Напоминание

Здоровье школьника


Автор: Маркова Наталья Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского
Населённый пункт: станица Егорлыкская
Наименование материала: программа по здоровьесбережению
Тема: Здоровье школьника
Раздел: среднее образование





Назад





Описание проекта (программы),

представленного на первую межрайонную

молодежную научно-практическую конференцию

Егорлыкского района

"Устойчивое развитие сельских территорий".

Участники-
учащиеся МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского Астрадымова Анастасия, Глушко Анастасия,
Руководитель проекта
- Маркова Наталья Александровна.
1. Наименование программы
Программа по здоровьесбережению
«Здоровье школьника»
МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 им. О.Казанского) на 2014/2015 учебный год.
2. Социально-значимое направление
- спорт и здоровый образ жизни.
3. Территория реализации программы
- МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 им. О.Казанского)
4. Продолжительность реализации программы -
срок реализации программы 2012 / 2016 учебные годы. Сроки и этапы реализации программы: І этап - 2012 – 2013гг. ІІ этап - 2013 – 2014 гг. ІІІ этап - 2014 – 2016гг.
5.Цели и задачи программы

Цели программы:
 создание в школе организационно - педагогических, материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;  создание школы успешного обучения и укрепления здоровья учащихся;  усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;  создание материально - техниче ского, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;  формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.  развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;  обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
 разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
Задачи программы:
 четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;  создание информационного банка о состоянии здоровья подростков;  повышение качества образования путем внедрения инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих ключевые компетенции учителя и ученика, развитие надпредметных умений учащихся по здоровьесбережению;  сохранение и развитие единой эмоциональной привлекательной воспитывающей и здоровьесберегающей образовательной среды в школе;  отвлечение учащихся от негативных явлений современной жизни, активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;  улучшение физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;  выявление одаренных детей, обладающих высокими физическими способностями, содействие полному их раскрытию;  гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;  освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;  планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;  развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;  привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся, формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья;  посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.  проведение просветительской работы с обучающимися, родителями;
6. Обоснование актуальности программы:
По мнению специалистов- медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное- это хорошо учится. А можно ли хорошо учиться, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Подростки в наше время по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 60-х годов 20 века. Акселерация заменяется деселерацией, отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста
Поскольку специалисты показали, что одной из причин физической деградации подрастающего поколения, ухудшения его здоровья является хронический дефицит двигательной активности, для решения задачи формирования здорового образа жизни школьников необходимо создавать комплексную спортивно- оздоровительную программу, а также проект здоровьеохранного пространства в сельской школе.
Паспорт программы
Заказчик Педагогический коллектив и учащиеся МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского Основные разработчики Т.Н.Кривошеева – заместитель директора по УВР; Творческая группа: Маркова Н.А., Медведева О. Э., Кольнова И. А. Антонова Л.Ю., Денисенко В.А., творческая группа учащихся МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского Цели  Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни. Задачи  Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья  Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников;  Вести просветительскую работу с обучающимися, родителями; Осваивать педагогам новые методы деятельности в процессе обучения школьников, использовать технологии урока, сберегающие здоровье учащихся. Сроки реализации программы 2012 - 2016 гг. Ответственные за реализацию программы Классные руководители 1-11 классов, учителя физической культуры, медицинский персонал, педагог - психолог, учащиеся МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского, координационный совет по разработке программы, родители учащихся МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского. Ожидаемые результаты реализации программы  Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями  Повышение уровня физической подготовки школьников  Повышение мотивации к учебной деятельности  Повышение уровня знаний по вопросам
здоровьесбережения
В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье

Миссия программы —
научить “безопасному плаванию по жизни”
Необходимость создания программы
: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки станицы и района, отношения к своему здоровью, социального благополучия.
Система управления и контроля за реализацией программы.
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы. В соответствии с законом РФ "Об образовании'' здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка: закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51 -513/16 "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования": письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ, ''Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02" .
Нормативно-правовая и документальная основа
• Конституция РФ • Конвенция о правах ребенка • Закон об образовании • ФГОС начального общего образования второго поколения • СанПин Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
 14 % детей практически здоровы;  50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;  35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сферах здоровьесбережения.
7. Краткое описание программы.
В программе отражены Цели, задачи, мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование у них здорового образа жизни, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Программа имеет школьный статус , утверждена на педагогическом совете. Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел
«Календарный

план

реализации

программы »

обновляется каждый учебный год.

8. План деятельности по реализации программы



Мероприятия

Ответственные

исполнители

Сроки

1.

Медицинское направление.
1.1. Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характерис- тик состояния здоровья детей в школе; -выявление учащихся специ- альной медицинской группы; - ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирова ние групп здоровья по показате лям. врач школы ежегодно Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах 1.2. Проведение диспансеризации учащимся школы. врач школы ежегодно 1.3. Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов. врач школы ежегодно план медосмотров 1.4. Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья. врач школы ежегодно план медосмотров 1.5. Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. врач школы ежегодно план прививок 1.6. Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. врач школы ежегодно классные журналы 1.7. Анализ случаев травматизма в школе. врач школы, заместитель директора ежегодно материалы отчетов
1.8. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. врач школы ежегодно материалы отчетов 1.9. Контроль за качеством питания и питьевым режимом. мед.сестра ежедневно в течение года 1.10. Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление вентиляция уборка мед.сестра, учителя ежедневно в течение года 1.11. Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) заместитель директора ежегодно справка по оценке расписания 1.12. Совершенствование системы школьного питания. Администрация ежегодно 1.13 Постоянный контроль за школьной столовой. врач школы директор школы ежедневно в течение года 1.14 Профилактические мероприятия по предупреждению различных заболеваний. врач школы ежегодно
2.

Просветительское направление
2.1. Организация просветительской работы с родителями (лекторий). заместитель директора ежегодно график проведения лектория 2.2. Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. заместитель директора 2014-2015у.г. тематика лектория 2.3. Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. администрация школы ежегодно план работы 2.4. Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. администрация школы ежегодно план работы 2.5. Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни» заместители директора 2014-2015у.г. протокол педсовета 2.6. Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ). заместитель директора ежегодно план работы 2.7. Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения заместитель директора ежегодно план работы
и алкоголизма. 2.8. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры. учителя- предметники в течение года планы уроков 2.9. Развитие конкурсного движения «Школа здорового образа жизни» Администрация до 2015 2.10 Развитие волонтёрского движения Администрация до 2015
3.

Психолого-педагогическое

направление.
3.1. Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса. администрация школы 2015 план работы 3.2. Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся : - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в профильных классах; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения; - разработка и внедрение сис- темы медико-физиологичес- кого контроля за адаптацией учащихся к различным фор- мам обучения. психолог школы, врач школы, классные руководители ежегодно диагностические исследования 3.3. Организация психолого-медико- педагогической и коррекционной помощи учащимся. психолог школы, врач, педагог- дефектолог ежегодно план работы психолога 3.4. Организация и проведение регионального семинара и конференции по вопросам здоровьесберегающей деятельности. Администрация 2015г. материалы семинара и конференции 3.5. Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. учителя- предметники ежегодно планы уроков
3.6. Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся. Администрация, руководитель ШМО ежегодно план работы 3.7. Создание психологической безопасности учащихся и безопасных условий в ОУ Администрация ежегодно план работы
4.

Спортивно-оздоровительное

направление.
4.1. Организацию спортивно- оздоровительных мероприятий, Дней здоровья, конкурсов, акций. учителя физической культуры ежегодно план работы 4.2. Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. заместитель директора ежегодно план работы кружков и секций 4.3. Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. заместитель директора ежегодно план работы 4.4. Развитие системы физических занятий для детей с ослабленным здоровьем ( спецмедгруппы) Администрация, руководитель ШМО ежегодно план работы 4.5. Расширение спектра программ дополнительного образования физкультурно-спортивного направления. Администрация, руководитель ШМО ежегодно план работы
5.

Диагностическое направление
5.1. Мониторинг состояния здоровья и физического развития детей. заместитель директора, врач ежегодно результаты мониторинга 5.2. Внедрение в ОУ паспорта здоровья школьника. врач 2014-2015 Паспорт здоровья 5.3. Проведение добровольного тестирования обучающихся на предмет потребления наркотических веществ. Администрация, врач ежегодно
9. Опыт в области реализации программы и кадровое обеспечение
Школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса: • внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии; • принципы здоровьесбережения легли в основу учебно-воспитательной деятельности педагогов; • с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся и организация учебно- воспитательного процесса; • организована медико-психологическая служба.

Средства реализации программы
 Диагностика состояния здоровья (диагностический аппарат "Армис")  Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.  Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.  Программы учебных предметов и курсов (ОБЖ, «Окружающий мир», физическое воспитание, основы здорового образа жизни), формирующие основы здорового образа жизни  Дни Здоровья  Программы летнего, осеннего, зимнего, весеннего оздоровительного сезона.  Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.
Участники программы:
 Учащиеся школы  Члены педагогического коллектива  Классные руководители  Учителя-предметники  Администрация школы  Медицинские работники школы  Родители
Участники программы:
 Учащиеся  Классные руководители  Учителя-предметники  Медперсонал школы Члены педагогического коллектива Родители. Администрация школы



Модель

выпускника

первой ступени

обучения

Модель выпускника

второй ступени обучения

Модель выпускника третьей

ступени обучения
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. - знание основ строения и функционирования организма человека; - знание изменений в организме человека в пубертатный период; - умение оценивать свое физическое и психическое состояние; - знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; - поддержание физической формы; - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; - гигиена умственного труда. - стремление к самосовершенство-ванию, саморазвитию и профессиональной пригодности Через физическое совершенствование И заботу о своем здоровье; - убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; - знание различных оздоровительных систем; - умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; - способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; - гигиена умственного труда.
Основными направлениями
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности школы являются те, которые соответствуют принятым критериям оценки работы школы в соответствии с межрегиональными стандартами: · Изучение проблем, связанных со здоровьем, с учетом жизни учащихся и условий жизни жителей микрорайона школы. · Работа над программой развития Школы и здоровья и уточнение концепции ее деятельности. · Совершенствование среды для образовательного процесса, в том числе: · Повышение двигательной активности школьников за счет урочных и неурочных приемов и методов; · Психолого-педагогическое сопровождение в целях оздоровления психолого-эмоционального и социального фона. · Формирование устойчивой мотивации вести ЗОЖ и обучение соответствующим навыкам и умениям. · Повышение уровня знаний и навыков в области сохранения здоровья средствами организации системы классных часов · Формирование связей школы с общественностью. · Совершенствование медицинского обслуживания. · Экспериментальная деятельность.
Целью работы в названных направлениях было: Прежде всего, в создании условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе их обучения в школе. Для этого необходимо выполнить ряд задач:
Во-первых,
создание четкой картины о состоянии здоровья учащихся. Так здоровье по определению ВОЗ состояние полного физического, психического и социального благополучия, проведение мониторинга этих показателей мы видим первоочередной задачей. В этом году появилась возможность комплексного обследования здоровья школьников на диагностическом аппарате "АРМИС" для контроля физиологических параметров,( в течение всего учебного года проводилось комплексное обследование каждого ребенка на аппарате "АРМИС" на основании договора между родителями и ОУ, составлена информационная база данных о состоянии здоровья всех учащихся школы и каждого ребенка, даны рекомендации для родителей на основе диагностики аппарата "АРМИС" по отклонению тех или иных физических, физиологических параметров) . Диагностика общего состояния здоровья учащихся: 1. Медицинские показатели Группа здоровья и физкультурная группа, заболеваемость по четвертям, количество пропусков и диагнозы по медицинским справкам. Данные о диспансеризации и прививках. 2. Психологические показатели Уровень тревожности, гнева, учебной мотивации, функциональной напряженности работоспособности Показатели познавательной сферы: уровень памяти, внимания, мышления. 3. Показатели социального статуса Семейный статус, уровень обеспеченности, воспитанность, общественная активность, участие в КТД. 4. Учебные показатели Успеваемость, посещаемость, степень обученности, успехи в учебной и внеучебной деятельности.
Во-вторых,
анализ и оценка ситуации, формулирование целей и постановка задач для достижения цели.
В-третьих
, анализ всех ресурсов школы, так или иначе влияющих на здоровье учащихся и учителей
В-четвертых
, п л а н и р о в а н и е м е р о п р и я т и й п о н а п р а в л е н и я м здоровьесберегающей деятельности.
В-пятых
, адресное, индивидуально обоснованное осущ ествл ение запланированных мероприятий, их анализ и обсуждение.
В-

шестых,
повторная диагностика показателей здоровья коллектива для оценки проделанной работы. На данных диагностики основывается выявление ключевых проблем и планирование работы школы.

Одна из основных целей программы по укреплению и сохранению

здоровья учащихся реализуемой
по программе здоровьесбережения «Здоровье школьника» МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского
:

-
Эффективная организация образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей школьников в целях сохранения и укрепленияих здоровья.
Основные задачи:
- Совершенствование здоровьесберегающей инфраструктуры школьного пространства; - Организация мониторинга состояния физического, психологического и социального состояния здоровья участников образовательного процесса; - Внедрение компьютерных диагностических систем аппарат "АРМИС" для контроля физиологических параметров, в целях создания банка информации по состоянию здоровья школьников . - Повышение профессиональных компетенций работников школы в области здоровьесбережения; - Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; - Профилактика «двигательного голода» школьников средствами оптимизации физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе и применение инновационных форм работы в данном направлении; - Обобщение и систематизация накопленного опыта работы и последующая его трансляция в виде публикаций, выступлений на семинарах, круглых столах, конференциях.
Кабинеты психолого-медико-педагогической службы школы:
- кабинет психологической службы (компьютер, принтер, сканер, магнитофон, уголок профориентации. Зона психологической разгрузки, зона для индивидуальной и групповой форм работы, комната релаксации, кабинет здоровья
).
- медицинский кабинет оборудован для приема и оказания первой медицинской помощи, а также для хранения медицинских документов). - процедурный кабинет оборудован для проведения медицинских процедур. - кабинет социального педагога. -рекреации, оборудованные для проведения оздоровительных игр.
Основные компоненты работы (организационные, педагогические,

социально-психологические)

Организационные компоненты:
· Режим работы школы (расписание) разработан в соответствии с требованиями СанПинов и психофизиологическим состоянием здоровья детей. · Уроки здоровья всистеме классных часов - 1 – 8 классы. · Проектно-исследовательская деятельность учащихся на здоровьесберегающую тематику. · Организация и проведение общешкольных тематических Дней здоровья. · Организация работы системы спортивно-оздоровительных секций и кружков.
· Три часа физической культуры в неделю, деление класса на уроках физической культуры на группы в соответствии с состоянием здоровья и работа с группами по соответствующим программам.
Педагогические компоненты:
· Организация уроков с позиции здоровьесбережения и профилактики факторов «школьного стресса». · Освоение и внедрение современных здоровьесберегающих педагогических технологий. · Повышение компетенций учителей в области сохранения и укрепления здоровья. · При разработке урока приоритетная деятельность учителя – освоение универсальных учебных умений, но не монологическая трансляция информации. · Индивидуальный подход к проверке и освоению знаний в соответствии с личностными показателями психолого-физиологического здоровья. · При разработке урока учет каналов восприятия учащихся, ведущее полушарие коры головного мозга при межполушарной асимметрии. · Организация дополнительных индивидуальных и коллективных консультаций в целях профилактики неуспеваемости и «одной тройки». · Организация серии обучающих семинаров для педагогов по освоению основ педагогики здоровья. · Организация на базе школы курсов повышения квалификации при МИОО для команды учителей. · Учет в качестве результатов работы школы не только качества знаний, но и состояния здоровья школьников.
Социально-психологические компоненты:
· Изучение социального уровня учащихся и создание социальных паспортов классов и школы. · Бесплатное горячее питание, фрукты, соки, молочные продукты для всех учащихся. · Профилактические массовые формы работы – психолого-педагогическая акции, «Уроки здоровья», Тематические Дни здоровья, участие в конкурсах. · Профориентационная работа как средство обеспечения социального благополучия. · Психологическое сопровождение осуществляется с помощью диагностики функционального состояния и психологических тестов. Перечислим параметры психологического здоровья, которые учитываются в работе со школьниками: · Психическая напряженность, · Конфликтность, · Агрессивность, · Межличностная тревожность, · Самооценочная тревожность, склонность к фобиям. · Степень истощения ЦНС, · Возбуждение ЦНС, · Снижение адаптации, снижение психической активности.
· Снижение интеллектуальной активности, · Адаптационный синдром, · Снижение мотивации к обучению. Алгоритм работы психологической службы заключается в следующем: · выявление проблем с психологическим здоровьем учащихся, · формирование групп для коррекционных и развивающих занятий, · создание программ занятий и организация регулярных (1 – 2 раза в неделю), · повторная диагностика и учет динамики состояния, · рекомендации классным руководителя и учителям-предметникам по формам и методам работы с проблемными детьми, · работа с семьей, · наблюдения, программы психологических занятий, индивидуальные консультации.
Основные направления деятельности по сохранению и укреплению

здоровья и формированию здорового образа жизни (реализация

поставленной цели и задач):
-
Учебно-воспитательная работа
:
введение в систему классных часов
«Уроков здоровья», 1 – 6 классы, 1 час в неделю; факультативные и групповые занятия по программе «Формирование исследовательских навыков в ходе проектно-исследовательской деятельность»;
система классных часов
, направленных на оздоровление; · 1- 4 классы по программе «Организм человека»; · 5 – 7 классы по программе «Мы выбираем здоровье»; · 8 – 10 классы по программе «Здоровый образ жизни». Освоение и использование здоровьесберегающих технологий – проектная деятельность, открытые образовательные технологии, арт-терапия и телесная терапия, социо-игровой стиль, нестандартные формы урока.
Структура здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности
Исходя из известного определения здоровья, которое дано ВОЗ целями деятельности школы в названном направление было создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального благополучия учащихся. Для воплощения этой цели были проведятся мероприятия в следующих направлениях. Направления деятельности Мероприятия Организация и работа творческой группы по реализации программы Эта координирующая и очень важная структура существует и заметно активизировала свою деятельность в прошедшем году. ТГ возглавляет директор. В него входят заместители директора по всем направлениям работы, МО учителей физической культуры, психологическая
здоровьесбережени я «Здоровье школьника» МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского служба, социальная служба, медицинская службы, учителя школы. Члены ТГ совместно обсуждают и планируют насущные вопросы работы школы. ТГ принимала участие в организации районного семинара для руководителей школ района по реализации программы здоровьесбережения «Здоровье школьника» МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского ТГ разрабатывала и проводила тематические Дни здоровья, анализировала и оставляла методические рекомендации. В качестве недостатка, следует отметить низкий уровень привлечения родителей и общественных организаций для работы по сохранению и укреплению здоровья. Мониторинг состояния здоровья комплексное обследование каждого ребенка на диагностическом аппарате "АРМИС" для контроля физиологических параметров Диагнозы, группы здоровья и физкультурные группы, заболеваемость, динамика изменений состояния здоровья и заболеваемости, психологические показатели эмоционального благополучия. Социальный статус. Успеваемость и качество знаний, успешность и творческие достижения. В рамках эксперимента проводилось анкетирование учащихся и родителей для выяснения риска нарушений здоровья, режим дня, степень функциональной напряженности. С сентября 2012 школа получила диагностический комплекс "АРМИС" для контроля физиологических параметров, с помощью которого началась диагностика функционального состояния организма школьников. По результатам исследования, родители уже второй год получают рекомендации для профилактического обследования у врачей-специалистов по отклонениям функционального состояния организма школьников, выявленных диагностическим комплексом "АРМИС" Медицинское Диспансеризация, плановые прививки, дезинфекция, контроль санитарного состояния, медицинская поддержка соревнований и массовых мероприятий. Диспансеризация была проведена по плану. Из них понижение
остроты зрения
обнаружено: 2 классы – 4 ученика, 5 классы – 11, 8 классы – 22, 9 классы -28, 11 - 11. Ортопед выявил нарушения осанки : 2 – 25, 5 – 25, 8 – 26, 9 – 46, 11 – 16. Желудочно- кишечные: Прочие заболевания: 2 – 5,5 – 7, 8 – 8, 9 – 15, 11 – 6. ЛОР выявил нарушения органов дыхания: 2 – 15, 5 – 25, 8 – 28, 9 – 17. Психологическое
1, 5, 10 классы сопровождение адаптации
.

Работа с учащимися
1.Диагностика 3. Консультирование 4. Коррекционная работа 5. Развивающая работа
Работа с родителями
1. Диагностика 2. Консультирование 3. Психологическое просвещение
Работа с педколлективом
1. Диагностика 2. Консультирование 3. Психологическое просвещение 4. Экспертная работа 5. Организационно-методическая работа К концу первого полугодия получены данные по протеканию адаптации в 10 классах, диагностика организации учебного процесса. Анализ режима дня, функциональной напряженности, уровня работоспособности на первом и шестом уроке во второй четверти и в четвертой. Проведены групповые и индивидуальные тренинги и развивающие занятия. Разработана программа по профилактике профессионального выгорания педагогов. Разрабатывались задачи формирования установки на ЗОЖ:  Тренинги по развитию навыков саморегуляции;  Развитие навыков самореализации и управление стрессом;  Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании. В течение года школьники под руководством психолога и социального педагога принимали участие в акции «Курить уже не модно». Учащимися 7 "В", 4"В"проведены мероприятия по профилактике табакокурения "Конфетка вместо сигаретки"для параллелей 7-х,4- х классов Методическое Создана и представлена на районных семинарах комплексно-целевая программа здоровьесбережения «Здоровье школьника» МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского (на базе школы проходил районный семинар для руководителей ОУ) Разработаны программы «Уроки здоровья» 1 – 6 классы. Разработаны программы тематических Дней здоровья. Так как ощущается некоторая беспомощность учителей в вопросах организации здоровьесберегающего урока, отборе форм и содержания обучения, руководителям
школьных МО рекомендовано повышение здоровьесберегающих компетенций учителей в рамках тематических выступлений , открытых уроков, мастер - классов. Недостаточен уровень знаний по возрастной психологии учащихся, отсюда участившиеся конфликты учителя с учениками и родителями, в планы работы районных методических объединений включены выступления психологов . Продолжалась работа по созданию долгосрочного межпредметного проекта«Здоровые уроки». Учителя разных методических объединений представили свои отчеты в этом направлении. На всех педсоветах и методических совещаниях включались вопросы касающиеся сохранения здоровья, педагогических здоровьесберегающих технологий, связи состояния здоровья и выборов приемов и методов преподавания. На сайте школы размещены методические памятки и материалы в помощь учителям для совершенствования здоровьесберегающих компонентов урока.. Продолжаем программы интегрирования оздоровительных приемов в уроки. Кольнова И.А. разработала программу «Физминутки на уроке по назначению». Маркова Н.А.– памятки для учащихся с упражнениями для снятия утомления глаз ( имеются в каждом кабинете). Антонова Л.Ю. – занимательные и веселые физминутки для начальной школы. В этом году значительно пополнилась методическая копилка разработок здоровьесберегающих уроков. Учителя школы участвовали в районном конкурсе "учитель здоровья" "Школа - территория здоровья". Разработке урока Марковой Н.А. присвоен диплом 1 степени, Учащиеся школы Марков А,, Беспалова Ю. Под руководством преподавателей русского языка и литературы Тельненко В. Б., Кривошеевой Т.Н. приняли участие в общероссий ском конкурсе творческих работ "Здоровье - энергия и радость жизни" работы ребят получили дипломы 1 и 2 степени. К сожалению, не редки уроки, далекие от цели сохранения и формирования здоровья учащихся. Поэтому следует запланировать в систему ВШК посещение уроков с целью проверки соблюдения принципов здоровьесбережения. При проведении КОК Обязательно заключение специалистов по здоровьесбережению, психологическое заключение и присутствие всех специалистов на совещании по итогам КОК. Разрабатывается и создается информационная база данных о состоянии здоровья всех учащихся школы и каждого ребенка на основании комплексного
обследования здоровья школьников на диагностическом аппарате "АРМИС" для контроля физиологических параметров Предполагается учитывать результаты базы данных при планировании работы школы, аттестации педагогов, финансировании школы. Разработаны и проведены классные часы по ЗОЖ в рамках Недель здоровья Международного дня здоровья. Трансляция опыта В начале учебного года на августовской районной конференции успешно прошла презентация стенда "Здоровье начинается в школе" по обобщению работы школы, группы по реализациипрограммы здоровьесбережения «Здоровье школьника» МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского в области сохранения здоровья. Успешно прошел районный семинар по обобщению работы школы группы по реализациипрограммы здоровьесбережения «Здоровье школьника» МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского в области сохранения здоровья. Представленные формы и содержание работы школы вызвало большой интерес и желание подробнее изучить опыт школы. Так как ощущается некоторая беспомощность учителей в вопросах организации здоровьесберегающего урока, отборе форм и содержания обучения, в целях повышения здоровьесберегающих компетенций учителей в рамках тематических выступлений , открытых уроков, мастер - классов Марковой Н.А. был дан мастер - класс" Здоровье сберегающие технологии на уроке - Здоровое дыхание" на районном МО классных руководителей. Продолжается накопление материалов в портфолио школы по здоровьесберегающей деятельности. Это и стенд, по физкультурно-оздоровительной деятельности, и отчеты по Дням здоровья в виде стенных газет, и накопление фотоархива. Обеспечение соблюдений требований СанПинов к санитарно- гигиеническому состоянию школы Значительных нарушений не отмечено. Своевременно устранялись все несоответствия СанПинам. Во второй четверти выявлено превышение учебной нагрузки в 10 и 11 классах, а также небольшое несоответствие биоритмологическим особенностям работоспособности. Проведена коррекция расписания. До учителей доведена информация о строгой дозировке контрольных и зачетных работ и о недопустимости перегрузки учащихся домашним заданием.
Внедрение здоровьесбрегающи х технологий Расписание и учебный план составлен в соответствии с требованиями СанПинов. Завучи отслеживали выбор программ, учебников. В план работы школы было внесено посещение уроков с целью отслеживания учебных технологий с точки зрения их влияния на здоровье. Недостаточно уделялось внимания формированию благоприятного психологического климата (не было проведено ни одного замера). Не создана конфликтная комиссия для решения спорных вопросов, и вся тяжесть их разборок легла на плечи директора школы. Совместно с учителями физической культуры разработана программа спортивно-оздоровительных мероприятий. Физкультурно- оздоровительная деятельность Началась работа по внедрению физминуток по назначению, в некоторых кабинетах имеются памятки для учащихся. Доброй традицией стало проведение ФЛЭШМОБов ( инструкторами из числа учащихся 7-8 класса) для всех учащихся начальных классов на больших пнременах. Разработаны и проведены два тематических Дня здоровья по всем классам. Соревнования «Мы за здоровый образ жизни", "Кросс нации", параллель 7-х классов активно участвовали в акции "Мы за здоровый образ жизни" Выпускались ежемесячные листки здоровья. Накоплен методический материал по проведению Уроков здоровья в начальной, средней и старшей школе. Наладилась работа родительского лектория в области здоровьесбрегающего просвещения.( проведено два тематических общешкольных родительских собрания) Не получилась работа научно-практического семинара учителей по изучению и внедрению оздоравливающих приемов. Успешно участие школы в районных (победители) и окружных(победители) соревнованиях «Школа ЮИД». Работа с учащимися Лекторская группа «Юные экологи» подготовила и провела ряд выступлений на темы просвещения в вопросах здоровьесьбережения. В резерве лекторской группы накоплен обширный материал в виде разработок занятий по культуре здоровья с анкетированием, интерактивными приемами и мультимедийными пособиями. Выпускались общешкольные стенгазеты с обязательной рубрикой «Наше здоровье». Проведены 2 тематических Дня здоровья, и имеются методические разработки. Члены органа ученического самоуправления "Досуг"
разработали и провели оздоровительные игры для учащихся начальной школы во время Дня здоровья «Проводы русской масленицы». Учащиеся школы Марков А,, Беспалова Ю. Под руководством преподавателей русского языка и литературы Тельненко В. Б., Кривошеевой Т.Н. приняли участие в общероссий ском конкурсе творческих работ "Здоровье - энергия и радость жизни" работы ребят получили дипломы 1 и 2 степени Двое учащихся Марков А. и Капралова Н приняли участие во Всероссийском юниорском конкурсе «Водный проект» Марков А. стал лауреатом данного конкурса с исследованиями, посвященными экологии малых рек, Капралова Н. награждена дипломом участника. Проекты учащихся были представлены на районной экологической олимпиаде: - " Природа спасает человека"влияние комнатных растений и процесса ухаживания за ними на психологическое здоровье. - "Экологический паспорт МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского". - "Экологические проблемы станицы Егорлыкской, какими их видит население" Экологический проект " Чистый воздух - здоровая станица" учащихся Бесполовой Ю., Блиновой И. завоевал диплом 1 степени регионального уровня и диплом 2 степени Всероссийского уровня Диплома 1 степени регионального уровня удостоин "Эколого-краеведческий путеводитель"учащихся Кандауровой Н., Гетманской Т. По итогам реализации программы по здоровьесбережению «Здоровье школьника» МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского на августовской конференции была подготовлена презентация- защита школьного стенда "Здоровье начинается в школе". В начале учебного года проведено обобщение, анализ работы, намечены цели и задачи по программе «Здоровье школьника» МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского, скорректирован и составлен план работы, план мероприятий на год по программе «Здоровье школьника» МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского. Школьная сборная команда параллели 7- х классов приняла участие в районной акции " Здоровый образ жизни", по итогам командных соревнований ребята МБОУ ЕСОШ № 7 им. О Казанского заняли 1 место среди участников школ района и 2 место завоевала творческая группа художников команды параллели 7- х классов за создание и защиту газеты "Мы за здоровый образ жизни".
Свою активную позицию учащиеся параллели 7-х классов подтвердили участвуя в школьной акции "Здоровый образ жизни", исполняя зажигательный флешмоб, и скандируя лозунги о здоровом образе жизни. Учащимися 7 "В" класса разработано и подготовлено мероприятие по профилактике табакокурения "Конфетка вместо сигаретки". Подготовлены и проведены выставка экологических знаков, рисунков и фотографий, меры по сохранению природы родного края , учащимися школы, беседы - презентации в рамках акции «Земля - наш общий дом» Подготовлены и проведены выставка экологических знаков, рисунков и фотографий, меры по сохранению воды учащимися школы, беседы - презентации в рамках акции «День реки» 9 "Б" под руководством Медведевой О.Э. принимал участие в районной акции «Экология вокруг нас». Профилактическая работа Регулярно проводятся проверки (запланированные в ВШК)на выполнение норм СанПинов в режиме обучения ( расписание уроков и внеклассных занятий).Рейды по проверке санитарного состояния классных кабинетов, выполнению режима проветривания, безопасной организации перемен ,режима и качества питания в школьной столовой, тяжести ранцев. В меню школьной столовой (одноразовое бесплатное горячее питание для учащихся старшей ступени, получающих детские пособия, одноразовое платное горячее питание для желающих учащихся, духразовое бесплатное горячее питание для учащихся начальных классов, занятых внеурочной деятельностью, все учащиеся начальных классов три раза в неделю получают молоко бесплатно) в ежедневно квлючены фрукты, соки, молочные продукты. Соблюдается питьевой режим. В рекреациях школы имеются фитозоны для отдыха учащихся на переменах. Зарядка для глаз проводится в системе на каждом уроке, для этого разработаны приемы «Охрана зрения» (1 – 11 классы) учителем Медведевой О.Э.. Проводится обязательная утренняя гимнастика во всех классах в течении 15 минут перед началом уроков. В соответствии с требованиями СанПинов на 20 – 25 минуте урока проводится двигательная или оздоровительная пауза. Программы оздоровительных пауз разработаны. Психологическая служба разработала и внедрила программу профилактики профессионального выгорания педагогов. Ежегодно в рамках программы психологом школы проводятся занятия для учителей на заседаниях школьных МО. Занятия включают двигательные и
психологические тренинги.
Ожидаемые конечные результаты программы:
• повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников; • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. • повышение приоритета здорового образа жизни; • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; • повышение уровня самостоятельности и активности школьников; • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья. • поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей • обновление МТБ школы по спортивно- оздоровительной работе • участие в районных областных спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. 10. Финансовые затраты. ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ МБОУ ЕСОШ №7


В раздел образования