Напоминание

"50 основных правил по орфографии и пунктуации"


Автор: Лапчук Ольга Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Балахнинская общеобразовательная школа
Населённый пункт: Иркутская область Бодайбинский район поселок Балахнинский
Наименование материала: Спецкурс для учащихся 10-11 класса
Тема: "50 основных правил по орфографии и пунктуации"
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БАЛАХНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«50 ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ

ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ- 2 ГОДА

АВТОР:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО

ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ЛАПЧУК ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА

П. БАЛАХНИНСКИЙ 2017

I.

Пояснительная записка.

Основной

целью

преподавания

учителя

русского

языка

является

формирование у учащихся на базе определенной системы знаний о языке

умений и навыков полноценно и грамотно пользоваться ресурсами родного

языка в своей речевой практике, стремление к совершенствованию в области

языковой подготовки. Главное в обучении русскому языку - практическая

направленность

обучения,

позволяющая

старшеклассникам

успешно

осваивать

программу

старшей

школы

и

на

более

высоком

уровне

подготовиться к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ.

Курс

по

углублению

и

систематизации

знаний

орфографических

и

пунктуационных правил актуален в связи с предстоящей государственной

итоговой аттестацией, он поможет учащимся качественно подготовиться к

экзамену по русскому языку. Учебная программа курса «50 основных правил

по

орфографии

и

пунктуации»

разработана

в

соответствии

с

Государственным

образовательным

стандартом

полного

среднего

образования,

определяющим требования и содержащим рекомендации по

обучению русскому языку в основной школе. Программа курса рассчитана на

обучающихся 10-11 классов, изучающих русский язык на базовом уровне.

Данный курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить

навыки

устной

и

письменной

речи,

удовлетворить

свои

познавательные

способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате

ЕГЭ

.

Программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю в 10 и в 11 классах) и

отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках

русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение

пройденных

разделов

лингвистики,

но

и

комплекс

тренировочных

упражнений

для

отработки

навыков

по

решению

заданий

части

А

и

В.

Материал

охватывает

систему

орфографии

и

пунктуации,

но

преимущественное

внимание

уделяется

трудным

случаям.

В

области

орфографии - это правописание сложных слов, наречий, частицы НЕ, одного

и двух Н в суффиксах прилагательных и причастий, употребление прописных

букв. В области пунктуации более детально излагаются правила постановки

знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения,

при вводных словах и словосочетаниях, в конструкциях с союзом КАК, в

бессоюзных

сложных

предложениях,

при

прямой

речи.

Важнейшими

направлениями в обучении являются систематизация и обобщение знаний.

Программа предполагает отслеживание результативности образовательного

процесса.

Оценка

знаний

осуществляется

через

тесты,

тренажёры

и

практические работы.

Основная цель курса

обобщение, углубление и систематизация знаний

по орфографии и пунктуации.

Формирование речевой компетенции и

грамотности учащихся.

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

Обучающая расширение знаний учащихся по определенным темам,

изученным

ранее,

обучение

умению

самостоятельно

обобщать,

классифицировать, сравнивать и систематизировать материал;

Развивающая

развитие

орфографической

и

пунктуационной

грамотности учащихся, умения применять теоретические знания на

практике; расширить

общелингвистический

и

культуроведческий

кругозор учащихся;

Воспитывающая

воспитание стремления к самостоятельной работе

по

приобретению

знаний

и

умений

в

различных

областях

жизни,

интереса к предмету, осознания необходимости изучения орфографии и

пунктуации как основы для правильного общения

в любой сфере

профессиональной деятельности;

Практическая

овладение

навыками

пользования

различными

источниками получения информации (интернет, словари, справочная

литература) для решения орфографических и пунктуационных задач.

Основными видами деятельности обучающихся выбраны лекции,

практикумы и тренинги, необходимые для эффективной подготовки ребят к

ЕГЭ.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

учащиеся

должны

владеть

орфографической

и

пунктуационной

грамотностью

в

объёме,

достаточном

для

свободного

владения

русским

языком в учебных и иных целях; систематизировать полученные знания;

уметь применять их на практике.

Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной

программы:

результаты тренировочных контрольных тестов;

участие во Всероссийской интеллектуальной олимпиаде

« Русский медвежонок»;

мониторинги знаний школьного и муниципального уровня;

олимпиады школьного и муниципального уровня;

государственная итоговая аттестация

Курс состоит из двух разделов:

1.«Основные правила орфографии » (21 тема, 34 часа)

2.«Основные правила пунктуации» (29 тем, 34 часа)

Программа курса предусматривает работу по следующим этапам:

I. справочно-ознакомительный ( лекция учителя, составление таблиц,

памяток, работа с литературой);

II. тренировочный (практикумы, тестовые задания, тренажёры);

III. контролирующий (диктанты, тесты);

II.

Содержание изучаемого курса

10 класс

Орфография

Тема занятия 1

Введение. Секреты грамотности (1ч)

Тема занятия 2

Правописание гласных в корне (2ч)

Проверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные.

Чередующиеся гласные. Гласные после шипящих. Гласные после Ц. Буквы Э

- Е. Буква Й

Тема занятия 3

Правописание согласных в корне (2ч)

Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные в корне и на стыке

приставки и корня. Непроизносимые согласные.

Тема занятия 4

Употребление прописных букв.(1ч)

Прописные буквы в начале текста. Прописные буквы после знаков

препинания. Собственные имена лиц. Клички животных, наименования

видов растений. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Имена

прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий.

Географические и астрономические названия. Названия исторических эпох и

событий. Названия праздников и знаменательных дат. Названия организаций,

учреждений, предприятий. Названия документов, памятников старины,

произведений искусства. Название должностей и званий.

Тема занятия 5

Сложносокращённые слова и аббревиатура 9(1 ч)

Условные имена собственные.

Тема занятия 6

Разделительные Ъ и Ь и особенности их написания(1 ч)

Употребление Ъ. Употребление Ь.

Тема занятия 7

Правописание приставок (2 ч)

Приставки на З. Приставка С. Приставки ПРЕ и ПРИ. Гласные Ы и И после

приставок)

Тема занятия 8

Гласные после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях (2 ч)

Гласные О и Е после шипящих. Гласные после Ц.

Тема занятия 9

Правописание имён существительных (2ч )

Окончания имён существительных. Суффиксы имён существительных.

Тема занятия 10

Правописание имён прилагательных (2 ч)

Окончания имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных.

Тема занятия 11

Правописание сложных слов (1 ч)

Соединительные гласные О и Е. сложные слова без соединительной гласной.

Правописание сложных существительных. Правописание сложных

прилагательных.

Тема занятия 12

Правописание имён числительных (2 ч)

Числительные количественные, порядковые и дробные. Числительное ПОЛ-

Тема занятия 13

Правописание местоимений (1 ч)

Отрицательные местоимения.

Тема занятия 14

Правописание глаголов (2ч)

Личные окончания глаголов. Употребление Ь в глагольных формах.

Суффиксы глаголов.

Тема занятия 15

Правописание причастий (3 ч)

Гласные в суффиксах причастий. Правописание одной и двух Н в причастиях

и отглагольных прилагательных.

Тема занятия 16

Правописание наречий (2 ч)

Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия.

Слитное написание наречий. Дефисное написание наречий. Раздельное

написание наречных сочетаний.

Тема занятия 17

Правописание предлогов(2 ч)

Сложные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов и

предложных сочетаний.

Тема занятия 18

Правописание союзов(1 ч)

Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов.

Тема занятия 19

Правописание частиц(1ч)

Раздельное написание частиц. Дефисное написание частиц.

Тема занятия 20

Правописание НЕ и НИ (1ч)

НЕ с именами существительными. НЕ с именами прилагательными. НЕ с

числительными. НЕ с причастиями. НЕ с наречиями. Правописание НИ.

Тема занятия 21

Правописание междометий и звукоподражательных слов (1 ч)

Правописание иностранных слов. Транскрипция иностранных слов.

Тема занятия 22

Зачётная работа «Проверь свою грамотность»(1 ч)

11 класс

ПУНКТУАЦИЯ

Тема занятия 1

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи(1ч)

Точка. Вопросительный знак. Восклицательный знак. Многоточие.

Тема занятия 2

Тире между членами предложения (2ч)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

Интонационное тире. Соединительное тире.

Тема занятия 3

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (2ч)

Однородные члены, не соединённые союзами. Однородные и неоднородные

определения. Однородные и неоднородные приложения. Однородные члены,

соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые

повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными или

парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах.

Тема занятия 4

Знаки препинания при повторяющихся словах (1ч)

Запятая при повторяющихся словах. Дефисное написание повторяющихся

слов.

Тема занятия 5

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (2 ч)

Обособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные

обстоятельства. Обособленные дополнения.

Тема занятия 6

Знаки препинания в предложениях с уточняющими пояснительными и

присоединительными членами предложения (1ч)

Уточняющие

члены

предложения.

Пояснительные

члены

предложения.

Присоединительные члены предложения.

Тема занятия 7

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами

предложения (2ч)

Вводные

слова

и

словосочетания.

Вводные

и

вставные

предложения.

Обращения.

Тема занятия 8

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных и

отрицательных словах (1 ч)

Междометия и частицы. Утвердительные, отрицательные, и вопросительно-

восклицательные слова.

Тема занятия 9

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях(2ч)

Запятая в сложносочинённом предложении. Точка с запятой в

сложносочинённом предложении. Тире с сложносочинённом предложении.

Тема занятия 10

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях (2ч)

Запятая между главным и придаточным предложениями. Запятая при

сложных подчинительных союзах. Знаки препинания в сложноподчинённом

предложении с несколькими придаточными. Запятая на стыке двух союзов.

Точка с запятой в сложноподчинённом предложении. Тире в

сложноподчинённом предложении. Двоеточие в сложноподчинённом

предложении. Запятая и тире в сложноподчинённом предложении.

Тема занятия 11

Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточными

предложениями(1ч)

Цельные по смыслу выражения. Сравнительный оборот.

Тема занятия 12

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (3ч)

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в

бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном

предложении. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении.

Тема занятия 13

Знаки препинания в периоде. Запятая и тире в периоде (1ч)

Тема занятия 14

Знаки препинания при прямой речи (2ч)

Прямая речь после слов автора. Прямая речь перед авторскими словами.

Авторские слова внутри прямой речи. Прямая речь внутри авторских слов.

Знаки препинания при диалоге. Абзацы при прямой речи. Пунктуационное и

графическое оформление текста.

Тема занятия 15

Знаки препинания при цитатах (2ч)

Кавычки при цитатах. Многоточие при цитатах. Знаки препинания при

ссылке на автора и на источник цитаты. Прописные и строчные буквы в

цитатах.

Тема занятия 16

Знаки препинания в газетных заголовках (1ч)

Пунктуация в газетных заголовках.

Тема занятия 17

Употребление кавычек (1 ч)

Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении.

Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т.д.

Название орденов, медалей. Название фабричных марок машин, сортов

растений, пород животных.

Тема занятия 16

Сочетания знаков препинания (1ч)

Запятая и тире. Вопросительный и восклицательный знаки. Кавычки и другие

знаки. Скобки и другие знаки. Многоточие и другие знаки.

Последовательность знаков при сноске.

Тема занятия 17

Факультативные знаки препинания (1ч)

Собственно

факультативные

знаки.

Альтернативные

знаки.

Вариативные

знаки.

Тема занятия 15

Авторские знаки препинания (1ч)

Тема занятия 15

Знаки препинания в текстах разговорной речи (1ч)

Тема занятия 15

Зачётная работа по всему курсу(1ч)

III.

Учебно-тематический план (68 ч).

Орфография

Тема

Кол-во

часов

Форма

проведения

Дата

теория

практикум

1

Вводное занятие. Секреты

грамотности.

0,5

0,5

деловая

игра

2-

3

Правописание гласных в корне.

1

1

лекция

практикум в

группах

4-

5

Правописание согласных в

корне .

1

1

лекция

практикум

6

Употребление прописных букв

1

своя игра

7

Сложносокращённые слова и

аббревиатура.

0,5

0,5

практикум

8

Разделительные Ъ и Ь и

особенности их написания.

1

практикум

тренажёр

9-

10

Правописание приставок .

1

1

лекция

тренинг

11-

12

Гласные после шипящих и Ц в

суффиксах и окончаниях.

0,5

1,5

групповой

практикум

тест

13

-

14

Правописание имён

существительных.

1

1

практикум

тренинг

15

-

16

Правописание имён

прилагательных.

1

1

практикум

тренинг

17

Правописание сложных слов .

1

1

лекция

практикум

18

-

19

Правописание имён

числительных (особенности

склонения, числительное ПОЛ,

ПОЛУ)

2

практикум

тренажёр

20

Правописание местоимений.

1

групповой

практикум

21

-

22

Правописание глаголов.

1

1

лекция

тест

23

-

25

Правописание причастий.

1

2

лекция

тренажёр

26

-

27

Правописание наречий

1

1

лекция

практикум

28

-

29

Правописание предлогов.

0,5

1,5

практикум

тест

30

Правописание союзов.

0,5

0,5

лекция

тренажёр

31

Правописание частиц

(дефисное и раздельное

написание частиц, не с

разными частями речи)

1

тренинг

32

Правописание НЕ и НИ.

1

групповой

практикум

33

Правописание междометий и

звукоподражательных слов.

Правописание иностранных

слов.

1

лекция

34

Зачётная работа. «Проверь

свою грамотность»

1

Итоговый

тест

Пунктуация

34 часа, 1 час в неделю.

тема

Кол-во

часов

форма

Дата

1

Знаки препинания в конце

предложения и при перерыве

речи.

1

лекция

2

Тире между подлежащим и

сказуемым.

1

практикум

3

Тире в неполном предложении.

Интонационное и

соединительное тире

0,5

0,5

лекция

практикум

4

Знаки препинания в

предложениях с однородными

членами.

1

практикум

тест

5

Однородные члены,

соединённые

повторяющимися, двойными

и парными союзами.

0,5

0,5

лекция

тренинг

6

Знаки препинания при

повторяющихся словах.

1

практикум

7

Знаки препинания в

предложениях с

обособленными

определениями и

приложениями.

1

практикум

групповой

тренинг

8

Знаки препинания в

предложениях с

обособленными

обстоятельствами и

дополнениями.

1

практикум

тест

9-

Знаки препинания в

предложениях с уточняющими

пояснительными и

присоединительными членами

предложения.

0,5

0,5

лекция

тест

10

Знаки препинания при словах,

грамматически не связанных с

членами предложения.

1

групповой

тренинг

11

Знаки препинания в

предложениях с вводными и

вставными конструкциями.

0,5

0,5

тренажёр

12.

Знаки препинания при

междометиях, частицах,

1

практикум

утвердительных и

отрицательных словах.

13

Знаки препинания в

сложносочинённых

предложениях.

0,5

0,5

практикум

14

Знаки препинания в

сложноподчинённом

предложении с несколькими

придаточными.

0,5

0,5

лекция

тест

15

Точка с запятой, тире и

двоеточие в

сложноподчинённом

предложении.

0,5

0,5

групповой

тренинг

16.

Знаки препинания в

сложноподчинённых

предложениях.

0,5

0,5

лекция

практикум

17

Знаки препинания в

сложноподчинённом

предложении с несколькими

придаточными.

0,5

0,5

лекция

тест

18

Точка с запятой, тире и

двоеточие в

сложноподчинённом

предложении

1

практикум

19.

Знаки препинания при

оборотах, не являющихся

придаточными

предложениями.

1

анализ

текста

20

22.

Знаки препинания в

бессоюзных сложных

предложениях.

1

2

лекция

практикум

23.

Знаки препинания в периоде.

1

анализ

текста

24-

25.

Знаки препинания при прямой

речи.

1

1

лекция

тест

26-

27

Знаки препинания при

цитатах.

0,5

1,5

практикум

28

Знаки препинания в газетных

заголовках.

1

исследовани

е

29

Употребление кавычек.

1

исследовани

е

30

Сочетание знаков препинания.

1

практикум

31

Факультативные знаки

препинания.

1

анализ текст

32

Авторские знаки препинания.

1

анализ

текста

33

Знаки препинания в текстах

разговорной речи.

1

анализ

текста

34

Итоговый тест «Проверь

свои знания».

1

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Памятки

алгоритмы

контрольно-измерительные материалы по разделам программы.

тренажёры

презентации

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. В.В.Тихонова, Т.Е.Шаповалова. «Основные правила русской пунктуации

для школьников и абитуриентов». М. «Дрофа» 2007

2. В.В. Бабайцева, О.А. Сальникова. «Русский язык.

Тренинг по орфографии. Для школьников старших классов

и поступающих в вузы». М. «Дрофа» 2004

3. Д.Э.Розенталь «Справочник по русскому языку. Орфография и

пунктуация» Москва ОНИКС 21 век. 2002

4. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для

занятий по русскому языку в старших классах». М.

«Просвещение» 2000

5. М.Светлов, С.Крючков. «Упражнения по русскому языку. Синтаксис и

пунктуация». М. «Айрис» 2000

6. Я.Темиз. «Практикум по русскому языку. Интенсивный курс». М.

«Айрис» 2000

7. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

8. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и

литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2,

с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

9. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и

пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32;

2003. №3, с. 37-40.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998.

2.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.

Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, «Детская литература».

1962.

3.Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

4.Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и

раздельных написаниях). М., 1998.

5.Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.

6.Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому

языку. 9-11 классы. Москва, «Просвещение», 1997.

7. Интернет-ресурсы.



В раздел образования