Напоминание

Экологический праздник "Синичкин День"


Автор: Овчинникова Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: г.Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический праздник "Синичкин День"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический праздник

«Синичкин день»

для детей 5 – 7 лет.

«Природу нужно охранять не

только потому, что она лучшая защита

для человека, но и потому, что она

прекрасна».

(Жан Дорст)

Цель:

формирование

экологической

культуры

учащихся; уточнить

и

расширить

представление детей о перелётных птицах.

Задачи:

обобщить знания детей о птицах.

продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами.

воспитывать

в

детях

любовь

к

пернатым,

потребность

в

их

защите

и

охране.

использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и

практический опыт.

приобщать детей к традиционным русским праздникам на Руси, пробудить в детях

желание к приобретению добрых привычек и чувство заботы о птицах в зимний

период.

развивать память, внимание, наблюдательность, творческие

способности и

познавательную активность.

Форма проведения:

Экологический праздник

Участники:

Родители и дети старшей группы детского сада

Предшествующая работа:

разучивание стихов, загадок о птицах.

беседы на тему экологического воспитания.

рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

изготовление вместе с родителями кормушек для птиц

.

Активизация словаря: зимующие птицы, перелетные птицы, стихи, загадки.

Материал и оборудование:

ноутбук, аудиозапись голоса птиц, песня муз. Галушка «Песенка синички», картинки

зимующих и перелетных птиц, кормушка, корм для птиц, атрибуты к играм, шапочки

синички, перелётных и зимующих птиц, оформление центральной стены.

Ход праздника:

Ведущая: Ребята, мы собрались с вами на праздник, который в народных

преданиях называли «Синичкиным днём». В этот день заканчивались

приготовления птиц, животных и растений к зиме. А люди, особенно дети,

обещали помогать тем, кто останется рядом с человеком на долгую зиму, и

заботиться о них.

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день

встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц,

загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица так,

считали на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба,

кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в

доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, -то будет в

доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой

праздник знает».

Сегодня мы с вами будем участвовать в празднике «Синичкин день».

(Под музыку влетает синичка и поёт песенку).

«Песенка синички» муз. Галушка

Хоть и маленькая птичка,

Я синичка, я синичка.

Ярки пёрышки на мне, на мне,

На головке, на спине.

Тень-ти-тень, тень-ти-тень,

Тень, тень, цвень -2р

Ведущая: Здравствуй, синичка! Какая красивая у тебя песенка!

Синичка: Все птицы поют красиво, у каждой своя песенка. А поют птицы

тогда, когда сыты, когда уверены, что завтра им будет что

кушать. Хорошо перелётным птицам, они улетают в тёплые края,

а нам, зимующим, приходится туго!

Ведущая: Мы знаем об этом, поэтому с ребятами изготовили кормушки

для вас!

Синичка: Вот спасибо! Наши птицы будут очень рады! Приходите в лес

почаще, и слушайте наши песни!

Звучит фонограмма «Голоса птичьего леса»

(Ведущая или дети выносят несколько кормушек)

Синичка: Дети, а вы знаете, какие птицы улетают (перелётные) назовите

их:

грачи, скворцы, жаворонки, овсянки, зимородки, малиновки, соловьи,

перепела, корольки, ласточки, стрижи, трясогузки, дрозды-певчие, ястребы и

коршуны, кукушки, иволги.. . некоторые виды соколов)

а какие зимуют? (зимующие) назовите их: снегирь, воробей, синица,

ворона, сорока, голубь, дятел, клёст.

Ведущая: Конечно, Синичка, наши ребята знают!

Синичка: А давайте проведём весёлую игру и проверим.

Игра «Перелётные и зимующие птицы»

(Дети надевают шапочки различных птиц и внимательно слушают

музыку, в соответствии с характером которой «летают» или бегут

и присаживаются на корточки в определенном месте, и залетают в свои

домики (зимующие)в свой,(перелетные) в свой.

Игра повторяется 2-3 раза).

Ведущая: А сейчас я вам загадаю загадки

Отгадывание загадок о птицах.

1. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

2. Красно-чёрный, чёрно-красный,

Доктор из него прекрасный! (дятел)

3. В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель! »

И ставит подпись… (дятел)

4. Трещала с самого утра:

«По–р–ра ! По-р-ра! »

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока).

5. Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (сова.)

Синичка: Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал портрет птицы.

Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите,

пожалуйста, рисунок!

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Дидактическая игра «Голоса птиц»

Ведущая: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

Кар – кар! (Ворона).

Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).

Ча-ча –ча! (Сорока).

Курлы – курлы! (Журавль).

Свири свир! (Свиристель).

Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).

Ку- ку! (Кукушка).

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).

Синь-синь-синь! (Синица).

Игра на внимание «Какой птички не стало?».

На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц,

незаметно для детей убирается одна из картинок и спрашивается: - Какой

птички не стало?

Работа с родителями:

Ведущая: Ребята с родителями смастерили кормушки (показ кормушек и

рассматривание их). Посмотрите, какие они разные, красивые. Сколько их

много! Давайте украсим кормушки, вашими картинками, которые вы

вырезали и приготовили для украшения. (после работы обратить, какие

красивые стали кормушки).

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц.

Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите

модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите

модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами

рябины?

(Выбрать модель).

Дети берут кормушки и читают стихи

С папой сделали кормушку,

Принесли в наш детский сад.

Желтогрудую синичку

Покормить я буду рад.

Нелегко зимою птицам,

Им в морозы много бед.

Ждем вас, милые синицы,

Прилетайте на обед.

Мы старались,

Мы трудились,

И кормушки получились.

Тут и там, тут и там

Их развесим по местам.

Корм насыплем поскорей,

Будем вместе ждать гостей!

Кормушку сделаю для птиц: для воробьев и для синиц.

Пакет возьму от молока - и дырки сделаю в боках.

Насыплю крошек и крупы, чтоб пировали воробьи.

Чтоб птички в гости прилетали,

И никогда не голодали!

Ведущая: А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

(А. Яшин)

Я надеюсь этот праздник открыл для вас много нового и интересного и крепче станет

дружба между людьми и птицами!

А сейчас мы пойдём на улицу и повесим кормушки, на сыпем корм. (когда будем

сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей

ладошки).

Дети прощаются с гостями и выходят на участок. Одни выносят кормушки, другие

корм. Взрослые помогают развесить кормушки. Дети насыпают корм, «Синичкиной

столовой».

Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными

гостями!

Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

А. Яшин.

Список литературы:

1.Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003г

2. «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о

жизни птиц).

3.Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей М.,1999г

4. С.М.Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников» конспекты

непосредственно образовательной деятельности.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.

7. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.: Просвещение, 2005.

8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой.-

М.: Просвещение, 1992.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Выполнила воспитатель: Овчинникова С.Е.

г.Саранск



В раздел образования