Напоминание

Цикл наблюдений за елью


Автор: Ладонычева Людмила Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №25 г. Павлово
Населённый пункт: г. Павлово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Цикл наблюдений за елью
Раздел: дошкольное образование





Назад





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Цикла наблюдений

За елью
Ладонычевой Людмилы Львовны воспитатель, МБДОУ детский сад №25 «Сувенир» г. Павлово Нижегородской области
Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала - Не наукой, а частью души! Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной и другим видам детской деятельности. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней, вместе с тем способствовать коррекции психических процессов – важнейшие задачи, которые решаются в процессе реализации моей работы. Так как важность экологического образования дошкольников с нарушением интеллекта неоспорима, я считаю необходимым ввести ребят в мир природы, терпеливо и доброжелательно обучать детей правильному общению с природой, используя различные наблюдения. Мною разработан цикл наблюдений за елью, который я проводила на территории детского сада.

Наблюдение 1. «Как узнать ель?»

Цель:
 показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелёными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а внизу становятся всё длиннее и длиннее).  упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по двум характерным признакам;
Способы:
 Письмо от Лесовичка - старичка;  Художественное слово – загадки о берёзе, рябине и ели.  Познавательно - исследовательская деятельность: (отличие ёлочки от всех остальных – наряд из иголок, похожа на пирамидку); показ формы ёлочки (пирамидка); найти разные ели – большие (высокие, старые) и маленькие (низкие, молодые); Подвижная игра: «Раз, два, три к елочке беги». Художественное слово –чтение стихотворения «Елочка» О.Высотской.
Средства:
Объекты живой природы – ель, береза, рябина, письмо с загадками (о берёзе, рябине и ели, игрушка – пирамидка).
Наблюдение 2. «Какая ель?»

Цель:
формировать у детей понятие, что ёлка независимо от времени года всегда зелёная;
уточнять представление детей о строении и цвете ели: (один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно у в е л и ч и в а ю т с я к н и з у , все ветки покрыты зелеными, колючими иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели); зеленый цвет ели)
Способы:
Педагогическая ситуация-проблема « Научим Зайку-любознайке Познавательно - исследовательская деятельность: обследование елочки - погладить ствол, прижаться к нему щекой (если возможно); потрогать зелёные иголки, которые растут вместо листьев и ощутить их колючесть (иголки зелёные, колючие); показать руками пирамидальное строение дерева; Дидактическая игра: Найди такую же игрушку» Художественное слово – загадки о ёлочке (знакомую и новую);  Подвижная игра – « Зайка беленький сидит»
Средства:
объект живой природы,

игрушка – Зайка, игрушки для проведения дидактической игры.
Наблюдение 3. «Чем прекрасна ель?»

Цель:
показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, пирамидальной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в сверкающем на солнце инее на ветвях; воспитывать умение детей радоваться и любоваться деревом, разговаривать с ним; познакомить детей с запахом ели, объяснить детям что, её аромат целителен для здоровья.
Способы:

Игровая ситуация « В гости к ёлочке»; Игровое упражнение : Поздороваемся с ёлочкой» Художественное слово – чтение стихотворения «Елочка» ; Рассказать, что ель – стройное дерево, особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она остается зеленой. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок. Ель очень полезное дерево, оно очищает воздух – помогает нам быть здоровыми;

Познавательно- исследовательская деятельность: обследование формы и цвета елочки (вопросы к детям); предложить детям понюхать ёлочку, глубоко вдохнуть её запах и почувствовать её аромат, полезно для здоровья; Ребята, вы молодцы, елочку порадовали . Сюрприз « Подарочки от ёлочки».
Средства:
магнитофон для создании игровой ситуации; объект живой природы – ель, корзина с еловыми шишками.
Наблюдение 4. «Сравнение живой и игрушечной елочек»

Цель:
показать детям главные особенности живого дерева (ель на участке живая, у нее в земле корни, ель издает аромат), игрушечная ель искусственная, ее сделали на заводе. у нее есть ствол, ветки, но нет корней — она неживая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с нею можно играть.
Способы:

Педагогическая ситуация информации: «Поможем Зайке – Любознайке найти живую елочку»; Рассматривание искусственной ели; Познавательно- исследовательская деятельность: (обследование игрушечной елочки, сравнение елочек); Вопросы, которые побуждают детей к сравнению, различию и с х о д с т в а е л о ч е к ( и с к у с с т в е н н о й и ж и в о й ) ; Рассуждение, вывод: (Ель на участке живая, у неё есть корни, лапа-веточка ели, ель издаёт аромат; игрушечная ель, её сделали на заводе, у неё есть ствол, ветки, но нет корней- она не живая, не пахнет, её можно поставить в любое место, с ней можно играть. Поощрение от Зайки – Любознайки (какие вы наблюдательные) Игра - перевоплащение: «Я ёлочка».
Средства:
Игрушка «Зайка – Любознайка», игрушечная,искусственная ель, объект живой природы – ель.
Наблюдение 5. «Поможем нашей елочке»

Ц е л ь :
Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к природе, сочувствие к живой ели, желание помочь ей зимой; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для неё, так как оттягивает их вниз и может сломать ,еле можно помочь, легонько отряхивая снег с веток
Способы:

Педагогическая ситуация отношений «Почему наша ёлочка – живая иголочка грустная?» Художественное слово – чтение стихотворения К. Чуковского «Елка»(были бы у ёлочки ножки…); Вопросы, уточняющие знания детей о ели;(Какая это ель живая или игрушечная? Могут ли у неё быть ножки и каблучки? Что у живой елки под снегом и под землей? Обратить внимание детей, как трудно деревьям зимой. Кто может помочь? Вы хотите елочке помочь. Трудовое поручение: «Поможем нашей елочке – утеплим ее».
Средства:
Объект живой природы – елочка, лопатки на каждого ребенка.
Наблюдение 6. «Нарядная елочка»

Цель:
 Дать представление детям о том, что елочка – символ Нового Года;  Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к елочке; умение радоваться и любоваться;  Вызывать желание у детей украшать елочку к празднику.
Способы:
 Беседа с детьми «Скоро-скоро Новый Год»;  Педагогическая ситуация – проблема «Чем украсить нашу елку»;  Д/и «Украсим вместе елочку»  Хороводная игра «Возле елочки»;  Художественное слово – стихи детей о елочке.
Средства:
 Коробочка с игрушками для елочки; Объект живой природы – ель.


В раздел образования