Напоминание

Внеурочное занятие по теме декоративно- прикладное творчество в технике Декупаж.


Автор: Николенко Наталья Алексеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ " Средняя школа № 57"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие по теме декоративно- прикладное творчество в технике Декупаж.
Раздел: полное образование





Назад





Конспект занятия внеурочной деятельности

тема:

«Прикладное творчество в технике - Декупаж»

Художественно-эстетическое направление

Учитель технологии МБОУ « Средняя школа № 57» :

Н.А.Николенко

Программа занятия:
1. Организационная часть, встреча детей. 2. 1-ая часть: Основные сведения о прикладном творчестве "Декупаж”. 3. 2-ая часть: Практическая работа. 4. Подведение итогов.
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развитию техники "Декупаж”. Рассказать о предметах которые декорируются в технике декупаж, применение их в интерьере. 2. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники "Декупаж” через элементы образного мышления. 3. Закрепить знания техники декупаж в практической работе.
Задачи занятия:

Обучение:
Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
Развития:
Развивать наглядно-образное мышление, развивать умения, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творческий подход.

Воспитания:
Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
Методы обучения:
-метод проблемного обучения -частично-поисковый метод -объяснительно-иллюстрированный - кейс технологии
Целевая группа: 5-6 класс

Метапредметные учебные действия:
1. Регулятивные – алгоритмизировать планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; адекватно определить имеющиеся организационные и материально-технические условия способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; комбинировать известные алгоритмы в ситуациях, не предполагающих стандартного применения. 2. Познавательные – искать новые решения возникшей технической или организационно проблеме; виртуально и натурально моделировать технологические объекты; использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов; 3. Коммуникативные – согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими её участниками; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

Методы и приемы:
 Организации учебно-практической деятельности: демонстрация, использование информационных технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение заданий разного уровня, в том числе творческие.  Стимулирования и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации;  Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы по декорированию изделий; Контроля и самоконтроля: самооценка своей работы учащимися.
Методическое обеспечение:
дидактический материал, картинки и фотографии с изображениями работ в технике декупаж.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран
Средства обучения:

Наглядные:
образцы салфеток, инструкционные карты, правила техники безопасности с режущими инструментами и лаком, образцы готовых изделий
Учебные:
Тетрадь, объект для декупирования, ножницы, салфетки (бумага с картинками) для вырезания, клей ПВА, кисти, акриловый лак или специальный лак для декупажа, акриловые краски – для окрашивания фона, блёстки, акриловые контуры, палитра.



Ожидаемый результат:
 Освоение воспитанниками нового вида декоративно-прикладного творчества;  на занятии учащиеся должны воспроизвести своими словами понятие новой техники ДПИ, правила и алгоритма работы;  выполнять действия по образцу и алгоритму.


Ход занятия

1 этап. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Инструктаж по технике безопасности на занятии. Подготовка рабочего места. Приготовление необходимых материалов и инструментов.
Цель этапа:
Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.
2 этап. Актуализация знаний и умений.

Цель этапа
: Прочное закрепление знаний, полученных раньше. Повторение материала прошлых уроков. 1. Какие виды прикладного творчества мы уже изучили? 2. Что такое декорирование предмета? 3. Какие предметы можно декорировать? (примеры) 4. На какие зоны делится рабочее место? 5. Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем и лаком. С какой стороны должны лежать инструменты на рабочем столе? Ученик: Справа С какой стороны должны лежать материалы для работы? Ученик: Слева

3 этап. Усвоение новых знаний.

Цель этапа:
Изучить основные сведения о салфеточной технике. Повторить виды декорирования, материалы и инструменты необходимые для декорирования.
Объяснение нового материала:

Исторические сведения о технике «декупаж»

1.Что такое декупаж?
( слайд 1) Прежде всего давайте вспомним : - Что такое интерьер? - А чем будет отличатся интерьер кухни от интерьера гостиной? Правильно девочки . Каждая хозяйка создает свой интерьер кухни, где она чаще всего проводит время в своем стили , с использованием всевозможных дополнений , выдержанных в одном стили. Вот сегодня на занятии мы и попробуем дополнить интерьер кухни вашего дома работой , которая будет радовать всех , а именно маму. Все мы любили в детстве делать аппликации и рисовать. во-первых, нам доставляла удовольствие сама техника выполнения во-вторых, мы чувствовали себя творцами в третьих – наградой была сделанная своими руками вещь. Дети становятся взрослыми, а желание делать прекрасное остается. Не смотря на то, что в магазинах продается масса необычных и интересных вещей, нас самих тянет смастерить что-то оригинальное. Посмотрите на импровизированную выставку работ, здесь вы увидите красивые вещи, но не многие из них умеют так красиво рисовать, но работы получились на славу… О том , чем мы с вами займемся на занятии ,мы попробуем узнать сами, отгадав кроссворд перед вами: ( слайд 2) 1. Русский город на левом берегу Волги, где деревянные изделия расписывают свободными мазками. ( Городец ) 2. Роспись посуды полуфаянс синий краской (гжель) 3. Глинниная игрушка из заречной слободы Дымково.(дымковская) 4. Основной цвет краски для росписи посуды Гжель.( голубой) 5. Город в Архангельской области, где изготавливают глинниную посуду. ( Каргополь) 6. Вид росписи металлических подносов.( Жостово) ( Из выделенных букв у нас сложилось слово «
Декупаж
») Тема сегодняшнего занятия интересная! Она имеет русское значение ВЫРЕЗАТЬ и французское название - (вы должны были найти это определение дома) – ДЕКУПАЖ

Некоторые учащиеся провели небольшое исследование по этому виду

творчества, представьте, пожалуйста, свою работу.
• Как только в Китае научились производить тонкую красочную бумагу, был открыт секрет нового декоративного творчества - декупаж. Это слово переводится с французского "вырезать" и очень хорошо характеризует технику выполнения работ. С помощью такого вида аппликации китайцы украшали разные предметы, в том числе и мебель. • Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к 17 веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии. • В последствии, декупажем "заразились" европейцы. Женщинам 18-19 века настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы… • В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. • В декупаже могут быть использованы иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко применяются принтерные распечатки. И все это объединяет техника: вырезания мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика. Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. К середине XIX века в Англии декупаж проник почти в каждый дом. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами. Слово decoupage от французского "вырезать”. Соответственно "техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И собственно единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. ( слайд 3)
Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика, картона и т.д.
2. Применение техники в современном интерьере.
( слайд 4) Декупаж - одна из техник декора по разным поверхностям. Используя эту технику, вы сможете создавать эксклюзивные предметы интерьера, посуду, вазы, кашпо, рамки для фотографий, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое другое насколько позволяет ваша фантазия. Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы. Где применяется? ( слайд 5 ) Декупажем можно оформить практически всё, что подскажет вам ваша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки(декоративные), стаканы, разделочные доски(деревянные и пластмассовые).Можно сшить из простой ткани скатерть и салфетки, и оформить их в эксклюзивный набор. Можно сделать диванную подушку под ваш интерьер. Главное, что все вещи получаются красивые и полезные в хозяйстве! ( На мультимедийнном проекторе преподаватель показывает слайды предметов интерьера в технике декупаж. Комментирует. ) Декупаж позволяет, согласно вашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый вами предмет. Декупаж позволяет декорировать мебель, коробки, шкатулки, ткань, ведра, лейки и еще очень многое. После завершения всех этапов работы, картинка будет выглядеть как нарисованная.
3.Основы декупажа.
Декупаж - это скурпулезное вырезание изображений, полосок бумаги, салфеток с рисунками которые потом наклеиваются на поверхность для декорирования согласно вашему желанию и затем покрываются несколькими слоями лака для защиты. Эта техника требует , терпения, воображения, творческого мышления.
Материалы и аксессуары.
( слайд 6) Пред вами на столе находятся различные материалы для техники декупаж давайте определим, что нам сегодня понадобится… - отгадайте простые загадки…. Смотрите, мы раскрыли пасть, В нее бумагу можно класть. Бумага в нашей пасти Разделиться на части (
ножницы
) Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке
(
кисточка
) Если что-то оторвется Или где-нибудь порвется, Есть помощник у детей. Ну, конечно, это…
клей!
Вам помогут, детки, Разные…
салфетки
Для того, чтобы заниматься декупажем, необходимо также использовать такие материалы как акриловые краски и лак, для защиты поверхности. Сами же предметы должны декорироваться так, чтобы приклеенный мотив как бы сливался с фоном и не выглядел приклеенным. Для этой цели используются различные приемы, техники (состаривания, кракле). Зная , что нам необходимо для занятия, давайте попробум сами составить алгоритм техники выполнения декупаж , используя перечисленные операции у вас на рабочем столе. ( слайд 8) Молодцы с работой вы справились и теперь вам не составит большого труда выполнить творческую работу , используя свои знания, к которым в сами и пришли. Сегодня мы освоим первый этап работы в этой технике. Наклеивание картинки и закрепление рисунка на поверхности разделочной доски. Для этого нам потребуется приготовить рабочее место и все необходимые инструменты и материалы а также заготовку пластиковую разделочную доску или деревянную.

( слайд 9)
Используемые материалы и инструменты.
1. Доска разделочная (пластиковая) 2. Акриловый глянцевый лак 3. Акриловые перламутровые краски, 4. акриловые контуры, 5. салфетки, бумага для декупажа 6.Кисточки плоские,синтетические, губки поролоновые 7.ножницы
Практическая работа:

Прежде чем приступить к практической работе, давайте определим с вами алгоритм действий, что вы будите делать … 1. Выбор единой темы оформления 2. Распределение работ внутри команды (объектов – бутылка, шар, тарелка, стакан….) 3. Заготовка элементов для декорирования – вырезание из салфеток 4. Наклеивание элементов на объект 5. Красочное оформление работы
( выполнение практической работы)
Приступайте к работе. (Звучит музыка) 1.Подготовить заготовку (разделочную доску). Убедиться что поверхность разделочной доски чистая и сухая. 2.Загрунтовать одну сторону разделочной доски, нанести нужный подходящий оттенок акриловой краски и дать просохнуть. Педагог показывает пример декорирования разделочной доски с использованием техники декупаж, помогает выбрать картинки и салфетки. 3.Ученики выбирают картинку, салфетку. 4.Тщательно и аккуратно вырезают элемент салфетки, декупажной картинки. 5.Картинку смазать тонким слоем клея и приложить на поверхность разделочной доски в определенное заранее место и легонько расправляют кисточкой от центра к краям картинки. Салфетку же наклеиваем подругому, аккуратно прикладываем вырезанную салфетку с элементами рисунка на поверхность и кисточкой смоченной в клеи разглаживаем легонько от центра к краям, таким способом салфетка приклеивается к поверхности разделочной доски. 6.По желанию разделочную доску задекорировать акриловым контуром, можно взять контур с блестками, перламутром. При работе по декупажу необходимо соблюдать следующие правила безопасной работы: ( слайд 10) - правильно работать с ножницами, быть внимательными с клеем - быть аккуратными в работе и внимательными друг к другу
Пока ваша работа сохнет, ответьте на вопросы:
- где можно использовать технику декупаж? - для чего нужна такая техника?
- чем она привлекательна? 7. После того, как клей высох, нужно нанести акриловый закрепляющий лак в 2-3 слоя, дать просохнуть каждому слою отдельно.
Ребята, вы хорошо потрудились, теперь дадим нашим глазам и рукам отдохнуть.

Сделаем несколько упражнений:
Руки ставим перед грудью Поворачиваться будем Там стена, а там окно Головой теперь вращаем Вправо- влево, а потом Три- четыре приседаем, Ножки разминаем Мы размяться все успели И на место тихо сели…
Опрос учащихся (для закрепления темы занятия)

Педагог:
1. Какой материал используют для защиты поверхности? 2. Какой клей можно использовать в технике декупаж? 3. Какие лак и краски используются для техники «декупаж»? Почему? 4. Какие инструменты и приспособления используются в технике «декупаж»? 5.Что можно использовать в качестве картинки для приклеивания? Педагог обходит учеников проверяет работу, оценивает, дает рекомендации, делает замечания по качеству работы, вносит коррективы.
Итог занятия: рефлексия
Метод синквейн: Дается возможность детям самим оценить свою работу. — Тебе было интересно на уроке? — Смогла ли ты справиться с поставленной задачей? Если нет, почему? — Тебе помогла работа в паре с одноклассницей? Чем? — Как ты думаешь, а с тобой было интересно работать твоим соседкам по команде? Посмотрите, какие основные цвета вы сегодня использовали на листах контроля, каких больше? - красный? - жёлтый? – зелёный Как Мы сегодня с вами поработали? (дать оценку работе всего класса)

Какая у меня получилась разделочная доска.
Учащиеся высказываются. 1.Существительное –например: досточка 2.2прилагательных- ( красивая, яркая) 3.3глагола- (нравится, дарить, наслаждаться) 4.1смысловое предложение ( Я свою первую декоративную разделочную доску подарю маме на праздник «День матери ») 5.Отношение к занятию: дети пишут свое восприятие урока. Ребята, сегодня вы научились декорировать предмет интерьера для кухни разделочную доску в технике декупаж. Вы очень хорошо все работали, молодцы! Д/З - Принести все свои работы для подготовке к выставке Урок окончен, всем спасибо
Тест для самоконтроля:

1. Для начала работы необходимо
: а. выбрать заготовку б. заготовку вымыть и обезжирить в. вымыть заготовку
2. В работе используют :
а. 3 слоя салфетки б. 2 слоя в. 1 слой
3. Для работы берут :
а. загрунтованную в 2 слоя заготовку б. загрунтованную в 1 слой заготовку в. прозрачную заготовку
4. Клей наносят
а. на заготовку б. на выбранный мотив в. на заготовку и мотив
5. Лак наносят :
а. после наклеивания
б. перед наклеиванием в. после наклеивания и просушки
6. Складки на мотиве разглаживают:
а. руками б. кистью в. тканевой салфеткой
7. Работа завершается:
а. финишной просушкой б. наклеиванием в. грунтованием
Ключ к тесту:
1б 2в 3а 4б 5в 6б
Список использованной литературы:
1. Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство. Изд.: Ниола-Пресс, 2010. 2. Стокс Х. Объёмный декупаж. Проекты для начинающих. Практическое руководство. Изд.: Ниола 21 век, 2012 3. Мориса Л. Все о декупаже: техники и изделия. Изд.: Ниола 21 век, 2009 4. Зайцева А. Стильные штучки в технике декупаж. Изд.: АСТ-Пресс, 2010 5. Хельмонд С. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Изд.: Проф-Издат, 2009 6. Интернет-ресурсы.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники