Автор: Матвеева Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 4 комбинированного вида г. Кола МО Кольский район Мурманской области
Населённый пункт: г. Кола Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация театрализованной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4
комбинированного вида г.Кола муниципального образования Кольский район Мурманской
области
Организация
театрализованной
деятельности
воспитанников
с
о г р а н и ч е н н ы м и
в о змож н о с тя м и
зд о р ов ь я
в
д о ш к о л ь н о й
образовательной организации.
Матвеева Галина Геннадьевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Кола
2017
Содержание
Введение ………………………………………………………………….……….3
Организация
театрализованной
деятельности
воспитанников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
дошкольной
образовательной
организации…….....…………..………………………………………………..….6
1.
Содержание
работы
по
театрализованной
деятельности
с
детьми
дошкольного возраста.…………………………………………………….….6
2. Организация уголка театрализованной деятельности ……………...........13
Литература6
Приложение ………..17
Введение
2
В
настоящее
время
в
связи
с
новыми
требованиями,
выдвинутыми
современным обществом к системе образования, особую актуальность приобретает
проблема коммуникации и развития речи детей дошкольного возраста.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Театр - один из
самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие
актуальные
проблемы
педагогики
и
психологии,
связанные
с
художественным
и
нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием
воображения, фантазии, инициативности и т.д.
По
мнению
учёных,
театрализованные
игры
играют
огромную
роль
в
активизации
речевой
деятельности
детей
с
ОВЗ.
Участие
детей
с
ОВЗ
в
театрализованных
представлениях
оказывает
выраженное
психотерапевтическое
воздействие на все сферы ребенка, повышает речевую активность, обеспечивает
коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Театрализованная
деятельность
-
это
самый
распространенный
вид
детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой.
По сути — театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить,
подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать
разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.
С помощью театрализованной деятельности - образовательный и коррекционный
процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень
нравится выполнять задания в игровой и сказочной атмосфере. Им всегда хочется
помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности
ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления
к
познанию
нового,
усвоению
новой
информации
и
новых
способов
действия,
развитию
ассоциативного
мышления;
настойчивости,
целеустремленности,
проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия
театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в
работе,
трудолюбия,
что
способствует
формированию
волевых
черт
характера.
У
ребенка
развивается
умение
комбинировать
образы,
интуиция,
смекалка
и
изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью
3
и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих
сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование
функций
исполнителя
и
зрителя,
которые
постоянно
берет
на
себя
ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания,
фантазию.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навы-
ков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для
детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба,
доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только
умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к
добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Именно
способность
ребенка
к
такой
идентификации
с
полюбившимся
образом
позволяет
педагогам
через
театрализованную
деятельность
оказывать
позитивное
влияние на детей.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя
в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы,
краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать,
делать
выводы
и
обобщения.
С
умственным
развитием
тесно
связано
и
совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персо-
нажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совер-
шенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль,
произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких
переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это —
конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия
развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам,
сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная
деятельность
—
важнейшее
средство
развития
у
детей,
эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике,
4
жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить
адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким
образом,
театрализованные
занятия
помогают
всесторонне
развивать
ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию
и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный
раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого
подчеркивается, что педагог обязан:
—
создавать
условия
для
развития
творческой
активности
детей
в
театрализованной
деятельности
(поощрять
исполнительское
творчество,
развивать
способность
свободно
и
раскрепощено
держаться
при
выступлении,
побуждать
к
импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,
театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в
едином педагогическом процессе;
— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.
Цель данного исследования
-
спроектировать систему работы педагога по
организации театрализованной деятельности воспитанников с ОВЗ в ДОО.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. на
основе научных и педагогических источников проследить становление воззрений на
содержание работы по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста;
2
. определить
педагогические
условия
организации
уголка
театрализованной
деятельности.
5
Организация театрализованной деятельности воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья в дошкольной
образовательной организации
1.
Содержание
работы
по
театрализованной
деятельности
с
детьми
дошкольного возраста
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей с
ОВЗ
в
ДОО,
мы
решаем
комплекс
взаимосвязанных
задач
во
всех
образовательных областях по ФГОС ДО:
Речевое развитие
развитие
правильного
звукопроизношения,
артикуляционной
моторики, фонематического восприятия;
совершенствование
монологической и диалогической форм речи,
грамматического строя речи;
углубление
и
формирование
базовых
навыков
устной
речи,
как
ведущего средства общения и познания;
обогащение
словаря:
образных
выражений,
сравнений,
эпитетов,
синонимов, антонимов и пр.;
овладение
выразительными
средствами
общения:
словесными
(регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и
невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Социально-коммуникативное развитие
формирование
положительных
взаимоотношений
между
детьми
в
процессе совместной деятельности;
воспитание
культуры
познания
взрослых
и
детей
(эмоциональные
состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к
своей деятельности;
развитие эмоций;
6
воспитание
этически
ценных
способов
общения
в
соответствии
с
нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
развитие разносторонних представлений о действительности (разные
виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
наблюдение
за
явлениями
природы,
поведением
животных
(для
передачи символическими средствами в игре–драматизации);
обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой
для развития динамических пространственных представлений;
развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для
достижения результата.
Художественно-эстетическое развитие
приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
развитие воображения;
приобщение
к
совместной
дизайн-деятельности
по
моделированию
элементов костюма, декораций, атрибутов;
создание выразительного художественного образа;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
согласование действий и сопровождающей их речи;
умение воплощать в творческом движении настроение, характер и
процесс развития образа;
выразительность исполнения основных видов движений;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой
моторики
руки,
снятие
мышечного
напряжения,
формирование
правильной осанки.
«Игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или
театральные
представления
по
готовым
сценариям»,
учёные
называют
7
театрализованную
деятельность.
В
настоящее
время
арсенал
средств
педагогического
воздействия
на
детей
дошкольного
возраста
обогатился
разными видами театров. Это повысило активность привлечения самих детей
к театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в
соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе
организации
различных
видов
детской
деятельности
(игровой,
коммуникативной,
музыкально-художественной
и
т.
д.);
образовательную
деятельно сть,
о суще ствляемую
в
ходе
режимных
м ом е н то в ;
самостоятельную деятельность детей.
Театрализованные игры отличаются от сюжетно - ролевых игр не только
сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры
являются
играми-представлениями,
которые
имеют
фиксированное
содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в
лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких
выразительных
средств,
как
интонация,
мимика,
жест,
поза
и
походка,
создаются конкретные образы.
Наибольший интерес у детей вызывают игры-драматизации по
предложению
воспитателя
и
под
его
руководством.
В
первой
младшей
группе дети
с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки,
потешки, небольшие сценки. Во второй младшей группе, используя игрушки
и фигурки плоскостного театра, дети продолжают разыгрывать короткие
песенки,
сказки,
стихи,
а
уже
в
среднем
возрасте
театрализованная
деятельность возможна как самостоятельная.
Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности
активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное,
своеобразное.
В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное
обучение детей способам художественно-образной выразительности. В этом
же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной
8
деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по
обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию
речи для обогащения театрализованных игр.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим
интересом
и
легкостью
погружаться
в
мир
фантазии,
учат
замечать
и
оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными,
общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их
публично,
тоньше
чувствовать
и
познавать
окружающий
мир.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой
аппарат
ребенка.
Выполнение
игровых
заданий
в
образах
животных
и
персонажей
из
сказок
помогает
лучше
овладеть
своим
телом,
осознать
пластические возможности движений.
Содержание
работы
с
детьми
по
театрализованной
деятельности
включает в себя:
игры-драматизации,
театральные этюды;
пальчиковый игротренинг,
упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения, образные упражнения;
упражнения на развитие детской пластики;
ритмические минутки;
упражнения
на
развитие
выразительной
мимики,
элементы
пантомимы;
разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок ;
упражнения по социально-эмоциональному развитию детей,
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
А также в содержание работы по театрализованной деятельности входит:
подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;
упражнения
по
формированию
выразительности
исполнения
(используя
9
в е р б а л ь н ы е
и
н е в е р б а л ь н ы е
с р е д с т в а
в ы р а з и т е л ь н о с т и ) ;
литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и
расскажи».
Содержание таких занятий является не только знакомство с текстом
какого-либо
литературного
произведения
или
сказки,
но
и
с
жестами,
мимикой,
движением,
костюмами,
мизансценой,
т.е.
со
«знаками»
визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого
ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных
занятий.
Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или
рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был
готовым
к
любому
«превращению»,
т.е.
владел
основами
актерского
мастерства
и
навыками
режиссуры.
Одно
из
главных
условий
—
эмоциональное
отношение
взрослого
к
читаемому.
При
чтении
детям
необходима
не
столько
артистичность,
сколько
искренность
и
неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом
эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух
взаимосвязанных аспектах:
- как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со
следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и
изобразительная;
- как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом
опыте ребенка.
Организация
театрализованных
игр
должна
отвечать
следующим
требованиям: постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во
все формы педагогического процесса; максимальная активность детей на
этапах и подготовки, и проведения игр; сотрудничество детей друг с другом
и
с
взрослыми
на
всех
этапах
организации
театрализованной
игры;
последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных
10
для
игр,
соответствуют
возрасту
и
умениям
детей;
и
конечно,
содержательность и разнообразие тематики.
Система работы по организации театрализованной деятельности состоит,
во-первых,
из
организации
предметно-пространственной
развивающей
среды.
Во-вторых,
из
разработки
перспективного
планирования
и
его
реализации:
проведение
занятий
по
театрализации,
театрализованные
представлений,
развлечений,
проектной
деятельности.
Непременные
требования,
это:
работа
с
детьми,
взаимодействие
с
педагогами,
взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-
пространственная
среда
должна
не
только
обеспечивать
совместную
театрализованную
деятельность
детей,
но
и
являться
основой
самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его
с амообразования.
По этому
при
про ектировании
п р е д м е т н о -
пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность
детей, следует учитывать:
индивидуальные
социально-психологические
особенности
детей
с
ОВЗ;
особенности их эмоционально-личностного развития;
интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность,
исследовательский
интерес
и
творческие
способности;
возрастные особенности.
Планируя театрализованную деятельность необходимо выбирать материал
для
инсценировок,
нужно
отталкиваться
от
возрастных
возможностей,
знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к
новым знаниям, расширять творческий потенциал:
11
1.
Совместная
театрализованная
деятельность
взрослых
и
детей,
музей
кукол,
театральное
занятие,
театрализованная
игра
на
праздниках
и
развлечениях.
2.
Самостоятельная
театрально-художественная
д е я т е л ь н о с т ь ,
театрализованные игра в повседневной жизни.
3.
Мини-игры
на
других
занятиях,
театрализованные
игры-спектакли,
посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами
в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной
куклы - Петрушки в решение познавательных задач
.
12
2.
Организация уголка театрализованной деятельности
.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов
дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация
Программы
в
формах,
специфических
для
детей
данной
возрастной
группы,
прежде
всего
в
форме
игры,
познавательной
и
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная
возможность
раскрытия
творческого
потенциала
ребенка,
воспитание
творческой направленности личности.
В коррекционных группах для детей с ОВЗ педагоги должны создавать
специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному
процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов.
В
группах
должен
быть
создан
театральный
уголок.
В
зоне
театрализованной
деятельности
должны
быть
представлены
разные
виды
кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и
бросовый
материал,
атрибуты
для
ряженья.
Но
не
стоит
забывать,
что
необходимо учитывать возрастные особенности детей.
В группе для детей 3-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и
игрушки для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет
более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные
материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна
отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Кроме этого должен быть оборудован «тихий уголок», в котором ребенок
может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить
содержание своей роли.
В театральной зоне может находится:
ширма,
настольный театр БИБАБО,
13
наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток)
для разыгрывания сказок,
театр-топотушек, сделанный самими в том числе и самими детьми и
воспитателями,
театр на конусах с головками-насадками,
разные маски, декорации,
персонажи с разным настроением,
для изготовления персонажей и декораций разнообразный материал
(цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски,
ножницы и другие материалы),
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные
костюмы,
атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины)
для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры,
уголок ряженья со второй младшей группы (готовое ряженье);
для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Исследователи
предлагают
классификацию
режиссерских
игр
в
соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо,
пальчиковый,
марионеток,
теневой,
на
фланелеграфе
и
др.).
1. Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые
устойчиво
стоят
на
столе
и
не
создают
помех
при
передвижении.
2.
Настольный
театр
картинок.
Персонажи
и
декорации
-
картинки.
Их
действия
ограничены.
Состояние
персонажа,
его
настроение
передается
интонацией
играющего.
Персонажи
появляются
по
ходу
действия,
что
с о зд а е т
э л е м е н т
с ю р п р и з н о с т и ,
в ы з ы в а е т
и н т е р е с
д е т е й .
3. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при
помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-
книжки,
ведущий
демонстрирует
различные
сюжеты,
изображающие
с о б ы т и я ,
в с т р е ч и .
4.
Фланелеграф.
Картинки
или
персонажи
выставляются
на
экран.
Удерживает
их
фланель,
которой
затянуты
экран
и
оборотная
сторона
картинки.
Вместо
фланели
на
картинки
можно
приклеивать
кусочки
14
бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из
с т а р ы х
к н и г,
ж у р н а л о в
и л и
с о з д а ю т с я
с а м о с т о я т е л ь н о .
5. Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги,
черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря
которому
персонажи
отбрасывают
тени
на
экран.
Изображение
можно
получить
и
при
помощи
пальцев
рук.
Показ
сопровождает ся
с о о т в е т с т в у ю щ и м
з в у ч а н и е м .
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ
переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Это один из самых
эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и
ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы
многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные
немецким
психологом
Карлом
Гроссом,
являются
в
связи
с
этим
актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано
для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды
высказал
мысль
о
том,
что
каждому
ребенку
свойственно
стремление
к
актёрству.
А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере
волшебства,
праздничности,
приподнятого
настроения,
поэтому
заинтересовать детей театром не сложно.
Таким образом, виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно
дополняют друг друга и могут занять достойное место в развитии связной
речи
детей
дошкольников,
а
также
сделать
речь
ребенка
ярче,
богаче
и
разнообразнее.
Участвуя
в
театрализованных
постановках,
концертах
и
игровых
программах,
дети
с
ОВЗ
быстрее
адаптируются
в
окружающей
среде. Положительная динамика наблюдается у них как в личностном, так и
психическом
развитии.
Способность
к
вступлению
во
взаимодействие
с
другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется
гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной
деятельности.
Театрализованная
деятельность
является
эффективным
средством
для
социальной
адаптации
детей
с
ограниченными
возможностями,
способствует
развитию
у
ребенка
общечеловеческой
способности
к
межличностному
взаимодействию,
творчеству
в
любой
области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
15
Приложение
Упражнения для развития мимики, жестов начинаются с элементарных заданий:
пантомимических
этюдов,
которые
можно
использовать
во
время
динамических пауз, физкультминуток, подбирая задание согласно изучаемой темы.
Трудно переоценить эту простую на вид и интересную игру для развития ребенка.
Ребенок, который умеет корректно выражать свои чувства, понимает язык тела и
жестов, всегда сможет найти общий язык со сверстниками.
Этюдов – настроения
Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью
мимики и жестов.
Варианты разнообразны- от одного действия до целого сюжета. «Я удивился»
«Я обрадовался» «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне взгрустнулось».
«Театральные разминки» помогают улучшить психоэмоциональное состояние
детей,
снять
напряжение,
связанное
с
сидением,
активизировать
творческие
проявления. В соответствии с содержанием занятия предлагаю небольшие сюжеты с
целой цепочкой последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя.
Такие упражнения как:
«Мороженое»
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены.
Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети
постепенно расслабляют мышцы.
«Яблоки»
У вас в руках яблоко, большое – пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете
яблоко. Фу! Оно кислое. Вы берёте второе яблоко, откусываете. Ой, оно кислое. Вы
берёте третье яблоко. Кусаете – сладкое.
“Овощи”.
Соленые огурцы и помидоры теснятся в банке. Дети изображают, как тыква
поворачивается бочком к солнцу.
«Горячий чай!»
Вы бывали на даче, в походах? И пили горячий чай у костра? Вы берёте чашку и
маленькими глотками отпиваете, обжигающий ваши губы и язык, чай. Подул ветер, и
дым от костра направился прямо на вас.
“Рыбки”
Дети изображают рыбок, которые резвятся летним днем в прозрачной, теплой
воде. Зима. Подо льдом рыбки медленно шевелят плавниками.
“Коза”
16
Дети изображают козу в огороде, которая ворует капусту и боится, что ее увидит
хозяйка.
«Цветы»
Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть. Вдруг
к цветам подлетела оса. Она кружит около вашего лица.
Игры на выразительность движений и жестов
«Зеркало»
Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет "Зеркалом", и кто -
"Человеком, смотрящимся в зеркало" Далее дети принимают любые позы, а
"Зеркало" повторяет их с максимальной точностью. После 3-4 поз партнёры
меняются местами.
Игра «Где мы были, мы не скажем»
Цель: способствование развитию чувства правды и веры в вымысел; обучение
согласованным действиям.
Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе
с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем
приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что
вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!
(если действие). Кого видели, покажем (если животное) и т.д. во время игры педагог
помогает найти наиболее характерные особенности животных или предметов и
выразительно их передать.
В работу над развитием речевого дыхания, плавности речи можно включить
такие упражнения ,как
«Только ласковые слова» дети по называют слова из сказок: (рукавичка, репка,
лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка ,Снегурочка и т.д.)
В игровом упражнении «Длинные слова» - дети учатся образовывать сложные
слова:
Если у Буратино длинный нос , то он…(длинноносый);
у волка острые зубы (острозубый);
у Русалочки длинные волосы, то она… (длинноволосая)
Упражнения на развитие выразительности речи позволят детям научиться
владеть своим голосом, изменяя его силу, темп, интонацию в зависимости от задания.
Р а б о т а
п р о в о д и т с я
в
о п р е д е л е н н о й
п о с л е д о в а т е л ь н о с т и :
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм,
высота и тон голоса, логическое ударение). Здесь помогут произнесение слов и
фраз
из
сказок
«Три
медведя»,
«Теремок»,
«Колобок»
высоким
и
низким
голосом, быстрым и медленным темпом.
17
2.
Знакомство
с
повествовательной,
вопросительной,
восклицательной
интонацией, определение картинки-символа, упражнения по выделению интонации.
3. Дифференциации различных видов интонации.
При
знакомстве
с
различными
видами
интонации
использую
наглядность,
а
именно карточки-символы, которые облегчат выполнение заданий детьми .
Интонация Выразительность
Упражнение
«Скажи,
как
артист»
можно использовать в индивидуальной
работе на этапе автоматизации звуков в предложениях.
Ребенок должен повторить одно и тоже предложение с различной интонацией.
Саня и Соня пойдут в лес.
У Сони сатиновый сарафан.
В саду много стрекоз.
Пальчиковый театр открывает широкий спектр возможностей для работы над
автоматизацией поставленных звуков, совершенствование слоговой структуры слов.
Пальчиковый театр использую в индивидуальной работе на этапе коррекции звуков в
словах («повтори за мной»), что делает процесс проговаривания более эффективным.
Никаких
лишних
движений
–
только
речь.
Происходит
синхронизация
речи
и
движения.
Игра «Измени голос»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, воображения детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого придуманного или сказочного
персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на
кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через
выразительные движения, мимику, голос.
Упражнение «Расскажи по-разному» развивает эмоциональную окраску речи и
вызывает бурю эмоций у детей!
В этом упр-и можно использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку,
которую дети выучили наизусть.
Дети должны прочитать стихотворение с заданной интонацией (весело, грустно,
удивленно, обиженно) или с разным темпом (быстро, медленно). Можно усложнить
задание:
менять
карточки
-
смайлики
во
время
исполнения
стихотворения
(рекомендуется на
каждую строку), задача детей не сбиться и вовремя поменять
интонацию.
В
словесной
игре
«Передай
письмо»
решается
дидактическая задача:
активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.
18
Ход игры
Дети сидят на стульчиках в ряд. Педагог-почтальон вынимает из сумки конверт и
говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон
передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты
не сможешь передать письмо Саше?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо,
повторяя сказанную фразу. Получивший письмо благодарит.
Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого
этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.».
— Если тебе нетрудно.
— Будь добр.
— Ты не мог бы.? — Я тебя очень прошу,.
— Сделай доброе дело, передай.
— Передай, пожалуйста.
Развитию диалогической речи способствует:
разыгрывание мини- сценок,
ситуаций -иллюстраций
использование настольного театра,
инсценирование фольклорных миниатюр с ярко выраженной формой диалога.
Диалогическое единство «вопрос – ответ» представлено в произведениях :
«Кисонька – Мурысонька»,
«Лягушкины покупки» (В. Орлов),
«Медведь» (Г. Виеру),
«Муравей» (А. Тараскин»).
«Я знаю, что можно придумать…» (А. Барто),
«Перчатки (С. Маршак),
«Лягушонок» (А. Берлов),
«Разговор лисы и зайца» (Н. Сладков).
Игра «Да –нет» помогает познакомить с вопросом, как формой получения
информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Один из детей
получает шапочку с изображением сказочного героя, задавая вопросы остальным
участникам игры, должен угадать кто он.
«Театр
Бибабо»
использую
для
развития
диалогической
речи, устранение
ускоренного
или
замедленного
темпа
речи,
т.к.
применение
кукол-персонажей
позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения
текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками.
Театр
картинок. активно использую в логопедической работе для закрепления
образовательных тем “Домашние животные, Дикие животные , Осень ”, «Овощи и
фрукты». Мы изготовили многофункциональное пано на липах. Набор плоскостных
19
изображений
животных,
птиц,
овощей
и
т.д
дают
возможность
разыгрывать
театральные
сценки
с
персонажами.
Обогащается
словарный
запас
по
теме,
закрепляются грамматические категории, активизируется употребление предлогов в
речи.
Озвучивание
сказок
Вместе
с
детьми
можно
озвучивать
знакомые
мультфильмы, выключив звук телевизора. Педагог выполняет роль рассказчика, дети
озвучивают героев, заранее распределив роль (пересказ по ролям).
20