Автор: Ладонычева Людмила Львовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №25 г. Павлово Населённый пункт: г. Павлово Наименование материала: методическая разработка Тема: Цикл наблюдений за елью Раздел: дошкольное образование
За елью
Ладонычевой Людмилы Львовны
воспитатель, МБДОУ детский сад №25
«Сувенир»
г. Павлово Нижегородской области
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного
развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный
мир
природы
пробуждает
у
детей
живой
интерес,
любознательность,
побуждает их к игре, трудовой, художественной
и другим видам детской
деятельности. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические
представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть
красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней,
вместе с тем способствовать коррекции психических процессов – важнейшие
задачи, которые решаются в процессе реализации моей работы.
Так как важность экологического образования дошкольников с нарушением
интеллекта неоспорима, я считаю необходимым ввести ребят в мир природы,
терпеливо
и
доброжелательно
обучать
детей
правильному
общению
с
природой, используя различные наблюдения.
Мною разработан цикл наблюдений за елью, который я проводила на
территории детского сада.
Наблюдение 1. «Как узнать ель?»
Цель:
показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди
других деревьев (ветви покрыты зелёными иголками, похожа на
пирамидку,
потому
что
вверху
ветки
короткие, а внизу
становятся всё длиннее и длиннее).
упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по двум
характерным признакам;
Способы:
Письмо от Лесовичка - старичка;
Художественное слово – загадки о берёзе, рябине и ели.
Познавательно - исследовательская деятельность:
(отличие ёлочки от всех остальных – наряд из иголок, похожа на
пирамидку);
показ формы ёлочки (пирамидка);
найти
разные
ели
–
большие
(высокие,
старые)
и
маленькие
(низкие, молодые);
Подвижная игра: «Раз, два, три к елочке беги».
Художественное слово –чтение стихотворения «Елочка»
О.Высотской.
Средства: Объекты живой природы – ель, береза, рябина, письмо с
загадками (о берёзе, рябине и ели, игрушка – пирамидка).
Наблюдение 2. «Какая ель?»
Цель: формировать у детей понятие, что ёлка независимо от времени
года всегда зелёная;
уточнять представление детей о строении и цвете ели: (один ствол,
покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно
у в е л и ч и в а ю т с я
к н и з у ,
все ветки покрыты зелеными, колючими иголками;
коричневые шишки (на высокой взрослой ели);
зеленый цвет ели)
Способы:
Педагогическая ситуация-проблема « Научим Зайку-любознайке
Познавательно - исследовательская деятельность: обследование елочки
- погладить ствол, прижаться к нему щекой (если возможно); потрогать
зелёные
иголки,
которые
растут
вместо
листьев
и
ощутить
их
колючесть (иголки зелёные, колючие);
показать руками пирамидальное строение дерева;
Дидактическая игра: Найди такую же игрушку»
Художественное слово – загадки о ёлочке (знакомую и новую);
Подвижная игра – « Зайка беленький сидит»
Средства: объект живой природы,
игрушка – Зайка, игрушки для
проведения дидактической игры.
Наблюдение 3. «Чем прекрасна ель?»
Цель:
показать
детям
красоту
дерева,
которая
заключается
в
его
стройности, пирамидальной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в
сверкающем на солнце инее на ветвях; воспитывать умение детей радоваться
и любоваться деревом, разговаривать с ним; познакомить детей с запахом
ели, объяснить детям что, её аромат целителен для здоровья.
Способы:
Игровая ситуация « В гости к ёлочке»;
Игровое упражнение : Поздороваемся с ёлочкой»
Художественное слово – чтение стихотворения «Елочка» ;
Рассказать, что ель – стройное дерево, особенно красиво ель выглядит
зимой, когда остальные деревья голые, а она остается зеленой. Елью можно
постоянно любоваться, она украшает участок. Ель очень полезное дерево, оно
очищает воздух – помогает нам быть здоровыми;
Познавательно- исследовательская деятельность:
обследование формы и цвета елочки (вопросы к детям);
предложить детям понюхать ёлочку, глубоко вдохнуть её запах и
почувствовать её аромат, полезно для здоровья;
Ребята, вы молодцы, елочку порадовали .
Сюрприз « Подарочки от ёлочки».
Средства: магнитофон для создании игровой ситуации; объект живой
природы – ель, корзина с еловыми шишками.
Наблюдение 4. «Сравнение живой и игрушечной елочек»
Цель: показать
детям
главные
особенности
живого
дерева
(ель
на
участке живая, у нее в земле корни, ель издает аромат), игрушечная ель
искусственная, ее сделали на заводе. у нее есть ствол, ветки, но нет корней —
она неживая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с нею можно
играть.
Способы:
Педагогическая
ситуация
информации:
«Поможем
Зайке
–
Любознайке найти живую елочку»;
Рассматривание
искусственной
ели;
Познавательно-
исследовательская деятельность: (обследование игрушечной елочки,
сравнение елочек);
Вопросы, которые побуждают детей к сравнению, различию и
с х о д с т в а
е л о ч е к
( и с к у с с т в е н н о й
и
ж и в о й ) ;
Рассуждение, вывод: (Ель на участке живая, у неё есть корни,
лапа-веточка ели, ель издаёт аромат; игрушечная ель, её сделали
на заводе, у неё есть ствол, ветки, но нет корней- она не живая,
не пахнет, её можно
поставить в любое место, с ней можно
играть.
Поощрение от Зайки – Любознайки (какие вы наблюдательные)
Игра - перевоплащение: «Я ёлочка».
Средства: Игрушка «Зайка – Любознайка», игрушечная,искусственная
ель,
объект живой природы – ель.
Наблюдение 5. «Поможем нашей елочке»
Ц е л ь : Воспитывать
у
детей
внимательное,
разумное,
бережное
отношение к природе, сочувствие к живой ели, желание помочь ей зимой;
дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть,
поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол,
что
большое
количество
снега
на
лапах
ели
вредно
для
неё,
так
как
оттягивает их вниз и может сломать ,еле можно помочь, легонько отряхивая
снег с веток
Способы:
Педагогическая
ситуация
отношений
«Почему
наша
ёлочка
–
живая иголочка грустная?»
Художественное
слово
–
чтение
стихотворения
К.
Чуковского
«Елка»(были бы у ёлочки ножки…);
Вопросы, уточняющие знания детей о ели;(Какая это ель живая
или игрушечная? Могут ли у неё быть ножки и каблучки? Что у
живой елки под снегом и под землей? Обратить внимание детей,
как трудно деревьям
зимой.
Кто может помочь? Вы хотите
елочке помочь.
Трудовое поручение: «Поможем нашей елочке – утеплим ее».
Средства: Объект
живой
природы
–
елочка,
лопатки
на
каждого
ребенка.
Наблюдение 6. «Нарядная елочка»
Цель:
Дать представление детям о том, что елочка – символ Нового
Года;
Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к
елочке; умение радоваться и любоваться;
Вызывать желание у детей украшать елочку к празднику.
Способы:
Беседа с детьми «Скоро-скоро Новый Год»;
Педагогическая ситуация – проблема «Чем украсить нашу елку»;
Д/и «Украсим вместе елочку»
Хороводная игра «Возле елочки»;
Художественное слово – стихи детей о елочке.
Средства:
Коробочка с игрушками для елочки;
Объект живой природы – ель.