Напоминание

"Шаг за шагом. В мечтах. В полете. В творчестве".


Автор: Тихонова Венера Хасановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад" Солнышко" общеразвивающего вида Заинского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г. Заинск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья - эссе
Тема: "Шаг за шагом. В мечтах. В полете. В творчестве".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное

общеобразовательное учреждение « Детский сад

« Солнышко» общеразвивающего вида Заинского

муниципального района Республики Татарстан

« Я сердце детям отдаю»
Эссе «Шаг за шагом. В мечтах. В полете. В творчестве». Тихонова Венера Хасановна, заведующий МБДОУ д/с « Солнышко» г. Заинск - 2016
«Шаг за шагом. В мечтах. В полете. В творчестве». Может, будет трудно, небогато… Буду жить, свой выбор не браня, Понимаешь, ведь мои ребята – Это продолжение меня. Л. Ошанин
Мое кредо:

УЧИТЕЛЬ
– это:
Титан
, держащий в руках связь времен,
Колумб
, открывающий в беспечной стране детства силу, ум, талант будущего общества,
Мудрец
, умеющий просто объяснить все сложное,
Трибун
, чье патриотическое слово рождает жажду подвига,
Художник
, создающий живую красоту мира,
Человек
, которому ведомы все душевные движения, в котором требовательная строгость равна утешительной нежности. Д ет ство. От роче ство. Юно сть. Я самый обыкновенный ч е л о в е к . Обыкновенный человек превращается в необыкновенного Учителя. Человека делает учителем не педагогический институт, а общение с детьми, для которых он обязан быть самым лучшим человеком на Земле. Ему просто некуда деться,ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком. Где же взять ему силу для каждодневного вдохновения? И я поняла, только в самой себе, только в осознании величия своего дела. И только в поддержке старших товарищей. Не забыть мне… 17 лет. Рассталась с одноклассниками, ученической партой, школьной доской, но все равно, сердцем я осталась в школе. Кому-то было трудно разобраться, куда идти, дорогою, какой? Я решила посвятить себя педагогике. «Профессия Учителя самая романтическая. Ты и золотоискатель, и мудрец, и врач, и артист, и художник. Ну а тому, кто мечтает о писательстве, кем же еще и быть? Что ни человек, то готовый роман, что ни день, то сюжет для новеллы» – говорила моя первая учительница, и я это пронесла через всю свою трудовую, педагогическую деятельность в течение 36 лет. С благодарностью вспоминаю свою первую учительницу начальных классов Светлану Николаевну, так как мой путь к профессии - Учителя лежал именно через нее. Мы ее любили за то, что шла с нами в ногу со временем. Уроки были интересными, походы увлекательными, мероприятия познавательными Она работала с огоньком, с задором. Я сумела вынести этот огонек заинтересованности и желания работать с неугасающей любовью к детям. Школа для каждого человека-это то, что всегда свято. Любовь к ней пронизывает человека однажды и на всю жизнь. Бесконечные эксперименты. Незыблемым остается один принцип - любить детей. В воспитании все важно. Надо всегда помнить о том, что мы Учителя - проводники и наставники взрослеющей души. И первые уроки человековедения дети получают от Учителя. Поэтому, и на уроке, и после звонка, в суматохе перемены или после занятий, когда нервы измотаны, когда усталость гнетет, не только плечи учителя - его душу, всегда помнишь о том, что ты излучаешь светлое, доброе, вечное, потому что любишь детей. Ведь только любя их - можно стать счастливым и сделать их счастливыми работая учителем. Улица, на которой расположена моя школа красивая и зеленая. Иду и думаю: что-то сегодня меня ждет в школе, где не чувствуешь себя одинокой. Любимая, громкая, всегда уверенная в успехе моя школа «Школа Превосходства». Я люблю свою школу и не всегда могу представить себя где-либо, вне нее.
« Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» А. Дистервег. Еще в детстве, когда взрослые спрашивали меня о том, кем я хочу стать, важно и уверенно отвечала: « Учителем». Почему? Отвечу: « Нет на земле более благородной и нужной профессии, чем учитель - и это не просто слова. Быть учителем – это огромная миссия, возложенная на нас свыше, и дается она не каждому». Когда-то Александра Великого спросили: - Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца? - Отец подарил мне жизнь бренную, - ответил Александр, - а учитель – вечную. Плох тот учитель, который не стремится к самосовершенствованию. Моя жизнь, моя педагогическая деятельность – шаг за шагом, день ото дня, год от года – это постижение высшей истины, путь к совершенствованию своего ремесла. Когда-то девчонкой пришла я в родную школу, успешно окончила 10 класс. Во время учебы работала пионервожатой в подшефном классе у своей первой учительнице в течение 4 лет. Помню, какие прекрасные были эти годы: октябрятские, а затем и пионерские сборы под дробь барабана с выносом знамени дружины, турпоходы, экскурсии, а главное – горящие глаза верящих в меня ребят. Вот тогда- то я уже твердо поняла для себя, мое предназначение – Учитель. Много читала, готовилась к поступлению в педагогический институт. И поступила. 1976 год… Елабужский государственный педагогический институт гостеприимно распахнул передо мной двери своих аудиторий. Величественное старинное здание было, как бы наполнено некой таинственностью. Все было ново, незнакомо, но безумно интересно. Множество новых лиц, завораживающие лекции преподавателей, активная комсомольская жизнь. Третий курс, лето, педагогическая практика в пионерском лагере « Золотая горка». Вместе с моими пионерами я постигла еще одну истину « Воспитатель сам должен быть воспитан». 5 лет пролетели так быстро, что я и не заметила как закончила институт. Никогда не забуду свой первый урок в качестве учителя в Новотроицкой средней школе Тукаевского района Республики Татарстан. Я зашла в класс и увидела множество внимательных и умных глаз моих первых учеников. Они как бы спрашивали меня: « А любишь ли ты детей? А полюбим ли мы тебя?» И я поняла, что учатся у тех, кого любят. Л.Н.Толстой писал: « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель». Может нескромно так говорить о себе, но глубокая, беспредельная любовь к моим ученикам, к своему делу день ото дня делала меня совершенной. Жизнь распорядилась так, что в 1985 году я со своей семьей приехала в г. Заинск и начала работать учителем в школе – интернате. Работа в интернате не была легкой. Сколько необходимо было проявлять заботы, ласки, чтобы обогреть души обездоленных детей! И все же я не падала духом. Вокруг были хорошие, добрые люди. В интернате мы жили одной семьей, делили горести и радости. Старались воспитать в детях уважение, терпение, доброту. Ведь, как говорится, учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение. Уже тогда во мне - молодой, энергичной учительнице проявлялись черты творческой личности, настоящего новатора и исследователя. Три года отдавала детям–сиротам теплоту своей души, работая без выходных, круглосуточно. Я учила этих обделенных родительской любовью детей верить в жизнь, творить красоту своими руками, облагораживать
окружающий их мир, давала им главные навыки для самостоятельной жизни, помогала обретать красоту души. В кружках: «Юные цветоводы», «Умелые ручки» мои воспитанники проходили первые уроки приобщения к Красоте. Сегодня, когда я перелистываю страницы своей педагогической деятельности , передо мной то и дело всплывают лица моих учеников, их родителей, без поддержки и взаимопонимания которых было бы, пожалуй, трудновато. Наверное, наибольшую поддержку со стороны родителей я нашла, работая учителем в средней школе № 2 г. Заинска. Пятнадцать лет педагогической деятельности связаны с этой школой. Сюда я пришла уже учителем – мастером, знатоком детских душ. Вся моя деятельность была подчинена одной высокой цели – воспитанию духовно красивой личности, развитию его творческих способностей. Этому служило все в работе: дизайн и оформление класса, который занял первое место в городском конкурсе кабинетов начальных классов, эстетическое оформление стендов, наглядных средств обучения, рабочих мест, прекрасный микроклимат в детском коллективе, задушевная атмосфера взаимопонимания между учителем и учениками, нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия с детьми и их родителями. Все мои уроки можно назвать уроками красоты и человечности, на которых дети учатся беречь красоту природы, делать красивые вещи своими руками, создавать уют в классе и дома, следить за своей внешней красотой, совершать красивые поступки и дела, заботиться о красоте души. Я всегда считала, что мы – взрослые не должны превозноситься над детьми. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать лучше, то и они нас делают лучше. Мне приятно думать о том, что, работая в школе, я всегда ощущаю положительную реакцию и со стороны родителей моих учеников. До сих пор в глазах картины школьной жизни: веселый, насыщенный спортивный вечер « Папа, мама, я – спортивная семья». Вот это был вечер так вечер! 30 пап, 30 мам, 30 учеников, разнообразие конкурсов. Родители веселятся больше чем их дети. А поздравления « сюрпризом» в Новый год (выезжали по домам) родители переодевались в Дед Мороза, Снегурочку, а я сама … была и Дед Морозом и Снегурочкой, а радости - то, сколько было у детей. Разве это забудешь? Я горжусь своими учениками. Они – победители и призеры олимпиад, инженеры и экономисты, они - юристы и нефтяники, рабочие, они просто честные, хорошие люди. Разве неприятно мне, что издали, едва заметив, они с улыбкой искренней и неподдельной подходят ко мне, обнимают и говорят: « Здравствуйте, Венера Хасановна! Как вы поживаете?» В такие минуты жизнь наполняется таким счастьем, что трудно выразить словами. Долгие годы работы в школе № 2 оставили во мне глубокий след. Я находилась в поиске, в творчестве, участвовала в Республиканском конкурсе « Красивая школа - 2006» в рамках международного движения, в номинации « Школа личности», издав брошюру « Красота. Вдохновение. Творчество», за что была награждена грамотой МО и науки РТ. Чтобы стать неповторимой личностью, неутомимый труд учителя является подтверждением слов моей первой учительницы –
«учитель



это

романтик,

златоискатель,

врач,

артист

и

художник».
Моя педагогическая деятельность - многогранна, необъятна, я учу вдохновенно и с любовью, умею зажигать сердца людей светом добра, жаждой знаний, стремлением к самосовершенствованию. Стараюсь, чтобы мои уроки были интересны, приводили в восторг, заставляли думать, размышлять, творить. Каждый из них – это урок жизни, приобщения к красоте. Система работы – это настоящая школа профессионального мастерства. Учиться моему опыту едут учителя из школ района и города, я автор сборника методических разработок «Веселые рифмованные задачки для устного счета», создатель курса интенсивного обучения в первом классе. Опыт моей работы был распространен перед учителями Республики в ИПКРО г. Казани (1996 г, 1990г.), о системе нетрадиционной работы с учащимися начальных классов рассказывала передача Заинского телевидения «Как живешь, первоклассник?».
Работала постоянно, даже летом. Я испытала себя как педагога на различных должностях – за отличную работу начальником пионерского лагеря «Горнист» Заинская ГРЭС выделила квартиру (1989 г.) в это время я словно возвращалась в дни юности. Вновь звуки горна и барабана, насыщенные мероприятиями дни и вечера.… И это здорово, ведь есть о чем вспомнить! Я привыкла строить свое счастье честным своим трудом. В 1994 году меня перевели в отдел образования заведующей методическим кабинетом города и района, но, проработав 2 года, я вернулась в свою родную школу, к своим ученикам. В жизни случаются разные повороты. И вот, я заведующая детского сада « Солнышко» с 2000 по 2003 годы. Эта работа в детском саду обогатила меня новыми знаниями, открытиями. Все мы любим детство, игры и забавы, но я ратовала за то, чтобы были созданы все условия для развития навыков и умственных способностей детей – дошкольников. В деятельности детского сада появились новые виды работ, такие как, вечера встреч с его выпускниками, интеллектуальные игры « Поле чудес», предметные недели, родительские конференции и.т.д. Все мероприятия проводились на высоком профессиональном уровне и были направлены на своевременное и полноценное психическое развитие детей, создание благоприятного психологического климата для воспитанников детского сада. Заинское телевидение осветило деятельность заведующей ДОУ «Солнышко» в передаче «Долгая дорога детства». Работала заместителем директора по учебной работе в МБОУ ЗСОШ № 4. Я по– прежнему продолжала учиться у жизни, мое совершенство еще не закончено. Когда же она закончится? И вот судьба меня, через 12 лет снова забросила в детский сад « Солнышко», где в данное время я воплощаю в жизнь свои педагогические идеи. Вся моя жизнь, которая связана с педагогической деятельностью, это долгий и нелегкий путь к самовоспитанию, саморазвитию, самооценке, самокритичности, самообразованию, и самосовершенствованию. Но главная моя высота – еще впереди… Титан, Колумб, Мудрец, Трибун, Художник, Человек – все в одном, в каждом из нас… Это обязывает работать над собой беспрестанно и многосторонне, чтобы крепче приобщиться к большому педагогическому делу и, как эстафету, принять ответственность за будущее своей любимой школы, школы XXI , а в данное время за МБДОУ д/с « Солнышко» Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Приложение. (Отзыв коллеги)
«Красота спасет мир», – уверял великий гуманист Ф.М.Достоевский, надеясь увидеть счастливое будущего человечества на Земле. Но кто научит человека видеть и ценить эту красоту, создавать ее вокруг себя? Кто научит его красивым мыслям и поступкам? Кто поможет ему обрести красоту души? Конечно же, родители и Учителя. Первые шаги в мир Красоты и Добра помогает делать маленькому человеку, пришедшему в школу, его первый Учитель. Он открывает ему прелести окружающего мира, помогает постигать тайны искусства. Благодаря учителю ребенок учится красивым поступкам и делам, открывает путь к самосовершенствованию. Но, чтобы научить детей прекрасному, самому Учителю надо быть символом Красоты и Добра. «Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражается через его деяния, его труд», – говорил А.Фадеев. Венера Хасановна человек творческого труда, целиком и полностью отданная святому делу – воспитанию подрастающего поколения. Ее путь к профессиональному мастерству похож на путь восхождения альпиниста к вершине. А он у нее был нелегок, каждая высота давалась ценой неимоверных усилий, большого терпения, огромной работоспособности. И вела ее в жизни путеводная звезда – беспредельная и бескорыстная любовь к детям, которая зародилась в ее душе еще в начальных классах. Мечта стать учителем не покидала ее ни на минуту. Богатый опыт Тихоновой В.Х. постоянно изучался, обогащался и распространялся не только в нашем городе, но и в г. Казани – 1994, 1996 году, в г. Набережных Челнах – 1999 году, также неоднократно освещался по местному телевидению и районной газете. Венера Хасановна за
многолетний педагогический труд награждена благодарственными письмами различных уровней, грамотами Министерства образования Республики Татарстан, Почетной грамотой МО и науки Российской Федерации. Отличительной чертой Венеры Хас ановны являет ся т р уд о л ю б и е , целеустремленность, увлеченность, преданность делу, требовательность, прежде всего к себе, готовность прийти на помощь в любую минуту, честность, справедливость, скромность и доброе огромное сердце». Ее можно назвать Титаном, который держит в руках связь времен, Колумбом, открывающим в детях силу, ум и талант, Мудрецом, умеющим все понять и объяснить, Трибуном, чье слово зовет и побуждает, Художником, создающим живую красоту мира, Человеком, которому понятны все душевные движения, который умеет вселять веру, надежду. В 2005 году она стала инициатором благоустройства подъезда своего дома, который занял первое место в городском конкурсе на самый красивый подъезд. Об этом писала местная газета «Новый Зай», рассказывало местное телевидение и телевидение Республики Татарстан. О ней говорят - гармоничная личность, в которой соединены воедино «красивая женщина», «отличная мать», « заботливая бабушка», « педагог по призванию», «замечательная соседка», « руководитель 21 века». На улице, где она живет, в подъезде дома, в собственной квартире, в классе, в рабочем кабинете – везде она творит Красоту своими умелыми, добрыми руками. Вся жизнь этой необыкновенной женщины – пример беззаветного служения идеалам Любви, Красоты и Добра, о которой можно было бы сказать словами поэта: Да, есть во мне народное, Упрямое, упорное, здоровое, Природное, бесстрашное, Задорное, умеющее труд нести И все преодолевающее, И раскисать от трудностей Никак не позволяющее… Венера Хасановна – педагог по призванию, она просто – Учитель! А в данное время – Руководитель 21 века. («Ведущий учитель» начальных классов МБОУ ЗСОШ № 4 г. Заинска. Шабаева Н.Г.- в данное время пенсионер, на заслуженном отдыхе)


В раздел образования