
объяснения
нового
материала,
изучения
и
закрепления на
основе
крупноблочной подачи материала совершенствую и продолжаю использовать в своей
работе,
что
дает
возможность
создания
условий
для
творческой
деятельности
обучающихся.
С 2005 года, учитывая условия развивающей направленности обучения, использую
возможности компьютерных технологий в сочетании с проектной методикой.
Решая практические задачи, стремлюсь развивать творческое мышление, приводящее к
новым открытиям, принципиально новым результатам:
1)
владеть
умениями
и
навыками
работы
с
различными
источниками
информации;
2)
владеть
монологическими
и
диалогическими
формами
устной
и
письменной речи;
3)
составлять планы, создавать доклады, проекты (ОК );
4)
писать сочинения, давать ответы на проблемные вопросы);
5)
сочинять стихи.
Так одновременно реализуется линия речевого развития учащихся в курсе русского
языка, Решение названных задач помогает формированию эстетической культуры и
творческой реакции на окружающее, оказывает помощь учащемуся в осознании мира.
В системе уроков использую разные типы: урок-диалог с текстом; урок-практикум;
урок-конкурс (на лучшего изобретателя ОК по теме, «писателя»); урок-рекомендация
(к
составлению
схемы
или
ОК);
урок-семинар;
урок-зачет
(по
ОК);
урок
интегрированный; урок-защита презентаций (по проектному методу); урок-экскурсия;
урок-
коммуникация;
урок-деловая
игра
(учитель-ученик
по
проверке
усвоения
материала
на
основе
ОК);
урок-контрольная
работа
(кроме
традиционных,
по
восстановлению
ОК
по
теме);
урок-КАТ
(комплексного
анализа
текста);
урок-
проект.Система объяснения нового материала, изучения и закрепления проводится на
основе крупноблочной подачи материала (особенно по темам, большим по объёму)
Деятельностный
подход
формирует
у
учащихся
мыслительно-аналитические
способности:
умение
делать
выводы
и
обобщения
на
основе
анализа,
синтеза
и
оценки.
Ценно
то,
что
ученик
стал
активным
субъектом
образовательной
деятельности.
Все это соответствует «Требованиям к уровню подготовки выпускников».
На уроке или по теме за несколько занятий учащиеся набирают количество баллов,
что позволяет дифференцировать процесс обучения (полученные баллы фиксируются
в зачётных книжках). Оценки ставятся по желанию учащегося, та, которая его на
данный момент по количеству баллов устраивает.
Система объяснения нового материала, изучения и закрепления на основе
крупноблочной подачи материала на уроках русского языка
готовит ученика к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности: ставить цели,
контролировать и оценивать свои и чужие действия. Принцип МИНИМАКСА в
работе с содержанием учит находить главное и интересное. Минимум содержания
должен усвоить каждый ученик (гос. стандарт и требования программы), чему и
способствует КБПМ, т.к. в ОК отбирается в первую очередь самое главное. Поэтому,
определяя процессуальную сторону предстоящей деятельности, обосновываю
последовательность своих действий и учащихся; ориентируясь на цели и результаты
обучения, выделяю главные компоненты содержания материала и объединяю в
отдельные блоки, к чему постепенно привыкают ученики.
Без использования компьютера, конечно, не обойтись. Это объясняется тем, что новые
информационные технологии обеспечивают информационную насыщенность занятия,
доступность
и
наглядность
материала.
Их
применение
способствует
не
только
лучшему усвоению, но и повышает интерес к предмету. Так, например, вначале ОК
создаётся совместно с учениками, затем предлагается доработать в компьютерном
варианте (так появляется временная творческая группа), на последнем этапе (урок-
закрепление)
предлагаю
всем
свой,
но
неполный
вариант
ОК.
Используя
некомпьютерный вариант, восстанавливают все главные компоненты ОК. Учащиеся
получают не только бумажный носитель, но и электронный,
могут по желанию
доработать ОК дома и предложить улучшенный вариант.
Урок организовываю
на основе взаимодействия, диалога, т.к. совместная учебная
деятельность помогает учащимся мыслить, решать сложные проблемы, сопоставлять
альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях, общаться друг с другом. КБПМ с
применением
компьютера
нацелена
на
реализацию
важнейшей
компетенции
–
коммуникативной.
Зажигается
интерес
в
глазах
ребят.
Завтра
они
станут
ещё
самостоятельнее,
увереннее. А это значит: сдадут успешно первый в их жизни
экзамен.
Таким образом, система объяснения нового
материала, изучения и закрепления на
основе крупноблочной подачи материала даёт возможность формировать следующие
умения: организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные.
№1
1.
Предлагается ознакомительное чтение необходимой
информации (цель: выявить уже известную информацию).
2.
Подготовить необходимую таблицу (по основному образцу).
3.
Совместная деятельность по созданию ОК (в карандашном
виде; затраченное время зависит от объёма новой
информации, но в рамках общего количества часов по
программе).
4.
Оформление в цвете (домашняя работа; новая и важная уже
известная выделяется красным, остальные теоретические
сведения – синим, примеры- зелёным, таблица, рамки,
линии, фигуры- чёрным).
5.
Восстановление ОК (мелкими блоками, крупным блоком,
форма устная / парами, группами/ и письменная, т.е.
систематическое повторение).
6.
Предлагается компьютерный вариант:
а). на первых порах полный вариант: см. ОК «Имя
существительное».
б) затем неполные варианты с заданием дополнить, внести
изменения, исправить недочёты, предложить свой вариант: пример
№ 2
Обо-
зна-
чает
пред
мет
Кто?
Что? И.п. – нач. форма.
имя
призна-
ки
1 . Нарицательные и собственные
Обобщенные индивидуальные
Названия
Однородных Единичных
Предметов, Бокова
Школа явлений, Егорлыкская
Каникулы понятий …
… …
2. Одушевленные и неодушевленные
кто? что?
В.п.=Р.п девочка
В.п.=И.п
дом
мн.ч. кукла (игрушка) мн.ч. школа
3. Род (в ед.ч.)
Он (мой) дом муж.
Она (моя) тень, школа жен.
Оно(мое) окно сред.
Лица муж.и жен. пола а
Общий я
тихоня, плакса,…
4 . Склонение (изменение по п. и. ч.)
С
у
щ
е
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
е
М
о
р
ф
о
л
о
г
и
ч
е
с
к
и
е
П
о
с
т
о
я
н
н
ы
е
Н
е
п
о
с
т
о
я
н
н
ы
е
ед. дерево
1.
Число
мн. деревья
только ед.ч. только мн.ч.
Урал (собств) сливки (вещ-е)
Счастье (абстрактное) деньги (собир-е)
молоко (вещ-е) каникулы (отрезок врем)
молодежь (собир-е) шашки (игра)
переговоры (обществ-е событие)
2.
Падеж. (6). И. кто? что? (без предлога)
Р. кого? чего?
Д. кому? чему? без предлога
косвенные В. кого? что? и с предлогом
Т. кем? чем?
П. о ком? о чём? только с предлогом
Син
так-
я
роль
____________
- - - - - - - - - - - чаще. ; м.б. _______ ; __
.
___
.
___ ;
№3. Имя
числительное. ( С данным ОК работа проводится поэтапно).
1.По ходу наблюдения над языковым материалом, открытия новых знаний по
теме «Количественные числительные в языке и речи» создавался карандашный
вариант ОК совместно с учениками (вариант 1).
2. Работа с компьютерным вариантом (вариант 2 даётся всем) с заданием:
сравнить с карандашным вариантом (1), аккуратно дополнить или убрать
неточности, при необходимости сверяясь с указанными и изученными
параграфами, предложить свой вариант
3.Третий раз работа с этим же ОК велась при изучении раздела «Слова со
значением «признак предмета» по теме «Порядковые числительные в языке и
речи». После повторения по ОК темы «Количественные числительные»
продолжено заполнение таблицы (в классе карандашом, дома в цвете). По
желанию делали компьютерный вариант полностью (вариант 3).
4. Вариант 3 предлагается учащимся, пропустившим занятия по какой-либо
причине (помощь оказывают учитель и учащиеся – консультанты).
5.
__________________________________________________________________
Вариант 1. Наблюдение над языковым материалом, создание карандашного
варианта ОК совместно с учениками, самостоятельно дома с последующей