Напоминание

"Организация театрализованной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации"


Автор: Матвеева Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 4 комбинированного вида г. Кола МО Кольский район Мурманской области
Населённый пункт: г. Кола Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация театрализованной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

комбинированного вида г.Кола муниципального образования Кольский район Мурманской

области

Организация

театрализованной

деятельности

воспитанников

с

о г р а н и ч е н н ы м и

в о змож н о с тя м и

зд о р ов ь я

в

д о ш к о л ь н о й

образовательной организации.

Матвеева Галина Геннадьевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Кола

2017

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….3

Организация

театрализованной

деятельности

воспитанников

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

дошкольной

образовательной

организации…….....…………..………………………………………………..….6

1.

Содержание

работы

по

театрализованной

деятельности

с

детьми

дошкольного возраста.…………………………………………………….….6

2. Организация уголка театрализованной деятельности ……………...........13

Литература6

Приложение ………..17

Введение

2

В

настоящее

время

в

связи

с

новыми

требованиями,

выдвинутыми

современным обществом к системе образования, особую актуальность приобретает

проблема коммуникации и развития речи детей дошкольного возраста.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Театр - один из

самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие

актуальные

проблемы

педагогики

и

психологии,

связанные

с

художественным

и

нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием

воображения, фантазии, инициативности и т.д.

По

мнению

учёных,

театрализованные

игры

играют

огромную

роль

в

активизации

речевой

деятельности

детей

с

ОВЗ.

Участие

детей

с

ОВЗ

в

театрализованных

представлениях

оказывает

выраженное

психотерапевтическое

воздействие на все сферы ребенка, повышает речевую активность, обеспечивает

коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Театрализованная

деятельность

-

это

самый

распространенный

вид

детского

творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой.

По сути — театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить,

подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать

разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.

С помощью театрализованной деятельности - образовательный и коррекционный

процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень

нравится выполнять задания в игровой и сказочной атмосфере. Им всегда хочется

помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности

ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления

к

познанию

нового,

усвоению

новой

информации

и

новых

способов

действия,

развитию

ассоциативного

мышления;

настойчивости,

целеустремленности,

проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия

театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в

работе,

трудолюбия,

что

способствует

формированию

волевых

черт

характера.

У

ребенка

развивается

умение

комбинировать

образы,

интуиция,

смекалка

и

изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью

3

и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих

сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование

функций

исполнителя

и

зрителя,

которые

постоянно

берет

на

себя

ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания,

фантазию.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навы-

ков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для

детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба,

доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только

умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к

добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Именно

способность

ребенка

к

такой

идентификации

с

полюбившимся

образом

позволяет

педагогам

через

театрализованную

деятельность

оказывать

позитивное

влияние на детей.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя

в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы,

краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать,

делать

выводы

и

обобщения.

С

умственным

развитием

тесно

связано

и

совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персо-

нажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совер-

шенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль,

произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно

изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких

переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это —

конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия

развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам,

сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная

деятельность

важнейшее

средство

развития

у

детей,

эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике,

4

жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить

адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные

ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать

робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким

образом,

театрализованные

занятия

помогают

всесторонне

развивать

ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию

и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный

раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого

подчеркивается, что педагог обязан:

создавать

условия

для

развития

творческой

активности

детей

в

театрализованной

деятельности

(поощрять

исполнительское

творчество,

развивать

способность

свободно

и

раскрепощено

держаться

при

выступлении,

побуждать

к

импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,

театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в

едином педагогическом процессе;

— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых.

Цель данного исследования

-

спроектировать систему работы педагога по

организации театрализованной деятельности воспитанников с ОВЗ в ДОО.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. на

основе научных и педагогических источников проследить становление воззрений на

содержание работы по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста;

2

. определить

педагогические

условия

организации

уголка

театрализованной

деятельности.

5

Организация театрализованной деятельности воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья в дошкольной

образовательной организации

1.

Содержание

работы

по

театрализованной

деятельности

с

детьми

дошкольного возраста

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей с

ОВЗ

в

ДОО,

мы

решаем

комплекс

взаимосвязанных

задач

во

всех

образовательных областях по ФГОС ДО:

Речевое развитие

развитие

правильного

звукопроизношения,

артикуляционной

моторики, фонематического восприятия;

совершенствование

монологической и диалогической форм речи,

грамматического строя речи;

углубление

и

формирование

базовых

навыков

устной

речи,

как

ведущего средства общения и познания;

обогащение

словаря:

образных

выражений,

сравнений,

эпитетов,

синонимов, антонимов и пр.;

овладение

выразительными

средствами

общения:

словесными

(регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и

невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Социально-коммуникативное развитие

формирование

положительных

взаимоотношений

между

детьми

в

процессе совместной деятельности;

воспитание

культуры

познания

взрослых

и

детей

(эмоциональные

состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к

своей деятельности;

развитие эмоций;

6

воспитание

этически

ценных

способов

общения

в

соответствии

с

нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

развитие разносторонних представлений о действительности (разные

виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

наблюдение

за

явлениями

природы,

поведением

животных

(для

передачи символическими средствами в игре–драматизации);

обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой

для развития динамических пространственных представлений;

развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для

достижения результата.

Художественно-эстетическое развитие

приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

развитие воображения;

приобщение

к

совместной

дизайн-деятельности

по

моделированию

элементов костюма, декораций, атрибутов;

создание выразительного художественного образа;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

согласование действий и сопровождающей их речи;

умение воплощать в творческом движении настроение, характер и

процесс развития образа;

выразительность исполнения основных видов движений;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой

моторики

руки,

снятие

мышечного

напряжения,

формирование

правильной осанки.

«Игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или

театральные

представления

по

готовым

сценариям»,

учёные

называют

7

театрализованную

деятельность.

В

настоящее

время

арсенал

средств

педагогического

воздействия

на

детей

дошкольного

возраста

обогатился

разными видами театров. Это повысило активность привлечения самих детей

к театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в

соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в

процессе

организации

различных

видов

детской

деятельности

(игровой,

коммуникативной,

музыкально-художественной

и

т.

д.);

образовательную

деятельно сть,

о суще ствляемую

в

ходе

режимных

м ом е н то в ;

самостоятельную деятельность детей.

Театрализованные игры отличаются от сюжетно - ролевых игр не только

сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры

являются

играми-представлениями,

которые

имеют

фиксированное

содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в

лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких

выразительных

средств,

как

интонация,

мимика,

жест,

поза

и

походка,

создаются конкретные образы.

Наибольший интерес у детей вызывают игры-драматизации по

предложению

воспитателя

и

под

его

руководством.

В

первой

младшей

группе дети

с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки,

потешки, небольшие сценки. Во второй младшей группе, используя игрушки

и фигурки плоскостного театра, дети продолжают разыгрывать короткие

песенки,

сказки,

стихи,

а

уже

в

среднем

возрасте

театрализованная

деятельность возможна как самостоятельная.

Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности

активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное,

своеобразное.

В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное

обучение детей способам художественно-образной выразительности. В этом

же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной

8

деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по

обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию

речи для обогащения театрализованных игр.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим

интересом

и

легкостью

погружаться

в

мир

фантазии,

учат

замечать

и

оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными,

общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их

публично,

тоньше

чувствовать

и

познавать

окружающий

мир.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой

аппарат

ребенка.

Выполнение

игровых

заданий

в

образах

животных

и

персонажей

из

сказок

помогает

лучше

овладеть

своим

телом,

осознать

пластические возможности движений.

Содержание

работы

с

детьми

по

театрализованной

деятельности

включает в себя:

игры-драматизации,

театральные этюды;

пальчиковый игротренинг,

упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

задания для развития речевой интонационной выразительности;

игры-превращения, образные упражнения;

упражнения на развитие детской пластики;

ритмические минутки;

упражнения

на

развитие

выразительной

мимики,

элементы

пантомимы;

разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок ;

упражнения по социально-эмоциональному развитию детей,

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

А также в содержание работы по театрализованной деятельности входит:

подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;

упражнения

по

формированию

выразительности

исполнения

(используя

9

в е р б а л ь н ы е

и

н е в е р б а л ь н ы е

с р е д с т в а

в ы р а з и т е л ь н о с т и ) ;

литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и

расскажи».

Содержание таких занятий является не только знакомство с текстом

какого-либо

литературного

произведения

или

сказки,

но

и

с

жестами,

мимикой,

движением,

костюмами,

мизансценой,

т.е.

со

«знаками»

визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого

ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных

занятий.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или

рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был

готовым

к

любому

«превращению»,

т.е.

владел

основами

актерского

мастерства

и

навыками

режиссуры.

Одно

из

главных

условий

эмоциональное

отношение

взрослого

к

читаемому.

При

чтении

детям

необходима

не

столько

артистичность,

сколько

искренность

и

неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом

эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух

взаимосвязанных аспектах:

- как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со

следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и

изобразительная;

- как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом

опыте ребенка.

Организация

театрализованных

игр

должна

отвечать

следующим

требованиям: постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во

все формы педагогического процесса; максимальная активность детей на

этапах и подготовки, и проведения игр; сотрудничество детей друг с другом

и

с

взрослыми

на

всех

этапах

организации

театрализованной

игры;

последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных

10

для

игр,

соответствуют

возрасту

и

умениям

детей;

и

конечно,

содержательность и разнообразие тематики.

Система работы по организации театрализованной деятельности состоит,

во-первых,

из

организации

предметно-пространственной

развивающей

среды.

Во-вторых,

из

разработки

перспективного

планирования

и

его

реализации:

проведение

занятий

по

театрализации,

театрализованные

представлений,

развлечений,

проектной

деятельности.

Непременные

требования,

это:

работа

с

детьми,

взаимодействие

с

педагогами,

взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,

источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-

пространственная

среда

должна

не

только

обеспечивать

совместную

театрализованную

деятельность

детей,

но

и

являться

основой

самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его

с амообразования.

По этому

при

про ектировании

п р е д м е т н о -

пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность

детей, следует учитывать:

индивидуальные

социально-психологические

особенности

детей

с

ОВЗ;

особенности их эмоционально-личностного развития;

интересы, склонности, предпочтения и потребности;

любознательность,

исследовательский

интерес

и

творческие

способности;

возрастные особенности.

Планируя театрализованную деятельность необходимо выбирать материал

для

инсценировок,

нужно

отталкиваться

от

возрастных

возможностей,

знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к

новым знаниям, расширять творческий потенциал:

11

1.

Совместная

театрализованная

деятельность

взрослых

и

детей,

музей

кукол,

театральное

занятие,

театрализованная

игра

на

праздниках

и

развлечениях.

2.

Самостоятельная

театрально-художественная

д е я т е л ь н о с т ь ,

театрализованные игра в повседневной жизни.

3.

Мини-игры

на

других

занятиях,

театрализованные

игры-спектакли,

посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами

в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной

куклы - Петрушки в решение познавательных задач

.

12

2.

Организация уголка театрализованной деятельности

.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов

дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация

Программы

в

формах,

специфических

для

детей

данной

возрастной

группы,

прежде

всего

в

форме

игры,

познавательной

и

исследовательской

деятельности,

в

форме

творческой

активности,

обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная

возможность

раскрытия

творческого

потенциала

ребенка,

воспитание

творческой направленности личности.

В коррекционных группах для детей с ОВЗ педагоги должны создавать

специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному

процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов.

В

группах

должен

быть

создан

театральный

уголок.

В

зоне

театрализованной

деятельности

должны

быть

представлены

разные

виды

кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и

бросовый

материал,

атрибуты

для

ряженья.

Но

не

стоит

забывать,

что

необходимо учитывать возрастные особенности детей.

В группе для детей 3-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и

игрушки для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет

более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные

материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна

отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Кроме этого должен быть оборудован «тихий уголок», в котором ребенок

может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить

содержание своей роли.

В театральной зоне может находится:

ширма,

настольный театр БИБАБО,

13

наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток)

для разыгрывания сказок,

театр-топотушек, сделанный самими в том числе и самими детьми и

воспитателями,

театр на конусах с головками-насадками,

разные маски, декорации,

персонажи с разным настроением,

для изготовления персонажей и декораций разнообразный материал

(цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски,

ножницы и другие материалы),

готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные

костюмы,

атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины)

для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры,

уголок ряженья со второй младшей группы (готовое ряженье);

для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

Исследователи

предлагают

классификацию

режиссерских

игр

в

соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо,

пальчиковый,

марионеток,

теневой,

на

фланелеграфе

и

др.).

1. Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые

устойчиво

стоят

на

столе

и

не

создают

помех

при

передвижении.

2.

Настольный

театр

картинок.

Персонажи

и

декорации

-

картинки.

Их

действия

ограничены.

Состояние

персонажа,

его

настроение

передается

интонацией

играющего.

Персонажи

появляются

по

ходу

действия,

что

с о зд а е т

э л е м е н т

с ю р п р и з н о с т и ,

в ы з ы в а е т

и н т е р е с

д е т е й .

3. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при

помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-

книжки,

ведущий

демонстрирует

различные

сюжеты,

изображающие

с о б ы т и я ,

в с т р е ч и .

4.

Фланелеграф.

Картинки

или

персонажи

выставляются

на

экран.

Удерживает

их

фланель,

которой

затянуты

экран

и

оборотная

сторона

картинки.

Вместо

фланели

на

картинки

можно

приклеивать

кусочки

14

бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из

с т а р ы х

к н и г,

ж у р н а л о в

и л и

с о з д а ю т с я

с а м о с т о я т е л ь н о .

5. Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги,

черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря

которому

персонажи

отбрасывают

тени

на

экран.

Изображение

можно

получить

и

при

помощи

пальцев

рук.

Показ

сопровождает ся

с о о т в е т с т в у ю щ и м

з в у ч а н и е м .

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ

переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Это один из самых

эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и

ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы

многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные

немецким

психологом

Карлом

Гроссом,

являются

в

связи

с

этим

актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано

для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды

высказал

мысль

о

том,

что

каждому

ребенку

свойственно

стремление

к

актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере

волшебства,

праздничности,

приподнятого

настроения,

поэтому

заинтересовать детей театром не сложно.

Таким образом, виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно

дополняют друг друга и могут занять достойное место в развитии связной

речи

детей

дошкольников,

а

также

сделать

речь

ребенка

ярче,

богаче

и

разнообразнее.

Участвуя

в

театрализованных

постановках,

концертах

и

игровых

программах,

дети

с

ОВЗ

быстрее

адаптируются

в

окружающей

среде. Положительная динамика наблюдается у них как в личностном, так и

психическом

развитии.

Способность

к

вступлению

во

взаимодействие

с

другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется

гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной

деятельности.

Театрализованная

деятельность

является

эффективным

средством

для

социальной

адаптации

детей

с

ограниченными

возможностями,

способствует

развитию

у

ребенка

общечеловеческой

способности

к

межличностному

взаимодействию,

творчеству

в

любой

области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

15

Приложение

Упражнения для развития мимики, жестов начинаются с элементарных заданий:

пантомимических

этюдов,

которые

можно

использовать

во

время

динамических пауз, физкультминуток, подбирая задание согласно изучаемой темы.

Трудно переоценить эту простую на вид и интересную игру для развития ребенка.

Ребенок, который умеет корректно выражать свои чувства, понимает язык тела и

жестов, всегда сможет найти общий язык со сверстниками.

Этюдов – настроения

Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью

мимики и жестов.

Варианты разнообразны- от одного действия до целого сюжета. «Я удивился»

«Я обрадовался» «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне взгрустнулось».

«Театральные разминки» помогают улучшить психоэмоциональное состояние

детей,

снять

напряжение,

связанное

с

сидением,

активизировать

творческие

проявления. В соответствии с содержанием занятия предлагаю небольшие сюжеты с

целой цепочкой последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя.

Такие упражнения как:

«Мороженое»

Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены.

Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети

постепенно расслабляют мышцы.

«Яблоки»

У вас в руках яблоко, большое – пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете

яблоко. Фу! Оно кислое. Вы берёте второе яблоко, откусываете. Ой, оно кислое. Вы

берёте третье яблоко. Кусаете – сладкое.

“Овощи”.

Соленые огурцы и помидоры теснятся в банке. Дети изображают, как тыква

поворачивается бочком к солнцу.

«Горячий чай!»

Вы бывали на даче, в походах? И пили горячий чай у костра? Вы берёте чашку и

маленькими глотками отпиваете, обжигающий ваши губы и язык, чай. Подул ветер, и

дым от костра направился прямо на вас.

“Рыбки”

Дети изображают рыбок, которые резвятся летним днем в прозрачной, теплой

воде. Зима. Подо льдом рыбки медленно шевелят плавниками.

“Коза”

16

Дети изображают козу в огороде, которая ворует капусту и боится, что ее увидит

хозяйка.

«Цветы»

Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть. Вдруг

к цветам подлетела оса. Она кружит около вашего лица.

Игры на выразительность движений и жестов

«Зеркало»

Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет "Зеркалом", и кто -

"Человеком, смотрящимся в зеркало" Далее дети принимают любые позы, а

"Зеркало" повторяет их с максимальной точностью. После 3-4 поз партнёры

меняются местами.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель: способствование развитию чувства правды и веры в вымысел; обучение

согласованным действиям.

Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе

с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем

приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что

вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!

(если действие). Кого видели, покажем (если животное) и т.д. во время игры педагог

помогает найти наиболее характерные особенности животных или предметов и

выразительно их передать.

В работу над развитием речевого дыхания, плавности речи можно включить

такие упражнения ,как

«Только ласковые слова» дети по называют слова из сказок: (рукавичка, репка,

лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка ,Снегурочка и т.д.)

В игровом упражнении «Длинные слова» - дети учатся образовывать сложные

слова:

Если у Буратино длинный нос , то он…(длинноносый);

у волка острые зубы (острозубый);

у Русалочки длинные волосы, то она… (длинноволосая)

Упражнения на развитие выразительности речи позволят детям научиться

владеть своим голосом, изменяя его силу, темп, интонацию в зависимости от задания.

Р а б о т а

п р о в о д и т с я

в

о п р е д е л е н н о й

п о с л е д о в а т е л ь н о с т и :

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм,

высота и тон голоса, логическое ударение). Здесь помогут произнесение слов и

фраз

из

сказок

«Три

медведя»,

«Теремок»,

«Колобок»

высоким

и

низким

голосом, быстрым и медленным темпом.

17

2.

Знакомство

с

повествовательной,

вопросительной,

восклицательной

интонацией, определение картинки-символа, упражнения по выделению интонации.

3. Дифференциации различных видов интонации.

При

знакомстве

с

различными

видами

интонации

использую

наглядность,

а

именно карточки-символы, которые облегчат выполнение заданий детьми .

Интонация Выразительность

Упражнение

«Скажи,

как

артист»

можно использовать в индивидуальной

работе на этапе автоматизации звуков в предложениях.

Ребенок должен повторить одно и тоже предложение с различной интонацией.

Саня и Соня пойдут в лес.

У Сони сатиновый сарафан.

В саду много стрекоз.

Пальчиковый театр открывает широкий спектр возможностей для работы над

автоматизацией поставленных звуков, совершенствование слоговой структуры слов.

Пальчиковый театр использую в индивидуальной работе на этапе коррекции звуков в

словах («повтори за мной»), что делает процесс проговаривания более эффективным.

Никаких

лишних

движений

только

речь.

Происходит

синхронизация

речи

и

движения.

Игра «Измени голос»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, воображения детей.

Дети приветствуют друг друга от имени любого придуманного или сказочного

персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на

кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через

выразительные движения, мимику, голос.

Упражнение «Расскажи по-разному» развивает эмоциональную окраску речи и

вызывает бурю эмоций у детей!

В этом упр-и можно использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку,

которую дети выучили наизусть.

Дети должны прочитать стихотворение с заданной интонацией (весело, грустно,

удивленно, обиженно) или с разным темпом (быстро, медленно). Можно усложнить

задание:

менять

карточки

-

смайлики

во

время

исполнения

стихотворения

(рекомендуется на

каждую строку), задача детей не сбиться и вовремя поменять

интонацию.

В

словесной

игре

«Передай

письмо»

решается

дидактическая задача:

активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

18

Ход игры

Дети сидят на стульчиках в ряд. Педагог-почтальон вынимает из сумки конверт и

говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон

передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты

не сможешь передать письмо Саше?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо,

повторяя сказанную фразу. Получивший письмо благодарит.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого

этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.».

— Если тебе нетрудно.

— Будь добр.

— Ты не мог бы.? — Я тебя очень прошу,.

— Сделай доброе дело, передай.

— Передай, пожалуйста.

Развитию диалогической речи способствует:

разыгрывание мини- сценок,

ситуаций -иллюстраций

использование настольного театра,

инсценирование фольклорных миниатюр с ярко выраженной формой диалога.

Диалогическое единство «вопрос – ответ» представлено в произведениях :

«Кисонька – Мурысонька»,

«Лягушкины покупки» (В. Орлов),

«Медведь» (Г. Виеру),

«Муравей» (А. Тараскин»).

«Я знаю, что можно придумать…» (А. Барто),

«Перчатки (С. Маршак),

«Лягушонок» (А. Берлов),

«Разговор лисы и зайца» (Н. Сладков).

Игра «Да –нет» помогает познакомить с вопросом, как формой получения

информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Один из детей

получает шапочку с изображением сказочного героя, задавая вопросы остальным

участникам игры, должен угадать кто он.

«Театр

Бибабо»

использую

для

развития

диалогической

речи, устранение

ускоренного

или

замедленного

темпа

речи,

т.к.

применение

кукол-персонажей

позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения

текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками.

Театр

картинок. активно использую в логопедической работе для закрепления

образовательных тем “Домашние животные, Дикие животные , Осень ”, «Овощи и

фрукты». Мы изготовили многофункциональное пано на липах. Набор плоскостных

19

изображений

животных,

птиц,

овощей

и

т.д

дают

возможность

разыгрывать

театральные

сценки

с

персонажами.

Обогащается

словарный

запас

по

теме,

закрепляются грамматические категории, активизируется употребление предлогов в

речи.

Озвучивание

сказок

Вместе

с

детьми

можно

озвучивать

знакомые

мультфильмы, выключив звук телевизора. Педагог выполняет роль рассказчика, дети

озвучивают героев, заранее распределив роль (пересказ по ролям).

20



В раздел образования